Горбунов Иван Федорович
Горбунов И. Ф.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ГОРБУНОВ Иван Фёдорович [10(22).9.1831, с. Ивантеево (Копнино) Моск. у. Моск. губ.-- 24.12.1895 (5.1.1896), Петербург], прозаик, актер, зачинатель лит.-сценич. жанра устного рассказа. Брат О. Ф. Горбунова. Сын вольноотпущенного крепостного. Первоначально учился у местного священника и в Набилковском уч-ще (о создании его купцом Ф. Ф. Набилковым см. рассказ Г. "Из моск. захолустья", НВ, 1880, 5 окт., 12 окт.), затем -- в Москве во 2-й и 3-й г-зиях (вышел из 6-го кл.), Уч-ще живописи, ваяния и зодчества, где одним из учителей был Н. В. Берг (Берг Н. В., Моск. воспоминания.-- PC, 1884, No 6, с. 639--44), к-рый познакомил Г. с А. Н. Островским. В 1853 в доме Островского (где Г. жил, переписывая его пьесы) в присутствии А. А. Григорьева Г. рассказал с успехом три сцены (в т. ч. "Сцены из домашней жизни квартального надзирателя" и "Мастеровой", обе опубл. в "Общеобразоват. вест.", 1857, No 1), после чего был "усвоен" кружком "молодой редакции" "Москвитянина" (куда входили также П. М. Садовский, П. М. Боклевский, Н. А. Рамазанов, А. И. Дюбюк и др.). В нем Г. получил "худож. воспитание", во многом определившее направление его творчества: интерес к нар. жизни, следование правосл. традициям (Т. И. Филиппов -- НВ, 1895, 28 дек.). В нояб. 1853 Г. впервые сыграл в дом. спектакле, в нояб. 1854 дебютировал в моек. Малом т-ре. В апр. 1855 по совету Садовского переехал в Петербург. И. С. Тургенев помогал Г. устроиться на петерб. сцену. По ходатайству В. Ф. Одоевского с марта 1856 Г. определен в труппу Александрии, т-ра (дебютировал в нояб. 1855), где оставался до смерти. За 40 лет сыграл 54 роли (в осн. лирико-комедийного амплуа) преим. в пьесах Островского и собств. сценах ("Постоялый двор", опубл. в его кн.: "Сцены из нар. быта", СПб., 1861; "На реке", там же, 5-е изд., СПб., 1874; "Самодур", ОЗ, 1868, No 10). Критики (А. А. Григорьев--"Якорь", 1863, No 11; Незнакомец (А. С. Суворин) -- НВ, 1878, 29 дек.) отмечали успех Г. в пьесах Островского в ролях Кудряша ("Гроза"), Афони ("Грех да беда на кого не живет"), Ипполита ("Не все коту масленица") и др. Несмотря на отд. удачи, ведущим актером не стал. Славу Г. принесли устные рассказы, с к-рыми он выступал на театр, подмостках, в благотворит, концертах, на гастролях, в петерб. и моек, домах и имениях. Популярность Г. была огромна. В числе поклонников его таланта -- и крестьяне, и императоры (Александр II, Александр III, Николай II) (Ш ереметев П., Отзвуки рассказов Г. 1883--1895, СПб., 1901, с. 127; "Дневник" Г., Соч., т. 3, СПб., 1907, с. 450, 481, 484, 493). В провинции появлялись самозванцы, выдававшие себя за Г. (Тихонов В. А., Восп. о Г.-- ИВ, 1899, No 1). Под его именем печатались подделки. Имя Г. прямо вводится в нек-рые худож. произв. (см. черновые наброски к "Анне Карениной" Л. Н. Толстого -- XX, 527--28; "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского -- XV, 80; "Либеральный душка" А. П. Чехова -- III, 137; "Мелочи жизни. Имярек" M. E. Салтыкова-Щедрина -- XVI, кн. 2). Был в дружеском общении и переписке с А. Ф. Писемским, Тургеневым, Д. В. Григоровичем, Толстым, И. А. Гончаровым, Г. П. Данилевским, А. Н. Майковым, Н. А. Некрасовым, А. Н. Плещеевым, А. Н. Апухтиным, К. К. Случевским и др. Путешествуя по Европе, посетил в Лондоне А. И. Герцена (1862). Н. С. Лесков считал Г. объединителем рус. людей всех "партий" и взглядов (см.: Драм, вечер в честь Г.-- ИВ, 1881, No 1, с. 231).
