Гончаров Иван Александрович
С. Петров. И. А. Гончаров (Критико-биографический очерк)
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Гончаров Иван Александрович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1952
Обновлено: 01/09/2004. 147k.
Статистика.
Очерк
:
Критика
Об авторе
Скачать
FB2
Оценка:
4.98*32
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
С.Петров
И. А. Гончаров
(Критико-биографический очерк)
----------------------------------------------------------------------------
Собрание сочинений в восьми томах. Т. 1. М.:
Государственное издательство художественной литературы, 1952
OCR : Бычков М.Н.
----------------------------------------------------------------------------
В одной из своих статей А. М. Горький писал: "В России каждый писатель
был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное
стремление - понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее
народа, об ее роли на земле. Как человек, как личность, писатель русский
доселе стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к
великому делу жизни, литературе..."
К числу таких русских писателей относится и Гончаров. В литературной
деятельности Гончаров видел свое призвание, свое общественное назначение.
Отмечая 125-летие со дня рождения Гончарова, "Правда" назвала его "великим
русским писателем".
Гончаров вошел в русскую литературу как прогрессивный писатель, как
выдающийся представитель той школы художников-реалистов 40-х годов, которые
продолжали традиции Пушкина и Гоголя, воспитывались под непосредственным
воздействием критики Белинского.
Исторической эпохой, взрастившей творчество Гончарова, были 40-60-е
годы прошлого столетия, время глубокого кризиса феодально-крепостнического
строя, период ликвидации крепостного правя, подъема демократического
движения в России. Эта эпоха и нашла свое отражение в трех романах писателя:
"Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв".
Центральной темой творчества Гончарова всегда были судьбы его родины.
"То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю
благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни", - писал Гончаров. В
крупнейших своих произведениях, как на это указывает сам писатель, он
стремился ответить на вопросы, которые выдвигались современной ему русской
жизнью.
Творчество Гончарова сыграло большую роль в истории русской литературы
XIX века, в развитии критического реализма, в создании русского
реалистического романа.
I
Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 18 июня 1812 года.
Детские годы Гончарова прошли в патриархально-крепостнической обстановке
богатой полупомещичьей, полукупеческой усадьбы. Гончаров видел повсюду
картины беспечной, сонной, ленивой жизни обитателей усадьбы, во многом
воспроизведенные впоследствии в "Сне Обломова".
Духовные интересы мальчика пробудились в общении с крестным отцом,
Трегубовым, человеком просвещенным, связанным с кругами декабристов,
заботившимся о воспитании своего крестника. Влиянию обломовских нравов
противостояло и чтение книг, которые поглощались в великом множестве. Уже в
детстве Гончаров прочитал произведения Ломоносова, Фонвизина, Державина,
Жуковского, сочинения Вольтера и Руссо, описания всевозможных путешествий -
Кука, Крашенинникова, исторические труды Голикова и Карамзина. В
автобиографии Гончаров писал: "Это повальное чтение... открыв мальчику
преждевременно глаза на многое, не могло не подействовать на усиленное
развитие фантазии, и без того слишком живой от природы".
Московское коммерческое училище, в котором учился Гончаров в 1822-1830
гг., оставило в писателе тягостные воспоминания о бездарных учителях и
рутинном преподавании. "Мне тяжело вспоминать о нем", - говорил Гончаров. По
свидетельству историка С. М. Соловьева, "в Коммерческом училище учили плохо;
учителя были допотопные". И в юношеские годы воспитателем Гончарова
оказалась русская литература: он увлекается произведениями Пушкина, которые
были для будущего писателя образцом правдивого изображения жизни, школой
эстетического вкуса. В юношескую пору возникла, по признанию Гончарова, и
его "страсть к писанию"; к творчеству.
