Аннотация: Frederic Queyrat: "Les caractères et l"éducation morale". Paris, 1896.
Характеры и нравственное воспитаніе *).
*) Frederic Queyrat: "Les caractères et l'éducation morale". Paris, 1896.
Въ послѣднее время вопросы психологіи и воспитанія возбуждаютъ значительный и все возрастающій интересъ въ нашемъ обществѣ. Недавно появилось въ русскомъ переводѣ нѣсколько сочиненій, посвященныхъ темпераменту и характеру, Фуллье, Поляна и др.,-- было бы желательно увидать переводъ и небольшой книги Фредерика Кейра: Характеры и нравственное воспитаніе {Книга эта переводится въ журналѣ Образованіе.}. Она посвящена Рибо, что опредѣляетъ направленіе мысли и методу автора. Его "этюдъ прикладной психологіи" начинается введеніемъ, въ которомъ Кейра говоритъ объ Этологіи Д.-С. Милля и анализируетъ главныя классификаціи темпераментовъ и характеровъ. Авторъ отмѣчаетъ, какъ проницательно опредѣлилъ Милль значеніе ученія о характерѣ для теоріи и практики воспитанія, даетъ краткій, но обстоятельный очеркъ развитія научной обработки вопроса и въ заключеніе представляетъ свою классификацію характеровъ. Въ психологическомъ смыслѣ, пишетъ онъ, слово характеръ понимается трояко: 1) Говорится, что у человѣка есть характеръ, когда въ его образѣ дѣйствій и въ намѣреніяхъ оказываются энергія, рѣшительность, устойчивость. Характеръ въ этомъ смыслѣ есть крѣпкая воля. 2) Въ болѣе широкомъ смыслѣ за человѣкомъ признается характеръ, если ярко выступаютъ его личныя особенности, стремленія, вкусы, и такой характеръ можетъ быть у самого безхарактернаго, въ первомъ смыслѣ, человѣка. По опредѣленію Рибо, которое подходитъ именно къ этому случаю, для характера необходимы два условія: единство и устойчивость. Вѣчно колеблющійся человѣкъ -- характеръ, какъ и человѣкъ неуклонно идущій къ одной цѣли. Рибо полагаетъ, что характеръ намъ прирожденъ. 3) Кейра принимаетъ терминъ характеръ въ болѣе широкомъ смыслѣ: онъ видитъ въ немъ отпечатокъ, типическій, естественныхъ склонностей, чувствованій, особаго способа дѣйствованія, привычекъ, формъ желаній и способности судить и мыслить у каждаго индивидуума. Первоначальный (врожденный) темпераментъ становится центральнымъ ядромъ, вокругъ котораго кристаллизуются привычки, пріобрѣтенныя въ семейной и общественной средѣ. Характеръ составляетъ синтезъ трехъ психическихъ способностей: чувствительности, ума и дѣятельности (sensibilité, intelligence, activité). Преобладаніе каждой изъ этихъ способностей или различныя ихъ сочетанія опредѣляютъ характеръ. Въ чистомъ видѣ, т.-е. безъ большей или меньшей примѣси двухъ остальныхъ, не можетъ существовать ни эмоціональный, ни дѣятельный, ни интеллектуальный, или созерцательный характеръ (sensitif, actif, intellectuel ou méditatif).
Въ слѣдующихъ главахъ Кейра анализируетъ особенности чистыхъ и смѣшанныхъ характеровъ, иллюстрируя свое изложеніе многочисленными историческими примѣрами. Одна глава отведена патологическимъ формамъ характера (ипохондріи, меланхоліи, истеріи).
Какой же идеальный характеръ, иными словами: къ развитію какого характера долженъ стремиться воспитатель?
Человѣкъ, у котораго преобладаютъ чувства и страсти, отличается недостаткомъ разсудительности и мѣры. Но существуютъ и выдающіяся достоинства у людей такого характера: при равныхъ другихъ условіяхъ, глубоко чувствующія и страстныя души способнѣе другихъ къ совершенствованію. Если такіе люди увлекаются чѣмъ-либо, то ихъ дѣятельность становится чрезвычайно напряженною. Изъ нихъ выходятъ герои. Таково мнѣніе Милля, Маріона.
Другіе психологи превозносятъ интеллектуальный характеръ. Нуррисонъ говорить, что все великое и прочное въ мірѣ создано мыслителями и мечтателями. Побѣдители, политическіе дѣятели производятъ шумъ, но истинные пути человѣчества устанавливаются тихимъ интеллектуальнымъ трудомъ. Но, замѣчаетъ Кейра, интеллектуальному характеру грозятъ и большія опасности: у мыслителя или погруженнаго въ мечтанія человѣка можетъ исчезнуть живая симпатія къ людямъ, они могутъ оказаться вполнѣ равнодушными къ общественнымъ нуждамъ и обязанностямъ. Господство размышленія ведетъ кромѣ того къ нерѣшительности и отсутствію энергіи.
