[24.3(5.4).1888 (по др. сведениям - 26.7.1887 и 1886), Луга -- 4.6.1949, Париж]
-- поэт, прозаик, драматург.
Незаконнорожденный. Мать -- вологодская мещанка А.А.Александрова. Восприемником был дальний родственник матери беллетрист И.Л.Леонтьев-Щеглов (вероятно, отчество и фамилия Горянский происходят от его имени). До поступления во 2-ю петербургскую гимназию (авг. 1901) обучался дома; выбыл из гимназии (дек. 1902) за "неуспешность занятий" по причине "слабых способностей и лени" (РГИА. Ф.174; гимназическое свидетельство). После долгих ходатайств матери поступил в петербургскую учительскую школу (1906), намереваясь сдать экзамен на сельского учителя; школу не закончил. Жил случайными заработками, давал частные уроки в Луге. По совету Щеглова начал писать стихи. Первая публикация -- в "Русском паломнике" (1903. No19; см. также: No 24, 27, 47; 1904. No 2, 41; подпись -- Вал.Александров). Некоторое время сотрудничал в газете "Слово" (орган октябристов) (1906), поместив здесь ряд юношеских стих, на революционно-народническую тематику ("Я о солнце пою, я о правде пою", "Памяти Некрасова", "Оглянитесь, ночь на исходе, друзья" и др.).
На мировоззрение Горянского этих лет повлияли новонароднические идеи его литературного наставника Щеглова. Публиковался в журнале "Всемирная панорама" (1910), "Пробуждение" (1909). В лирическом цикле стихотворений, созданных в период реакции ("Злоба Солнца"), поэт повествует о тщетности революционных порывов, о смирении и кротости как высших добродетелях ("Подвиг жизни"). Несоответствие чистого, справедливого и обывательского, убогого приводит Горянского к мысли об обреченности поэта, вынужденного жить "сладким обманом", сказкой.
В 1913 поэт был приглашен сотрудничать в "Сатириконе" (с No18), где наряду с Сашей Черным и П.П.Потемкиным становится одним из поэтических лидеров журнала; здесь, помимо лирических стих., пробует себя в жанре "лиро-сатир", высмеивающих под маской незатейливого простака-провинциала пошлость примитивной обывательской философии. Лирические произведения были собраны Горянским в его первом сборнике "Крылом по земле" (1915), основная тема которого -- несовместимость поэтической мечты героя-идеалиста и жестокой урбанистической действительности. "Певцом каменного плена" назвал поэта в своей благожелательной рецензии И.И.Ясинский (Журнал журналов. 1915. No31; см. также др. рец.: Летопись. 1916. No2). В его же выступлении, посвященном творчеству Горянского (дек. 1915), высказывается мысль, что "любовь и сострадание"к "маленьким людям" играют главную роль в "поэтическом театре" поэта (ИРЛИ. Ф.352). Город в символике сборника -- это "каменный плен", убогая, нищая реальность; деревня, природа -- прекрасная мечта, поэтический сон ("Цветы на камне", "Дом печали"); в стилистике широко использованы фольклорные мотивы, диалектизмы ("Девичья", "Клевер"). Сатирические стихотворения, сборники, по мнению рецензента, "к поэзии мало относятся". В "Сатириконе" и затем в "Новом сатириконе" (1913-18) Горянский широко использует прием, когда "идиллия" провинциального обывательского существования, рисуемая поэтом от лица претенциозного, напыщенного, "культурного" героя, в сущности беспомощного и невежественного (вариация маски Козьмы Пруткова), звучит иронически, что и создавало комический эффект ("В глуши", "Симметрия", "Тоня-изменница").
В сатириконский период Горянский порывает с традиционной метрикой, пытается обновить свою поэтическую технику особыми интонационными эффектами, вводя элементы бытовой речи. "Наиболее богата в ритмическом отношении,-- писал он,-- обыкновенная разговорная речь <...>. Прочь -- "слезы и розы"!" (Запись в альбоме А.С.Балагина // ЦГАЛИ. Ф. 341). Опыты Горянского в области ритмики и синтаксиса "стихо-прозы", "лиро-сатир" отчасти, вероятно, предопределили пути развития "свободного" стиха Маяковского и как бы подготовили его появление в "Новом сатириконе".
В свою очередь Маяковский оказал воздействие на поэтическую технику самого Г. Маяковский, вспоминал В.Князев, "в короткое время поставил на голову весь "Сатирикон", офутурив Горянского" и др. (ЦГАЛИ. Ф. 2041). Начиная с 1915 многие сатирические стихи Горянского по своей фактуре чрезвычайно близки поэзии Маяковского ("Призыв", "На улице"). Сатириконские сатиры, объединенные автором в цикл "Мещанские скорби", вошли в следующую книгу поэта -- "Мои дураки. Лиро-сатиры" (1916), встреченную критикой весьма сурово. "Стыдно г. В.Горянскому так не уважать данного ему Богом дарования, так разменивать его на уличную вульгарную дешевку" (Журнал журналов. 1916. No6). Откровенная и скрытая сатира на мещанство в стихах сборника зачастую перерастает из иронической насмешки над "мещанскими скорбями" в воспевание мещанской идиллии -- дистанция между автором и его дураками почти исчезает; процесс этот в новосатириконских стихах (1917) привел к преобладанию лирической тональности над сатирической ("Хулиган Василий и я", "Единственный выход").
В эти годы Горянский эпизодически сотрудничает в различных изданиях: литературно-сатирическом еженедельнике "Златоцвет" (1914), "Красном смехе" (1915), либерально-демократическом журнале "Бич" (1916-18), горьковской "Летописи" (1917), "Трепаче" (1917), газеты "Петроградское эхо" (1917), "Красной газеты" (1918) и др.