   Отличит, особенность творчества Г.-- умение (почти исключительно речевыми средствами) в диалогах изображать типичных представителей разл. слоев рус. об-ва: разнообразные характеры купцов и купчих, мастеровых, крестьян, квартальных, учителей, священников, странниц и пр. При этом сильнейший эмоционально-эстетич. эффект достигался благодаря интонационно богатому и гибкому голосу, лаконично точным жестам, выразительной мимике и тонкому чувству худож. меры (Максимов С. В., Неподражаемый рассказчик.-- РМ, 1896, No 12). Современники указывали, что рассказы Г. в простом чтении дают лишь слабое представление о его творчестве (Садовский П. М.-младший, Из "Воспоминаний".-- В кн.: Щелыковский сб-к, Ярославль, 1973, с. 68). Достоевский писал о Г.: "...в его сценах много чрезвычайно тонких и глубоких наблюдений над рус. душой и рус. народом" (XXII, 180). Мастерски Г. изображал толпу, многоликую, но единую в общем переменчивом настроении ("Воздухоплаватель", в кн.: "Складчина", СПб., 1874; "Затмение солнца", "Еженед. НВ", 1879, No 6--7, и др.). Наиб, силы худож. обобщения Г. достиг в образе ген.-майора Дитятина, живущего со своими архаич. взглядами среди нового, чуждого ему поколения ("Генерал Дитятин", PC, 1884, No 3; ист. реконструкцию образа см. там же, No 12). За исключением отдельных трагически звучащих рассказов ("Дневник дворецкого", HВ, 1882, 12 дек.; "На большой дороге", в его кн.: "Сцены...", 2-е изд., СПб., 1868), осн. тон произв.-- юмористический. Г. избегал фарса и злой насмешки над человеком. Юмор Г. "рассыпался по всей России и вошел в поговорки, в пословицы" (Плещеев А. А., Что вспомнилось. Актеры и писатели, т. 3, СПб., 1914, с. 119). Г.-- знаток рус. истории, др.-рус. и церк.-слав. языков (с 1877 чл.-корр. Об-ва любителей древней письменности), мастер стилизации ("Донесение из Эмса", "О некотором зайце").
   Печатался в "Отеч. зап." (1855, 1868), "Общезанимат. вест." (1857), "Современнике" (1861), "Искре" (1859--61), "Гражданине" (1872), "Ниве" (1874, 1880), "Рус. старине" (70--80-е гг.), "Рус. вест." (1892--93), но более всего в "Новом времени" (кон. 70-х -- 90-е гг.). Опубл. дополнявшийся при каждом издании сб. "Сцены из нар. быта" (СПб., 1861, 1870, 1873, 1874, 1876; под назв. "Сцены и рассказы" -- СПб., 1880, 1881). Лит. наследие Г.-- лишь небольшая часть его творчества. Мн. рассказы были импровизацией и не получили лит. фиксации. Нек-рые произв. Г. вне авт. исполнения выглядят фрагментарно, композиционно несовершенно.
   В мемуарных статьях Г. "Из моего дневника" (НВ, 1884, 12, 26 февр., 4 марта), "Белая зала" (НВ, 1890, 14 марта), "Перед лицом графа А. А. Закревского" (Соч., т. 3) содержится ценный материал о лит.-артистич. жизни Москвы 50-х гг. 19 в. В конце жизни писал труд по истории театра ("Первые рус. придворные комедианты", PB, 1892, No 2, 3, 9, 12; "Моск. театр в XVIII столетии", PB, 1893, No 1 ). Выход первого издания "Соч." Г. (т. 1--2, СПб., 1901) вызвал полемику о его творчестве (Н. К. Михайловский -- РБ, 1901, No 10; П. О. Морозов -- "Новости и бирж. газ.", 1901, 20 сент., и др.).
   Изд.: Соч., 2-е изд., т. 1--2, СПб., 1902; ПСС, 3-е изд., т. 1--2, СПб., 1904; Соч., т. 1 -- 3, СПб., 1904--10 (неполная библ. в т. 3, ч. 1--4, с. 588--89); Сцены из гор. жизни, П., 1919; Развеселое житье, М.-- Л., 1926; Юмор, рассказы и очерки, М., 1962; Избр., М.--Л., 1965.
   Лит.: Кони А. Ф., Восп. о писателях, Л., 1965; Григорьев. Эстетика (ук.); Семевский; Арнольд Ю.К., Воспоминания, в. 3, М., 1893, с. 147--48; Г.Л.И. <Глинский Б. В.>, Артист-народник.-- ИВ, 1896, No 2; Барсуков, II; Дризен Н. В., Сорок лет театра, [П.), 1916 (ук.); Кузнецов Е. М., И. Ф. Горбунов, Л., 1947; Лакшин В. Я., А. Н. Островский, М., 1976; Мущенко Е. Г., Скобелев В. П., Кройчик Л. Е., Поэтика сказа, Воронеж, 1978 (ук.); ЛН, т. 88, кн. 1--2 (ук.). + Некрологи: НВ, 1895, 25 дек.; "Нива", 1896, No 2 <П. П. Гнедич>. Толль; Березин; Брокгауз; НЭС; Венгеров. Источ.; Муратова (1); Масанов; БСЭ; ЛЭ; КЛЭ; ТЭ; ИРДТ.
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 1954 (и путевод.); ИРЛИ, ф. 659 (и в составе Р. I и III, оп. 2, д. 387--405); ГЦТМ, ф. 72; ГПБ (ук., в. II--IV); ЦГИА, ф. 497, оп. 5, д. 798 (ф. с. 1872 г., 1895 г.).

Ш. А. Гумеров.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru