Тарасенков А. К.
З. Н. Гиппиус

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


А. К. Тарасенков.

<З. Н. ГИППИУС>

   Гиппиус (Мережковская) Зинаида Николаевна (р. 1869) -- поэтесса, беллетрист, драматург и литературный критик (псевдоним -- Антон Крайний). Печататься начала в 1888 в "Северном вестнике". Вместе с Д. Мережковским, В. Брюсовым и др. Г. явилась одним из зачинателей символизма (см.). Как общественная деятельница, Г. известна своим активным участием в религиозно-философских обществах. Была одним из редакторов журнала "Новый путь". Ей принадлежит также ряд статей в "Мире искусства". Символизм Г. -- это символизм той части дворянской интеллигенции, к<ото>рая не приняла общественных отношений эпохи промышленного капитализма и первых революционных бурь. В большинстве своих рассказов и повестей Г. дает образ человека, теряющего почву, лишенного всякого смысла существования. Очень показательны в этом отношении -- книга рассказов "Новые люди" (1907) и сборник "Небесные слова", составленный из старых вещей Г. (вышел в Париже в 1921). В уходе в себя, в индивидуализме, в крайнем самозабвении герои Гиппиус видят для себя единственный выход. Иногда эти переживания доходят до полной атрофии всех социальных инстинктов: "Люди, послушайте меня, счастья вам все равно не будет. Сделайте так, чтобы ничего не хотеть и ничего не бояться -- вот и станет вам спокойно жить" (рассказ "Легенда"). Г. особенно пристально разрабатывает мотивы смерти и гибели, тем самым примыкая к группе наиболее упадочных символистов. Поэзия ее вся проникнута сознанием внутренней опустошенности, безволия и одиночества:
    
   Стою над пропастью, под небесами --
   Но улететь к лазури не могу.
   Не ведаю, восстать иль покориться,
   Нет смелости ни умереть, ни жить.
   Мне близок бог, но не могу молиться,
   Хочу любви, но не могу любить... (1893).
    
   К войне Г. отнеслась отрицательно, но весь ее протест насквозь религиозен и пацифичен ("Отец! Отец! Склонись к твоей земле, -- она пропитана сыновней кровью").
   Октябрьскую революцию Г. восприняла как "блудодейство", "неуважение к святыням", "разбой". Стихи Г. периода 1917-1921, направленные по адресу большевиков, носят явно черносотенный характер:
    
   Рабы, лгуны, убийцы, тати ли --
   Мне ненавистен всякий грех.
   Но вас, Иуды, вас, предатели,
   Я ненавижу больше всех.
    
   Высокое качество ее поэтического яз<ыка> теперь резко снижается. Стихи Г. изобилуют рядом грубых прозаизмов. В 1920 Г. эмигрировала в Зап. Европу. В Мюнхене она выпустила совместно с Д. Мережковским, Д. Философовым и др. сборник воспоминаний о Советской России. В 1925 в Праге вышли два томика резко тенденциозных воспоминаний о Брюсове, Блоке, Сологубе и др. (под заглавием "Живые лица"). Вступивший в ВКП (б) В. Брюсов, по ее мнению, "похож на шимпанзе"; зато "Аня" (Вырубова) описана ею восторженно и патетически. Зарубежное "творчество" Г. лишено всякой художественной и общественной ценности, если не считать того, что оно ярко характеризует "звериный лик" эмигрантщины.
    

Примечания:

   Впервые: Литературная энциклопедия. М.: Изд-во Коммунистической академии, 1929. Т. 2. С. 538-539. Статья печатается как выражение официального советского отношения к творчеству Гиппиус.
   Тарасенков Анатолий Кузьмич (1909-1956) -- критик, библиограф.
   Источник: З. Н. Гиппиус: pro et contra / Сост., вступ. статья, коммент. А. Н. Николюкина. -- СПб.: РХГА, 2008. -- 1038 с. -- (Русский путь).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru