Гелатский монастырь -- в Имеретии, в 5--6 верстах к СЗ от Кутаиса, на возвышенном берегу реки Цкалцители. Над монастырем находятся развалины трех церквей, из которых одна со множеством гробниц, выдолбленных в скалах и прикрытых простыми плитами. Между монастырскими зданиями особенного внимания заслуживает древняя трапеза, от которой уцелели лишь наружные стены и портик с роскошной орнаментацией. В Г. три храма, расположенные один за другим; в них сохранился тройственный алтарь с выступающими апсидами. Монастырь основан грузинским царем Давидом Возобновителем (1089--1125). Сначала Г. служил просто обителью иноков, но в первой половине XVI в. он был обращен в епископскую кафедру. По упразднении в Пицунде патриаршего престола в Г. были перевезены сокровища из Абхазии, а также из турецкой Грузии и Карталинии, в тяжелое для последней время Г. монастырь служил нередко и резиденцией абхазских католикосов. Русский посол Никифор Толочанов, посетивший Имеретию в 1650 г., подробно описал Г. монастырь. Мозаики и интересные остатки живописи, встречающиеся в Г., носят характер византийской работы и отличаются, по словам профессора Кондакова, большим совершенством в художественном отношении. Стены монастыря покрыты фресками, изображающими святых и исторических деятелей Грузии. В ризнице монастыря замечательны золотые дискосы и чаши, осыпанные бирюзой; митра католикоса Максима, омофор с ликами святых Спиридона и Кирилла и двенадцатью праздниками, костяной святительский посох, два креста царя Баграта, корона великого Баграта, из дорогой парчи, вся унизанная жемчугом, перстень царя Давида Великого с мощами св. Георгия внутри и прекрасно вырезанным ликом великомученика сверху, для печати. Много древних икон с интересными историческими надписями. Особенно роскошно была отделана, при царице Тамаре, хахульская икона, имеющая форму триптиха или тройного складня. Последний служит киотом для иконы Божией Матери, составляющей новейшую копию с древнего чудотворного лика, написанного по образу лика Богородицы Халькопратийской, чтившейся издревле в Константинополе. Весь киот превосходно вычеканен лиственными разводами грузинской работы, но византийского типа, господствовавшего в грузинском искусстве в XII--XIII столетиях. Хахульская икона могла быть исполнена только до 1154 г.; этой эпохе отвечает вся чеканная работа и орнаментация. Из манускриптов гелатских следует отметить два пергаментных Евангелия. Миниатюры грузинско-гелатского евангелия с греческими подписями носят на себе яркую печать византийского происхождения и характера и могут быть введены в общий процесс развития византийской миниатюрной живописи. Общий состав иконографических сюжетов является в Г. евангелии уже вполне установившимся. К историческим редкостям Г. относятся также железные ворота, известные под именем Дербентских, с арабской надписью. Ворота эти были вывезены из Ганджи в Грузию отцом Давида Великого-Димитрием. Г. монастырь со времен Давида Великого служил усыпальницей царей соединенной Грузии, а после разделения ее в нем хоронили имеретинских царей. См. Церетели "Полное собрание надписей Гелатского монастыря"; Покровский "Описание миниатюр гелатского евангелия" (в "Зап. Отд. русск. и славянск. археол. Имп. русск. археол. общества", т. IV).
А. Х.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. VIII (1892): Гальберг -- Германий, с. 268