Матеріалы по археологіи Кавказа, собранные экспедиціями Императорскаго археологическаго общества, снаряженными на Высочайше дарованныя средства. Выпускъ IV. "Христіанскіе памятники". Гр. Уваровой. Москва, 1894 г. Настоящій выпускъ Матеріаловъ по археологіи Кавказа заключаетъ въ себѣ отчетъ графини П. С. Уваровой. Авторъ посѣщаетъ и изучаетъ Кавказъ съ 1879 г., когда начались подготовительныя работы по устройству археологическаго съѣзда въ Тифлисѣ. Въ 1886 г. покойному Государю Александру III, державному покровителю Московскаго археологическаго общества, угодно было пожаловать на изслѣдованіе Кавказа денежную субсидію, а сама графиня рѣшилась на собственныя средства направить свои поѣздки въ тѣ пункты, которые могли бы явиться дополненіемъ и продолженіемъ ученыхъ экспедицій членовъ общества. Путевыя замѣтки по Кавказу гр. Уварова издала уже въ двухъ книгахъ, а нынѣвъ IV томѣ Матеріаловъ по археологіи Кавказа сгруппировала данныя по христіанскимъ памятникамъ съ ихъ церковными сокровищами. Авторъ при изложеніи расширяетъ программу описанія христіанскихъ древностей. "Если подъ этимъ именно,-- говорить графиня,-- подразумѣвать отдѣльные памятники церкви, какъ это сдѣлалъ А. М. Павлиновъ въ III т. Матеріаловъ, то вопросъ разрѣшается весьма скоро и дѣлается для всѣхъ яснымъ; но я слишкомъ много разъ была на Кавказѣ, много объѣздила ущелій, часто засиживалась въ самыхъ отдаленныхъ его закоулкахъ, чтобъ имѣть силу и желаніе отнестись къ описываемымъ памятникамъ какъ къ отдѣльно взятымъ единицамъ, сложеннымъ изъ камня и мрамора и, такъ сказать, оторвать, отчуждить ихъ своимъ описаніемъ отъ края, въ которомъ они построены, отъ жителей, которые ихъ любятъ и уважаютъ, и, наконецъ, отъ тѣхъ преданій, которыя о нихъ сложились и которымъ единственно многіе изъ этихъ памятниковъ обязаны своимъ существованіемъ и сохраненіемъ до нашего времени. Если понимать наименованіе "христіанскіе памятники" въ тѣсномъ смыслѣ, то не разъ бы приходилось останавливаться и задавать себѣ вопросъ: что дѣлать дальше, что принадлежитъ моему описанію и что слѣдуетъ изъ него выбросить? Такое неясное для незнающихъ Кавказъ положеніе рождается потому, что нигдѣ, какъ на Кавказѣ, но замѣчается такое всеобщее молитвенное настроеніе, такая потребность принести ему въ жертву часть земныхъ благъ, которыми Онъ, Всемогущій, наградилъ сыновъ этихъ горъ и ущелій. Молитвенное настроеніе это выражается тѣми многочисленными мѣстами молитвъ и уединенія, которыя вы встрѣчаете при вашихъ объѣздахъ: тутъ священная роща, тамъ отдѣльное дерево, освященное иконой или безъ оной, тамъ камень или престолъ, отдѣльно стоящій крестъ, или едва замѣтная базиличная церковь во многихъ мѣстностяхъ Осетіи, Хевсуріи, Шавшепіи, Рачи, и вездѣ -- тѣ же приношенія, то же молитвенное обращеніе къ "дзуару", св. Георгію, духу и создателю вселенной, живительному, возрождающему началу, мысль о которомъ заставляетъ поселянъ собираться въ болѣе главные изъ этихъ пунктовъ весною, при