ГИЛЯРОВСКИЙ, Владимир Алексеевич, псевдоним -- дядя Гиляй [26.XI(8.XII).1853, имение Вологодской губ.-- 1.Х.1935, Москва] -- прозаик, поэт, журналист, мастер поэтического экспромта. Родился в семье служащего. Получил первоначальное домашнее образование, учился в Вологодской гимназии.
Истинным другом и воспитателем Г. (мать умерла, когда ему было восемь лет) стал двоюродный брат дедушки, беглый матрос П. Китаев -- сильный и смелый человек, который учил Г. лазанью по деревьям, боксу, борьбе, гимнастике, плаванью, верховой езде, рассказывал о приключениях и путешествиях. В доме отца Г. познакомился с политическими ссыльными, которых немало было в Вологде, студентами Московского и Петербургского университетов.
В 1871 г. под влиянием прочитанного романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?" и особенно образа Рахметова Г. бежал из отцовского дома на Волгу. Скитания Г. по России длились десять лет. Он близко познакомился с жизнью и бытом трудового народа, босяков, сам ходил бурлаком, работал крючником (грузчиком), пожарным, рабочим на заводе свинцовых белил, объездчиком лошадей, провинциальным актером. Работа в театре свела его с интересными людьми, познакомила с русской и мировой классикой.
Во время русско-турецкой войны 1877--1878 гг. добровольно вступил в военную службу. Был разведчиком. Награжден орденом. После окончания военных действий вернулся к актерской деятельности в Пензе, а в 1881 г. стал москвичом.
В 1881 г. в журнале "Будильник" опубликовал стихотворение "Все-то мне грезится Волга широкая", по словам Г., "открывшее дверь в литературу" (Мои скитания.-- С. 215). С этого времени регулярно начал печататься как поэт и репортер в московских изданиях.
В 1883 г. появляется его первый рассказ "Обыкновенный случай" в газете "Современные известия", в 1885 г. рассказы "Человек и собака", "Обреченные" в газете "Русские ведомости", которые были отмечены литераторами старшего поколения М. Е. Салтыковым-Щедриным и Г. И. Успенским. Г. хорошо изучил Москву. Его репортажи отличались достоверностью, он стал признанным "королем репортажа".
Большой жизненный опыт, близость к беднякам и босяцким низам определили темы его первых рассказов и очерков. На самом дне жизни он находил замечательные характеры, сильных духом людей, мечтавших о казацкой вольнице Степана Разина. Видел он и мрачные стороны жизни: беспросветную бедность, городские трущобы. Бесстрашие, физическая сила (он мог узлом завязать кочергу, двумя пальцами согнуть серебряную монету) помогали ему выходить невредимым из самых сложных ситуаций.
По совету Г. И. Успенского и настоянию А. П. Чехова в 1886 г. Г. собрал и напечатал первые рассказы под названием "Трущобные люди". Наиболее значительный рассказ "Обреченные" -- об изнуряющем труде рабочих на белильном заводе. По распоряжению цензуры книга была запрещена за изображение жизни с мрачной стороны, отпечатанный тираж был сожжен.
Г. много работал в дореволюционной журналистике ("Русские ведомости", "Россия", "Русское слово", "Журнал спорта" и др.). Печатал репортажи, очерки, рассказы, стихи. Наиболее известный репортаж Г.-- "Катастрофа на Ходынском поле" (1896), а также репортаж 1905 г. о маевке в Сокольниках -- "Праздник рабочих".
К столетию Н. В. Гоголя ("Тараса Бульбу" и другие сочинения писателя Г. любил с детства) Г. предпринял поездку в село Большие Сорочинцы, уточнил дату и место рождения писателя (опубл. в журнале "Русская мысль".-- 1900.-- No 2). Тогда же он сделал доклад в Обществе любителей российской словесности о поездке. В 1902 г. вышла книга Г. "На родине Гоголя", в 1909 г.-- статья "О современниках Гоголя" (Русское слово.-- No 95).
В советское время Г. издает поэмы "Петербург" (1922), "Стенька Разин" (1928), ряд книг, в которых в живой и занимательной форме воспроизводит нравы и быт старой Москвы, в частности: "От Английского клуба к Музею Революции" (1926), "Москва и москвичи" (1926), "Записки москвича" (1931), "Друзья и встречи", "Москва-газетная" (1934) и др. Книги были тепло встречены советской общественностью.
Г.-- сторонник реализма. Проза его отличается простотой, живостью, массой интересных деталей, оптимизмом, несет на себе отпечаток незаурядной личности самого рассказчика. От репортерских навыков идет подкупающая достоверность, живость портретов и описаний, ощущение сиюминутности происходящего, аромат времени. Г. справедливо называют бытописателем старой Москвы.
В его книгах, очерках, репортажах сохранились сведения о писателях (Г. И. Успенском, А. П. Чехове, Л. Толстом, Я. П. Полонском, В. М. Дорошевиче, А. А. Блоке и др.), художниках, артистах, редакторах периодических изданий, интересных исторических событиях (напр. о полетах С. Уточкина, урагане 1904 г. в Москве, памятных местах Москвы, отдельных зданиях) и т. д.
Соч.: Собр. соч.: В 4 т.-- М., 1967; Избранное. В 3 т.-- 1960; Забытая тетрадь. Стихотворения.-- М., 1894, 1896, 1901; Стенька Разин. Поэма.-- М., 1928; Москва и москвичи.-- М., 1926, 1935, 1959; От Английского клуба к Музею Революции.-- М., 1926; Мои скитания. Повесть бродяжной жизни.-- М., 1928; Вологда, 1958; Записки москвича.-- М., 1931; Друзья и встречи/-- М., 1934; Люди театра. Повесть актерской жизни.-- М.; Л., 1941; На жизненной дороге.-- Вологда, 1959.
Лит.: Бедный Д., Вишневский В., Леонов Л., Толстой А. и др. Памяти В. А. Гиляровского // Правда.-- 1935.-- No 273; Никулин Л. "Москва и москвичи" дяди Гиляя // Москва.-- 1957.-- No 3; Лидин В. Г. Люди и встречи.-- М., 1957; Паустовский К. Дядя Гиляй (В. А. Гиляровский) // Собр. соч.-- М., 1958.-- Т. 5; Гура В. В. Жизнь и книги дяди Гиляя. - Вологда, 1959; Киселева Е. В. А. Гиляровский и художники.-- Л., 1961; Морозов Н. И. Сорок лет с Гиляровским.-- М., 1963; Киселева Е. Жизнь и творчество В. А. Гиляровского.-- М., 1966; Лобанов В. Столешники дяди Гиляя.-- М., 1972; Чехов М. П. Вокруг Чехова -- М., 1981; Киселева Е. Рассказы о дяде Гиляе.-- М.. 1983; Есин Б. И. Репортажи В. А. Гиляровского.-- М., 1985.