Хрущов-Сокольников Гавриил Александрович
Г. А. Хрущов-Сокольников: биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ХРУЩОВ-СОКОЛЬНИКОВ Гавриил Александрович [25.2.1845, Рим -- 20.4.1890, Перро (близ Парижа); похоронен в Петербурге на Волковом кладбище], прозаик, поэт, драматург, редактор. И з дворян; сын тульского помещика, отставного подпоручика Александра Гавриловича Сокольникова и Елизаветы Ивановны Хрущовой (дочь флотского лейтенанта).
   После смерти отца (1853) воспитывался у дяди матери, героя Крымской войны, генерал-губернатора Западной Сибири А. П. Хрущова [его воспоминания -- журнал "Московское обозрение", 1876, No 1-10; см. упоминание "прямого и гуманного" "А. П. Х...ва" в рассказе Х.-С. "Рай на земле (Из воспоминаний путешественника по Алтаю)" -- "Мирской толк", 1882, No 26, с. 83]. Опекуном Х.-С. стал другой дядя матери Б. П. Хрущов, бывший олонецкий губернатор. Поскольку у Хрущовых не было потомков по мужской линии, Х.-С. унаследовал их фам. (разрешение опубликовано в "С.-Петерб. сенатских вед.", 1870, No 10) и все имущество.
   В 1862 сдал экстерном выпускной экзамен в Тульской гимназии (в 1858 он значился в списках учеников 2-го класс). Окончил юридический факультет Московского университета с дипломом кандидата два года пополнял свое образование за границей. По возвращении избран предводителем дворянства Епифанского уезда. Тульской губернии. Однако быстро стало ясно, что Х.-С. не собирается отстаивать интересы дворянства в эпоху реформ. это привело к многочисленным столкновениям, и по прошествии трех лет на второй срок он избран не был. более того, дворяне объявили его "предателем" и вскоре ему пришлось покинуть Тулу (Альтман, с. 292). Впечатления этого периода Х.-С. отразил в романе "Провинция" (СПб., 1888), где в образе молодого предводителя уездного дворянства, борющегося с крепостниками, изобразил самого себя.
   Герой постепенно разочаровывается в дворянстве, земстве, суде и в финале уезжает в Сибирь на золотые прииски. Товарищи, вспоминая его, говорят, что ему следовало бы родиться раньше, когда верили в идеи, "добро и людей", а не только в "серебряный рубль". Роман опирается на жизненные факты, выводит под вымышленными фамилиями реальных тульских деятелей.
   Жена Х.-С. Анна Ивановна, урожденная Александрова (1847--1888; дочь ротмистра; у супругов было двое детей; первенец родился в 1867), работала секретарем в редакции журнала "Зритель", где в 1881 познакомилась с Александром Павловичем Чеховым, уехала с ним, разведясь с мужем, в Таганрог и жила в гражданском браке (т. к. не могла венчаться из-за инициированного ею развода).
   В 1868 Х.-С. выпустил сборник "Стихотворения" (М.), содержащий любовную лирику, элегии, песни и баллады, а также несколько переводов Г. Гейне, "Опыт в эпическом роде", закрывающий сборник, напоминал по форме позднейший его роман в стихах "Великосветская Нана". С 1870 размещал стихи, преимущественно юмористические, в журналах "Русское богатство", "Будильник", "Мирской толк", "Свет и тени", "Эхо", "Осколки", "Зритель". Использовал около тридцати псевдонимов и криптонимов. А. П. Чехов иронично отзывался о его плодовитости в фельетоне "Осколки московской жизни": "покойное "Московское обозрение", в котором заседал бессмертнейший враль Гаврила Сокольников. Кстати: кто не видал Неаполя, тот не видал ничего, кто же ни разу не слушал Сокольникова, ни не слыхал ничего" ("Осколки", 1883, 8 октября, то же: Чехов, XVI, 56)
   X.-С. автор ряда уголовных романов и повестей ("Из-под его пера чуть не ежемесячно выходило по бульварному роману... добрейшей души человек, по-своему честнейший, с лицом клейменного каторжника и с самой мошеннической фантазией" -- Ясинский, т. 1, с. 455): "Кто?" ("Свет и тени", 1882, No 29--37), "Москва без маски" (СПб., 1887; "Свет: сборник романов и повестей", СПб., 1887, т. 1; 2-е изд., 1890), "Месть и золото" ("Свет", 1888, 1 янв. ... 17 мая, отд. изд. -- СПб., 1889), "Фараоны", ("Свет", 1889,1 янв.... 21 апр.; "Свет: сб-к...", П., 1916, т. 10), в котором под названием "бубновых королей" описан т. н. клуб червонных валетов, нашумевшее преступное сообщество 1870-х гг., суд над к-рым широко обсуждался в прессе.
   Легко устанавливается соответствие между персонажами и фигурантами дела (напр глава сообщества Дейер -- Шпейер) и между конкретными эпизодами в тексте и в реальности: глава шайки скрылся от суда и, по легенде, встретился с прокурором, который его не узнал (в романе он переодевается извозчиком и подвозит прокурора к зданию суда), линия зашиты строилась на отрицании существования преступного сообщества (в романе присяжные согласились с этим, в действительности -- нет).
   В этих произведениях варьируется схожий набор мотивов, ситуаций и образов: карточное шулерство, коварный друг, обманывающий доверчивого приятеля, роковые красавицы, прекрасные цыганки, безудержная страсть, толкающая на преступление, продажный суд, неверные жены, преданные друзья. Х.-С. подробно описывает быт золотой молодежи, цыган и сибирских золотопромышленников. В качестве следователя обычно выступает горячий и увлекающийся молодой человек, который часто идет по ложному следу и с трудом расстается со своими заблуждениями. Параллельно развиваются несколько связанных между собой сюжетных линий, часто положительные герои с честью преодолевают трудности и заслуживают семейное счастье, но в то же время многие авантюристы и злодеи остаются безнаказанными. Романы были разбиты на маленькие главы, которые заканчивались на кульминационном моменте, что подогревало читательский интерес, способствуя большей популярности: "На его романы, печатавшиеся у Виссариона Комарова [имеется в виду газета "Свет" и приложение к ней], шла такая подписка, что в пору бы самому Льву Толстому" (Ясинский, т. 1, с. 455); этот "милый человек постоянно лелеял в душе кровожадные замыслы или, по меньшей мере, плутовские: он был уголовный романист по призванию... он наводнил литературный рынок произведениями своей плодовитой фантазии. Романы его расходились нередко в пяти тысячах экземпляров. Ему доставляло удовольствие самому торговать книжками, в один месяц он получил такую массу денежных пакетов, что набил ими два ящика комода" (там же т.2, с. 25, здесь же о Х.-С. как о "русском Габорио"). Ср. также отзыв о нем Н. А. Рубакина: "Это Рокамболь, пересаженный на русскую почву и совершенно равный по достоинству любимому детищу Понсон-де-Террайля" (ЖенО, 1889, No 6/7. с. 405).
   Часто в романах и рассказах поднимается проблема взаимоотношений русских с другими народностями, населяющими империю (жители Алтая. Сибири); представители их близки к образу "естественного человека", любят родную природу, верны своему слову, смелы и выносливы, часто суеверны ["Степной философ" (СПб.. 1884; "Свет: сб-к...", 1888, т. 10). "Месть и золото"].
   Х.-С. написал ряд исторических романов. Специфику этого жанра видел в том, чтобы дать "верную картину нравов того времени, к которому относится фабула, избегая по возможности сухо-протокольной передачи совершившихся фактов... описывая частную жизнь деятелей известной эпохи, подметить и передать те интимные черты их характера и их деятельности, которые, имея порой неотразимое влияние на ход событий, не могут именно по своей интимности попасть на страницы истории" ("Свет: сб-к...", 1911, с. 3). Х.-С. ссылается на работы историков (С. М. Соловьёва, Н. И. Костомарова, А. Ф. Петрушевского). В его произведениях вымышленные герои (как правило, с ними связаны любовные линии сюжета) действуют наравне с историческими персонажами.
   В романе "Чудо-богатырь" ("Свет: сб-к...", 1886, т. I), посвященному походу А. В Суворова в Италию, подчеркнута демократичность полководца, его умение подбодрить и вдохновить солдат. Он возмущен положением дел в империи: "Миллионы бескровных задавленных рабов, розданных таким же пресмыкающимся рабам, только в шитых кафтанах" (1886, с. 87). В романе "При Стеньке Разине. (Быль на Волге)" ("Свет", 1885, 18 июля ... 20 сент.; "Свет: сб-к...", 1886, т. 1; там же, 1909, т. 7; отд. изд. под назв. "Стенька Разин" -- СПб., 1885, 1886) Разин борется не с царем, а с боярами, которые обманывают Алексея Михайловича и скрывают бедственное положение простого народа. Постепенно на первый план начинают выходить не бесстрашие и воля Разина, а его жестокость и порывистость. В финале автор с уважением и состраданием описывает героя, в котором чувствовалось присутствие какой-то необъяснимой, "стихийной силы", неразрывно соединялись героизм и суровость: народ, "ради которого он жертвовал сто раз жизнью" (цит. по изд.: СПб., 1885, с. 155), отвернулся от Разина, но он мужественно выносит пытки и с достоинством принимает смерть. Роман "Пугачев" ("Свет", 1887, I I февр. ... 9 июля; "Свет: сб-к...". 1911,т. 2) начинается с исторического экскурса. в котором автор подчеркивает равнодушие императрицы и придворных к тяжелой жизни народа. Пугачёв (X.-С. постоянно называет его самозванцем, отмечая необразованность и зависимость от ближнего окружения) просто стал человеком, возглавившим давно назревавший бунт.
   Роман "Грюнвалълский бой, или Славяне и немцы" (СПб., 1889; "Свет: сб-к...". 1910, т. 5--6), ставший первым рус. романом, переведенным на литовский яз. (Б., 1922; сокращенная литовская обработка под названием "Жальгирис" -- 1930), имеет явную идеологическую. подоплеку: литовцы в нем отнесены к славянскому миру, резко противопоставленному немцам - исконным врагам. По его мотивам написана литовская пьеса Оны Плейрите-Пуйдене "Скирмунда" (1921).
   В 1876 Х.-С. основал журнал "Московское обозрение", в котором печатались П. Д. Боборыкин, П.И. Вейнберг, А.Ф. Головачёв, А Н. Плещеев и др. Приглашал к сотрудничеству П. И. Мельникова (Печерского), восторженно отзываясь в письме о его романе "В лесах" (ИРЛИ, ф. 95, оп. 1, No 62, л. 1). См. памфлетную характеристику журнала под редакцией Х.-С. -- "Стрекоза", 1877, No 7, с. 8, No 9, с. 2. В 1878 Н. Л. Пушкарёв, с которым Х.-С. издавал и редактировал журнал (с No 14), стал его единственным издателем-редактором (в 1879 журнал переименован и "Мирской толк"), но Х.-С. остался активным автором: в 1879 напечатал комедию "Валет пик" (No 41-45; в том же году запрещена театральной цензурой к постановке), в 1882 рассказы "Брат и сестра" (No 34), "Последнее средство" (No 47; переделка собственной одноименной пьесы), "("Столетний юноша (Святочный рассказ)" (No 48-49), роман "История сторублевой бумажки No 131, 313 (Фантазия)" (No 29...50). В течение 1881 публиковал ставший популярным роман в стихах о любовных перипетиях в жизни светской дамы "Драма в бомонде" (завершен в 1880 в Ялте; "Свет: сб-к...", 1900, т. 1--2; под названием "Великосветская Нана" -- там же, 1913, т. 8), обличающий пороки высшего света ("Что ж делать мне, таков удел поэта, / Быть отраженьем зол большого света" -- с. 79). Произведение явно было ориентировано на "Евгения Онегина": схожие ситуации (дуэль, письма, встреча влюбленных в свете после долгой разлуки), лирические отступления, строфа -- усеченный вариант онегинской (AbAbCC), но автор в первую очередь сконцентрирован на запутанном любовном сюжете. Также регулярно помещал в "Мирском толке" свои стихи и серьезного, и юмористам, характера. Некоторые из фельетонов в том же журнале, в частности за подписью Муха (о возможной принадлежности их Х.-С. см.: Альтман, с. 286, ср. также -- Печальная Муха), вероятно, были использованы им в качестве материала для романов и рассказов из уголовной хроники: например, описание суда над двоеженцем, оставившим ему жену и женившимся вторично ("Мирской толк", 1882 Nо 44)., могло быть взято за основу сюжета в романе "Месть и золото".
   В комедиях Х.-С. (все СПб.) -- "Не покорилась" (1875; Общедоступный театр, 1876; рец. "Театральная газета". 1876, 1 авг.), "Хищные птицы" (1876, 2-е издание -- 1886). "Наши честные люди" (1875) почти нет комического элемента, в основе сюжета интриги отрицательных персонажей, которые не увенчиваются успехом. Автор драм "Позолота" в 5 действиях (СПб., 1875), "Присвоители" в 5 действиях (СПб., 1880), "Практические люди", "Страница романа" (обе -- СПб., 1884), этюда "Последнее средство" в 1 действии (М., 1889; Театр Корша, 1885). В основном драматические произведения Х.-С. строятся на любовной коллизии, герои довольно четко делятся на "злодеев" и невинных "жертв", порочность характера обычно следствие развращенности высшего общества.