возрожденіи природы, или осенью послѣ уборки полей и винограда". На Кавказѣ трудно отдѣлить языческіе памятники отъ христіанскихъ, языческіе обычаи отъ празднованія нашихъ святыхъ. Святилище Рескомъ въ Осетіи считаютъ за языческое капище, но оно посвящено св. Георгію, даже по преданію построено имъ и, не имѣя вида христіанскаго храма, вмѣщаетъ въ себѣ вмѣстѣ съ рогами животныхъ не мало иконъ, восковыхъ свѣчей, кадильницъ и проч. Въ верхней Рачѣ въ деревнѣ Глола, въ нѣсколькихъ шагахъ отъ настоящей сельской церкви, находимъ другую маленькую церковь того же безличнаго типа, заваленную рогами, стрѣлами, посудой и подъ всѣми этими приношеніями покоится канень-престолъ съ утвержденнымъ на немъ крестомъ. Въ той же Рачѣ, въ дер. Сори имѣются четыре, несомнѣнно, храстіанскія церкви, одна изъ коихъ посвящена "Архангелу" безъ обозначенія дальнѣйшаго имени. Не есть ли это посвященіе тому же "невѣдомому богу", которому воздвиглись престолы даже въ Греціи до утвержденія христіанства? Въ долинѣ р. Пца, не доѣзжая до Тигви, съ храмомъ царицы Тамары стоятъ развѣсистые старые дубы, стволы которыхъ обмотаны нитями и куделью. Въ Сафарѣ 15 августа жители Ахалцыха и его окрестностей живутъ въ храмахъ, закалываютъ быковъ и барановъ, жарятъ, пьютъ, ѣдятъ. Фрески, украшающія Нузальскій храмъ и рѣзные иконостасы цебельдинскихъ храмовъ изображаютъ сцены охоты, преданія о которыхъ сохранились изъ доисторическихъ временъ Грузіи. Игнорировать эти явленія невозможно подобно тому, какъ мы не можетъ провести рѣзкой грани между ними и проявленіями сознательно христіанскими. Должны проникнуться идеей, что позднѣйшія христіанскія сооруженія, возводимыя на тѣхъ же горахъ, въ тѣхъ же ущельяхъ и заповѣдныхъ рощахъ, не что иное, какъ вѣнчаніе и освященіе народныхъ вѣрованій и преданій всего того, что мѣстные жители этихъ горъ и ущелій привыкли вѣками любить и уважать, только при такихъ условіяхъ описаніе наше можетъ оказаться вѣрнымъ и передать полную картину изучаемаго края".
Такая симпатичная и широкая точка зрѣнія при обзорѣ памятниковъ вполнѣ выдержана гр. Уваровой. Трудъ ея обнимаетъ Абхазію -- храмы Симона Канонита, въ Алахадцыхѣ, на р. Бзыби, въ Лыхнахъ и др., Генуэзскій мостъ близъ Сухума, Келасурская башня и Абхазская стѣна, опуская Пицунду и Драиды, которые были описаны г. Павлиновымъ. Второй отдѣлъ посвященъ Абхазіи: мостъ въ Архандузѣ, церковь близъ Хулы и въ Схаитѣ. Третій отдѣлъ обнимаетъ Лабліанское ущелье (Зарзма, Буль, Вала, Смада, Сафарай и Посховскій участокъ (Кола-Бойня, Мере, Али, остатки храма въ Тцурцкабъ и замокъ въ Мере). Четвертый посвященъ Рачѣ (Глола, Геби, Никоруминда и др.) и Горійскому уѣзду (Рунси, Атени, Икорта, Абиси, Атоци, Тигви, Уплисъ-Цихе, Никози, Сагалашени, Брети, Гори, Урбниси). Изданіе снабжено рисунками и фототипіями, и образцами грузинскихъ надписей съ ихъ переводомъ и толкованіями. Почтенный этотъ трудъ производитъ пріятное впечатлѣніе и займетъ подобающее мѣсто въ литературѣ по кавказовѣдѣнію.