Побѣда англійскихъ консерваторовъ на парламентскихъ выборахъ превзошла ожиданія самихъ уніонистовъ и опасенія ихъ противниковъ. Избрано: консерваторовъ -- 341, либераловъ-уніонистовъ -- 70, либераловъ -- 177, парнелистовъ -- 12, антипарнелистовъ -- 70. Уніонисты пріобрѣли девяносто новыхъ мѣстъ и обладаютъ теперь весьма значительнымъ и прочнымъ большинствомъ въ палатѣ общинъ.
Каковы причины пораженія либераловъ, пораженія столь сильнаго, что пражская Politik не безъ основанія называетъ его Седаномъ англійскихъ либераловъ? Каковы вѣроятныя послѣдствія перехода власти въ руки консерваторовъ?
Намъ приходилось уже указывать, что главное дѣло Гладстона въ послѣдніе годы его парламентской борьбы состояло въ проведеніи билля объ ирландскомъ гомрулѣ. Великодушная и справедливая идея этого государственнаго человѣка, благодаря его высокому авторитету и неистощимой энергіи, увлекла за собою значительную часть англійскаго общества. За нее стало большинство либераловъ, но двѣ фракціи покинули партію: умѣренные либералы (съ лордомъ Гартингтономъ, теперь герцогомъ Девонширскимъ, во главѣ) и радикальная группа, руководимая Чемберленомъ. Гладстоніанское большинство оказалось коалиціоннымъ: кабинетъ держался только благодаря ирландскимъ депутатамъ. Новые выборы показали, что большинство англійскаго народа теперь противъ дарованія Ирландіи самостоятельнаго парламента. Ближайшій анализъ результатовъ произведенныхъ выборовъ показываетъ, однако, что большинство это далеко не пропорціонально нынѣшнему парламентскому большинству: всѣхъ голосовъ за уніонистскихъ кандидатовъ было подано 1.650,000, за либераловъ -- 1.550,000. Англійскія газеты вычисляютъ, что при существованіи пропорціональныхъ числу населенія выборовъ консервативное большинство въ парламентѣ не превышало бы 20--25 голосовъ.
Какъ бы то ни было, Англія еще не желаетъ ирландскаго гомруля, и въ этомъ лежитъ, намъ кажется, главная причина пораженія гладстоніанцевъ. Второстепенныхъ причинъ было не мало: либераламъ повредило и удаленіе Гладстона, и относительная неумѣлость замѣнившаго его лорда Розбери. Полагаютъ, что либеральная партія могла бы избѣжать пораженія, если бы во главѣ ея находился Гаркуръ. Приписываютъ побѣду консерваторовъ ревностной поддержкѣ ихъ со стороны англійскаго духовенства и кабатчиковъ, вооружившихся противъ правительства за билль объ отдѣленіи церкви отъ государства въ Валлисѣ и за билль, сильно ограничивающій и стѣсняющій питейную торговлю, и т. д. Недовольство вызывала и иностранная политика лорда Розбери, для которой чувствительнымъ ударомъ было, напримѣръ, совмѣстное вмѣшательство Россіи, Германіи и Франціи въ условія мирнаго договора между Японіей и Китаемъ. Быть можетъ, всѣ эти обстоятельства и увеличили число голосовъ, поданныхъ за уніонистскихъ кандидатовъ, но и при ихъ отсутствіи большинство перешло бы изъ-за гомруля на сторону противниковъ Гладстона. Англиканское духовенство все равно было бы на сторонѣ консерваторовъ, если бы либеральный кабинетъ и не проводилъ церковнаго билля; кабатчики все равно оставались бы консерваторами, еслибъ и не было произведено попытки сократить продажу нитей и число питейныхъ заведеній.
Надо, однако, принять въ соображеніе, что англійскіе консерваторы мало похожи на консерваторовъ другихъ странъ. Имъ, во-первыхъ, есть что сохранять,-- въ смыслѣ національнаго достоинства, народнаго блага и справедливости,-- они, во-вторыхъ, не боятся реформъ, не отступаютъ породъ очень крупными преобразованіями, когда за нихъ высказывается общественное мнѣніе. Гладстонъ съ своимъ ирландскимъ биллемъ опередилъ развитіе англійской политической мысли, быть можетъ, на нѣсколько десятковъ лѣтъ. Но нѣтъ ничего невѣроятнаго, если уже въ началѣ приближающагося двадцатаго вѣка Ирландія получитъ національный парламентъ.
Къ реформамъ будетъ побуждать консервативный кабинетъ и присутствіе въ его средѣ Чемберлена. Въ англійской печати появились извѣстія, что лордъ Салисбюри не прочь провести нѣкоторыя преобразованія даже въ организаціи палаты лордовъ, и это было бы, конечно, весьма искуснымъ и эффектнымъ шагомъ съ его стороны.
Въ области иностранной англійской политики,-- въ этомъ предположеніи сходятся почти всѣ,-- слѣдуетъ ожидать теперь большей энергіи, усиленная же энергія въ данномъ случаѣ можетъ означать болѣе или менѣе непріязненное отношеніе къ Россіи и Франціи. Мы полагаемъ, впрочемъ, что значительныхъ перемѣнъ и въ этомъ отношеніи не произойдетъ. Тѣсному сближенію съ Германіей помѣшаютъ торговые интересы Англіи, одна же или въ союзѣ съ Италіей Великобританія не будетъ угрозою для европейскаго мира.
Любопытно, что въ только что окончившейся парламентской борьбѣ значительная группа рабочихъ, предводимыхъ Кейръ-Гарди, выступала противъ либераловъ и содѣйствовала, между прочимъ, пораженію Джона Морлся. Такая тактика въ Англіи къ вреднымъ послѣдствіямъ, можетъ быть, и не приведетъ, въ Бельгіи же она принесла печальные плоды. Какъ извѣстно, на общихъ выборахъ въ бельгійскій парламентъ либералы, которые съ величайшими усиліями, послѣ долгой и упорной борьбы, провели широкую избирательную реформу, были покинуты соціалистами и потерпѣли страшное пораженіе. Въ результатѣ: значительное число депутатовъ-соціалистовъ и клерикальное большинство. Оно немедленно принялось за дѣло. Правительство выработало весьма реакціонный школьный законопроектъ, и теперь въ Бельгіи по этому поводу сильное возбужденіе. Либералы и прогрессисты агитируютъ въ странѣ. Происходятъ частые митинги и грандіозныя уличныя демонстраціи. Знаменитый вождь прогрессистовъ, Писонъ, произноситъ пламенныя рѣчи и выражаетъ твердое убѣжденіе, что взрывъ общественнаго негодованія заставитъ отступить министерство, желающее отдать школу въ руки римско-католическаго духовенства. На этотъ разъ на ряду съ либералами противъ клерикальнаго законопроекта горячо выступаютъ Вандервельде и другіе вожди рабочихъ. Сомнительно, чтобы въ странѣ, которая такъ долго и славно боролась со страшными врагами за свободу совѣсти, могла восторжествовать католическая реакція.
Здѣсь кстати упомянуть, что 18 іюля нынѣшняго года исполнилось четверть вѣка со дня провозглашенія догмата папской непогрѣшимости. Папа Пій IX собралъ въ Ватиканѣ соборъ католическихъ епископовъ. Несмотря на строгую дисциплину римско-католическаго духовенства, потребовались большія усилія для того, чтобы соборъ согласился на торжественное провозглашеніе нелѣпаго догмата. Въ это время разразилась франко-германская война, и сценическій эффектъ возвѣщенія міру, въ храмѣ св. Петра, что римскій первосвященникъ уподобляется божеству, почти пропалъ. А двадцатаго сентября того же года итальянскія войска, при энтузіазмѣ римскаго народа, вступили въ вѣчный городъ. Непогрѣшимый папа заключился въ Ватиканѣ и оттуда продолжалъ посылать проклятія и угрозы еретикамъ и свободнымъ мыслителямъ. Когда умеръ Пій IX, авторитетъ непогрѣшимаго папы былъ сильно поколебленъ. Побѣдоносная Германія, руководимая Бисмаркомъ, начала пресловутую "культурную борьбу" съ католическою церковью, Римъ сдѣлался столицей Итальянскаго королевства. Новому папѣ, Льву XIII, его дальновидной, искусной политикѣ римско-католическая церковь обязана значительнымъ возстановленіемъ своего мірового вліянія. Догматъ непогрѣшимости ничѣмъ не отражался на образѣ дѣйствій топкаго дипломата, сидящаго на креслѣ св. Петра. Пользуясь всѣми благопріятными обстоятельствами, папскій престолъ добился того, что Бисмаркъ пошелъ на уступки и "культурная борьба" кончилась побѣдою католической церкви. Искусно лавируя между крайними теченіями, Левъ XIII поддерживаетъ хорошія отношенія съ Французскою республикой, кто бы ни стоялъ во главѣ правительства этой страны. Въ виду все возростающаго на Западѣ соціальнаго движенія, римско-католическая церковь неустанно и энергично пытается овладѣть имъ, явиться передъ міромъ покровительницею обездоленныхъ, защитницею интересовъ труда. Но такая искусная политика только прикрываетъ сущность католицизма и не въ состояніи уже къ концу XIX вѣка доставить этой церкви, всегда враждебной свободѣ совѣсти и изслѣдованія, долгихъ и прочныхъ успѣховъ.
-----
Въ концѣ іюля въ Куда-Пештѣ, съ разрѣшенія венгерскаго правительства, собирался конгрессъ не-мадьярскихъ національностей Транслейтаніи: румынской, сербской, словацкой. Конгрессъ этотъ составляетъ значительное событіе въ политической жизни Венгріи. Благодаря системѣ выборовъ, сильному давленію администраціи и пассивному до сихъ поръ отношенію къ парламентской борьбѣ со стороны большинства не-мадьяръ, эти послѣдніе безраздѣльно господствовали въ странѣ. Politik вычисляетъ, что изъ 229 избирательныхъ участковъ съ населеніемъ сплошь или въ большинствѣ не-мадьярскимъ правительство имѣетъ, тѣмъ не менѣе, 179 депутатовъ, безусловно поддерживающихъ его политику.
Politik привѣтствуетъ союзъ національностей, общая численность которыхъ превышаетъ мадьярское населеніе Транслейтаніи. Только этотъ союзъ въ состояніи предохранить румынъ, сербовъ и словаковъ отъ насильственной мадьяризаціи, которой они давно уже и систематично подвергаются. Починъ въ этомъ движеніи принадлежитъ румынамъ, которые еще въ 1893 году устроили въ Вѣнѣ совѣщаніе представителей названныхъ народностей.
Мадьяры раздражены конгрессомъ. Цислейтанская оффиціозная печать старается извлечь изъ пробужденія румынъ и славянъ въ Венгріи нѣкоторую выгоду для укрѣпленія двойственной монархіи, давая совѣты умѣренности обѣимъ сторонамъ. Справедливость требуетъ отмѣтить, что мадьярская народная партія,-- недавно возникшая и большого значенія покуда не имѣющая,-- высказываетъ въ своемъ органѣ Madyar Allem сочувственное отношеніе къ основнымъ требованіямъ румынъ и славянъ и къ ихъ конгрессу.
Въ нашей печати особенное сочувствіе національностямъ, борящимся за свою духовную самостоятельность и за самоуправленіе, обнаружили... Моск. Вѣдомости. Газета сообщаетъ, что будапештскій конгрессъ единогласно принялъ слѣдующую программу: "охраненіе цѣлости страны; борьба противъ мадьярской государственной идеи; словаки, сербы и румыны заключаютъ союзъ съ удержаніемъ національныхъ программъ; національная автономія въ границахъ комитатскаго подраздѣленія; автономія національныхъ языковъ; реформа законовъ о національностяхъ; реформа избирательнаго закона; всеобщее прямое и тайное право выбора; пересмотръ церковно-политическихъ законовъ; реформа законовъ объ обществахъ и о правѣ созывать собранія; министры для каждой національности; право представленія императору меморандума; автономія школы и церкви; правдивое освѣдомленіе иностранной печати; реформа суда и еще нѣкоторыя другія мелкія реформы".
Московскія Вѣдомости, столь извѣстныя своимъ справедливымъ и гуманнымъ отношеніемъ къ потребностямъ національностей, входящихъ въ составъ многоплеменнаго государства, патетически заявляютъ: "Мадьярское правительство, которое всегда прикидывалось глухимъ, когда заходила рѣчь о національностяхъ, и мадьярская печать, которая прямо отрицала самое существованіе подобнаго вопроса, теперь должны будутъ считаться съ этимъ вопросомъ" {Московскія Вѣдомости, 4 августа.}.
На конгрессѣ не приняли участія трансильванскіе нѣмцы. Быть можетъ, они разсчитываютъ такою цѣной добиться отъ мадьяръ какихъ-либо уступокъ только для себя. Но едва ли не болѣе дальновиденъ (о справедливости и говорить нечего) противуположный образъ дѣйствія румынъ. Хотя они и заявляютъ открыто свою преданность династіи и желаніе не переходить въ своихъ стремленіяхъ венгерской государственной границы, но точному и постоянному соблюденію этихъ обѣщаній не можетъ не мѣшать существованіе сосѣдняго съ Венгріей независимаго румынскаго государства. Положимъ, Гогенцоллернъ, занимающій королевскій румынскій престолъ, тяготѣетъ къ Берлину и Вѣнѣ; но бываютъ моменты, когда народныя теченія побѣждаютъ династическіе интересы и нарушаютъ политическое благоразуміе.
Въ 1891 году въ Румыніи образовалась лига для поддержки венгерскихъ румынъ (ихъ считается три съ половиною милліона). Эта лига развивается. Она держала въ іюнѣ нынѣшняго года многочисленный съѣздъ въ Букарештѣ. Румыны добиваются того, чтобы на августовскомъ (въ Брюсселѣ) международномъ конгрессѣ членовъ европейскихъ парламентовъ обсуждался вопросъ о національностяхъ, объ ихъ положеніи въ государствѣ.
Борьба между національностями продолжается и въ цислейтанской половинѣ Габсбургской монархіи. Изъ лагеря австро-нѣмецкихъ клерикаловъ раздаются голоса, приглашающіе австро-нѣмецкихъ либераловъ-централистовъ вновь вступить въ коалицію съ клерикалами, консерваторами и. поляками. Органы либеральной партіи отвергаютъ, однако, клерикальныя предложенія, которыя повели бы къ распаденію партіи. Ея положеніе и безъ того сильно поколеблено, и либералы-централисты гораздо охотнѣе войдутъ въ сдѣлку съ правительствомъ. Чтобы охранить государственное господство нѣмецкаго племени, они согласны даже сдѣлать дальнѣйшія пожертвованія изъ своей либеральной программы, готовы поддерживать усиленіе бюрократія въ ущербъ парламентскимъ правамъ, лишь бы только не дать чехамъ и другимъ славянамъ равноправности съ австрійскими нѣмцами.
Интересно отмѣтить, что нѣкоторые изъ наиболѣе вліятельныхъ органовъ польской печати выступаютъ теперь противъ союза съ либералами-централистами. Такъ, Przeglqd Pdlslei порицаетъ польскій клубъ рейхстага за то, что онъ часто шелъ на уступки нѣмецкой лѣвой, вопреки, конечно, интересамъ другихъ славянскихъ народностей. Союзникъ,-- говоритъ названный журналъ,-- не всегда бываетъ другомъ, и либералы-централисты, конечно, стремятся насильственнымъ путемъ задержать естественный ростъ славянъ. Журналъ сообщаетъ любопытный фактъ: въ то время, какъ населеніе Австрійской имперіи увеличилось вообще въ послѣднее десятилѣтіе на 7,7%, нѣмецкое населеніе поднялось только на 5,65%. Славяне,-- заключаетъ журналъ,-- могутъ поэтому спокойно глядѣть въ будущее. Національный миръ тогда только осуществится въ Австріи, когда каждой національности будутъ предоставлены средства для удовлетворенія ея духовныхъ и экономическихъ потребностей.
-----
Выражая сочувствіе автономіи національностей въ разноплеменныхъ государствахъ, Московскія Вѣдомости выступаютъ и противъ милитаризма. Занесемъ и это заявленіе въ нашу хронику. Сдѣлано оно по слѣдующему поводу. Ректоръ Берлинскаго университета, профессоръ богословскаго факультета (это характерно) Ифлейдереръ, въ день рожденія основателя университета, короля Фридриха-Вильгельма III, произнесъ обычную рѣчь съ необычнымъ въ устахъ германскаго профессора содержаніемъ. Пожуривши Канта за его демократическіе взгляды и за проповѣдь вѣчнаго мира, профессоръ Пфлейдереръ утверждаетъ, что наша жизнь всегда останется вѣчною борьбой. Третейскій судъ въ международныхъ спорахъ ученый богословъ допускаетъ только въ незначительныхъ случаяхъ. Разоруженіе поэтому въ глазахъ берлинскаго профессора было бы крупною ошибкой. "Наемныя войска,-- цитируемъ по переводу Московскихъ Вѣдомостей,-- могли въ рукахъ безсовѣстныхъ правителей быть орудіемъ къ легкомысленнымъ войнамъ, но "народъ въ оружіи" является лучшимъ средствомъ для охраны мира, во-первыхъ, потому, что отнимаетъ у сосѣда охоту къ войнѣ, а, во-вторыхъ, потому, что для вооруженнаго народа война дѣлается серьезнымъ дѣломъ, которое не начнетъ легкомысленно ни одно правительство. Правда, всякую возможность войны устранить нельзя, потому что порядокъ мірозданія требуетъ, чтобы жизнь была борьбой. Поэтому мы должны заботиться о томъ, чтобы выдержать неизбѣжную борьбу за существованіе, и для этого должны усовершенствовать всѣ силы нашего народа. А гдѣ же найти лучшее средство, какъ воспитаніе народа въ школѣ арміи? Всякая другая школа даетъ только отдѣльныя знанія, школа арміи обхватываетъ всего человѣка какъ цѣлое, физически и духовно: для сыновъ низшихъ сословій она является продолжательницей народной школы, пріучаетъ къ порядку, къ аккуратности, къ чистотѣ; для лицъ, окончившихъ высшія школы, она физическими упражненіями создаетъ противовѣсъ противъ односторонности научнаго образованія, гдѣ исключительная умственная работа вредно отражается на силахъ и свѣжести молодого организма. И при всемъ этомъ различіи она воспитываетъ достоинства, составляющія основу гражданскаго порядка,-- послушаніе, храбрость, самопожертвованіе и сознаніе долга. Мало того, армія воспитываетъ отвращеніе къ матеріализму".
