Новые люди. Разсказы З. Н. Гиппіусъ. С.-Петербургъ, 1896 г. Цѣна 1 р. 50 коп. Въ началѣ книжки напечатано слѣдующее посвященіе: "А. Л. Волынскому. Разными путями можно идти къ одной цѣли. Ваша дорога отлична отъ моей, оружіе, которымъ вы боретесь -- иное, но мы идемъ въ одну сторону, ведемъ одну войну: и вы, и я окружены врагами: тѣмъ отраднѣе встрѣтиться друзьямъ. Духъ того, что вы пишете, близокъ мнѣ, и я дарю вамъ эту книгу -- первыя ступени къ новой красот1123;, которая дорога намъ обоимъ. З. Гиппіусъ". Г-жа Гиппіусъ -- писательница симпатичная, судя по ея произведеніямъ, очень добрая, гуманная и кроткая,-- и, прочитавши ея разсказы, мы рѣшительно удивлены тѣмъ, что ока "ведетъ одну войну", въ союзѣ съ г. Волынскимъ, и, вмѣстѣ съ нимъ, "окружена врагами". Но это, впрочемъ, ихъ дѣло, г-жи Гиппіусъ и г. Волынскаго: пусть воюютъ, до насъ это не касается. Нѣсколько иное дѣло -- увѣреніе писательницы, будто ея книга есть "ступень къ новой красотѣ". Мы всегда были убѣждены, что нѣтъ ни старой, ни новой "красоты", что есть одна красота, вѣчная. При этомъ убѣжденіи мы и остаемся, и въ книжкѣ Новые люди не нашли ни новыхъ,-- т.-е. какихъ-либо невѣдомыхъ намъ,-- красотъ, ни даже новыхъ людей. Все обстоитъ по старому:-- нѣсколько хорошенькихъ разсказовъ (Смиреніе, Месть, Совѣсть), нѣсколько разсказовъ вычурныхъ (Яблони цвѣтутъ, Миссъ Май, Легенда), есть и такіе, что намъ совсѣмъ не нравятся (Богиня, Ближе къ природѣ). Напечатано въ книжкѣ двѣнадцать стихотвореній; они намъ тоже не нравятся и красотами не блещутъ. Вотъ для примѣра начало стихотворенія Цвѣты ночи:
Да развѣ же это стихи? Это просто изуродованная проза, безсодержательная и менѣе поэтичная, чѣмъ все написанное г-жею Гиппіусъ безъ претензій на стихотворство. Къ сонму враговъ, "окружающихъ" г-жу Гиппіусъ, купно съ г. Волынскимъ, симпатичная писательница не имѣетъ ни малѣйшаго основанія причислять насъ, а потому позволяемъ себѣ надѣяться, что она такъ же добродушно приметъ нашъ совѣтъ, какъ искренно мы его высказываемъ: не писать короткими строчками, не вести войны,-- ни на что это ей не нужно,-- не пускаться на поиски "новой красоты", дабы не попасть въ цѣхъ декадентовъ, гдѣ ей совсѣмъ не мѣсто. Большинство дѣтокъ и подростковъ, изображаемыхъ ею въ разсказахъ, довольно естественны, живы и милы, отношеніе къ нимъ писательницы искренно и любовно, и повѣствованія ея много выиграли бы въ смыслѣ художественности, т.-е. настоящей "красоты", еслибъ они были проще.