   В 1889 вышел сборник стихов "Раешник" (СПб.), состоящий из текстов, печатавшихся в газете "Свет" в 1888-89; стих, откликается на актуальные, чаще всего политические события (отношения России и Германии, курс Бисмарка, изменения налогов, развод короля Сербии Милана, выставки картин). Каждая новость начинается с зачина "А вот..." ("А вот у англичан-то снова -- кругом нездорово...") и заканчивается выводом-восклицанием, выделенный в отдельный абзац ("Берегись!", "Молодец!").
   Вел воскресный фельетон в газете "Эхо", в 1884 опубликовал здесь роман "из текущей уголовной хроники" "Осада столицы" (11 нояб. ... 31 дек.), написанный по предложению издателя газеты Ф. В. Трозинера по мотивам "дела Мироновича" (об убийстве 13-летней девочки). Стихи и прозу печатал в газете "Свет", начиная с 1885: "Убийство в кассе ссуд (очерк из романа)" --6--13 окт., "Атаман Рубцов (уголовный рассказ)" -- 27 окт.... 2 нояб., "Золотой негодяй (уголовный рассказ)" -- 22 нояб. -- 1 дек., отд. изд. -- П., 1916; "Каждый своим! Очерк из итал. жизни" -- 12 дек.; 1886: уголовный авантюрный роман "Петербургские крокодилы" -- 17 янв. -- 2 мая; отд. изд. -- СПб., 1886 (здесь же в 1887 напечатано продолжение -- роман "Рубцов возвратился" -- 23 нояб.... 31 дек., отд. изд. -- СПб., 1889; "Свет: сб-к...", 1909, т. 4), "Кто убийца (рассказ из уголовной фоники)" -- 13--26 июня, "Герои и предатели (Русский исторический роман XVIII в.)" 24 июля -- 14 нояб.; 1887: "Очерки времени Владимира Святого" 9...20 июля, "Сапфиров" (рассказ) 3...11 сент., "Загадка (Из воспоминаний агента сыскного отделения)" 13 окт. ... 22 дек., "Чужая воля (рассказ)" 9...22 дек. В 1887--90 активно сотрудничал в журнале "Звезда", а затем и редактировал его вместе с В. В. Комаровым; печатал свои стихи, переводы и романы ("Робинзоны" -- 1887, No 1--23, отд. изд. -- СПб., 1887; "Свет: сб-к...", 1915, т. 5; "Гордиев узел" -- 1889, No 27--51; отд. изд. -- СПб., 1890; "Свет: сб-к...", 1915, т. 9).
   Увлекался фотографией. В начале 1870-х гг. у Х.-С. в Туле было фотоателье. В 1876 купил у известного московского фотографа И. Г. Дяговченко его заведение на Большой Лубянке. В ателье Х.-С. сфотографировался Л.Н. Толстой, эту фотографию (1876) многие художники брали за основу при создании гравюрных изображений. Позже Х.-С. увлекся новым способом фотографии -- фотоцинкографией, и в 1879 передал заведение своей жене Наталье Адольфовне (в первом браке Павлиновой). В том же году выступил с докладом о своих опытах на заседании в Императорском Русском техническом обществе.
   Позднее ставил опыты с электричеством. Об этом его увлечении Чехов иронично писал в письме брату Александру: "Гаврилка Сокольников изобрел электрический двигатель. Изобретение сурьезное и принадлежащее только ему одному. Он, шельма, отлично знает электричество, а в наш век всякий, знающий оное, изобретает. Поле широчайшее" (Чехов. Письма, 1,46).
   Ср. также: "Неугомонный дух предприимчивости жил в нем и портил ему существование. Большие деньги затратил он на устройство фотографии в Москве, цинкографии. на издание журнала, который назывался "Московское обозрение4' и который был радикален и несколько безграмотен. Квартира Х.-С. напоминала собою лабораторию какого-то мага и волшебника: электрические машины, батареи, камер-обскуры разных систем, сулеи с химическими жидкостями, и посреди всей этой груды вещей сам Гавриил Александрович, улыбающийся, суетящийся, объясняющий свои изобретения, которые должны иметь будущее" (Ясинский, т. 2, с. 25). А. Д. Апраксин вспоминал: у Х.-С. "в последний год его жизни собирались по субботам. Бесконечно добродушный... привлекал к себе сердца всех знавших его; немудрено, что вечера его посещались людьми самых разных характеров и профессий. Более всего, однако, сходилась здесь наша пишущая братия" (там же, с. 319).
   Стихотворные отклики на смерть Х.-С. (все 1890 под назв. "Памяти Г. А. Хрущова-Сокольникова"): "Звезда", No 16 (О. Н. Чюмина); No 18 (Н. Э. Гейнце); "Свет", 11 апреля (М. Турба). В некрологе журнала "Звезда" подчеркивалось, что X.-С., будучи "неутомимо деятельным", жил не исключительно литературным трудом, поддерживал молодых писателей, не был честолюбив. часто бывал обманут (No 15. с. 328). О работе Х.-С. в последние годы, когда он писал, чтобы покрыть долги, сочиняя романы "ниже его дарования", см.: Круглов. с. 797.

Другие произведения:

   Рассказы и очерки:
   "Рай на земле (Из воспоминаний путешествия по Алтаю)" ("Мирской толк". 1882. No26),
   "Дуэль на смерть" (там же. No 27),
   "В царстве рулетки Этюд)" (СПб.. 1888),
   "В Париж на выставку (письма с дороги)" ("Свет". 1889. 26 апр. ...18 июля).
   Повесть "Заброшенная усадьба" ("Свет: сб-к...". 1896. т. 4),
   исторический роман "Русские и немцы" ("Свет: сб-к...", 1911, т. 11).
   "Джек -- таинственный убийца. Большой роман из англо-русской жизни" (СПб . 1912). В
   Издания: [Роман] -- Робинзоны. М., 2016.

Литература:

   Чехов; Чехов. Письма (все -- ук.);
   Круглов А., Пестрые странички. -- ИВ, 1895, No 12, с. 795--99;
   Тихонов В. А.. Театр. восп. -- ИВ, 1898, No 12, с. 1042--45;
   Альтман М. С., Роман о Тульском крае. -- "Лит. Тула", кн. 14, Тула, 1958, с. 284--96;
   Добровольский Л. М., Запрещенная книга в России. 1825-1904, М" 1962, с. 172;
   Милонов Н. А., Рус. писатели и Тульский край: Очерки полит, краеведению, Тула, 1971, с. 254-57;
   Сидеравичюс Р.,"Грюнвальдский бой" и его автор. -- "Вильнюс", 1994, No 4 (134);
   Лавринец П. М., Средневековая Литва в романе Х.-С. "Грюнвальдский бой". -- В книге: Художеств. текст: Восприятие. Анализ. Интерпретация. No 6 (1). Сб. науч, статей в честь 70-летия Ю.А. Новикова, Вильнюс, 2008:
   его же, "Грюнвальдский бой" Х.-С. и "Альф и Альдона" Н. В. Кукольника. -- В книге: "Славянские чтения. VII", Даугавпилс, 2009;
   Ясинский (ук.);
   Шипова Т. Н., Московские фотографы. 1839--1930. История московской фотографии, М., 2012. с. 376--78.
   * Некрологи, 1890: ИВ, No 6; "Колосья", No 6; "Север", 18; "Звезда", No 15 (В. К-в);"Свет", 10 апр. (В. К-в).
   Брокгауз; РБС. ИРДТ; Тульский биогр. словарь. Тула. 1996. т. 2. с. 291-92; Шипова I И . Фотографы Москвы (1839- 1930): биографический словарь-справочник. М., 2006, с. 248-49; Масанов.
   Архивы:
   ИРЛИ ф 95. оп. 1, No 62 (2 письма И. П. Мельникову (Печерскому), 1876 и б.д.); No 65 (стихотворение); СПб ГТБ (литографические тексты пьес с цензурными разрешениями или запретами); РГИА ф. 776, оп. 2, д. 17, л. 408об--409 (о запрете комедии "Валет пик", оп. 3, д. 97, л. 15--16 (о запрете стихотворения "Не в городах..." для "Осколков", 1880); оп. 3. д. 35, ч. II (о запрещении его перевода стихотворения Сильвестра для "Русского богатства", 1885), оп. 4. д. 53 (о "Раешнике" 1889) (справка А И. Рейтблата).

О. В. Овчарская, при участии А. И. Рейтблата

   Источник текста: "Русские писатели. 1800--1917". Биографический словарь. Том 6. С--Ч. - Москва: Большая Российская энциклопедия; СПб: Нестор-История, 2019. С. 560--563.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru