Гуцков (Gutzkow), Карл, немецкий писатель, деятель "молодой Германии", 1811--78 (задохнулся во время пожара). Выступил воинствующим журналистом и сатириком: "Письма дурака к дурочке" (1832), "Мага-Гуру, история бога" (сатира на папство) 1833. За "Wally, die Zweiflerin" (проповедь свободной любви) сидел в тюрьме по доносу Менцеля. С 1839 писал романы и драмы, страдал от меланхолии, лечился в психиатрич. лечебнице. Драмы: "Patkoul", "Pougacheff", "Zopf u. Schwert", "Uriel Akosta" (наиб. художественная), "Kenigsleutenant". Романы: "Ritter vom Geiste" (9 т.; 6-е издание 1881), "Zauberer von Bom" (9 т., 4-е издание 1872) -- против католицизма, "Hobenschwangau" (время реформации), "Das Leben Bornes", "Pariser Briefe", "Ruckblicke auf mein Leben" (1876) и др. 4-е собр. соч. Г. I серия (12 т.) 1873; II, 1881--82. Г. более мыслитель и публицист, чем художник, но выделяется силой характеристик. Внес в нем. лит. здоровый критицизм, вытеснил "трагедии судьбы". См. Prob, "Das junge Deutschland" (1892), Caselman (1900). "Уриэль Акоста", русский перевод Вейнберга, и несколько т. "Рыцарей Духа".
Источник текста: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. I, вып. 2 (1907): Гальванохромия -- Кившенко.
II.
Гуцков, Карл -- немецкий писатель (1811--1878), христианин. Самым выдающимся драматическим произведением Г. является трагедия "Уриель Акоста", написанная в 1847 г. и переведенная почти на все языки (еврейский перевод С. Рубина в 1856 г., русский -- П. И. Вейнберга в 1880 г.). Героем этой трагедии является Уриель Акоста (см.). Из автобиографии Акосты Г. почерпнул материал для своей повести "Der Sadduccäer von Amsterdam", напечатанной в Cotta'sches Morgenblatt No 235--252 в 1835 году. Этот же материал в переработанной форме использован им в трагедии. В трактовке сюжета обоих произведений замечается, впрочем, довольно существенная разница. В драме Г. истина в конце концов торжествует в лице Акосты; в повести -- затравленный, обманутый, покинутый всеми философ с отчаяния кончает с собой. В характеристике Юдифи Вандерстратен, ученицы и подруги Акосты, драма и повесть также расходятся. Будучи одним из застрельщиков "Молодой Германии", Г. задавался в своих литературных произведениях целями развития политического самосознания и пропаганды принципов свободы совести. Как проповедь религиозной терпимости и свободомыслия, "Уриель Акоста" является одним из величайших произведений всех времен. Однако с исторической точки зрения драма Г., как доказал Герман Иеллинек, не представляет большого интереса, ибо изобилует совершенно фантастическими данными. -- В другой своей драме -- "König Saul" (1838) -- ". иллюстрирует борьбу между духовной и светской властью на истории царей Саула и Давида. Г. изображает Давида как ставленника партии священников, выдвигающих его против властолюбивого царя Саула. Победив Саула, Давид убеждается в том, что служил слепым орудием в руках священников, и сбрасывает с себя их влияние. Как помазанник Господа, он решает более не подчиняться их наущениям и повиноваться только гласу Божию. Саул умирает с опасением, что цари объединятся с духовенством для угнетения народа. Драма эта ввиду в ней выраженных политических тенденций радикального характера была запрещена театральной цензурой и не была поставлена. -- Из произведений публицистического характера Г. следует отметить "Das Leben Börne's" (1840), книгу, произведшую сенсацию при своим появлении, главным образом благодаря предпосланному ей вступлению, направленному против Гейне. Являясь горячим поклонником Берне, автор ожесточенно нападает на Гейне за его книгу Heine über Börne. -- Ср.: Proelss, Das junge Deutschland, 1892; Houben, Studien über die Dramen Gutskow's, 1899.
Р. Бернштейн.
Источник текста: Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, том 6: Гадассий -- Данте (1910), стлб. 857--858.