В 1914 Горянский занял активную антивоенную позицию -- в качестве военного корреспондента ездил на фронт. Резкое осуждение войны наиболее отчетливо прозвучало в стихотворении "Извещение о том, что было" (Летопись. 1917. No5-6), которое во многом перекликалось с опубликованной здесь же поэмой Маяковского "Война и мир". Февральскую революцию поэт встретил восторженно, посвятив этому событию оду "26 февраля" (альм. "Революция в Петрограде". Пг., 1917); Октябрьская революция вызвала враждебное неприятие. Так, в пьесе Горянский "Поэт и пролетарий" (в сент. 1917 шла в петроградском Троицком театре) главная роль была отведена картонной фигуре ""пролетария", грозящего раздавить поэзию" (см.: Театр и искусство. 1917. No41).
15 сент. 1917 Горянский вступил в Общество драматических и музыкальных писателей (см.: Четвертое дополнение к основному каталогу произведений членов Союза драматических и музыкальных писателей. Пг., 1918; здесь он указан как автор куплетов и шансонеток).
В начале 1918 открыл литературный буфет на Невском проспекте, пытаясь восстановить традиции "Бродячей собаки" (см.: Красная колокольня. 1918. 4 авг.).
В июле 1918 уехал в Одессу, затем в Константинополь (1920), здесь была опубликована поэма Горянского "Вехи огненные" (Зарницы. 1921. No17).
В 1922-26 жил в Хорватии, где вышли (на сербохорватском яз.) юмористический роман "Необычайные приключения Боба" (1923) и книга сказок "Приключения под абрикосом" (1926).
В 1926 переселился в Париж. Публиковался в парижском журнале "Юный читатель" (1926), "Иллюстрированная Россия" (1926-28), "Мир и искусство" (1930-31), "Сатирикон" (1931); сотрудничал в парижских эмигрантских газетах -- вначале в "Последних новостях" (1937-39), затем, после ссоры с ее издателем П.Милюковым, перешел в "Возрождение". В этот период, по воспоминаниям очевидца, был "полуслепым", "вечно голодным, вечно оборванным" (Любимов Л.-- С.204).
В эмиграции Горянский чувствовал себя чужим, бедствовал, 8 лет был слеп (зрение восстановилось после операции в 1944). Дон-Аминадо (А.П.Шполянский) в своих воспоминаниях оставил свидетельство о сотрудничестве "слепого, голодного" Горянского в известном своей антисоветской пропагандой "Парижском вестнике" Ю.Жеребкова, издававшемся в годы оккупации на немецкие деньги. На основании этого свидетельства в литературе возникла ложная версия о сотрудничестве Горянского с фашистами; Е.Хохлов, знавший поэта, отрицает это: был он "почти слеп и передвигался по городу с помощью поводыря" (Русские новости. 1966. No1116. 4 нояб.; см. также: Евстигнеева Л.-- С.310; в ее же статье о Горянском в книге "Русские писатели" (Т.1. С.658) источником этой ошибки указан Любимов).
Значительное место в творчестве Горянского в годы эмиграции начинает занимать жанр сказки ("Волшебные башмачки", "Таинственная потеря падишаха"); в подражание Гофману им написан ряд фантастических рассказов ("Кот Фру-Фру и прекрасная лунатичка", "Цыплята мадам Лили", "Искусственная лошадь"). В цикле "Рассеянные прогулки" (1930) Горянский собрал лирические миниатюры о Париже -- наброски городских типов.
В 1930-х были написаны "Рассказы господина Тощенки" -- житейские байки в манере Зощенко (неопубл.).
В 1940-х выпустил сборник стихов "Неопалимая купина", в которых продолжил тему идиллии мещанского счастья, тоски по романтической сказке. По мотивам гоголевского "Ревизора" им была написана пародийная, гротескная комедия "Лабардан" (опубликованная после смерти; Возрождение. 1959. Окт.-нояб.), в которой, по признанию Горянского, была "взята эмиграция, т.е. общее ее лицо" (цит. по: Спиридонова (Евстигнеева) Л.А.-- С.251). Итоговое произведение Горянского -- роман в стихах "Парфандр и Глафира" (1949, опубл.: Париж, 1956) -- история любви с трагическим исходом "девственного мужа" Парфандра (читай: "либеральная интеллигенция") к прекрасной Глафире (Россия) и его попытка спасти ее от пожара (революции). Большая часть творческого наследия Горянского не опубликована (ИРЛИ, ГПБ, частный архив).
Сочинения:
[Стихи] // Поэты "Сатирикона". М.; Л., 1966.
Литература:
Гусман Б. 100 поэтов: Литературные портреты. Тверь, 1923;
Русские писатели. 1800-1917: биографический словарь. М., 1992. Т.1. С.657-658;
Дон-Аминадо. Поезд на третьем пути // Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь. Стихотворения. Политический памфлет. Проза. Воспоминания. М., 1994;
Любимов Л. На чужбине. Ташкент, 1965;
Евстигнеева Л. Журнал "Сатирикон" и поэты-сатириконцы. М., 1968;
Спиридонова (Евстигнеева) Л.А. Русская сатирическая литература начала XX в. М., 1977;
Спиридонова Л.А. Горянский (1887-1949) // Литература русского зарубежья. 1920-1940. Вып.2. М., 1999. С.250-269.
С.А.Ипатова (Полозкова)
Источник текста: http://az-libr.ru/index.shtml?Persons&000/Src/0010/93a160b7