Грифцов, Борис Александрович, искусствовед, литературовед и романист. Род. 11 мая 1885 г. в имении под М., в семье чиновника. Окончил Моск. унив. в 1909 г. по философ. отд. ист.-фил. фак. В 1905--14 г. неоднократно бывал на Западе, где жил преимущественно в Италии, работая по искусству. Состоял лектором в различных учебных заведениях: унив. им. Шанявского, Моск. инст. слова (с 1920 по 1925 г. был одним из его руководителей), в Тверском педаг. инст. (где состоит и теперь). Живет в М. С 1925 г. работал в качестве референта по Италии в иностранном отделе ВСНХ, состоит членом ГАХН. Испытал литературное воздействий со стороны Достоевского, Гамсуна, Анри де Ренье, позднее -- Марка Аврелия, Данте, Бальзака, Марселя Пруста. Первое печатное выступление Г. -- статья о Достоевском (журн. "Зори", 1906 г., май). Участвовал в журналах: "Р. М." (1911--1916 г.), "София", в газете "Понедельник Власти Народа". 1918 г. и др.
Кн. Г.: 1) "Три мыслителя" (К. Леонтьев. В. Розанов. Л. Шестов). М. 1911 г.; 2) "Бесполезные воспоминания". Повесть. Берлин. 1924 г.; 3) "Теория романа". М. Изд. ГАХН. 1927 г.
Био-библиографический словарь русских писателей XX века, выпуск 1. Писатели современной эпохи, с. 104.
II.
ГРИФЦОВ Борис Александрович [29.4(11.5).1885, д. Васильки Звенигород, у. Моск. губ.-- 21.12.1950, Москва], критик, переводчик, литературовед, искусствовед. Род. в чиновничьей семье. В 1903 окончил 7-ю моск. г-зию с зол. медалью, в 1903--09 учился на филос. отд. ист.-филол. ф-та Моск. ун-та (диплом 1-й степени). В 1906--07 читал лекции по истории лит-ры в Домниковских вечерне-воскресных классах, в 1907--10 секретарь и лектор Пречистенских курсов для рабочих; "был уволен градоначальником как "политически-неблагонадежный элемент". В авг. 1910, по тем же основаниям, уволен из жен. г-зии В. В. Потоцкой" (автобиография -- ЦГАЛИ, ф. 2171, оп. 1, No 11; см. также в кн.: Пречистенские рабочие курсы, М., 1948, с. 174--76). В 1910--20-х гг. лектор по зап. лит-ре в Моск. нар. ун-те А. Л. Шанявского.
Первая публ.-- ст. "Праздник памяти Достоевского" ("Зори", 1906, No 11/14). В 1907 выступал с рец. в ж. "Перевал" (No 5--7, 12). Первые прозаич. опыты Г.-- "Милая смерть" ("Юность. Лит.-худож. сб.", 1907, No 1), "Тишина" ("Корабли. Сб. стихов и прозы", М., 1907), "Белый цветок. Из книги сказок" ("Лит.-худож. неделя", 1907, No 3, 1 окт.) -- лирич. этюды о томлениях одинокой души, написанные под сильным воздействием "симфоний" А. Белого (отмечено Эллисом: "Весы", 1907, No 5, с. 75). Г.-- один из инициаторов (совм. с группой начинающих литераторов символист, ориентации -- В. И. Стражевым, П. П. Муратовым, Б. К. Зайцевым) создания моек. газ. "Лит.-худож. неделя" (1907, No 1--4, 17 сент.-- 8 окт.), автор ее программных статей "Звенья" (No 1)и "Звенья. II" (No 4), в к-рых отстаивал идею самоценности иск-ва, символист, эстетич. позиции. Г. одним из первых оценил А. А. Блока как "самого несомненного поэта" современности ("Об Александре Блоке, искренности и декадентстве" --там же, No 2). Вст. "Два пути", ниспровергая "путь позитивизма", проповедовал новейшее индивидуалистич. иск-во с его тяготением к иррациональному, к "великой Тайне и Чуду жизни" ("Белый камень. Альм. I", М., 1907, с. 100). Сходный антипозитивист, пафос присущ кн. Г. "Три мыслителя. В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов" (М., 1911), к-рая примечательна как опыт сопоставительного анализа характерных выразителей идейных исканий нач. 20 в. и выявления их внутр. противоречий -- разногласий между "внешней" проповедью и внутр. потребностями души. В работе "Судьба К. Леонтьева" (РМ,1913, No 1, 2, 4) акцентируется внимание на противоборствующих силах в учении Леонтьева, на "чертах подлинной трагедии" в его кризисно-романтич. мироощущении. В 1914 Г. принимал ближайшее участие в моек, "журнале искусства и литературы" "София" (ред.-- П. П. Муратов) : статьи "Державин" (No 1), "Последний поэт" (No 5) -- об Анри де Ренье, отклики на драму Блока "Роза и Крест" (No 1) и на роман Белого "Петербург" (No 3). Статьи, заметки, рецензии Г. печатаются также в газ. "Утро России", "Моск. газ." (1911--12). В основе критич. метода Г., усвоившего основные положения символист, эстетики,-- преобладающий интерес к поэтич. мировоззрению автора, неприятие утилитаристского понимания ху-дож. творчества, а также требований его социальной действенности ("Письма Белинского" -- там же, 1914, No 4). В 1910-е гг. Г. работал над кн. "О природе поэзии" (не опубл.; автобиография -- ИРЛИ, ф. 377).
В 1905--14 Г. регулярно бывал в Зап. Европе, с 1910 -- преим. в Италии, изучал итал. иск-во, в летние месяцы 1910--14 руководил экскурсиями рус. учителей в Венеции и Риме, печатал статьи в сб-ках "Рус. учителя за границей" (М., 1912, 1913, 1914). Опубл. кн. "Рим" (М., 1914; 2-е изд., М., 1916), полную тонких наблюдений об иск-ве Италии. Итал. впечатления отразились также в пов. Г. "Бесполезные воспоминания" (1915; отд. изд.-- Б., 1923), написанной в исповедаль-но-аналитич. манере, отличающейся ослабленным сюжетом и элементами автобиографизма; жизнеописание героя повести призвано указать на "болезнь философической молодости" -- бесплодность лирич. мировосприятия, которое не дает выхода к подлинному драматизму жизни.
В послерев. годы Г. вел большую науч.-культурную и преподавательскую работу (в 1918 один из учредителей и лекторов Ин-та итал. культуры). Опубл. искусствоведч. исследования -- "Искусство Греции" (М.--П.,1923) и "Творчество Н. П. Ульянова" (в кн.: Муратов П., Грифцов Б., Н. П. Ульянов, М.--Л., 1925), кн. "Теория романа" (М., 1927). Г.-- крупнейший сов. исследователь творчества О. де Бальзака, его переводчик, автор монографии "Как работал Бальзак" (М., 1937; 2-е изд., М., 1958). Переводил также М. Пруста, Г. Флобера, Р. Роллана, Дж. Вазари. Кн. "Психология писателя" (1924) опубл. посмертно (М., 1988).
Др. произв.: "Об искреннем романтизме" (РМ, 1912, No 11), "Метод Ю. И. Айхенвальда" (РМ, 1913, No 11), "Московский Художественный театр и его студия" (РМ, 1915, No 5), "Две отчизны в поэзии Баратынского" (РМ, 1915, No 6), "Каролина Павлова" (РМ, 1915, No 11), "О Стендале" (РМ, 1916, No 4); "Психология писателя" (ВЛ, 1986, No 11; вступ. заметка С. Зенкина, публ. М. И. Грифцовой). Среди неопубл. произв. Г.-- автобиогр. пов. "Странствия Николая Бредихина" (1942--43; архив семьи Г.).
Лит.: Гунст Е. А., Б. А. Грифцов как бальзаковед.-- В кн.: Паевская А. В., Данченко В. Т., Оноре де Бальзак. Библ. рус. переводов и критич. лит-ры на рус. яз. 1830--1964, М., 1965; Грифцова М. И., Из восп. об Ин-те итал. культуры в Москве.-- В кн.: Дантовские чтения. 1979, М., 1979; Зенкин С., Г.-- теоретик лит-ры.-- В кн.: Грифцов Б. А., Психология писателя, М., 1988; [Письма В. В. Розанова к Г.] -- "Наше наследие", 1989, No 6. + Козьмин; ЛЭ; КЛЭ; Масанов (не учтены псевд. В. Алексеевский; В. Я.).
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 2171; ИМЛИ, ф. 419;ГБЛ, ф. 218, к. 1353, д. 6 (восп. Е. В. Муратовой).
А. В. Лавров.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992