ГЛАГОЛИН, Борис Сергеевич (род. 1879), драматический артист и режиссер. Окончил Петербургские драматические курсы. Сценической карьерой Г. обязан петербургскому Малому (Суворинскому) театру, где вскоре занял положение первого актера и играл лучшие роли репертуара. В особенности ему удавались комедийные и характерные роли, преимущественно в пьесах легкого жанра ("Буриданов осел", "Мой Бэби" и др.). После революции Г. играл в Театре революции в Москве, а затем на Украине.
Большая советская энциклопедия (1-е издание), т. XVII (1930): Гимназия -- Горовицы, стлб. 147
II.
ГЛАГОЛИН Борис Сергеевич [наст. фам. Гусев; 11(23).1.1879, Саратов -- 13.12.1948, США], драматург, театр. критик, актер и режиссер. Сын С. С. Гусева (Слово-Глаголь). Учился в трехлетнем 9-м саратовском нар. уч-ще, в петерб. 1-м реальном уч-ще (окончил в 1896), на Драм. курсах по классу В. Н. Давыдова и Ю. Э. Озаровского, одновременно в качестве вольнослушателя посещал лекции в Петерб. ун-те по филол. ф-ту. Сценич. деятельность начал в 1894 в саратовском очкинском театре. С 1899 один из ведущих актеров, а с 1906 реж. петерб. Малого т-ра; пользовался покровительством А. С. и М. А. Сувориных. Как актер имел огромный успех у зрителя, однако театр, критика отмечала и несколько скандальный оттенок популярности Г., обусловленный как "закулисными" конфликтами, так и подчас шокирующими сценич. новациями, напр. решение Г. играть роль Орлеанской девы (отклики частично собраны в кн. Г. "За кулисами моего театра. Театральные эпизоды", СПб., 1911, с. 190--98); впоследствии эта роль была признана одной из наиб, интересных в репертуаре Г., и он продолжал играть ее в столице и провинции (см.: Ауслендер С., Петерб. театры.-- "Аполлон", 1909, No 1, с. 26--27). В 1909 выступал на франц. сцене, был избран поч. членом Драм. ассоциации в Ницце; с 1912 внесен в англ. театр, энциклопедию, упоминавшую в то время лишь 13 деятелей рус. театра ("Who's who in the theatre", L., 1912, p. 593). В 1914--16 создал около 20 кинофильмов, выступая одновременно как сценарист, постановщик и актер.
В 1917--20 играл в Харьков. драм. т-ре. В 1919 с приходом Добровольч. армии был предан военно-полевому суду по обвинению в "красной агитации" ("Вест, т-ра", 1919, No 36). В 1921--22 играл в Одессе, Тифлисе, в 1923-- 25 -- в Т-ре В. Э. Мейерхольда. В 1925--28 реж. Укр. драм. т-ра им. И. Франко. С 1928 жил за границей. Ставил в Нью-Йорке спектакли на рус. яз.
Начал печататься в 1895 в газ. "Одес. новости" и "Бессараб. жизнь". С 1898 небольшие статьи и театр, рец. Г. появляются в газ. "Жизнь театра", "Заря", "Нов. время", "Новости", ж. "Рампа и жизнь", "Театр и иск-во", с 1907 -- в "Журнале театра Лит.-худож. об-ва". Наиб. значит, из них, как и рефераты, ранее выпущенные отд. изд. ("О свободе театра", СПб., 1905; "Несколько слов о детском театре", 2-е изд., Саратов, 1905), объединены в кн. "Новое в сценич. иск-ве" (СПб., 1901) и "За кулисами моего театра..." (СПб., 1911). Всб. "Пьесы из детской жизни" (2-е изд., СПб., 1902) собраны гл. обр. переделки и вольные пер. (ставились на сцене театра Лит.-худож. об-ва и в провинции) : "Сказка" (пьеса в 1 действии по драм. поэме А. Немоевского; пост. 1902, отд. изд.-- СПб., 1903), "Новые приключения Шерлока Холмса" (в соавт. с М. А. Сувориным; пост. 1906, отд. изд.-- СПб., 1907), "Генрих Наваррский" (пер. драмы А. Деверже в соавт. с Е. А. Била; пост. 1909, отд. изд.-- М., 1910). Тяготение к острым сюжетам, мелодрам, эффектам обусловило успех постановок у массового зрителя. С. Ауслендер писал, что в пьесах Г. господствует "эта старая, все больше и больше забываемая театральность, в к-рой все движения и поступки героя, злодея, первой героини ... так точны и предопределены" ("Аполлон", 1910, No 4, с. 75). События 1-й мировой войны пытался отразить в пьесе "За кулисами войны" (пост. 1914, отд. изд.-- П., 1914); критика отметила отсутствие широкой обществ. проблематики при интересной "обрисовке отд. моментов" (Долгов Н., Двадцатилетие театра им. А. С. Суворина. 1895--1915, П., 1915, с. 83).
Др. произв.: "Речь, произнесенная со сцены Саратовского Городского театра 18 окт. 1905 г." (Саратов, 1905); пьеса "Музей восковых фигур" (в соавт. с Ю. Беляевым; пост. 1909, отд. изд.-- СПб., 1910); статьи: "Творческие пути театра" (X., 1917), "Образ императора Павла" (X., 1917).
Лит.: Глаголин и его роли. Отзывы и портреты собраны А. М. Брянским и В. П. Лачиновым, СПб., 1912; Пильгуева С., Глаголин. Мат-лы к биографии, Тифлис, 1922; Борщаговский А., Путь театра. Очерк истории т-ра им. И.Франко, М.--Л., 1948, с. 79--80; Кино и время. Бюллетень, в. 3, [M.], 1963, с. 74; Гинзбург (ук.). + ИДРДВ; ИРДТ; ТЭ, Дополнения, М., 1967, стб. 77; Вишневский; Масанов.
Архивы: ИРЛИ, ф. 377.
Д. М. Магомедова.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989