Гончаров Иван Александрович
Доклад о пьесе Н. И. Попова "Житейские волны, или Отщепенцы"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   И. А. Гончаров. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах
   Том десятый. Материалы цензорской деятельности
   СПб, "НАУКА" 2013
   

Доклад о пьесе Н. И. Попова "Житейские волны, или Отщепенцы"

21 сентября 1867 г.

   Наша пресса слишком долго хранила молчание обо всем, что прямо или косвенно относилось к расколу, и только в недавнее время стали появляться в печати некоторые серьезные исследования и статьи обличительного свойства, но большею частью с одобрения духовной или общей цензуры. Что же касается до художественных произведений, то трудно назвать хоть одно серьезное из них, которое было бы посвящено изображению состояния быта, нравов раскольничьих сект, хотя в некоторых иногда писатели и выводили стороной эпизоды из жизни раскольников. Но, по-видимому, книги светского содержания до сих пор не проникают в круги наших сектаторов, имеющих свою старопечатную литературу и едва ли знакомых с современным книжным языком; следовательно, как серьезные исторические и другие исследования, так и статьи обличительного свойства знакомили только высшую и образованную публику с расколом и открывали перед ней эту темную область с ее делами, не пробуждая внимания самих раскольников и не оказывая на них заметного влияния. Нельзя сказать последнего, однако, о журнальных статьях, затрагивавших близко их быт, дела и интересы. Обращаясь от прессы к сцене, нетрудно сделать заключение, что постановка на ней в действии быта раскольников, их самых живых интересов, перенесение на подмостки горячих споров, распрей по религиозным вопросам, картина вражды, с обличением этой, с оправданием другой стороны, очная ставка партий, лиц -- не только не принесет пользы и не достигнет благой цели, какой автор ожидает от своего произведения, но почти несомненно поведет к противоположному результату, то есть поможет только более враждебному положению противных сторон и даст новую пищу едва сдерживаемым страстям. Постановка на сцене пьесы с таким небывалым на ней сюжетом, как распря двух противных общин, не может, как статья в книге, пройти незаметно в обществе, и повсеместные толки и суждения о ней достигнут до круга раскольников, которые, конечно, не останутся равнодушны к публичному и живому обличению своих убеждений и быта, так тесно связанного с их религиозными воззрениями. Вообще на сцене неуместно и неудобно выводить даже и поверхностные толки о религиозных вопросах, а нравы и быт раскольников, их пороки, слабости, их драмы и комедии -- всё имеет один источник: религиозное разномыслие, без которого действующие лица не были бы раскольниками.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Источник текста: РГИА, ф. 776, оп. 2, No 4, 1867, л. 243--244 об. Впервые опубликовано: Дризен. С. 242--243. Печатается по указанному источнику текста. Датируется 21 сентября 1867 г. по времени заседания Совета Главного управления по делам печати.
   Документ относится к цензурному прохождению пьесы Н. И. Попова "Житейские волны, или Отщепенцы" для представления на сцене.
   Исследователь раскола, драматург Николай Иванович Попов (1834--1870), автор книг "Из истории Преображенского кладбища" (М., 1862), "Сборник для истории старообрядчества" (1864. М., Т. 1), "Материалы для истории беспоповских согласий в Москве, феодосиевцев Преображенского кладбища и поморского монинского согласия" (М., 1870), предпринял попытку описать хорошо известный ему быт старообрядцев в пьесе "Житейские волны, или Отщепенцы: Современная драма из жизни рогожцев, в 4-х действиях". Цензор драматических сочинений Г. (Е.) И. Кейзер фон Нилькгейм счел невозможным допустить ее к постановке на сцене, о чем и докладывал на заседании Совета 21 сентября 1867 г. (РГИА, ф. 776, оп. 2, No 4, 1867, л. 241--243). Выслушав мнения Кейзера фон Нилькгейма и Гончарова, Совет решил не дозволять представление на сцене драмы Попова (там же, л. 245).
   Возможно, Попову принадлежат и другие драматургические опыты на подобные темы: "Забытые люди. Драма из жизни беспопов-цев-безбрачников: В 4-х действиях" (М., 1867); "Семьдесят тысяч сериями: Комедия в 4-х действиях" (Казань, 1870).
   С. 291. Наша пресса ~ некоторые серьезные исследования и статьи обличительного свойства... -- Положение раскольников, особенно сурово преследуемых в царствование Николая I, в России долгое время оставалось вне правовых отношений с государством и церковной администрацией, а также вне серьезного научного изучения и литературного описания. Некоторые изменения начали происходить при Александре II, когда в 1858 г. в Совете министров обсуждались предложения митрополита Григория о дальнейшей судьбе старообрядчества и раскольничьих сект. В 1863 г. благодаря докладной записке министра внутренних дел П. А. Валуева Императору дело получило движение, и возглавлявшийся графом В. Н. Паниным комитет наметил ряд мер прежде всего по определению гражданских прав раскольников. Стали появляться и публикации: Щапов А. П.: 1) Русский раскол старообрядства в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в 1-й половине XVIII в. СПб., 1859; 2) Земство и раскол. СПб., 1862; Памятники старинной русской литературы / Под ред. Н. И. Костомарова и А. Н. Пыпина. СПб., 1860--1862. Т. 1--4; Максимов С. В. Рассказы из истории старообрядчества по раскольничьим рукописям. СПб., 1861; Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862; Тихонравов Н. С. Боярыня Морозова // PB. 1865. No 9; см. также упомянутые выше работы Попова.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru