Голд (Gold), Майкл -- псевд; наст, имя Ирвинг Гранич [Granich] (12.IV.1893, Нью-Йорк-14.V. 1967, Сан-Франциско, Калифорния) -- публицист, прозаик, поэт. Родился в семье владельца мелкого предприятия, эмигрировавшего из Румынии в 1880-е гг. Подростком работал в отелях, потом конторщиком, шофером, плотником, фабричным рабочим, корректором в газете. В 1914 г. в журнале "Мэссиз" появилось его первое стихотворение. Избегая призыва в армию, на два года уехал в Мексику (1918). Вернулся в США в разгар Палмеровских полицейских налетов, вступил в недавно созданную Коммунистическую партию США и активно включился в борьбу за новую, революционную литературу, опубликовав статью "Навстречу пролетарской литературе" (1920). Затем Голд работал в "Мэссиз", а после запрещения журнала стал одним из редакторов "Либерейтора". В 1922 г. переехал в Калифорнию, где занимался журналистикой и начал работу над автобиографической повестью "Еврейская беднота" (Jews Without Money, 1930, рус. пер. 1931).
Выдержавшая в США 20 изданий и переведенная на 15 языков, повесть покоряет простотой, искренностью, самобытностью стиля. Жизнь беднейших кварталов Нью-Йорка показана глазами подростка. Из калейдоскопа сцен, зарисовок, лирических отступлений возникает панорама повседневной пестрой, трудной жизни большого города.
После поездки в СССР в 1925 г., находясь под сильным впечатлением от постановок Вс. Мейерхольда, Голд два года посвятил попыткам создать в США "радикальный театр", сам написал для него две пьесы. В 1926 г. участвовал в создании журнала "Нью мэссиз", а в 1930 -- в первой Международной конференции писателей в Харькове. К этому времени вышел сборник "120 миллионов" (720 Million, 1929). Наряду с очерками и рассказами о людях трудовой Америки, о рабочем классе, в недрах которого зарождается боевой дух и революционное самосознание, в сборнике напечатаны известные поэмы "Необычайные похороны в Брэддоке" (Strange Funeral in Braddock), "Америка" (America) и "120 миллионов".
С 1933 г. Голд переключился в основном на публицистику: Долгие годы он вел колонку "Изменим мир" в "Дейли уоркер".
Голд принимал участие в работе Международного конгресса писателей в защиту культуры в Париже (1935). "Всякий, кто предан культуре, -- сказал он на Конгрессе, -- должен признать, что только рабочий класс способен ее сохранить и развить. В этом -- урок русской революции..."
Конец 40-х и начало 50-х гг. Голд прожил во Франции. Вернулся в США в разгар "холодной войны" и маккартизма, много ездил по стране с лекциями, с 1957 г. поселился в Сан-Франциско, сотрудничал в "Пиплз уорлд".
Голд участвовал в выработке основ нового, социально значимого и преобразующего действительность искусства, но на многих его работах лежит печать вульгаризаторства и догматизма, свойственных марксистской эстетике тех лет. Сектантской нетерпимостью отмечена книга "Полые люди" (The Hollow Men, 1941), где Голд осуждал Ш. Андерсона, Э. Хемингуэя и др.
Голд -- автор книги "Жизнь Джона Брауна" (The Life of John Brown, 1960). В архивах Голда обнаружено немало незавершенных пьес и романов, осталась недописанной и автобиография.
Поэмы и стихи Голда неоднократно публиковались в СССР.
Е. Романова
Источник текста: Писатели США. Краткие творческие биографии. /Составление и общая редакция Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. -- Москва: Радуга, 1990.