...Помолившись богу, Тихон Павлович медленно разделся и, почёсывая спину, подошёл к кровати, наглухо закрытой пёстрым ситцевым пологом.
-- Господи, благослови! -- прошептал он, затем широко зевнул, перекрестив рот, отдёрнул полог и стал смотреть на мощную, покрытую мягкими складками простыни, фигуру жены.
Сосредоточенно и подробно рассмотрев эту неподвижную, задавленную сном кучу жирного тела, Тихон Павлович сурово нахмурил брови и вполголоса сказал:
-- Машина!..
Потом отвернулся к столу, погасил лампу и снова заворчал:
-- Сказал ведь я тебе, чёрту: идём спать на сенницу; нет, не пошла! Колода дубовая!
Ну-ка, подвинься малость!
И, ткнув жену кулаком в бок, он улёгся с ней рядом, не покрываясь простынёй, а затем ещё раз крепко толкнул жену локтём. Она замычала, завозилась, повернулась к нему спиной и снова захрапела. Тихон Павлович огорчённо вздохнул и уставился глазами сквозь щели полога в потолок, где дрожали тени, рождённые луной и неугасимой лампадой, горевшей в углу перед образом Спаса нерукотворенного. В раскрытое окно лился из сада, вместе с тихим и тёплым ночным ветром, шелест листьев, запах земли и сырой кожи, сегодня утром содранной с Гнедка и распяленной на стене амбара. Доносился мягкий звук падения капель воды с мельничного колеса; в роще, за плотиной, гукала выпь; мрачный, стонущий звук плавал в воздухе; когда он пропадал -- листва деревьев шумела сильнее, точно испуганная им, и откуда-то доносилась звонкая песнь комара.
Последив за тенями, что дрожали на потолке, Тихон Павлович перевёл глаза в передний угол комнаты. Там, колеблемый ветром, тихо мигал огонёк лампадки; от этого лицо Спасителя то прояснялось, то темнело, и оно показалось Тихону Павловичу думающим большую, тяжёлую думу. Он вздохнул и истово перекрестился.
Где-то прокричал петух.
-- Неужели двенадцать уж? -- спросил сам себя Тихон Павлович. Прокричал другой петух, третий... Ещё и ещё. Наконец где-то за стеной во всю мочь гаркнул Рыжий, из птичника ему ответил Чёрный, и весь птичник всполошился, громко возвещая полночь.
Когда он обругался, ему стало как-то легче: проклятая, непонятная грусть, одолевшая его с последней поездки в город, меньше давила его, когда он сердился, -- а когда он сердился сильно, так и совсем пропадала... Но за эти дни дома всё шло так ровно, гладко, что и поругаться-то хорошенько, чтоб полностью отвести душу, было нельзя -- не с кем и не за что, -- все подтянулись, заметив, что "сам" сильно не в духе. Тихон Павлович видел, что домашние боятся его и ждут грозы, и -- чего раньше с ним никогда не было -- чувствовал себя виноватым пред всеми. Ему было стыдно за то, что все такие хмурые и бегают от него, и ещё больше овладевало им тяжёлое, непонятное чувство, привезённое из города.
Даже Кузьма Косяк, новый засыпка, орловец, зубоскал и задира, молодой парень, могучий, с весёлыми и синими глазами и ровным рядом мелких белых зубов, всегда оскаленных задорной улыбкой, -- даже этот Кузьма, с которым всегда было за что всласть поругаться, стал почтителен и услужлив; песен, на которые был большой мастер, больше не пел, меткими прибаутками во все стороны не сыпал, и Тихон Павлович, замечая за ним всё это, недовольно думал про себя: "Хорош, видно, я, чёрт, стал!" И, думая так, всё более подчинялся чему-то, неотвязно сосавшему его сердце.
Тихон Павлович любил чувствовать себя довольным собой и своей жизнью, и когда чувствовал так, то намеренно и искусственно усиливал своё настроение постоянным напоминанием себе о своей зажиточности, об уважении к нему соседей и обо всём другом, что возвышало его в своих глазах. Домашние знали за ним эту слабость, которая могла и не быть честолюбием, а только желанием сытого и здорового существа как можно полней усладить себя ощущением своей сытости и здоровья. Это настроение, порождая у Тихона Павловича добродушную точку зрения на вещи, хотя не позволяло ему упускать своего, но создало среди знакомых репутацию сердечного человека. И вот вдруг стойкое, жизнерадостное чувство куда-то провалилось, улетело, погасло, а на место его явилось нечто новое, тяжёлое и тёмное.
-- Фу ты, господи! -- прошептал Тихон Павлович, лежа рядом с женой и прислушиваясь к мягким вздохам ночи за окном. От согретой пуховой перины ему стало жарко; он беспокойно повозился, предал супругу анафеме, спустил ноги на пол и сел на кровать, отирая потное лицо.
В Болотном, селе верстах в пяти от мельницы, раздались звуки сторожевого колокола.
Унылые медные звуки, слетая с колокольни, тихо плавали в воздухе и бесследно таяли. В саду хрустнула ветка, а в роще снова загукала выпь, точно смеясь мрачным смехом.
Тихон Павлович встал, подошёл к окну и сел в глубокое кожаное кресло, недавно купленное им за два рубля у разорившейся соседки, старушки-помещицы. Когда холодная кожа прикоснулась к его телу, он вздрогнул и оглянулся.
