О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ МАССОВОГО ЧИТАТЕЛЯ
На каждого из нас, литераторов, общий смысл эпохи и особенности положения нашей страны в мире возлагают необходимость деятельного участия в культурном воспитании масс. Каждый из нас лично заинтересован в повышении культурного уровня масс, ибо ясно, что чем более повышается этот уровень, тем более широко растет количество потребителей книги. Здесь личный интерес вполне совпадает с государственным.
Повышению уровня культуры в массах исключительно сильно способствовало бы ознакомление массового читателя с основными положениями экспериментальных наук: геологии, биологии, физики, химии.
Необходимо дать популярные объяснения простейших, обыденных явлений природы. Нужно рассказать, как человечеству объясняла эти явления религия и как наука изучила их, как заставила силы природы служить человеку.
У нас все еще не понимают, почему маленький камень или щепка, брошенные в воздух, падают на землю, а огромные аэропланы могут летать подобно птицам.
До революции многие из деятелей науки утверждала, что научная мысль вообще не поддается популяризации и что словесное опрощение науки -- это "профанация" ее. Таким утверждением выражалась психология "жрецов", "хранителей тайны и веры". Эта психология не может быть родственной молодым советским ученым. Возможно, что были случаи, когда аристократизм жрецов об'яснялся только трудностью задачи, бедностью их лексикона.
За малыми исключениями деятели науки пишут популярные книги и брошюры очень неудачно: тяжелым языком, излишне перенасыщенным специальными терминами.
Создание популярно-научной литературы необходимо и все более настоятельно для культурного воспитания трудовых масс. Нам нужно организовать тесное и дружное сотрудничество литературы и науки. Нужно добиться, чтобы мастера слова помогли мастерам эксперимента изложить их мысли, теории, их работы в простой, яркой удобопонятной форме.
Для начала Оргкому литераторов следовало бы приступить к организации группы работников литературы и науки для составления популярных брошюр примерно по такому плану:
ЗЕМЛЯ -- геохимическое и геофизическое представление о Земле; история ее образования, металлы, минералы, происхождение плодоносных почв. Роль высоких температур, овладевая коими, наука из основной руды -- из железа -- создает сталь и посредством сплава стали с тем или другим металлом делает все более стойкие, твердые металлы. Практические выводы.
ВОЗДУХ -- его химия, газы, особенно кислород и водород, физическое действие воздушных течений. Образование кислот, солей, щелочей. Горение, гниение. Движение как основа всех явлений физики и химии. Наши попытки утилизации воздушных течений.
ВОДА -- ее физическая и химическая работа. Движение -- падение -- вод как источник электроэнергии.
Эти три темы должно разработать так, чтобы массовый читатель получил достаточно ясное представление по возможности о всех разнообразных процессах изменения материи и о постепенности завоевания наукой стихийных сил природы.
Далее необходимо разработать еще две темы:
РАСТЕНИЕ -- история его развития и освоения человеком.
ЖИВОТНОЕ -- история роста органической жизни от растительной клетки до человека.
Само собою разумеется, что мною намечена лишь грубая схема работы и что ее нужно тщательно и детально рассмотреть, для чего следует немедля организовать группу молодых ученых и литераторов.