|
Скачать FB2 |
| |
Максим Горький
Достигаев и другие
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Действие первое
Купеческий клуб. Солидно обставленная гостиная, против зрителя портрет Александра Третьего во весь рост и в шапке, -- тучная, чёрная фигура на голубоватом фоне, за нею -- какие-то колонны, они напоминают ленинградскую Биржу. В глубине сцены -- широкие двери в двухсветный зал, видно эстраду, на ней -- стол, покрытый красным сукном, за столом, на стене -- золотая рама, портрет Николая Второго вынут из рамы, в раме торчат два красных флага. Перерыв заседания, в зале остались и беседуют несколько маленьких групп, они постепенно тают, выходя в гостиную, а из неё -- в двери налево, в буфет. Направо -- дверь в карточную. В уголке, около неё, сидит на краешке мягкого стула, свёртывая козью ножку, старичок Иосиф, поп, в мужицких сапогах, ряса выцвела, остроносый, лысоватый, в очках. Из зала выходят: Павлин, Порфирий Петрович Нестрашный, бывший городской голова и председатель местного союза Михаила Архангела, он -- с палкой, прихрамывает; Кузьма Лисогонов, фабрикант.
(Подходят и присаживаются к столу: Целованьев, хозяин городских боен, и Троеруков -- мукомол, человек лет 50, очень похожий на Александра Третьего; о своём сходстве с царём Троеруков знает. В дверях зала Василий Достигаев беседует с Мокроусовым; Мокроусов -- в штатском, он -- заведует хозяйством клуба. Так же как и Достигаев, он мелькает на сцене в продолжение всего акта. Достигаев -- старшина клуба -- ручки в карманах, прислушивается ко всем разговорам, вступает во все беседы, оставаясь один, задумчиво посвистывает.)
(Лисогонов возвратился, официант несёт стакан чаю и -- в чайнике -- коньяк.)
(Нестрашный молчит. Все смотрят на него, ждут. Не дождались.)
(Поп Иосиф, свернув козью ножку, закурил.)
(Павлин, Нестрашный ушли, за ними Лисогонов, неплотно притворив дверь, выглядывает в гостиную. Губин идёт из зала -- тяжёлый, толстый человек с оплывшим лицом и наглыми глазами. Его сопровождает Алексей Достигаев.)
(Иосиф вынул кисет, свёртывает папиросу, вспомнил, что нельзя курить махорку, и, спрятав кисет, огорчённо махнул рукой, снова сел в угол.)
(Все ушли. Остался Троеруков, осаниваясь, поглаживая бороду, смотрит на портрет царя и в зеркало на себя. Налил коньяку, встал, пьёт, крякнул.)
(Из буфета выходят: Бетлинг, за ним Достигаев и Мокроусов; перед ним, забегая то справа, то слева, -- Лисогонов.)
(Из буфета, из зала выходят люди, окружают Бетлинга, смотрят на него. В толпе, у стены -- Тятин. Вышла Мелания, села в кресло. К ней подходит поп Иосиф, кланяется, подаёт бумагу, беседует. Мелания уводит его в зал. Через некоторое время попик быстро пробирается в буфет.)
(От него постепенно отходят, гостиная пустеет. Он сидит, глядя на портрет царя, отирая рот платком. Оглядываясь на людей, подходит Троеруков, говорит вполголоса.)
(Встал, идёт к дверям буфета. Троеруков испуганно скрывается в комнату направо. Навстречу Бетлингу из буфета: Жанна, Елизавета, Достигаев, Зыбин.)
(Звонок в зале.)
(Идут в зал. Проходя мимо Мелании, Елизавета не поклонилась ей.)
(Встала, хочет идти в зал. Нестрашный и Мокроусов выходят из буфета.)
(Мелания остановилась, слушает.)
(Пошли. Из дверей зала -- Тятин; Мелания и Нестрашный смотрят вслед ему. Он сел за стол, вынул блокнот, пишет. Выскочил Звонцов, отирая лицо платком, попятился.)
(Варвара и Достигаев очень быстро выходят из зала.)