ГОНКУ́Р (Goncourt) де, братья Эдмон (26.V.1822, Нанси, -- 16.VII.1896, Шанпросе) и Жюль (19.XII.1830, Париж, -- 20.VI.1870, там же) -- франц. писатели. Происходили из среды провинц. дворянства. Писательское содружество бр. Г. -- своеобразное явление в истории мировой лит-ры. В 50--60-е гг. 19 в. бр. Г. создали -- при удивительно прочном слиянии двух различных творч. индивидуальностей -- романы, пьесы, историч. и искусствоведч. исследования и, наконец, "Дневники". В 1851 они опубл. роман "В 18... году" ("En 18..."), оставшийся незамеченным. В 50-х гг. бр. Г. занимались историей и искусством 18 в. и написали работы:"История французского общества эпохи Революции" ("Histoire de la société française pendant la Révolution", 1854), "История французского общества эпохи Директории" ("Histoire de la société française pendant le Directoire", 1855), "История Марии Антуанетты" ("Histoire de Marie-Antoinette", 1858), серию очерков "Искусство XVIII века" ("L'art du XVIII-e siècle", 1859--75; t. 1--2, 1880--82; t. 1--3, 1912--14) и др.
С конца 50-х гг. бр. Г. выступили с романами и драмами из совр. жизни. Совм. творчество бр. Г. -- важный этап лит. процесса во Франции 19 в. В их произв. своеобразно и весьма тесно переплелись реалистич. и натуралистич. принципы худож. отражения действительности. С традицией критич. реализма связан интерес Г. к изображению совр. жизни, стремление тщательно изучить ее и передать в романе, к-рый, по их словам, должен стать "подлинной правдивой историей своего времени". Так, в романе "Шарль Демайи" ("Charles Demailly", 1860) показана гибель таланта в мирке продажной прессы, в "Рене Мопрен" ("Renée Mauperin", 1864), по словам Э. Золя, выведена "галерея буржуа -- разбогатевших революционеров 1830 года, превратившихся в консерваторов". Бр. Г. вводили в сферу худож. изображения жизнь "социальных низов", рисовали духовный мир людей "бедных классов": романы "Сестра Филомена" ("Sour Philomène", 1861) я "Жермини Ласерте" ("Germinie Lacerteux", 1865) -- лучший роман бр. Г.; вместе с программным предисл. к нему, в к-ром авторы требовали права на изображение трагедии простого человека, он оказал большое влияние на молодого Э. Золя. Однако в творчестве бр. Г. сказалось отрицат. влияние позитивистских теорий: провозглашая в соответствии с ними лозунг "документально точного воспроизведения жизни" в романе, Г. приходили к пассивному наблюдению, к натуралистич. подчинению факту. Бр. Г. ищут обоснований судеб человека не в социальных законах, а в биологич., физиологич. началах. Социальный пессимизм бр. Г., их аристократич. аполитичность ограничивали кругозор писателей, уводили их от осн. обществ. конфликтов эпохи. Сужение тематики, подмена типического бытовым, социального -- физиологическим, интерес к патологии -- все эти моменты, характерные для натурализма как метода, присущи в большей или меньшей степени всем романам бр. Г. Физиологизм сужал горизонт писателей и в области психологич. анализа, мастерами к-рого являлись бр. Г. Этот анализ в их лучших произв. (напр., "Рене Мопрен") содержит элементы социального разоблачения. Даже в "Жермини Ласерте" физиологич. сторона зачастую заслоняет тонкий психологич. рисунок.
Осн. худож. завоеванием бр. Г. явилось создание ими импрессионистич. манеры письма, передающей тончайшие душевные состояния и субъективные ощущения. "Они стремятся превратить фразу в точный образ их ощущения", -- писал Золя ("Les romanciers naturalistes", P., 1881, p. 230). Именно бр. Г. внесли в лит-ру импрессионистич. пейзаж, выражающий психологич. переживания героя. Мастерство живописного описания, выразительность стиля бр. Г. обогатили традицию франц. прозы. Однако в произв. бр. Г. отступления описат. порядка нередко приобретают самодовлеющее значение, разрушая композицию; из импрессионистич. описания исчезает мысль, вытесняемая ощущениями; люди и предметы становятся лишь элементами зрительного впечатления. Все эти натуралистич. черты, как и субъективизм бр. Г., и их стремление эстетизировать действительность средствами иск-ва особенно отрицательно сказались в их двух последних совместных романах: "Манетт Саломон" ("Manette Salomon", 1867) и "Мадам Жервезэ" ("Madame Gervaisais", 1869), где истории гл. действующих лиц превратились в "истории болезней" (см. М. Горький, Собр. соч., т. 25, 1953, с. 131).
Отход от принципов реализма особенно ощутим в творчестве Эдмона Г. после смерти Жюля Г. В 70--80-е гг. Эдмон Г., помимо работ по япон. иск-ву ("Утамаро..." -- "Outamaro, le peintre des maisons vertes", 1891, и "Хокусаи" -- "HokousaО", 1896) и монографий об актрисах 18 в., написал неск. романов, в к-рых сказались черты лит-ры декаданса -- вкус к патологии, бессюжетность, распад характера, манерность стиля (роман "Шери" -- "Chérie", 1884). Особняком в творчестве Эдмона Г. стоит роман "Братья Земганно" ("Les frères Zemganno", 1879), содержащий автобиографич. черты и проникнутый тоской по умершему брату. Бр. Г. вели "Дневник", к-рый до 1895 продолжал Эдмон. При жизни писателей он печатался в извлечениях и лишь много позднее опубликован полностью ("Journal", t. 1--22, Monaco, 1956--58). В "Дневнике" нашла отражение (часто субъективное) лит. жизнь эпохи, эстетич. взгляды бр. Г. и их современников.
По завещанию Эдмона Г. его состояние перешло в фонд ежегодной лит. премии, к-рую присуждают 10 видных литераторов -- Академия Гонкуров, существующая и в наши дни. Гонкуровская премия -- одна из крупнейших лит. наград во Франции.
Сочинения:
В рус. пер.: Дневник бр. Гонкур, СПБ, 1898; Полн. собр. соч. Вступ. ст. В. Гофмана, т. 1--3, 6, М., 1911--12; Жермини Ласерте. Актриса. Отрывки из дневника. Ред. и вступ. ст. Н. Рыковой, Л., 1961; Гонкур Э. де, Актриса (La Faustin). Вступ. очерк А. Эфроса, М., 1933; то же, Пенза, 1957; его же, Братья Земганно. Вступ. очерк Е. А. Гунста, М., 1936; то же, Предисл. З. М. Потаповой, М., 1959.
Литература:
История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959; Бержерон Р., "Дневник" бр. Гонкур, "Ин. лит-ра", 1961, No 7; Zola Е., Les romanciers naturalistes, 2 éd., P., 1881, p. 223--53; Fuchs M., Lexique du "Journal des Goncourt", P., 1912; Koehler E., E. und J. de Goncourt, die Begründer des Impressionismus, Lpz., 1912; Sabatier P., L'esthétique des Goncourt, P., 1920; Immergluck M., La question sociale dans l'œuvre des Goncourt, Strasb., 1930; Sauvage M., J. et E. de Goncourt, P., 1932; Fosca F., E. et J. de Goncourt, P., 1941; Ricatte R., La création romanesque chez les Goncourt, P., 1953; Billy A., Les frères Goncourt, P., 1954; Huysmans J.-K., Lettres inédites à E. de Goncourt, P., 1956; Baldick R., The Goncourts, L., 1960 (имеется библ.); Talvart H. et Place J., Bibliographie des auteurs modernes de langue française, v. VII, P., 1941.
З. М. Потапова.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 255--257.