*) Въ интересахъ всесторонняго обсужденія важнаго вопроса мы охотно помѣщаемъ письмо нашего литературнаго противника. Ред.
Позвольте мнѣ на страницахъ вашего журнала протестовать противъ упорной защиты со стороны Русской Мысли и другихъ либеральныхъ изданій необходимости всеобщаго народнаго образованія. Великій государственный мужъ, смирившій во Франціи крамолу и давшій ей политическое величіе, кардиналъ Ришелье, глубокомысленно замѣтилъ: какъ чудовищно было бы то тѣло, у котораго были бы глаза повсюду, такъ чудовищно и государство, если въ немъ всѣ подданные будутъ образованы. Тогда окажется мало послушанія.
Нельзя поэтому не привѣтствовать, вопреки либеральнымъ крикунамъ, московскую городскую думу, которая для народнаго образованія старается дѣлать какъ можно меньше и хуже. Считаю своимъ долгомъ привести новыя этому доказательства и обращаю вниманіе читателей на Отчетъ о состояніи городскихъ начальныхъ училищъ, учрежденныхъ московскою городскою думой, за 1894--95 учебный годъ. Спрашиваю прямо: какое либеральное земство поручило бы составленіе этого отчета и учебно-воспитательный надзоръ за школами человѣку безграмотному? Ни одно! А московская городская дума, крѣпкая русскимъ духомъ, не убоялась осужденія со стороны господъ доктринеровъ. Вотъ, напримѣръ, что напечатано въ Отчетѣ: "Часовые уроки прерываются пятиминутными перемѣнами, которыя въ нѣкоторыхъ училищахъ, по мѣстнымъ соображеніямъ, продолжаются 10 минутъ, большая до четверти часа, длительность перемѣны представляется едва ли удобною" (стр. 38). "Многія училища посѣщали художественную Третьяковскую галлерею, развивая чувство изящнаго въ своихъ учащихся" (стр. 41). "Не слѣдуетъ стремиться, чтобы всѣ до одного оканчивающіе курсъ учащіеся достигли блестящихъ результатовъ, гораздо правильнѣе, чтобы дѣтей было болѣе въ отдѣленіи или классѣ, чтобы преподанное имъ было твердо и въ должной мѣрѣ усвоено, причемъ отдѣльные немногіе ученики сами достигнутъ и большихъ успѣховъ, нежели вполнѣ удовлетворительный уровень класса" (стр. 46). Хорошо написано? Тысячу разъ правъ составитель отчета, г. Лебедевъ, утверждая, что "въ начальномъ народномъ училищѣ важно не доставленіе знаній и умѣній, а, главнымъ образомъ, доброе воспитаніе" (стр. 39). Да и какъ почтенный г. Лебедевъ, не умѣя даже грамотно писать по-русски, сталъ бы наблюдать за развитіемъ знаній и умѣній? Доброе же воспитаніе даетъ ему, очевидно, силу для добросовѣстнаго исполненія своихъ педагогическихъ обязанностей.
Само собою разумѣется, что при такомъ отношеніи къ дѣлу окажется переполненіе классныхъ комнатъ, недостатокъ учителей, частые отказы въ пріемѣ учениковъ и т. п. Все это констатируется Отчетомъ, въ безграмотной, конечно, формѣ (напримѣръ: "По ариѳметическому среднему подсчету среднее число -- штатное -- было бы на отдѣленіе 37 учащихся, въ прошломъ году среднее число на отдѣленіе въ дѣйствительности было 42,0, а въ отчетномъ необычайно высоко -- 42,3 человѣкъ" (стр. 19). Многіе ученики покидаютъ школу до окончанія курса (въ Отчетѣ объ этомъ говорится въ слѣдующихъ выраженіяхъ: "Главнѣйшею причиной выбытія учащихся до окончанія курса остается имущественная необходимость въ семьяхъ учащихся, какъ то видно изъ наблюденій", стр. 25).
Отчетъ г. Лебедева, члена городской управы, нѣсколько портится отчетами училищныхъ врачей: въ нихъ указано множество вопіющихъ недостатковъ въ постановкѣ школьнаго дѣла. Не слѣдовало, по моему мнѣнію, ихъ вовсе печатать: они могутъ дать только пищу для либеральнаго пустословія. Въ заключеніе нельзя не пожелать г. Лебедеву долгихъ и долгихъ лѣтъ столь же плодотворной дѣятельности. Желаю ему и побольше послѣдовательности. Въ заключеніи отчета онъ говоритъ о необходимости изгнать изъ школы многопредметность. Слѣдовало бы выразиться рѣшительнѣе: кромѣ Закона Божія, надо обучить читать, писать, четыремъ правиламъ ариѳметики -- и только. Въ старшихъ отдѣленіяхъ преподаваніе нужно еще болѣе сконцентрировать на одномъ диктантѣ. Доброе поведеніе отъ этого только выиграетъ.