Было жутко. Сквозь цветы на подоконнике и ветви клёна перед окном проникли в комнату лучи луны и нарисовали на полу теневой, дрожащий узор. Одно из пятен, в центре узора, очень походило на голову хозяйки кресла. Как и тогда, при торге, эта голова, в тёмном, мохнатом чепце, укоризненно качается, и старческие губы шамкают ему, мельнику:
-- Побойся бога, батюшка! Кресло покойник Фёдор Петрович перед самой смертью купил, восемнадцать рублей дал. А давно ли он умер-то? Совсем новая вещь, а ты полтора рубля даёшь!..
И покойник Фёдор Петрович тут же, на полу: вот его большая, кудластая голова с густыми хохлацкими усами.
-- Господи, помилуй! -- вздохнул Тихон Павлович. Потом он встал с кресла, составил цветы с подоконника на пол, а сам уселся на их место.
За окном было тихо, грустно. Деревья сада стояли неподвижно, слитые ночью в сплошную, тёмную стену, за нею чудилось что-то страшное. А с колеса мельницы звонко и монотонно капала вода, точно отсчитывая время. Под самым окном сонно покачивались длинные стебли мальвы. Тихон Павлович перекрестился и закрыл глаза. Тогда в его воображении стала медленно формироваться городская история, выбившая его из колеи.
По пыльной, залитой знойными лучами солнца улице тихо двигается похоронная процессия.
Ризы священника и дьякона слепят глаза своим блеском; в руках дьякона позвякивает кадило, маленькие клубы голубого дыма тают в воздухе.
-- ...тый! -- громовым басом гудит высокий дьякон в густой шапке чёрных волос.
-- Бо-о-же, -- сливаются оба голоса вместе и уносятся в безоблачную высь к ослепительно сверкающему солнцу, где так пустынно и спокойно.
-- Бессме-е-ртный! -- ревёт дьякон, покрывая своим могучим голосом все звуки улицы, -- дребезг пролёток, шум шагов по мостовой и сдержанный говор большой толпы, провожающей покойника, -- ревёт и, широко раскрывая глаза, поворачивает своё бородатое лицо к публике, точно хочет сказать ей:
"Эхва! Как я здорово вывел ноту-то?!"
В гробу лежит господин в сюртуке, с худым и острым лицом. На этом лице застыла важная, спокойная мина. Гроб несут неровно, и голова покойника сосредоточенно покачивается с боку на бок. Тихон Павлович взглянул на лицо усопшего, вздохнул, перекрестился и, увлекаемый толпой, пошёл за гробом, посматривая на дьякона, заинтересовавшего его массивностью голоса и фигуры. Дьякон шёл и пел, а если не пел, то разговаривал с кем-нибудь из шедших рядом с ним. Очевидно, человек в гробу не возбуждал у дьякона печальных дум о том, что и дьякон подлежит этой натуральной повинности, что придёт время, и его вот так же понесут по улице для того, чтобы зарыть в землю; а он, лёжа в гробу, будет вот так же потряхивать головой и не возьмёт уж в то время ни одной, даже самой лёгкой ноты.
Тихону Павловичу стало неприятно смотреть на весёлого дьякона; он остановился и, пропустив мимо себя много публики, спросил у какого-то гимназиста:
-- Кого это хоронят, милой?
Тот взмахнул на него глазами и ничего не сказал в ответ. Это обидело Тихона Павловича...
-- Такой молоденький мальчишка, а не имеет никакого внимания к старшим! Драть бы вас!
Ты что думаешь, я не узнаю, что мне надо? Фря какая!
Он пошёл дальше и снова очутился около гроба. Гроб несли четверо, причём шли очень быстро и не в ногу. У одного из несших всё сваливалось с носа пенсне, и он, вскидывая его снова на переносицу, непременно взмахивал при этом густой гривой рыжих волос.
"А покойник-то, видно, лёгонький, -- подумал Тихон Павлович, -- чиновник, надо думать, -- они больше поджарые..."
Шли так быстро, точно человек, лежавший в гробу, ещё при жизни успел всем страшно надоесть и все старались как можно скорее отделаться от него. Тихон Павлович заметил это.
"Эк их гонят! Куда торопятся? Тоже люди божии! Чай, поди-ка, как жив был человек, так и то и сё, а умер -- вали скорее в яму: нам некогда!"
Мельнику стало грустно: будет время, и его вот так потащат. Может быть, скоро уж -- ему сорок семь лет.
"А это что такое?" -- спросил сам себя Тихон Павлович, увидев на крышке гроба венки, ленты с надписями золотыми буквами и цветы. "Н-да... Значит, персона всё-таки важная. А вот провожатые -- оборвыш-народ". -- Кого это хоронят? -- спросил он поравнявшегося с ним благообразного господина в очках и с курчавой бородой.
-- Писателя... -- тихо ответил тот и, окинув фигуру Тихона Павловича взглядом, вразумительно добавил: -- Сочинителя...
-- Понимаем, -- быстро откликнулся Тихон Павлович. -- "Ниву" выписываем, доченька читала насчёт их. Из важных будут покойные-то?
-- Н-нет... Не из важных... -- улыбнулся его собеседник.
-- Так... Ничего... Всё-таки заслуженный миру человек. Ина слава солнцу, ина слава луне... звезда бо от звезды разнствует во славе... Однако -- венки...
