"Собрание сочинений в тридцати томах": Государственное издательство художественной литературы; Москва; 1949
Том 15. Рассказы, очерки, заметки 1921-1924
Осенний ветер треплет голые кусты, прутья гнутся, но не шумят, хотя, покрытые ржавой пылью, кажутся железными и, качаясь, должны бы скрежетать. Свинцовый туман плотно окутал и скрыл всё вокруг маленькой степной станции; около почти невидимой водокачки устало вздыхает и шипит локомотив, звенят бандажи под ударами молотка; все звуки приглушены осенним унынием. Над моей головою призрачно висит плоская рука семафора. Тощий, мокрый козёл тоже, как призрак, стоит в кустах и скучно смотрит, как пятеро служащих станции пытаются втащить в дверь товарного вагона тяжёлый, длинный ящик.
Погрузкой руководит старичок в клеёнчатом пальто; под башлыком трясётся розовое от холода круглое личико с длинными усами; усы и ястребиный нос старичка очень напоминают портрет одного из гетманов Украины.
-- Что это вы грузите?
-- Енблему.
Вежливо касаясь ручкой башлыка, старичок отвечает не по-старчески звонко и не по-осеннему весело.
-- Енблема, -- объясняет он, -- статуя из мраморного камня итальянской работы; она изображает идола справедливости -- женщину с мечом в руке, а другая рука -- в ней весы были -- отстрелена по недоразумению. В древнее время римляне почитали эту женщину за богиню, называемую Енблема.
Слово явно нравится старичку, он повторяет его со вкусом, с удовольствием.
Погрузив ящик, ожидая пассажирского поезда, он сидит в грязном зале станции и, покуривая немецкую фарфоровую трубку, рассказывает любезно:
-- Привёз её из-за границы дедушка теперешних господ, и, может быть, не менее ста лет красовалась она на клумбе, перед домом; это вещь очень великолепная, из лучшего материала; на зиму её даже войлоком кутали и покрывали деревянным футляром. Она стояла бы и ещё неизвестное время, да вот господин Башкиров -- слышали? Известнейший фабрикант? Совершенно так, этот самый. Он, четыре года тому назад, для отдыха души и по причине своей старости, купил усадьбу господ моих и сообразил, что Енблема ему угрожает. Некоторый смысл воображение его имело, потому что статуя искусной работы и в лунные ночи принимала вид оживлённости, как бы даже движения по воздуху, не взирая на то, что она -- камень. К тому же основание под нею покосилось от собственной её тяжести, и это дало ей наклон вперёд, как будто она хочет спрыгнуть со своей высоты.
-- Господин Башкиров сразу её невзлюбил, стал жаловаться: "От неё, говорит, у меня бессонница. Ночью взгляну в окно -- торчит в воздухе не то сестра милосердия, не то -- чёрт её знает кто такая? И что значат весы в руке у неё? Торговала, что ли, чем?" Господин Башкиров, несмотря на своё богатство, человек слабо образованный и даже, в некотором роде, дикий. Я, конечно, объяснил ему, что это римский идол справедливости, потом он ещё у священника справился и в городе у кого-то насчёт её назначения, но после этого невзлюбил Енблему того хуже и начал даже палкой ей грозить, походит по парку, подойдёт к ней и грозит... А однажды ему вообразилось, что она в окно лезет, в спальню к нему, тут он начал из револьвера стрелять, метко отшиб ей руку и живот выщербил.
-- Говорит мне: "Дуре этой, Покровский, место на кладбище, а не здесь". Меня он очень уважал и любил весьма подробно расспрашивать о моей жизни. Я, видите ли, сын диакона, но к духовной карьере пристрастием не заразился, а пошёл в учителя, но вскоре усмотрел, что это дело не моей души. К дрессировке детей надо иметь природное пристрастие и строгость, а у меня характер оказался мягкий, и укротителем детских наклонностей я не мог быть. Шалостей детских -- не люблю, бессмысленная шалость! Когда взрослые шалеют -- этому всегда заметна причина, а у детей... Я даже и собственную жизнь прожил холостым...
-- Ах да, господин Башкиров. Он был по натуре шалый. Он мне не нравился. Хотя человек уважаемый, но личность тёмная и, что называется, с легендой.
Осторожно выковыривая какой-то ложечкой перегар из трубки, старичок объяснил:
-- Легенда, конечно, не всегда правда, а всё-таки родня ей. О господине Башкирове ходил слух, что у него были разные женские истории жестокого характера, и даже со вмешательством окружного суда. Вообще -- человек нечистоплотный и подозрительного ума. Пил, конечно, во вред своему здоровью. Мне с ним было неприятно, я -- двадцать три года садовник, цветовод, у меня другой вкус. Однако цветы он любил. Издали любовался ими; стоит, смотрит и жуёт бороду; борода у него была роскошная. Посмотрит на цветы, погрозит палкой Енблеме и удаляется в беседку лимонад с коньяком пить. Да, цветы он любил. "Ты, говорит, Покровский, синеньких больше разводи". Предлагал мне жалования прибавить, но сам же себе и возражает: "Зачем тебе деньги, ты -- одинокий. Я вот тоже одинок. Деньги, Покровский, в этом случае нисколько не помогают, на пятак дружбы не купишь".
Дали звонок -- повестку пассажирскому поезду.
-- Умер он?
-- Умер. В одночасье. Он не лечился, а только коньяк с доктором пил.
-- Куда же вы отправляете статую?
Доставая что-то из кармана брюк, Покровский сказал:
-- В сумасшедший дом.
И, видимо, заметив моё удивление, любезно объяснил:
-- Господин Башкиров подарил её доктору для развлечения безумных больных. Доктор в парке поставить Енблему эту хочет, при сумасшедшем доме очень хороший парк.
Покачиваясь важной походкой павлина, садовник Покровский пошёл к кассе, сказав мне любезно:
-- Будьте здоровы!
Комментарии
Впервые, в неполном виде, напечатано в "Красной газете", 1926, номер 198 от 26 августа (вечерний выпуск). Полностью рассказ был напечатан в журнале "Огонёк", 1926, номер 35[179] от 29 августа
Точно установить время написания рассказа "Енблема" не представляется возможным (см. примечание к рассказу "Убийцы").
5 февраля 1928 года, отвечая на письмо С.Н.Сергеева-Ценского, посвящённое девятнадцатому тому собрания сочинений в издании "Книга", М. Горький указал на реальное лицо, послужившее прототипом образа фабриканта Башкирова. "Там, в книжке у меня, есть рассказишко "Енблема", -- писал М. Горький, -- купец -- тульский фабрикант самоваров Баташов. Сергей Николаевич; ей-богу, это блестящая идея: отправить богиню справедливости в сумасшедший дом! Оцените!" (Архив А.М Горького).
Начиная с 1927 года, рассказ "Енблема" включался во все собрания сочинений.
Печатается по тексту девятнадцатого тома собрания сочинений в издании "Книга", сверенному с машинописной копией (Архив А.М. Горького) и первопечатными текстами.