Приведя эти удивительныя въ устахъ современнаго ученаго и христіанскаго богослова разсужденія, Московскія Вѣдомости основательно замѣчаютъ: "Почему профессоръ Пфлейдереръ не предпочитаетъ командовать батальономъ, вмѣсто чтенія лекцій,-- совсѣмъ непонятно, но, судя по рѣчи, онъ тамъ былъ бы болѣе у мѣста" {Моск. Вѣд., No 205. Въ No 216 эта "принципіальная" газета издѣвается надъ интерпарламентнымъ конгрессомъ въ Брюсселѣ, главною задачею котораго является именно сохраненіе европейскаго мира.}. Эту статью Московскихъ Вѣдомостей, какъ и ихъ отзывъ о славяно-румынскомъ съѣздѣ въ Буда-Пештѣ, можно рекомендовать въ особенности польскимъ и финляндскимъ читателямъ московской газеты.
Новымъ ректоромъ профессорская корпорація Берлинскаго университета избрала Адольфа Вагнера. Корреспондентъ Русскихъ Вѣдомостей считаетъ характерною замѣну воинствующаго богослова, которому предшествовалъ демократъ, такъ называемымъ катедеръ-соціалистомъ. "Если нѣмцу грустно становится за то, что съ каѳедры его университета возможенъ апоѳеозъ милитаризма, то у него, по крайней мѣрѣ, есть утѣшеніе, что всякое мнѣніе свободно и найдетъ себѣ выраженіе, не вызывая противъ ученаго преслѣдованія и не препятствуя его университетской дѣятельности" {Русскія Вѣдомости, No 208.}. При этомъ слѣдуетъ замѣтить, что демократическая идея вѣчнаго мира, надъ которой подсмѣиваются шовинисты всѣхъ странъ, ростетъ и въ Германіи, въ особенности южной. Мы своевременно сообщали читателямъ о сильномъ развитіи въ Вюртембергѣ народной партіи (Volkspartei), вождь которой, Пайеръ, состоитъ теперь президентомъ вюртембергской палаты депутатовъ. Эта партія созываетъ въ Мюнхенѣ съѣздъ для обсужденія ея новой политической программы. Проектъ программы начинается заявленіемъ, что народная партія есть партія мира, что она видитъ въ войнѣ предосудительный поступокъ, вредный интересамъ культуры и свободы. Распространеніе просвѣщенія служитъ, разумѣется, и распространенію этой истины. Человѣкъ, прошедшій хотя бы хорошую начальную школу, уже начинаетъ яснѣе понимать все зло войны для успѣховъ мирнаго труда, поэтому лучшимъ способомъ (далеко не единственнымъ, конечно) вести пропаганду идей всеобщаго мира является созданіе все новыхъ и новыхъ училищъ. Въ этомъ отношеніи особенно много сдѣлано Французскою республикой. Число дѣтей школьнаго возраста (отъ шести до тринадцати лѣтъ) равнялось во Франціи въ 1891 году 4.663,671. Школъ было (начальныхъ) 81,511, изъ которыхъ частныхъ одна пятая (по большей части эти послѣднія находятся въ рукахъ католическаго духовенства). Государство и самоуправленіе расходовали на элементарныя училища 186 милліоновъ франковъ (не считая издержекъ по постройкамъ). Бюджетъ частныхъ начальныхъ училищъ въ томъ же году опредѣляютъ въ 60 милліоновъ. Школьныя постройки съ 1878 по 1893 годъ поглотили у государства громадную сумму: 594.500,000 франковъ. Правительственный отчетъ опредѣляетъ только въ 77 тыс. число дѣтей, совсѣмъ не посѣщавшихъ школу. Изъ призывавшихся къ отбыванію воинской повинности умѣло читать въ 1886 году 89,7%, въ 1891 году 92,6%. Сообщая эти свѣдѣнія, Journal des Débats не безъ справедливой гордости говоритъ: "Въ общемъ, кажется, что для начальнаго обученія уже почти закончился періодъ неотложныхъ потребностей и героическихъ пожертвованій. Надо только укрѣплять достигнутые успѣхи" {Journal des Débats, 19 Juilet.}. Нынѣшнее французское правительство принимаетъ въ этомъ отношеніи много хорошо обдуманныхъ и широкихъ мѣръ.