Аннотация: С доисторических времен до кончины Петра I.
А.О. Ишимова
История России в рассказах для детей Том I
Содержание:
Славяне до 862 года христианского летосчисления
Начало Русского государства и первые государи русские. 802 - 944 годы
Святая Ольга. 945 - 955 годы
Великий князь Святослав I. 955 - 972 годы
Сыновья Святослава. 972 - 980 годы
Крещение русского народа. 980 - 988 годы
Смерть Владимира Святого. 988 - 1014 годы
Неблагодарность. 1015 - 1019 годы
Великий князь Ярослав I Владимирович. 1019 - 1054 годы
Кудесники. 1054 - 1077 годы
Ссоры князей. 1077 - 1097 годы
Съезды князей. 1097 - 1113 годы
Владимир Мономах. 1113 - 1125 годы
Олеговичи и Мономаховичи. 1125 - 1147 годы
Начало Москвы. 1146 - 1155 годы
Своеволие новгородцев. 1155 - 1167 годы
Суздальское, или Владимирское. 1167 - 1173 годы
Убиение Андрея Боголюбского. 1174 год
Великий князь Михаил Георгиевич. 1174 - 1176 годы
Вступление на престол великого князя Всеволода III. 1176 - 1178 годы
Первое стихотворение русское. 1178 - 1185 годы
Литовцы и рыцари немецкие. 1185 - 1200 годы
Роман Волынский и княжество Галицкое. 1200 - 1212 годы
Мстислав Мстиславич Храбрый, князь новгородский. 1212 - 1219 годы
Нашествие татар. 1219 - 1238 годы
Россия покоренная. 1238 - 1243 годы
Святой Александр Невский. 1243 - 1263 годы
Великий князь Ярослав III и князья литовские. 1263 - 1272 годы
Дети Александра Невского. 1272 - 1304 годы
Кончина Святого Мученика и великого князя Михаила I. 1304 - 1319 годы
Мщение. 1319 - 1328 годы
Иоанн Калита и Москва, столица России. 1328 - 1340 годы
Святой митрополит Алексий. 1340 - 1359 годы
Русские дети. 1359 - 1362 годы
Донское сражение, или Куликовская битва. 1362 - 1380 годы
Новое несчастье Москвы и разбои новгородцев. 1380 - 1388 годы
Великодушие князя Владимира Храброго. 1389 год
Вера и набожность русских. 1389 - 1395 годы
Два хитрых врага. 1395 - 1425 годы
Ссора на свадьбе великого князя Василия III. 1425 - 1433 годы
Димитрий Шемяка. 1433 - 1446 годы
Последние годы княжения Василия Темного. 1446 - 1462 годы
Великий князь Иоанн III и греческая царевна София. 1462 - 1472 годы
Окончательное покорение Новгорода. 1472 - 1478 годы
Россия освобожденная. 1478 - 1480 годы
Новое состояние России. 1480 - 1498 годы
Два наследника престола. 1498 - 1505 годы
Покорение Пскова и окончательное уничтожение уделов. 1505 - 1523 годы
Нравы и обычаи русских при Василии IV. 1523 - 1533 годы
Правительница Елена и князь Телепнев. 1533 - 1538 годы
Детство и первая молодость Иоанна IV. 1538 - 1546 годы
Чудесная перемена. 1547 год
Казаки. 1547 - 1552 годы
Покорение царства Казанского. 1552 год
Слава Иоанна IV и кончина Анастасии. 1552 - 1560 годы
Опричники и слобода Александровская. 1560 - 1569 годы
Слабость России. 1569 - 1582 годы
Ермак, покоритель Сибири. 1582 - 1584 годы
Кончина Иоанна Грозного. 1584 год
Новый царь и любимец его. 1584 - 1591 годы
Углич и последний потомок Рюрика. 1591 - 1597 годы
Борис Годунов, царь России. 1597 - 1600 годы
Мучительная жизнь убийцы. 1600 - 1603 годы
Самозванец. 1603 - 1605 годы
Поляки в Москве. 1605 - 1606 годы
Смерть Самозванца. 1606 год
Несчастное царствование Шуйского. 1606 - 1610 годы
Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. 1609 - 1610 годы
Междуцарствие. 1610 - 1613 годы
Иван Сусанин и его потомство. 1613 год
Скромность Романовых. 1613 - 1619 годы
Царица Евдокия. 1619 - 1626 годы
Продолжение царствования Михаила Феодоровича и кончина его. 1626 - 1645 годы
Боярин Морозов и мятежи народные. 1645 - 1649 годы
Патриарх Никон. 1649 - 1654 годы
Малороссия и Богдан Хмельницкий. 1654 - 1667 годы
Величие души Алексея. 1667 - 1670 годы
Рождение Петра I. 1670 - 1676 годы
Царь Феодор Алексеевич. 1676 - 1682 годы
Петр, десятилетний царь России. 1682 год
Царевна София Алексеевна и стрельцы. 1682 - 1688 годы
Петр, единодержавный обладатель России. 1689 год
Начало русского флота и первая победа Петра. 1689 - 1697 годы
Путешествие Петра в чужие края и последний бунт стрельцов. 1697 - 1700 годы
Новые обычаи и война со Швецией. 1698 - 1703 годы
Новая столица, новые крепости и гавани. 1703 - 1708 годы
Изменник Мазепа и битва Полтавская. 1708 - 1710 годы
Царица Екатерина. 1710 - 1712 годы
Праздники и увеселения петербургские . 1712 - 1717 годы
Новое путешествие Петра в чужие края и царевич Алексей. 1717 - 1719 годы
Мир со Швецией и Петр-император. 1719 - 1722 годы
Последние походы и дела Петра I. 1722 - 1725 годы
Кончина Петра Великого. 1725 год
Славяне до 862 года христианского летосчисления
Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, т.е. сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков. В старину в отечестве нашем, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами. Верно, и самые маленькие из вас понимают, что значит слава? Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.
Они были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: "Если я не сдержу моего слова, да будет мне стыдно!" - и всегда исполняли обещанное, так храбры, что и отдаленные народы боялись их, так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость был чем-нибудь оскорблен. Жаль только, что они не знали истинного Бога и молились не ему, а разным идолам. Идол - значит статуя, сделанная из дерева или какого-нибудь металла и представляющая человека или зверя.
Славяне разделялись на разные племена. У северных, или новгородских, славян не было и государя, что бывает у многих необразованных народов: они почитали начальником своим того, кто более всех отличался на войне. По этому вы видите, как они любили войну и все соединенное с ней. На поле, где сражались они и потом торжествовали победу или славную смерть погибших товарищей, можно было всего лучше видеть истинный характер славян. Жаль, что до нас не дошли песни, которые обыкновенно пелись в это время певцами. Мы хорошо узнали бы тогда их самих, потому что в песнях народных выражается народ. Но я могу предложить вам здесь несколько строк, из которых вы все-таки получите понятие о славянах. Это отрывок из "Песни барда над гробом славян-победителей" Жуковского:
"Ударь во звонкий щит! стекитесь, ополчении!
Умолкла брань - враги утихли расточенны!
Лишь пар над пеплом сел густой;
Лишь волк, сокрытый нощи мглой,
Очами блещущий, бежит на лов обильный;
Зажжем костер дубов; изройте ров могильный;
Сложите на щиты поверженных во прах.
Да холм вещает здесь векам о бранных днях,
Да камень здесь хранит могущих след священной!"
Гремит... раздался гул в дубраве пробужденной!
Стеклись вождей и ратных сонм;
Глухой полнощи тьма кругом;
Пред ними вещий бард, венчанный сединою,
И падших страшный ряд, простертых на щитах.
Объяты думою, с поникнутой главою;
На грозных лицах кровь и прах;
Оперлись на мечи; средь них костер пылает,
И с свистом горный ветр их кудри воздымает
И се! воздвигся холм, и камень водружен;
И дуб, краса полей, воспитанный веками.
Склонил главу на дерн, потоком орошен;
И се! могущими перстами
Певец ударил по струнам -
Одушевленны забряцали!
Воспел - дубравы застенали,
И гул помчался по горам
эта картина из жизни древних славян представлена прекрасно и верно.
Но эта самая воинственность, охраняя землю их, была причиной и большого зла для нее. Вы слышали уже, что, не имея государей, они почитали начальником своим того, кто более других отличался на войне, а так как они все были храбры, то иногда случалось, что таких начальников было много. Каждый из них хотел приказывать по-своему; народ не знал, кого слушать, и оттого были у них беспрестанные споры и несогласия. А ведь вы знаете, как несносны ссоры! И вам в ваших маленьких делах, верно, случалось уже испытать, какие неприятные последствия имеют они.
Славяне также видели, что во время несогласий их все дела шли у них дурно, и они даже переставали побеждать своих неприятелей. Долго не знали они, что делать, наконец придумали средство привести все в порядок.
На берегах Балтийского моря, не очень далеко от отечества нашего, жил народ по имени варяги-русь, происходивший от великих завоевателей в Европе - норманнов. Эти варяги-русь считались народом умным: у них давно уже были добрые государи, которые заботились о них так, как заботится добрый отец о детях, были и законы, по которым эти государи управляли, и оттого варяги жили счастливо и им удавалось даже иногда побеждать славян.
Вот старики славянские, видя счастье варягов и желая такого же своей родине, уговорили всех славян отправить послов к этому храброму и предприимчивому народу - просить у него князей управлять ими. Послы сказали варяжским князьям: "Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами".
Начало Русского государства и первые государи русские 802 - 944 годы
Варяги-русь были рады такой чести, и три брата из князей их - Рюрик, Синеус и Трувор - тотчас поехали к славянам. Рюрик сделался государем в Нове-городе*, самом старинном из городов славянских, Трувор - в Изборске, Синеус - в земле, лежащей около Белого озера. От этих-то варяго-русских князей славяне начали называться русскими, а земля их Русью или Россией. Синеус и Трувор скоро умерли, и Рюрик сделался один великим князем русским и основателем Русского государства. Он княжил счастливо два года с братьями и пятнадцать лет один.
Есть стихи, написанные одним из лучших поэтов наших, Державиным, на победы, одержанные русскими в Италии, во времена позднейшие, и в этих стихах есть изображение Рюрика. Так как всякое поэтическое описание гораздо живее действует на ум и долго остается в нем, нежели сделанное прозой, то я уверена, что вы навсегда оставите в памяти черты, в которых великий поэт представил первого государя России:
Но кто там белых волн туманом
Покрыт по персям, по плечам,
В стальном доспехе светит рдяном
Подобно синя моря льдам?
Кто, на копье склонясь главою,
Событье слушает времен? -
Не тот ли, древле что войною
Потряс парижских* твердость стен?
Так, он пленяется певцами,
Поющими его дела,
Смотря, как блещет битв лучами
Сквозь тьму времен его хвала.
Так, он! - Се Рюрик торжествует
В Валкале** звук своих побед
И перстом долу показует
На росса*** что по нем идет
______________________
* Здесь говорится о завоеваниях норманнов, которыми они приводили в ужас Западную Европу.
** Так назывался рай у языческих норманнов.
*** Это относится к Суворову.
______________________
После Рюрика остался маленький сын его Игорь, который еще не мог быть государем, и для того Рюрик просил своего родственника и товарища - Олега управлять государством, пока не вырастет Игорь. Олег был храбр и умен, победил много соседних народов и так увеличил Россию, что при нем она простиралась почти до гор Карпатских, которые лежат в Венгрии. Но Олег не совсем заслуживал похвалы. Вы увидите это сами.
Вместе с Рюриком приехали к славянам многие варяги, которые еще на родине служили ему и, любя доброго начальника, не хотели расстаться с ним. Рюрик за это усердие дарил некоторым из них деревни и селения славянские: от этого появились у нас помещики, т.е. такие бояре, которые владели людьми и землями. Но не все помещики были довольны своими поместьями: иным казалось веселее искать счастья на войне, нежели сидеть дома. Надобно сказать, что тогда люди очень любили войну. Это потому, что, будучи язычниками, они почитали непременным долгом мстить за обиды, а обижали они друг друга очень часто. К тому же они мало учились и не понимали приятностей мира, который доставляет нам возможность предаться занятиям тихим, сладостным для сердца и полезным для ума. Они думали только о том, чтобы сражаться и побеждать своих врагов.
Двое из таких смелых воинов, Аскольд и Дир, отправились с товарищами к югу от Новгорода и на прекрасных берегах реки Днепр увидели маленький городок, который им очень понравился. Этот городок был Киев. Они, не долго думая, завладели им и сделались государями киевскими. Это государство можно назвать Южным, потому что оно лежало к югу от Новгородского.
Олег, управляя Новгородом после смерти Рюрика, слышал, что все приезжавшие из Киева хвалили новое княжество, и вздумал завоевать его. Но он знал, что князья киевские и народ их храбры, что они будут сражаться с такою же смелостью, как и его воины, и потому решил употребить хитрость. Подойдя к Киеву, он оставил войско сзади, приплыл к киевскому берегу в небольшой лодке только с Игорем и несколькими воинами и послал сказать государям киевским, что с ними желают видеться купцы варяжские из Новгорода, их друзья и земляки. Аскольд и Дир были очень рады таким гостям и тотчас отправились на лодку. Но только они вошли туда, воины Олега окружили их, а сам Олег, подняв на руках маленького Игоря, сказал: "Вы не князья, но я князь, и вот сын Рюрика!" В эту самую минуту воины бросились на обоих князей киевских и убили их. Вот одно дурное дело Олега, а впрочем, он был хорошим опекуном маленького воспитанника своего, старался о пользе народа русского, соединил оба новых государства варягов в одно, сделал столицей Киев и так прославился своей храбростью, что даже греки в Константинополе боялись его и имени русского. Олег вел с ними войну, подходил к самым стенам славной столицы их, в знак победы повесил свой щит на воротах ее, собрал дань с греков, и, когда он возвратился в Киев, народ назвал его вещим - это значит почти то же, что всеведущим.
Славные дела его кратко и прекрасно описал Языков в стихотворении "Олег". Он представил, как наследовавший ему государь, молодой Игорь, вместе с народом справлял торжественную тризну, или поминки по нем, и на этой тризне был, по обыкновению славян, певец, долженствовавший воспеть дела умершего. Но прочтите стихи Языкова с того самого места, как певец, или, как звали его славяне, баян, приходит в середину народа, торжествовавшего память знаменитого князя своего:
Вдруг, - словно мятеж усмиряется шумный
И чинно дорогу дает,
Когда поседелый в добре и разумный
Боярин на вече идет, -
Толпы расступились - и стал среди схода
С гуслями в руках славянин
Кто он? Он не князь и не княжеский сын,
Не старец, советник народа,
Не славный дружин воевода,
Не славный соратник дружин;
Но все его знают, он людям знаком
Красой вдохновенного гласа...
Он стал среди схода - молчанье кругом,
И звучная песнь раздалася!
Он пел, как премудр и как мужествен был
Правитель полночной державы;
Как первый он громом войны огласил
Древлян вековые дубравы;
Как дружно сбирались в далекий поход
Народы по слову Олега;
Как шли чрез пороги под грохотом вод
По высям днепровского брега;
Как по морю бурному ветер носил
Проворные русские челны;
Летела, шумела станица ветрил,
И прыгали челны чрез волны!
Как после, водима любимым вождем,
Сражалась, гуляла дружина
По градам и селам с мечом и огнем
До града царя Константина;
Как там победитель к воротам прибил
Свой щит, знаменитый во брани,
И как он дружину свою оделил
Богатствами греческой дани!
Умолк он - и радостным криком похвал
Народ отозвался несметный,
И братски баяна сам князь обнимал;
В стакан золотой и заветный
Он мед наливал искрометный
И с ласковым словом ему подавал.
И, вновь наполняемый медом.
Из рук молодого владыки славян
С конца до конца меж народом
Ходил золотой и заветный стакан.
Олег управлял государством 33 года: добрый Игорь не хотел напомнить ему, что сам уже может княжить, и сделался государем русским только тогда, как умер Олег.
Игорь, как и все русские князья, был храбр, но не так счастлив, как Олег: при нем явились в первый раз в Россию печенеги - народ, который потом всегда был страшным врагом наших предков.
Печенеги поселились между реками Дон и Днепр, на лугах, где паслись стада их. Они не строили домов, но делали подвижные шатры или шалаши. Когда стада не находили более корма на лугах, они переносили шалаши на другое место и оставались там, пока была трава. Они сами и лошади их бегали очень скоро, по рекам же умели плавать почти как рыбы. Это помогало им нападать на соседей своих, уводить в плен бедных жителей и избавляться от наказания. Злые печенеги даже нанимались на службу к таким народам, которые вели с кем-нибудь войну, и тогда-то злодействовали сколько им хотелось. Игорь, хотя и наложил на них дань, т.е. заставил каждого платить в казну свою, не мог прогнать их подалее от границ своего государства.
Еще несчастнее был поход его к древлянскому народу, который жил там, где теперь Волынская губерния. Древляне также были славянского племени, их покорил Олег. Игорь ездил к ним для того, чтобы взять более дани, нежели сколько они всегда платили. Древлянам показалось это так обидно, что они забыли все почтение, какое должно иметь к государю своему, и совершили ужасный грех: убили Игоря.
Так погиб этот несчастный государь. Он княжил 32 года, но не отличался никакими особенно примечательными делами.