У Тихона Павловича неизвестно почему щемило сердце, скверно так щемило -- то будто ущипнёт его, то как-то сдавит.
А голосистый дьякон всё пел:
-- Свя-тый бессмертный!..
И дребезжащий тенор священника, чуть пробиваясь сквозь гущу дьяконова баса, робко и тихо просил:
-- По-омилуй на-ас...
Глухо топала ногами толпа провожатых, поднимая с дороги пыль; покойник всё качал головой, и надо всем этим бесстрастно сияло знойное, июльское небо.
Тихона Павловича охватило какое-то угнетение -- не хотелось ни думать, ни разговаривать. Охваченный общим смутным настроением толпы, шёл, чувствуя надоедливое нытьё где-то глубоко в груди и не находя ни сил, ни желанья отделаться от него.
Пришли на кладбище, остановились у ямы и поставили гроб на бугор вынутой из ямы земли. Сделали это как-то неловко, неумело. Покойник подвалился к боку гроба, потом снова принял прежнюю позу; казалось, он посмотрел вокруг и остался доволен тем, что его перестали трясти и скоро перестанут жарить на солнце. Дьякон всё усердствовал, сотрясая воздух; священник не отставал от него; кто-то из толпы подпевал глухим голосом. Звуки носились по кладбищу и, путаясь между крестами да чахлыми деревьями, давили Тихона Павловича.
И вот оно -- самое главное.
Благообразный господин, у которого Тихон Павлович спрашивал о покойнике, подошёл к краю могилы и, проведя рукой по волосам, сказал:
-- Господа!..
Он так это сказал, что мельник даже вздрогнул и уставился на него. Глаза у господина странно сверкали. Он то опускал их в гроб, то оглядывал публику, и пауза между его восклицанием и началом речи была так длинна, что все, кто был на кладбище, успели притихнуть и замереть в ожидании. И вот раздался мягкий, грудной, такой вдумчивый и печальный голос. Говоривший плавно помахивал рукой в такт своим словам; его глаза горели под очками, и хотя Тихон Павлович плохо понимал то, что говорил этот господин, однако он узнал из его речи, что покойник был беден, хотя двадцать лет он неустанно трудился на пользу людей, что у него не было семьи, что при жизни никто им не интересовался и никто его не ценил и что он умер в больнице, одинокий, каким был всю свою жизнь. Тихону Павловичу стало жаль покойника, ноющая боль в груди усилилась. Он пристально уставился на него, измерил глазами его худое, измождённое лицо, маленькую, тонкую и прямую фигурку и вдруг нашёл, что этот покойник похож на гвоздь. Он улыбнулся своей мысли. И в то же время благообразный господин, повысив голос, произнёс:
-- Удары судьбы один за другим падали на его голову, и вот они, наконец, забили этого человека, посвятившего всего себя неблагодарной, чёрной подготовительной работе по устройству на земле хорошей жизни для людей! Для всех людей, без разбора...
Как раз в это время глаза оратора остановились на лице Тихона Павловича и, поймав его улыбку, сурово сверкнули. Мельник смутился и попятился назад, чувствуя себя виноватым и пред покойником, и пред тем человеком, который рассказывал о нём.
Солнце пекло беспощадно, синее небо смотрело спокойно на ниву мёртвых, на толпу вокруг свежей могилы, а голос оратора всё звучал, печальный и задушевный.
Тихон Павлович вертел головой, разглядывал сумрачные лица слушателей и чувствовал, что не его одного, -- всех охватывает тоска.
-- Засыпали мы наши души хламом повседневных забот и привыкли жить без души, до того привыкли, что и не замечаем, какие все мы стали деревянные, бесчувственные, мёртвые. И люди такие, как он, непонятны нам... -- слушал Тихон Павлович.
"Верно! -- сказал он тогда про себя. -- Это так... Разве я не забыл про свою душу?!
Господи!"
Он вздохнул и открыл глаза. Струя тёплого воздуха влилась в окно из сада и обдала замечтавшегося человека запахом росистой травы, цветов и затхлой воды из пруда. Тени на полу дрожали сильнее, точно пробуя подняться и улететь. Мельник встал с подоконника, снова придвинул кресло к окну и подошёл к кровати. Разметавшись по перине, жена сопела и всхрапывала, широко раскинув пухлые руки. Эти руки и обнажённая грудь показались Тихону Павловичу чем-то неуместным в эту ночь и как бы задиравшим его. Сердито набросив на тело жены простыню, он взял подушку и, снова подойдя к окну, сел в кресло, положил подушку на подоконник, облокотился на неё и стал думать.
Ему вдруг вспомнилась стая белых голубей, плававшая высоко в небе над кладбищем в памятный день похорон. Он, закрыв глаза, представил себе эти белые точки в голубом небе... и молча упрекнул себя:
"Что, брат, видно, приспичило? Вот и живи теперь... Майся!"
Внеобиходные, беспокойные, тормозящие правильное течение жизни думы шевелились в непривычной к ним голове мельника, одна за другой являлись, исчезали и снова являлись, но уже более тяжёлые. Так в ясный летний день по небу пробежит лёгкий обрывок облака и скроется, растаяв в лучах солнца... но вот ещё один... ещё... ещё... и хмурая грозовая туча, насупясь и глухо ворча, медленно ползёт над землёй. У мельника от его дум явилась какая-то особая, незнакомая ему раньше, способность всё подмечать и запоминать и ко всему прилагать вопрос: "А зачем это нужно?"
"Угнетаем мы душу!" -- вспомнил мельник восклицание оратора и поёжился.
"Верно -- не живёт душа-то. Дела всё -- главная причина; о душе-то подумать некогда. А она вдруг и тово... и восстала, значит. Пустой час улучила да и воспряла... Вот те и дела!
И к чему очень уж много делов затевать, коли всё равно умрёшь? Для чего готовим себя, ежели гольём жизнь-то взять? Для смерти... С чем пойдём пред лицо господа? Вот душа-то и напоминает: встрепыхнись, дескать, человек, потому что час твой тебе неведом... Господи, помилуй!"
Тихон Павлович вздрогнул, перекрестился и посмотрел в угол на лик Спасителя. Тени от лампады всё дрожали на нём, он был строг и, казалось, всё думал свою бошьшую думу. У мельника в груди стало холодно. А вдруг он сейчас вот... или нет, завтра... Вдруг он завтра умрёт! Это бывает с человеком -- сразу, без всякой болезни упал да и умер...
-- Анна! -- громко зовёт Тихон Павлович. -- Анна, проснись ты хоть на минутку, ради бога. Человек мучается, а она спит!
Но жена не слышит, подавленная сном. Не дождавшись её ответа, Тихон Павлович встал, оделся и, сопровождаемый её храпом, вышел из комнаты на крыльцо, постоял на нём с минуту и отправился в сад. Уже светало. Восток бледнел, алая полоса зари лежала на краю сизой тучи, неподвижно застывшей на горизонте. Клёны и липы тихонько качали вершинами; роса падала невидимыми глазом каплями; где-то далеко трещал коростель, а за прудом в роще грустно посвистывал скворец. Свежо... И скворцу, должно быть, холодно...
"А и голова у этого барина! Большие у него думы... Вот бы с ним по душе поговорить.
Он бы мне и объяснил, как и что... А разве я сам что могу? Совсем и не к тому у меня голова приспособлена".
Мельник печально поник неприспособленной к большим думам головой и всё-таки продолжал думать:
"Съездить разве мне к учителю в Ямки? Он тоже тово... гвоздь! Поп Алексей говорит, что это он меня пропечатал в газете. Ишь, желторылый аспид!"
Тихон Павлович вспомнил, как ему было стыдно, когда дочь прочитала в газете о его удалой операции с кирюшинскими мужиками, и как она, закрыв лицо газетой, тихонько спросила:
-- Папаша, разве это так было?
Он разозлился тогда.
-- Разве грабитель отец-то твой? "Так было"! Дура, чему учишься в гимназии-то?
А было-то именно так, как написал учитель. Но -- не сознаться же в этом перед дочерью!
Чего она понимает? Теперь он квит с кирюшинскими: когда у него плотину чуть не размыло и они её крепили -- половину своего воротили назад: по три целковых за день на рыло содрали с него. Война! Сплошал -- и кончено, -- крышка тебе. Да... Учитель-то при этом присутствовал.
"Что, говорит, купец, и вас прижали? -- И смеётся. Лицо у него сухое, жёлтое, строгое.
-- Плохи же вы всё-таки, купец... Жадны, а плоховаты".
Мельник сердится и чувствует -- правда! И жаден -- правда, и плох -- тоже правда.
"Скоро ли, о господи, рассветёт?" -- с тоской подумал он. Скоро уж: алая полоса на краю тучи стала и ярче и шире.
Вот где-то разговаривают люди. Мельник подошёл к плетню и лёг на скамью возле него, чувствуя, что ему неможется от бессонницы. А голоса людей всё приближались...
-- Не проси, Мотря, не теряй попусту слов -- не останусь!
Тихон Павлович вздрогнул и привстал на скамье, опершись на локоть. Говорили близко, за плетнём, в кустах бузины. Это Кузьма Косяк, засыпка, с кем-то.
-- Не проси, говорю! Не в моей это силе, чтобы здесь остаться; уйду я за Кубань.
-- А я-то как же, Кузя? Ты подумай, как я без тебя-то буду? Ведь люблю я тебя, соколика, лю-юблю, вольный ты мой! -- отвечало Кузьке низкое женское контральто.
-- Э, Мотря! Многие меня уж любили, со всеми я распрощался, и ничего себе -- повыходили замуж да позакисли в работе! Встретишь иной раз, посмотришь -- своим глазам веры нет. Да разве это они -- те самые, которых я целовал да миловал? Ну-ну! Одна другой ведьмистей. Нет уж, Мотря, не мне на роду писано жениться, да, дурашка, не мне. Волю мою ни на какую жену, ни на какие хаты не сменяю. Родился я, слышь, под забором и помру под ним. Судьба такая. По седые волосы вдоль да поперёк шляться буду... А на одном месте скучно мне...
-- А меня-то? Кузя, меня-то? Я-то куда денусь без тебя? Подумай-ка! Али ты меня не любишь уж? Али ты меня не жалеешь?
-- Тебя-то, тебя-то... А тебя я здесь оставлю... за вдового Чекмарева замуж выйдешь...
Дети у него есть... да ничего, сам он мужик хороший.
-- Не лю-юбишь ты меня!.. -- тихонько сказала женщина.