Осенью 1831 года Гончаров поступил на словесный факультет Московского
университета. Преподавание в университете, гонимом и опальном в условиях
страшной политической реакции начала 30-х годов, стояло не на высоком
уровне. "Но, несмотря на это, - свидетельствует Герцен, - опальный
университет рос влиянием: в него, как в общий резервуар, вливались юные силы
России со всех сторон, из всех слоев; в его залах они очищались от
предрассудков, захваченных у домашнего очага, приходили к одному уровню,
братались между собой и снова разливались во все стороны России, во все слои
ее". Передовая часть студентов, в числе которых находились в ту пору
Белинский, Герцен, Станкевич, Лермонтов, по своим духовным запросам и
стремлениям была выше своих профессоров. Умственное и нравственное развитие
передового студенчества протекало в ожесточенных философских и политических
спорах в кружках Герцена, Белинского, Станкевича. Мало интересовавшийся
общественно-политическими вопросами и событиями Гончаров оказался в стороне
от этих споров. Университетские годы представлялись ему впоследствии как
время, проведенное "без туч, без гроз и без внутренних потрясений, без
всяких историй, кроме всеобщей и российской, преподаваемых с кафедр". Из
профессоров университета наибольшее влияние оказал на Гончарова своими
талантливыми лекциями по эстетике Н. И. Надеждин.
В области искусства, театра, литературы, которыми он увлекался,
духовные интересы будущего писателя сближались с интересами "юных сил
России". Как и его передовые сверстники, Гончаров с восхищением смотрел игру
великого Щепкина, несшего правду жизни на сцену русского театра, преклонялся
перед гением Пушкина. "Я в то время был в чаду обаяния от его поэзии, -
вспоминал Гончаров, - я питался ею, как молоком матери; стих его приводил
меня в дрожь восторга. На меня, как благотворный дождь, падали строфы его
созданий ("Евгения Онегина", "Полтавы" и др.). Его гению я и все тогдашние
юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны непосредственным влиянием на наше
эстетическое образование". На всю жизнь запомнил Гончаров посещение Пушкиным
Московского университета в 1832 году.
К студенческим годам относится и первый опубликованный в печати
литературный опыт Гончарова. Сблизившись с Н. И. Надеждиным, Гончаров
напечатал в его журнале "Телескоп" в 1832 году перевод отрывка из романа
французского писателя Евгения Сю "Аттар Гюль".
По окончании университета Гончаров с лета 1834 года до весны 1835 года
пробыл в Симбирске, где служил в канцелярии губернатора. Провинциальное
дворянско-чиновническое общество не удовлетворяло его: Гончаров решает
уехать в Петербург.
Первые десять лет жизни в столице Гончарову пришлось служить мелким
чиновником департамента внешней торговли Министерства финансов. Эти годы
принесли пользу ему как писателю, много почерпнувшему из своих наблюдений
над бюрократическим и коммерческим миром Петербурга. Но о своей чиновничьей
службе, об обстановке, которая окружала его с молодых лет, Гончаров всегда
вспоминал с отвращением. В 1853 году он писал одному из своих друзей: "Если
бы Вы знали, сквозь какую грязь, сквозь какой разврат, мелочь, грубость
понятий ума, сердечных движений души проходил я от пелен и чего стоило
бедной моей натуре пройти сквозь фалангу всякой нравственной и материальной
грязи и заблуждений, чтобы выкарабкаться на ту стезю, на которой Вы видели
меня, все еще... вздыхающего о том светлом и прекрасном человеческом образе,
который часто снится мне..."
По собственному признанию Гончарова, он "все свободное от службы время
посвящал литературе".
В Петербурге он сблизился с литературно-художественным кружком
живописца Н. А. Майкова, сыновьям которого - будущему известному критику
Валерьяну и поэту Аполлону Майковым - преподавал литературу. Кружок
отличался барско-эстетским характером; главную роль играли в нем сторонники
уже отжившего романтизма. На страницах рукописного альманаха кружка
появились четыре стихотворения Гончарова, написанные в романтическом стиле.
