...Имя Михаила Зощенко очень популярно. Он -- автор многих новелл, героем которых является собирательный мещанин -- "зощенковский герой", доживающий свои последние дни в нашей социалистической действительности. Этот же герой глядит на нас со страниц недавно вышедшей "Голубой книги" Зощенко. Писатель прекрасно знает своего героя с его "проблемами" жилищных дел, трамвайных пересудов, алиментов, имущественных и семейных дрязг. Зощенко раскрывает его философию и мораль, его "пафос жизни", обнажает гниль этого существа. Зощенко порой дает яркие картины мещанской подлости...
...Рассказы Зощенко-- прежде всего смешные, шутливые рассказы. Но он умеет дать не только водевильную ситуацию с комическими кви про кво (один вместо другого, комическое недоразумение, путаница). Он умеет дать остро и жизненную ситуацию. Его рассказы часто попадают в цель, они не лишены и теплоты в отношении к новой жизни. Зощенко прав, когда он называет свою "Голубую книгу" "смешной и отчасти трогательной книжкой". Местами пробивается лиризм автора, и, конечно, недаром книга названа голубой -- "этим цветом неба, в котором летают голуби и аэропланы".
Своего героя-мещанина Зощенко рисует обычно через стилизацию мещанской речи. И хотя писатель здесь довольно часто повторяется, и его речевая схема несколько однообразна, -- Зощенко достигает в этой оригинальной своей области, в "пестром бисере своего лексикона" (по слову А. М. Горького) значительного мастерства.
Зощенковский рассказчик находится в близком родстве -- идейном и социальном -- с зощенковским "героем". Вот он рассказывает о том, как спекулянта выслали в Нарымский край, он не умеет точно определить, дали ли ему "минус семь или плюс семь", потому что: "я в этих делах пока что слабо понимаю". Он пока что в этом слабо разбирается, но он может этому легко научиться!
Новая книга Мих. Зощенко в основном состоит из традиционных зощенковских новелл. Но Зощенко ставит себе здесь и другую, необычную для него задачу. Наряду с современными новеллами "Голубая книга" включает также "исторические новеллы". Зощенко хочет дать "краткую историю человеческих отношений". Только-то и всего... Для этой цели он предлагает читателю совместно с ним прогуляться "по аллеям истории...
...Зощенковский рассказчик, который водил пером автора, умудряется до последней степени опошлить все эти весьма значительные темы и предметы. Он, конечно, против власти денег. Но все его рассуждения о могуществе денег не идут дальше обычных обывательских разговоров о том, что за деньги можно все достать -- и чего только человек не сделает ради денег? Зощенко выражает итоги своих размышлений на эту тему в следующей формуле: "Скажем прямо: в смысле добычи денег -- это ужас, что делалось на протяжении всей истории".
О чем бы ни шла речь, -- пусть это будут страдания, гонения, убийства, нищета, -- Зощенко (его рассказчик?) не обходится без сопроводительного хихикания. Что здесь, собственно, смешного? Зощенко, однако, убежден, что смешок здесь уместен.
"Нищие бродят. Прокаженные лежат. Рабов куда-то гонят. Стегают кнутом. Война гремит. Чья-то мама плачет. Кого-то царь за ребро повесил. Папу в драке убили. Богатый побил бедного. Кого-то там в тюрьму сунули. Невеста страдает. Жених без ноги является. Младенца схватили за ножки и ударили об стенку... Как много, однако, неудач. И какие это все заметные неудачи...
...Незнание, непонимание истории, невежество обнаружил писатель Зощенко. Все богатство исторической жизни он свел к анекдоту. На все богатство исторических явлений он реагирует тягуче-однообразным, монотонным "сказом". Ни чувства истории, ни гнева, ни страсти. Мысль бедная, убогая...