-- Видно, вот люблю, коли разговариваю. Не любил бы, так не возился бы. С девками потому и время теряют, что любят их, а ежели их не любить -- куда они тогда? И жалко мне тебя... да ведь как кого ни жалко, а себя всегда жалчей. Было бы, поди-ка, гораздо хуже, если мы с тобой, поругавшись, расстались. Верно ведь? А теперь вот по душам -- любовно, ласково всё выходит. Я, значит, в свою пойду сторону, ты -- в свою, кому куда судьба. Эхма, чего тут толковать! Целуй, что ли, ещё разок, горленка!
Звуки поцелуев коснулись слуха Тихона Павловича и растаяли в шелесте листвы. Скворец распелся громче и веселей, петухи за мельницей встречали рассвет.
-- Ох, милый ты мой, Кузя... хороший ты мой! Возьми ты меня, горюшу! -- снова громко зашептала девушка.
-- Вот те и на! Она опять за своё... Я её целую, милую, как путную, а она мне камнем на шею виснет. Ну девка! И всегда вот эта канитель с вами.
-- Да, -- али я не человек?..
-- Ну, человек. А я? Я, значит, не человек? Скажет тоже... Сошлись мы с тобой полюбу... ну, и пришло время разойтись. Тоже надо полюбу. Тебе жить надо, и мне тоже; путать друг друга нам не след... А ты нюнишь! Дурашка! А ты вспомни: сладко целоваться со мной? Ну? Эх, ты... оладья...
Снова зазвучали поцелуи, прерываемые страстным, задыхающимся шёпотом и глубокими стонущими вздохами.
Вдруг вершины деревьев, и всё кругом, и само небо точно дрогнуло и улыбнулось свежей, румяной улыбкой -- это первый солнечный луч глянул на землю. И, как бы приветствуя его, раздался ласковый шум пробужденья сонного сада, дунул ветерок, свежий, бодрящий, полный разнообразных запахов.
Звучные теноровые речи Кузьки Косяка, тоскливо-страстное контральто девушки как бы смягчили ноющую боль в груди Тихона Павловича.
"Ах чёрт! -- мысленно восклицал он по адресу засыпки. -- Ах ты, ухобака!"
И, чувствуя зависть к этому вольному человеку, к его уверенности в своей правоте, он встал, вздохнул и хотел пойти домой.
-- Пора, Мотря! Пора мне на работу! Смотри, приди ужо!
-- Не пришла бы, да не в мочь мне не придти-то, сокол мой! -- как-то простонала девушка.
-- Э, не горюй! Время придёт -- слёзы утрёт. А до той поры мы ещё повидаемся не раз.
Так ли? Про-щевай!
За спиной Тихона Павловича затрещал плетень.
Как по степи ветер
Носится, играет...
-- Эт!.. Добрый день, хозяин!
Тихон Павлович снял с головы картуз и смущённо посмотрел на работника.
-- Здорово!
Из-под расстёгнутой красной рубахи видна была широкая, смуглая грудь работника, дышавшая глубоко и ровно, рыжие усы насмешливо пошевеливались, белые частые зубы сверкали из-под усов, синие большие глаза хитро прищурились, и весь Кузьма показался своему хозяину таким гордым и важным, что мельнику захотелось поскорее уйти от него, чтоб засыпка не заметил своего превосходства над хозяином.
-- Всё гуляешь?
-- Пока охота да время -- чего не гулять? Иное время придёт -- работать буду! Чью нынче засыплю? Домолоть попову рожь али что? Да насчёт круподёрной машины надо бы похлопотать!
-- Да, это нужно... Вот я тово... -- проговорил Тихон Павлович и вдруг как-то помимо воли докончил: -- А я, брат, лежал тут на скамейке да и слышал, как ты... с девкой-то обходился... Ловко ты с ними умеешь...
-- Дело знакомое! -- сказал Кузьма.
-- Много, чай, ты их, девок-то, перепортил?
-- А не считал... Какая порча? Чай, я не увечу их...
-- Оно так, а всё-таки... Например, неужто тебе, Кузьма, не жалко девку-то?..
-- Жалко... всегда бывает жалко...
-- А ежели, к примеру, ребёнок? Бывало ведь, а?
-- Чай, бывало, -- кто их знает...
Кузьме, очевидно, начинал надоедать допрос. Он переступал с ноги на ногу и, досадливо сжав губы, крякнул.
А Тихону Павловичу понравилось то, что работник смущается его допросом, и он, уже строго нахмурив брови, продолжал:
-- А грех -- как? Ведь грех!
-- Чего грех?
-- А так-то действовать...
-- Да ведь ребята-то одним, поди-ка, порядком родятся, что от мужа он, что от прохожего, -- сказал Кузьма и скептически сплюнул в сторону.
-- Это ты совсем напрасно. От мужа -- он в законе, а ежели от тебя -- куда его? Она, девка-то, возьмёт да -- от сраму -- в пруд дитя-то и сунет. А на тебе -- грех! -- донимал мельник работника, чувствуя при этом какое-то удовольствие.
-- Да ведь, хозяин, коли покрепче подумать, -- серьёзно и сухо заговорил Кузьма, -- так выходит, что, как ни живи, всё грешно! И так грешно, и вот этак грешно, -- пояснил Кузьма, махнув рукой вправо и влево. -- Сказал -- грешно, промолчал -- грешно, сделал -- грешно, и не сделал -- грешно. Разве тут разберёшь? В монастырь, что ли, идти? Неохота.
Помолчали. От свежести утра Кузьма вздрогнул.
-- Весёлая у тебя жизнь, брат, лёгкая, -- вздохнул Тихон Павлович.
-- Не жалуюсь, -- сказал Кузьма, передёргивая плечами.
-- Жизнь приятная... да!.. Ну, что же? Иди, засыпай!
-- Попову?
-- Сыпь попову. Как ты это просто рассуждаешь... право! Всё грешно... Н-да... Лёгкий ты, Кузьма... как пузырь.
Кузьма внимательно посмотрел на хозяина.
-- Ей-богу. Вон Митька у меня пускает: надует его на соломинку, а он весь -- радугой играет и летит, полетит -- и лопнет.
Кузьма усмехнулся.
-- Ишь приравняли к чему!
-- Верно ведь. А уйдёшь ты от меня?
-- Уйду.
-- Да, -- куда тебе? Жил бы, жалованья-то прибавлю.
-- Нет, не надо. Тошно здесь, всё равно уйду.
-- Жалко мне тебя отпускать-то: работник ты хороший, -- задумчиво сказал Тихон Павлович.
-- Нет, я уж уйду. И мне тоже вас будет жалко -- привык. А уйду, потому тянет! Самому против себя не надо спорить. Коли кто против себя заспорит, пиши -- пропал человек.
-- Вот это верно, Кузьма. Ах, верно! -- Тихон Павлович даже вспыхнул весь и потряс головой, крепко зажмурив глаза. -- Вот я тоже... спорю...
Кузьма искоса взглянул в лицо хозяина и пошёл, посвистывая.
В просторной, чистой комнате у окна стоял стол с шумевшим на нём самоваром, ковригой белого хлеба и кринкой молока. За столом сидела жена -- здоровая, свежая, румяная, благодушная, и всюду в комнате было много ласкового и нежаркого утреннего солнца.
Тихон Павлович медленно, покусывая бороду, подошёл к столу, держа руки назади и хмуро поглядывая в спину жены.
-- С добрым утром, Павлыч! -- сказала она, оборачивая к нему голову и приветливо улыбаясь. -- Что это ты опять сегодня ночью-то не спал? Ты бы полечился чем. А то думно уж мне стало...
-- То-то ты с дум-то и гудела всю ночь, как фабричная труба, -- усмехнулся мельник.
-- Уж ты скажешь... Слава господу, хоть улыбнулся, а то уж ты последние-то дни и не смеёшься, совсем пропал смех-то у тебя... Сердитый всё.
-- Пропадёт, небось, от такой жизни, -- вполголоса сказал Тихон Павлович.
-- Али что неладно в делах-то? -- тревожно спросила жена.
-- Не о хлебе едином, сказано в писании... Ну вот и оправдалось. Схватило за сердце и сосёт... и будет сосать, пока простора не дашь душе... Завалили мы душу-то всяким хламом, она и стонет без воздуха-то.
-- В церковь надо пожертвовать -- вот и пройдет всё, -- посоветовала жена.
Мельник молчал, думая про батюшку Алексея. Очень жадный поп; много раз он подставлял ногу мельнику в его операциях с окрестными крестьянами...
-- А то ещё сироту взять...
-- Вот это пожалуй. У Дябилкиных, к примеру.
-- Налить ещё чаю-то? Ты чего накрыл стакан?.
-- Не хочу.
Тихон Павлович смотрел в лицо жены, и она казалась ему такой жирной, приторной, глупой. Чего она всё улыбается?
-- А доктора всё же бы надо позвать. Позвать?
-- Поди ты и с доктором вместе, -- зло сказал мельник и, выйдя в другую комнату, наткнулся на сына, спавшего на полу. Тихон Павлович остановился над ним и стал пристально смотреть на чёрную курчавую голову, утонувшую в складках подушки и сбитой в кучу простыни.
На смуглых щеках и на лбу ребёнка выступили мелкие капельки пота.
"Ишь ты... развалился, -- подумал Тихон Павлович. -- Спишь... А какая тебе в жизни дорога лежит?.."
-- Тихон Павлы-ич! Вас Кузьма кличет!
Это кричит с круподёрки косоротая Марфутка. Мельник у неё в прошлом году ненароком всю семью разорил и теперь вспомнил это. Фома, Марфуткин отец, уходя на заработки куда-то, говорил ему, стоя у крыльца:
-- Нельзя, значит, отсрочку-то? Та-ак... Ну, ин ладно. Прощай, значит, Павлыч! Бог тебе судья. Полагать надо, отзовутся тебе наши сиротские слёзы, взвоешь, значит, и ты, друг милой! Прощай!
И долго Фома стоял перед крыльцом, почёсывая то бок, то спину, и, с напряжённым лицом повторяя одно и то же слово по пяти раз, тянул за душу Тихона Павловича.
-- Не полагается отсрочки? Та-ак...
Наконец мельник его прогнал...
"Да, разные дела бывают, -- думал он теперь. -- Иное, действительно, не по закону. А не сделать его нельзя. Урон репутации будет".
Но его не успокоило это рассуждение. Думы, скопляясь, давили грудь всё тяжелее.
-- Поеду в Ямки, -- вдруг решил он. -- Марфа, скажи Егору -- пусть лошадь заложит.
У дверей в круподёрку стоял Кузьма, весь седой от пыли, и, посвистывая, смотрел в небо, где в лучах солнца таяла маленькая пышная тучка. В круподёрке что-то бухало и скрипело; из-за неё с мельницы летели серебряные всплески воды и густой шорох. Весь воздух был наполнен тяжёлыми, охающими звуками и застлан тонкой дымкой пыли.
-- Тихон Павлыч, ремень-то, того гляди, перетрётся, -- сказал Кузьма, сплёвывая в сторону.
-- Возьми там у жены новый... Идут дела? -- спросил Тихон Павлович у работника и тотчас же заметил за собой, что никогда он раньше не говорил с работником так ласково, как сегодня.
-- Вертятся, -- ответил Кузьма, исподлобья наблюдая за хозяином.
-- Ну, и хорошо... А ты -- пузырь, значит?
-- Ну, пузырь, коли хотите, -- согласился Кузьма и повёл плечами.
-- Лёгкая у тебя жизнь!..
-- А на что она, тяжёлая-то?
-- Верно! -- Мельник вздохнул. -- А ежели... умирать придётся... Тогда как?
-- Придётся -- ляжем и умрём, -- всё более подозрительно оглядывая хозяина, ответил Кузьма.
-- Та-ак. А другие-прочие люди?
-- А что другие? И они умрут, придёт и их время...
-- Да-а! -- вздохнул Тихон Павлович. -- Это так -- все умрут... Грустно это для человека...
Кузьма пошевелил усами, запустил одну руку в свои рыжие волосы, другую сунул в карман шаровар и, переступив с ноги на ногу, вдруг широко улыбнулся.
-- Вы бы, хозяин, поехали до города да и кутнули там во-всю; вот оно вам и помогло бы!
Кузьма дотронулся рукою до плеча хозяина и захохотал. Его движение и смех поразили мельника. Он как бы потерял сознание своей личности и глупо улыбался работнику, в то же время чувствуя себя до боли обиженным им.
-- Ах ты, Кузьма... Как ты это? В Ямки я поеду, это точно... к учителю...
-- Валяйте-ка! Там Дуняша Дикова таким вас разговором угостит, что все мысли повыскочат, как блохи, -- напутствовал Кузьма хозяина.
Минут через пять сытый гнедко Лукич солидной, развалистой рысцой бежал по извилистой мягкой дороге, с обеих сторон глухо заросшей кустами орешника и калины. Гибкие ветки задевали Тихона Павловича за голову, заглядывали ему в лицо, и, когда лист попадал в губы, мельник поворачивал головой, отплёвывался и всё думал о своей пошатнувшейся жизни.
"Плохо всё, плохо, -- думалось ему. -- Тоже... жизнь! Живёшь себе, как все, и ничего бы... А вдруг нашла вот на тебя этакая раздумчивая полоса, и всё перевернулось вверх тормашками".
В странном, прыгающем беспорядке осаждали думы голову мельника, и все они непривычны, чужды ему. Жалко прежних спокойных дней, когда всё было так ясно и хорошо.
Бывало, после вечернего чая, сидя на крыльце, он заставлял Митьку читать страшные рассказы из "Вокруг света". Около него всё семейство -- жена, дочь, -- а кругом так тихо, родственно. Душа спокойна, думать не о чем. Иногда попадается интересная картинка: изображены на ней деревья с такими громадными узорчатыми листьями; река течёт; ширь, даль, простор, не наши русские -- пустынные и скучные, -- а такие заманчивые. Семейство рассуждает:
"Вот бы где мельницу-то поставить!" Поговорив об этом, снова все утонут в чём-то таком тёплом и мягком, как пуховик, и уже говорить не хочется больше. Так бы всё и сидел молча, не двигаясь.
Показались Ямки. Рассыпанные по пригорку овины, клетушки и избёнки, казалось, были кем-то сразу брошены на землю, да так и прихилились испуганно и убито, не смея выстроиться в одну ровную линию. Грязно-серые, ничтожные, они казались ещё жалче и бедней под покровом бесстрастного глубокого неба, раскинувшегося над ними задумчиво и важно.
"Ишь ты, тоже человеческое жильё! -- думал Тихон Павлович, подъезжая к ним. -- В каждой такой хоромине человеческая душа живёт. К учителю еду... Для разговору... Чудно... Будет он меня попрекать, скажет: "Ох, ты, человек, подумай о душе-то!" А я ему: "Вали, не стесняйся!.. Каюсь -- грешен... В газеты ты написал правильно, -- объегорил я их. Хоть и они меня объегорили, но они меня -- один раз, а я их -- три! Хочешь писать -- пиши! Валяй! Но прежде объясни, почему раньше ничего у меня, никакой дурости не было, а ныне вот я замотался? Предел это человеку или его собственное неразумие? Положено судьбой, или сам он выдумал?..""
Лукич фыркал от пыли, поматывал головой и, солидно вскидывая ноги, подвозил своего грешного хозяина к Ямкам.
Вот и школа, похожая больше на беляну, опрокинутую вверх дном, чем на храм науки. У одного из трёх окон сидит учитель, строгая ножом какую-то палочку, и равнодушно смотрит на подъехавшего мельника.
-- Доброго здравия, Александр Иванович! В гости к тебе прискакал; примешь, что ли?