Там же были помещены и ранние повести писателя "Лихая болесть" (1838) и
"Счастливая ошибка" (1839). Сам Гончаров не придавал этим произведениям
серьезного значения. В автобиографии 1858 года Гончаров, вспоминая о кружке
Майковых, указывал, что он "писал в этом домашнем кругу и повести, также
домашнего содержания, то есть такие, которые относились к частным случаям
или лицам, больше шуточного содержания и ничем не замечательным".
Повести свидетельствовали о реалистической направленности его раннего
творчества. "Лихая болесть" интересна описаниями быта, жанровыми картинками.
В. ней осмеиваются мелодраматические декламации романтиков. В образе Никона
Тяжеленко, ленивца и чревоугодника, можно видеть черты будущего Обломова. В
"Счастливой ошибке" рассказывается история одной романтической любви.
Повесть написана в жанре популярных тогда произведений о светской жизни.
Реалистическая тенденция повести проявилась в правдивом изображении
переживаний влюбленных героев, в таких персонажах, как крепостной слуга,
молодой помещик Егор Адуев, в образе которого много черт, предваряющих
Адуева-младшего из "Обыкновенной истории".
В 1842 году Гончаров пишет очерки "Иван Саввич Поджабрин" в жанре
распространенного в литературе 40-х годов "физиологического очерка". В
очерках даны юмористические зарисовки быта большого петербургского дома,
выразительные образы дворника, слуги, колоритные жанровые сценки. Образ
Поджабрина некоторыми чертами напоминает гоголевского Хлестакова. В очерках
проявились наблюдательность писателя, его непринужденный комизм.
Однако очерки "Иван Саввич Поджабрин" мало удовлетворили Гончарова; он
не торопился их печатать. Писателю хотелось выступить со значительным по
содержанию произведением. К 1843 году относится замысел романа "Старики", в
котором Гончаров намеревался дать правдивое изображение обыденной жизни
обыкновенных людей. По сюжету роман напоминает повесть Гоголя "Старосветские
помещики". Работа вскоре приостановилась. Написанные отрывки не сохранились,
но замысел романа, так же как и очерки о Поджабрине, свидетельствовал о
переходе Гончарова к изображению реальной действительности в духе Гоголя.
Таким образом, к середине 40-х годов Гончаров уже имел значительный
творческий опыт. О том, как овладевал он мастерством писателя, Гончаров на
склоне жизни рассказывал одному из своих знакомых:
"Я с 14-15-летнего возраста, не подозревая в себе никакого таланта,
читал все, что попадалось под руку, и писал сам непрестанно...
Все это чтение и писание выработало мне, однако, перо и сообщило,
бессознательно, писательские приемы и практику. Чтение было моей школой,
литературные кружки того времени сообщили мне практику, т. е. я
присматривался к взглядам, направлениям и т. д. Тут я только, а не в
одиночном чтении и не на студенческой скамье, увидел - не без грусти - какое
беспредельное и глубокое море - литература, со страхом понял, что
литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьезное
значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь!.." С
этим высоким пониманием долга и ответственности писателя и вступил Гончаров
в русскую литературу.
II
Литературная деятельность Гончарова началась в мрачную пору
царствования Николая I.
После разгрома декабристов в стране усилилась политическая реакция;
беспощадно подавлялись малейшие проявления свободолюбивой мысли.
Характеризуя положение литературы в эту пору, И. С. Тургенев впоследствии
вспоминал: "Едва ли кто из теперешних людей может составить себе понятие о
том, какому ежеминутному и повсеместному рабству подвергалась печатная
мысль. Литератор - кто бы он ни был - не мог не чувствовать себя чем-то
вроде контрабандиста". Царская цензура свирепствовала, запрещая и уродуя
лучшие произведения русской литературы. Поэты Полежаев и Шевченко были
отданы в солдаты, Чаадаев был объявлен сумасшедшим, Герцен, Салтыков-Щедрин
подверглись ссылке. Своими преследованиями самодержавие довело до могилы
Пушкина и Лермонтова.
Однако царизму не удалось поработить живую душу народа, сумевшего в
1812 году в борьбе с полчищами Наполеона отстоять свою национальную
независимость. Освободительные идеи все глубже проникали в русскую
общественную жизнь, отражая антикрепостнические настроения народных масс,
свидетельствуя о глубоком социальном и политическом кризисе
феодально-крепостнического строя.
Главным врагом для всех прогрессивно мыслящих русских людей было
крепостное право. "Нельзя забывать, - писал В. И. Ленин, - что в ту пору...
когда писали наши просветители от 40-х до 60-х годов, все общественные
вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками. Новые
общественно-экономические отношения и их противоречия тогда были еще в
зародышевом состоянии" {В. И. Ленин, Сочинения, т. 2, стр. 473.}.
Огромную роль в борьбе с крепостным строем сыграла передовая русская
литература 40-х годов во главе с великим революционным критиком В. Г.
Белинским.
Пушкин, Лермонтов, Гоголь заложили незыблемый фундамент новой русской
литературы, обратив ее к реальной действительности, к коренным вопросам
русской жизни, придав литературе критическое направление, проникнутое
враждой к феодально-крепостному строю. Русская литература приобретает роль
воспитателя русского общества, становится делом национальной важности. От
обслуживания узкого круга дворянской интеллигенции литература переходит к
служению общественным интересам, становится трибуной, с которой в массу
читателей шли идеи гуманности и просвещения, призывы к борьбе и протесту
против крепостнических нравов, отсталости и застоя русской жизни, против
пошлости и дикости помещичье-чиновнического быта. Как отмечает Белинский в
знаменитом письме к Гоголю, читатели, общество видели "в русских писателях
своих единственных вождей, защитников и спасителей от русского самодержавия,
православия и народности". В условиях борьбы с феодально-крепостническим
порядком, как отражение роста антикрепостнических настроений в народных
массах, в результате исканий передовой общественной и эстетической мысли
рождается и развивается реализм в русской литературе. Передовыми писателями
великий учитель русской литературы, глубокий теоретик и неутомимый
пропагандист реалистического искусства считал тех писателей, которые
"воспроизводят жизнь в действительности, в ее истине".
Блестящая плеяда таких писателей появляется в русской литературе во
второй половине 40-х годов. В это десятилетие начинается литературная
деятельность А. И. Герцена, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н.
Островского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, а немного позднее
Л. Н. Толстого. Их творчество определяет развитие русской литературы во
вторую половину XIX века. К этой группе писателей относится и Гончаров.
Развитие реализма в творчестве Гончарова было связано с
антикрепостническими настроениями писателя. В середине 40-х годов на
Гончарова оказал большое влияние Белинский, с которым он знакомится весной
1846 года. Об этом влиянии говорит сам писатель. "Беллетристы, изображавшие
в повестях и очерках черты крепостного права, - указывает он, - были,
конечно, этим своим направлением более всего обязаны его (Белинского. - С.
П.) горячей _ и словесной и печатной - проповеди". До конца жизни Гончаров с
глубоким уважением отзывается "о светлых кругах тогдашних деятелей", "о
передовых людях 40-х годов". "Белинскому, Грановскому и прочим вокруг них
приходилось рассеивать мрак не одного эстетического неведения, а бороться
еще с непробудной помещичьей, общественной, народной тьмой, будить умы от
непробудного сна: - пишет Гончаров в предисловии к роману "Обрыв". -
...Крепостное право, телесное наказание, гнет начальства, ложь предрассудков
общественной и семейной жизни, грубость, дикость нравов в массе - вот что
стояло на очереди в борьбе и на что были устремлены главные силы русской
интеллигенции тридцатых и сороковых годов. Нужно было с критической трибуны,
с профессорской кафедры, в кругу любителей науки и литературы, под лад
художественной критики взывать к первым, вопиющим принципам человечности,
напоминать о правах личности, собственности и т. п.".
Содержащийся в высказывании Гончарова перечень общественных вопросов,
волновавших русских людей 40-х годов, свидетельствует о влиянии на него в