Люди дѣятельнаго характера, крѣпкіе волею, пишетъ Бальмесъ, накладываютъ отпечатокъ своей личности на цѣлую эпоху, являются вождями сильнѣйшихъ движеній. Но воля, которою не руководитъ разумъ, становится упрямствомъ, тупымъ и вреднымъ. Читатель догадывается, конечно, что для Кейра идеаломъ характера будетъ пропорціональное сочетаніе трехъ его чистыхъ типовъ. Такого же мнѣнія держится и Полянъ.
Что же можетъ сдѣлать для данной цѣли воспитатель? Въ прошломъ столѣтіи, какъ извѣстно, значеніе воспитанія весьма преувеличивали. Гельвецій, напримѣръ, думалъ, что воспитаніе все можетъ сдѣлать съ ребенкомъ, что всѣ различія между людьми пріобрѣтаются исключительно отъ различія среды и образованія. Теперь многіе мыслители склонны къ противоположной крайности: Галль, Шопенгауэръ, Тенъ, Спенсеръ, Рибо даютъ рѣшающее значеніе въ дѣлѣ характера наслѣдственности. По мнѣнію Рябо, истинные характеры не мѣняются.
Кейра выступаетъ противъ этого взгляда. Наклонности паши могутъ быть сдержаны или усилены новыми импульсами, выбирать которые можетъ и долженъ воспитатель. Въ доказательство того, что разумное воспитаніе можетъ даже совершенно преобразить унаслѣдованный характеръ, Кейра приводитъ примѣръ внука Людовика XIV, герцога Бургонскаго, ставшаго, благодаря усиліямъ воспитателей (въ ихъ числѣ былъ Фенелонъ), совсѣмъ другимъ человѣкомъ. Современные физіологи рѣшительно признаютъ огромное значеніе воспитанія. Нимейеръ, напримѣръ, говоритъ, что воспитаніе должно играть очень важную роль въ борьбѣ съ истеріей. Если дѣвушкамъ не будутъ давать бездѣйствовать по цѣлымъ днямъ съ вышиваньемъ въ рукахъ и туманными грезами въ головѣ, то многія изъ нихъ навѣрное будутъ предохранены отъ этой, теперь распространенной, болѣзни, и т. д. Необходимо просвѣщать сознаніе, чтобъ оно руководило нашими естественными (прирожденными или безсознательно пріобрѣтенными) наклонностями и стремленіями. Идея лучшаго, по вѣрному замѣчанію Фуллье, есть для насъ средство осуществить это лучшее. Сознаніе придаетъ стройность и цѣлостность характеру, обезпечиваетъ его правильную эволюцію и этимъ обусловливаетъ нравственный прогрессъ и личности, и общества. Кейра придаетъ -- и совершенно основательно -- большое значеніе медицинѣ и гигіенѣ въ борьбѣ съ дурными наклонностями и порочными особенностями характера. Въ другихъ своихъ сочиненіяхъ авторъ разсматривалъ вопросы, связанные съ непосредственнымъ вліяніемъ на нравственность -- вопросы о развитіи разума и воображенія {L'imagination et ses variétés chez l'enfant. L'abstraction et son rôle dans Véducation intellectuelle.}.
Для воспитателя необходимы психологическія знанія и внимательное изученіе особенностей характера воспитанника. Чтобы развить опредѣленную способность, надо ее развивать; чтобы бороться съ дурною наклонностью, надо устранять возможность ея проявленія, не давать ей пищи, а выдвигать противоборствующія стремленія. Для правильнаго рѣшенія этихъ и многихъ другихъ вопросовъ теоретическія познанія въ психо-физіологіи безусловно необходимы, какъ необходимы и совѣты врача. Нѣкоторые предлагаютъ, въ интересахъ успѣшности обученія и воспитанія, распредѣлять классы на группы, по темпераментамъ, и употреблять, разумѣется, по отношенію къ каждой группѣ особые пріемы.
Дюгальдъ Стюартъ замѣчаетъ, что у многихъ дѣтей сухость сердца зависитъ единственно отъ бѣдности воображенія: ребенокъ не умѣетъ перенестись въ положеніе страдающаго человѣка. Наблюдали, что дѣти становятся болѣе добрыми и привязанными послѣ болѣзни. Собственныя страданія и преданный уходъ раскрываютъ имъ глаза, расширяютъ сознаніе. Въ другихъ случаяхъ приходится будить эгоистическія наклонности, чтобы вывести ребенка изъ апатіи.
Нравственная свобода должна быть пріобрѣтена, завоевана, и воспитатель долженъ осмотрительно помогать ребенку пріобрѣтать ее, подчиняя благороднымъ чувствованіямъ и нравственнымъ идеямъ свои поступки и намѣренія. Ребенокъ, который проникнется убѣжденіемъ, что хотѣть -- это мочь, будетъ сильнымъ человѣкомъ.
Читатель найдетъ въ книжкѣ Кейра практическіе совѣты, съ которыми не всегда можно согласиться, но въ общемъ книжка, несмотря на ея небольшой объемъ, даетъ много полезныхъ свѣдѣній и въ основныхъ чертахъ ставитъ вопросъ правильно.