ГОЛОДНЫЙ Михаил (псевдоним Михаила Семеновича Эпштейна) [1903--] -- современный поэт. Р. в г. Артемовске, в бедной еврейской семье, с 1915 работал на фабрике. До 1928 -- член ВЛКСМ. Пишет с 1919, печататься начал с 1921. Несколько лет состоял в литературной группе "Перевал".
Первые стихи Г. -- перепевы мотивов, характерных для пролетарской поэзии начала революции. Это -- пафосно-отвлеченное воспевание труда, революции, стали. В последующем творчестве Г. преобладает лирика раздумий. Не мало места занимают и любовно-лирические мотивы. В последнее время (стихи 1927--1929) Г. овладели явно упадочнические настроения. Наша действительность представляется ему чрезвычайно серой и будничной ("иду -- и будни надо мной знамена вяло развернули"). "Будничности" и "вялости" Г. противопоставляет время гражданской войны, когда "пушки музыкой звучали".
Чувство ненависти к классовому врагу сочетается у Г. зачастую с большим социальным пессимизмом. Когда Г. берется за "разрешение" каких-нибудь этических, моральных проблем, он говорит не словами нового человека, строителя-борца, а словами усталого человека прошлого.
Тематика Г. за последнее время значительно снизилась в ее общественной ценности. Мотивы "чистой" -- любовной и пейзажной -- лирики начинают занимать в его творчестве доминирующее место.
Как мастер Г. далеко еще не определился. Стиль его эклектичен (можно найти примеры влияния и Пушкина, и Асеева, и Тютчева).
Библиография:
I.
Сваи (стихи), изд. ЦК КСМУ, Харьков, 1922; 2-е изд., там же, 1922;
ГОЛОДНЫЙ, Михаил [псевд.; наст. имя -- Михаил Семенович Эпштейн; 11(24).XII.1903, г. Бахмут (ныне Артемовск), -- 20.I.1949, Москва] -- рус. сов. поэт. Чл. Коммунистич. партии с 1939. С 12 лет работал на гребеночной фабрике. Первые стихи опубл. в журн. "Юный пролетарий" (Екатеринослав) в 1920. Учился в Высшем лит.-худож. ин-те им. В. Я. Брюсова. Входил в лит. объединение "Молодая гвардия". Первые книги стихов Г. "Сваи" (1922) и "Земное" (1924), еще незрелые и подражательные, отразили задор и пафос "комсомолии" нач. 20-х гг. В "Новых стихотворениях" (1928) и "Стихах и песнях" (1930) Г. остро реагировал на нэпманские, мещанские нравы, порой предпочитая строительным будням "божественный ад" гражд. войны (стих. "Будни", "Степь", "Призыв"). Г. испытал влияние эстетич. теорий "Перевала". В 30-е гг. он написал свои лучшие баллады и песни: "Песня о Щорсе" и "Партизан Железняк" (положенные на музыку), "Судья ревтрибунала", "Казнь коммуниста в Берлине", "Волки" и др., напечатанные в сб-ках "Стихи о гражданской войне" (1932), "Слово пристрастных" (1934) и др. В 1942 Г. выпустил "Песни и баллады Отечественной войны" и "Стихи об Украине". Пронизанная революц. романтикой, патетич. поэзия Г. сыграла свою роль в идейном воспитании молодежи 20--30-х гг. Г. переводил польских, укр., белорус. поэтов.
Сочинения:
Избранное. [Вступ. ст. И. Гринберга], М., 1956;
Стихотворения. Баллады. Песни. [Вступ. ст. И. Гринберга], М., 1959.
Литература:
Усиевич Е., К спорам о политич. поэзии, "Лит. критик", 1937, No 5;
Тарасенков А., Страсть и разум, в кн.: Статьи о лит-ре, т. 1, М., 1958;
Беккер М., Поэзия классового пристрастия, в его кн.: О поэтах, М., 1961.
А. М. Турков.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 230--231.