-- Милости прошу, -- сказал учитель и ушёл от окна. Сухой тон учителя и его серьёзное, худое, жёсткое лицо смутили Тихона Павловича, и его сердце неприятно сжалось.
Он долго копался около тележки, завязывая вожжи за облучок, прежде чем войти в школу, а проходя мимо одного окна, увидел, что учитель ставит на полку какую-то толстую книжицу и улыбается, -- едко так улыбается.
-- Ещё раз здравствуй! -- с принуждённой развязностью сказал мельник, протягивая руку учителю. -- Ф-фу, как жарко!
Учитель молча сунул ему холодные, костлявые пальцы и, кивнув головой на лавку, кратко бросил:
-- Садитесь...
-- Сяду, -- согласился мельник и сел на скамью у окна, где прежде сидел учитель, который теперь, заложив руки за спину и покашливая, расхаживал по комнате.
Молчание. Тихон Павлович сидел, потирал левой рукой колено, а пальцами правой расчёсывал бороду, внимательно глядя в стену.
Учитель подошёл к полке и стал рассматривать книги на ней, точно желая убедиться, -- те ли это книги, которые стояли тут до приезда гостя? Обоим им было неловко, и оба они это чувствовали, отчего молчание становилось всё тяжелее...
-- Дело какое имеете до меня? -- спросил учитель, подходя от полки к гостю и в упор глядя на него. Лоб у него сморщился, брови хмуро съёжились. Ему хотелось кашлять, но он почему-то удерживался от этого, плотно сжав губы. На лице у него явились бурые пятна, худая, ввалившаяся грудь вздымалась высоко и нервно.
-- Хм-мм... -- промычал мельник, отводя глаза в сторону от учителя, и подумал про себя:
"Ледащий какой... Недолго ты, брат, наскрипишь..." -- Как бы тебе, Александр Иванович, сказать?
И, говоря, мельник думает: "Тоже -- гвоздь... Вроде того... покойника... Над этим слов говорить некому будет... Так в одиночку и исхизнет. Закопают его мужички в землю -- и вся недолга. Хоть и он тоже пишет... однако у него кишка слаба, видно. Пишет, -- а в деревне живёт... Как бы мне начать разговор?"
-- Может, чай станете пить? -- спросил учитель и, наконец, страшно закашлялся, схватившись за грудь руками. Лицо у него стало серое, весь он изгибался, и в груди что-то свистело, бухало, скрипело, точно там были спрятаны старые стенные часы и теперь они собирались бить.
-- Можно и чаю попить, -- решил Тихон Павлович. -- А здорово ты кашляешь! Кажись, с чего бы это? Время летнее -- тепло... а?
-- Так уж... -- говорит учитель, опускаясь на стул. Мельник почувствовал, что на него повеяло холодной скукой от этих простых и ничего не говорящих слов.
-- Ивановна! Поставьте самовар, -- крикнул учитель в окно. -- Ну-с, так вот... Вы, значит, хотите говорить со мной...
-- Это самое... -- согласился мельник, кивая головой.
-- Хорошо... Я догадываюсь, о чём именно...
-- Ой ли? -- воскликнул Тихон Павлович и недоверчиво улыбнулся.
-- Конечно, о том, что я написал про вас в газете, -- сдвигая брови, говорит учитель, озабоченно отдувает щёки и ещё суровее хмурит лоб.
-- Так я и думал, что это ты писал! Непременно, мол, это он! Потому только двое могут это -- ты да поп Алексей. Он тоже сердит на меня...
-- Как это -- тоже? Разве я на вас сердит? -- удивился учитель.
-- А то как же!
-- Да за что?
-- А кто тебя знает! Написал -- да и всё; а я понимай, как хочу...
-- Позвольте! Я писал не по личной неприязни к вам, а из чувства справедливости, -- вздрагивая, проговорил учитель и, подняв тон, добавил, вспыхнув: -- Вы не имеете никакого права говорить, что я написал потому, что был сердит...
-- Толкуй! -- скептически махнул рукой мельник. -- А зачем же ты писал?
-- Затем, что вы поступили с кирюшинскими крестьянами нечестно!
-- О! вот как ахнул! Нечестно! А они, когда у меня плотину прорвало, честно делали?
Небойсь, ты про них не написал вот?!
-- Но, позвольте! -- всё более разгорался учитель. Лицо у него покрылось красными пятнами, он стал заикаться, очевидно, желая сказать много и не находя нужных слов. У него странно вздрагивали уши, сверкали глаза. И мельник, глядя на него, тоже закипал.
-- Чего -- позвольте! Про меня написал -- и про них пиши. Коли я с ними поступил не по совести, так ты знаешь, что и они со мною поступили этак же; на твоих глазах было. Однако вот ты молчишь! А говоришь -- из справедливости! Эх ты...
-- Ну-с, дальше что же? -- спросил учитель и, вдруг как-то весь изогнувшись, кашляя и торопясь, быстро глотая слова, зачастил:
-- Вы не понимаете... я не мог... я... Вы подозреваете меня чёрт знает в чём! Какая у меня может быть к вам вражда? То есть -- нет... она есть! Она всегда будет! -- вдруг высоко выкрикнул он.
-- Ну вот! Ага! А говоришь: по спра-аведливости! Как же по справедливости, коли по злобе? Эх ты! И жить-то тебе недолго осталось, а ты людей мутишь! Меня дочь как этой твоей писулей смазала! Родная дочь -- пойми!