Современная организація народнаго хозяйства покоится на трехъ различныхъ принципахъ, которые ведутъ къ тремъ различнымъ хозяйственнымъ системамъ. Эти системы суть: частно-хозяйственная или индивидуалистическая, общественно-хозяйственная, главными представителями которой являются хозяйства государственное и земское, и система благотворительная. Благотворительная система, проявляющаяся въ различнаго рода гуманитарныхъ учрежденіяхъ, представляется необходимой для облегченія недостатковъ и погашенія пробѣловъ частно-хозяйственной и общественно-хозяйственной системъ. Извѣстно, что частныя хозяйства производятъ только такія цѣнности, продажная цѣна которыхъ можетъ доставить имъ прибыль на капиталъ; какъ ни была важна потребность, но если удовлетвореніе ея не можетъ быть оплачено нуждающимися, она останется не удовлетворенною. А потому частно-хозяйственная система не обезпечиваетъ удовлетвореніе даже такихъ необходимѣйшихъ потребностей, какъ потребность въ пищѣ, одеждѣ, жилищѣ, топливѣ, не говоря уже о потребностяхъ въ медицинской помощи, образованіи, обезпеченіи участи малолѣтнихъ, стариковъ и инвалидовъ.
По мѣрѣ распространенія сознанія крупныхъ недостатковъ современной частно-хозяйственной системы увеличивается число учрежденій благотворительной системы. А такъ какъ сознаніе золъ частно-хозяйственной системы распространяется совмѣстно съ образованіемъ, то понятно совпаденіе роста благотворительныхъ учрежденій у насъ въ провинціи съ умноженіемъ числа образованныхъ людей въ ней. Намъ приходилось уже говорить о томъ, что самое крупное изъ положительныхъ явленій послѣдняго времени въ нашемъ отечествѣ заключается въ культурномъ ростѣ провинціи. По развитію интереса къ общественнымъ дѣламъ, современная провинція имѣетъ мало сходнаго съ провинціей лѣтъ тридцать назадъ. Усилившаяся числомъ и возросшая значеніемъ интеллигенція въ провинціи успѣла уже проявить себя многими благотворными дѣлами. Сообразно задачамъ дѣятельности мѣстная интеллигенція дѣйствуетъ и союзами, и въ одиночку. Среди одиночекъ мы встрѣчаемъ людей съ самымъ разнообразнымъ соціальнымъ положеніемъ. Здѣсь землевладѣльцы, врачи, народные учителя, техники, агрономы и люди разныхъ другихъ профессій. Рѣдкій день не найдешь въ той или другой изъ провинціальныхъ газетъ сообщенія о работѣ кружка или отдѣльнаго лица на пользу окружающаго населенія. По размѣрамъ нашихъ очерковъ нѣтъ возможности останавливаться на всѣхъ этихъ явленіяхъ; изъ обширнаго матеріала мы выбираемъ факты или наиболѣе крупные наиболѣе интересные, или представляющіе собою починъ новаго дѣла. Вотъ, напримѣръ, что сообщаетъ въ послѣдней почтѣ Саратовскій Листокъ о дѣятельности Г. Н. Минха для мѣстнаго крестьянскаго населенія.
Бывшій профессоръ Кіевскаго университета по каѳедрѣ патологической анатоміи, Г. Н. Минхъ годъ тому назадъ вышелъ, по болѣзни, въ отставку и всецѣло посвятилъ себя деревнѣ, интересамъ крестьянскаго населенія, для котораго онъ жертвуетъ временемъ, большими деньгами и своими познаніями. Живетъ Г. Н. въ своемъ имѣніи при деревнѣ Безсоновкѣ, верстахъ въ трехъ отъ Новыхъ Бурасъ, но вся его дѣятельность сосредоточена именно на Бурасахъ. Подъ его вліяніемъ и при крупномъ пожертвованіи съ его стороны, сельское общество рѣшило построить образцовую въ губерніи школу, какой нѣтъ и въ Саратовѣ. Школа строится общая для мальчиковъ и для дѣвочекъ, типа обыкновенной земской школы, но при ней будетъ министерскій второй классъ и ремесленное, а также сельско-хозяйственное отдѣленія. Для школы вырабатывается особый уставъ, съ тою цѣлью, чтобы сохранить вліяніе на школу со стороны учредителей ея и земства. Школа разсчитана на 200 человѣкъ; для всѣхъ учащихся обязательны занятія въ ремесленныхъ и сельско-хозяйственныхъ отдѣленіяхъ. Помѣщеніе для школы строится образцовое, даже роскошное, которое обойдется около 20,000 руб. Мѣсто для зданія, сада и огорода при немъ куплено у крестьянъ въ центрѣ села (двѣ десятины) за 2,010 руб. На постройку школы сельское общество ассигновало 8,000 руб., уѣздное земство -- 3,000 руб., Г. Н. Мнихъ уже пожертвовалъ 4,000 руб., но расходуетъ и еще много своихъ денегъ. Содержаніе школы обезпечивается слѣдующими источниками: общество передаетъ тѣ деньги, которыя оно теперь тратитъ на двѣ существующія въ селѣ школы и кромѣ того -- половину всѣхъ доходовъ отъ базаровъ и ярмарки; земство даетъ около 900 р., которыя теперь ассигнуются на двѣ школы, и обѣщаетъ назначить дополнительный кредитъ. Зданіе для этой интересной по своему типу школы строится каменное въ 18 саж. дл. и 9 шир. Это будетъ замѣчательно красивое въ архитектурномъ отношеніи зданіе, удовлетворяющее всѣмъ требованіямъ школьной гигіены: обширное и высокое, съ обиліемъ свѣта, прекрасною вентиляціей, съ обширнымъ заломъ для рекреацій и народныхъ чтеній. Дѣятельность г. Минха въ интересахъ крестьянскаго населенія не ограничивается однимъ народнымъ просвѣщеніемъ. Онъ состоитъ предсѣдателемъ церковно-приходскаго попечительства, попечителемъ образцовой народной библіотеки и вообще входитъ во всѣ интересы и нужды мѣстнаго населенія, помогая ему своимъ представительствомъ, совѣтами и деньгами. Мѣстные крестьяне относятся къ Г. Н. Минху чрезвычайно любовно. Интересуется дѣятельностью его и учащаяся молодежь; въ каникулярное время студенты нерѣдко посѣщаютъ своего бывшаго профессора и знакомятся съ его практическою дѣятельностью, направленной на благо окрестнаго сельскаго населенія.
Въ числѣ благотворительныхъ союзовъ, возникающихъ за послѣднее время, чаще и чаще стали организоваться союзы, преслѣдующіе святую и крайне важную общественную задачу -- призрѣніе заброшенныхъ дѣтей, дѣтей, обреченныхъ на безысходную нужду, холодъ, голодъ и преступленія. Организація пріютовъ для дѣтей вылилась у насъ пока въ два главныхъ типа: городскіе, въ которыхъ дѣти, отроки и юноши получаютъ начальное образованіе и обучаются различнымъ ремесламъ, и земледѣльческія колоніи. Нѣкоторыя изъ земледѣльческихъ дѣтскихъ колоній, устроенныхъ мѣстной интеллигенціей, настолько внушительно дали почувствовать свою надобность для мѣстнаго населенія, что послѣднее добровольно обложило себя сборами для расширенія дѣлъ пріюта. Такъ, недавно сообщалось о постановленіи 19 сельскими обществами Шадринскаго уѣзда мірского приговора, облагающаго ежегоднымъ 3 копеечнымъ сборомъ каждую душу въ пользу организованнаго здѣсь, въ селѣ Бѣлоярскомъ, земледѣльческаго пріюта. Въ числѣ завѣдующихъ пріютомъ находятся и выборные крестьяне. Главная задача пріюта -- обучать призрѣваемыхъ дѣтей обоего пола необходимымъ въ крестьянскомъ быту занятіямъ и ремесламъ, веденію полевого хозяйства, огородничеству, кустарнымъ производствамъ. По отзывамъ пріютской администраціи, отроки выполняютъ посильныя для нихъ полевыя работы съ большою охотой.
Обширный земледѣльческій пріютъ для взрослыхъ и дѣтей устраивается подъ Петербургомъ. М. М. Стасюлевичъ внесъ на это дѣло въ городскую думу 150,000 руб. отъ лицъ, пожелавшихъ остаться неизвѣстными. Основными занятіями пріюта-колоніи будетъ сельское хозяйство во всѣхъ возможныхъ его формахъ: хлѣбопашество, траворазведеніе, скотоводство, огородничество, плодоводство, пчеловодство, молочное хозяйство, птицеводство, лѣсоразведеніе и т. п. Въ зимнее время, когда всѣ эти работы пріостанавливаются, призрѣваемые занимаются различными ремеслами и изготовленіемъ разныхъ предметовъ какъ для удовлетворенія собственныхъ потребностей, такъ и на продажу, для чего устраиваются мастерскія, плотническія, столярныя, плетенія корзинъ, слесарныя, кузнечныя, портняжныя, сапожныя, сукновальни, гончарныя, для изготовленія деревянной посуды и другихъ хозяйственныхъ принадлежностей, для дубленія кожъ и проч. При образцовой школѣ учреждается читальня, въ которой по праздникамъ будутъ устраиваться развлеченія, какъ, напримѣръ, пѣніе, музыка, танцы спектакли, гимнастическія упражненія и другія игры. Попечительство пріюта-колоніи образуется изъ лицъ, избранныхъ въ равномъ числѣ земствомъ и городомъ, по пяти съ каждой стороны.
Изъ вновь открывающихся учрежденій для призрѣнія заброшенныхъ дѣтей мы имѣемъ свѣдѣнія о "дѣтскомъ работномъ домѣ" въ Ельцѣ и дѣтскомъ пріютѣ" въ Калугѣ. Дѣтскій работный домъ въ Ельцѣ, по сообщенію Орловскаго Вѣстника, устроенъ при Лучковской безплатной столовой, стараніями предсѣдательницы столовой B. Н. Бахтеяровой и съ помощью другихъ лицъ, предложившихъ безвозмездно свой трудъ и время. Надо замѣтить, что Лучковская столовая находится на окраинѣ города, гдѣ ютится страшная бѣдность, грязь и несчастье. По словамъ газеты, образъ жизни этихъ бѣдняковъ ужасенъ, но еще ужаснѣе положеніе дѣтей. Постоянно одни, такъ какъ матери и отцы или на работѣ, или въ кабакѣ, окруженныя всегда развратомъ, несчастныя дѣти мало-по-малу теряютъ все дѣтское, становятся нравственными уродами. Среди нихъ не услышишь ни рѣзваго дѣтскаго смѣха, ни игръ, ни шалостей, такъ присущихъ ихъ возрасту. Если они играютъ, то въ этихъ играхъ вы увидите пьянаго отца, бьющаго мать и дѣтей, и услышите тѣ же ругательства. Это тѣ дѣти, которыя на улицахъ по окраинамъ города осыпаютъ прохожаго ругательствами, насмѣшками и швыряютъ камнями. B. Н. Бахтеярова часто видѣла у себя въ столовой такихъ дѣтей, приходящихъ за обѣдомъ вмѣсто матерей. B. Н. вздумала просить матерей отпускать дѣвочекъ въ столовую, гдѣ они будутъ плести кружева, а ночевать уходить домой. Матери согласились. Вначалѣ было десять дѣвочекъ. Ихъ начали учить плетенію кружевъ, что, какъ извѣстно, составляетъ главный заработокъ елецкихъ женщинъ. Разсказали объ этомъ дѣлѣ одному, другому. Тотъ башмаки прислалъ, другой -- ситцу, третій -- табуретки, четвертый -- керосину -- и вотъ дѣти обуты, одѣты, въ теплѣ и свѣтѣ, сидятъ за работой, слышатъ ласковое слово, видятъ хорошее отношеніе,-- и маленькія сердечки отогрѣваются и всѣми силами стараются заслужить одобреніе тѣхъ, кто съ ними занимается.
Началось это маленькое дѣло съ февраля нынѣшняго года, и теперь образовалось цѣлое учрежденіе. Всѣхъ дѣвочекъ 35. Раздѣлены онѣ на 2 отдѣленія: 1) кружевное -- 15 кружевницъ и 2 вышивальщицы по полотну. Ихъ учатъ и рисованію, необходимому для плетенія и вышиванія. 2) отдѣленіе швейное. Дѣвочекъ учатъ шить и вязать. Дѣти въ возрастѣ отъ 8 до 14 лѣтъ. Всѣхъ ихъ учатъ грамотѣ. Кромѣ того дѣтей учатъ церковному пѣнію, такъ какъ помощникъ попечителя Лучковской столовой, казначей вновь строющейся церкви за Лучкомъ, имѣетъ надежду организовать изъ дѣвочекъ хоръ для новой церкви. Въ виду того, что дѣти готовятся къ жизни полной труда и лишеній, администрація дѣтскаго рабочаго дома требуетъ отъ дѣтей, чтобъ они сами слѣдили за чистотой, мыли полы, окна, двери и помогали по хозяйству. Все это организовано такъ, чтобы не утомлять дѣтей. И вотъ, вмѣсто несчастныхъ дѣтей, каждый, входящій въ пріютъ, встрѣчаетъ здѣсь дѣтей здоровыхъ, веселыхъ и уже вовсе не похожихъ на звѣрьковъ. Въ сентябрѣ посѣтилъ это учрежденіе извѣстный дѣятель по устройству домовъ трудолюбія баронъ Буксгевденъ. Онъ очень внимательно осмотрѣлъ учрежденіе, работы, прослушалъ пѣніе, остался всѣмъ очень доволенъ и обѣщалъ, если понадобится, матеріальную поддержку для расширенія дѣла.
Надняхъ было собраніе организующагося попечительства, для помощи безпріютнымъ и бѣднымъ дѣтямъ въ Калугѣ. Въ собраніи былъ выработанъ уставъ и посланъ на утвержденіе. Одинъ изъ главныхъ иниціаторовъ этого дѣла, попечитель существующаго уже въ Калугѣ Малютинскаго дѣтскаго пріюта, д-ръ О. И. Дубенскій, прочелъ въ собраніи обстоятельный докладъ о крайней нуждѣ въ учрежденіи попечительства. Сообщивъ собранію образчики страшной нищеты и безпомощности, докладчикъ имѣлъ полное основаніе сказать: "Намъ, служащимъ въ пріютѣ, часто приходится скорбѣть душой, отказывая въ пріемѣ дѣтямъ въ полномъ смыслѣ безпріютнымъ". Изъ собранныхъ свѣдѣній о количествѣ дѣтей въ Калугѣ, нуждающихся въ призрѣніи, таковыхъ оказалось 1,150 человѣкъ. Какъ широко, слѣдовательно, должна развиться дѣятельность попечительства, чтобы призрѣть всѣхъ этихъ несчастныхъ дѣтей. Общество обязано помочь такимъ дѣтямъ, дать имъ кровъ, хлѣбъ, соотвѣтствующее воспитаніе и сдѣлать полезными работниками. Какъ справедливо говорилъ въ своей рѣчи докладчикъ, общество должно сдѣлать это изъ христіанской любви къ своему ближнему, а также ради своихъ интересовъ, своего спокойствія. Во Франціи, напримѣръ, сдѣланъ выводъ, что содержаніе бродяги, который большую часть своей жизни проводилъ въ тюрьмахъ, обходится втрое дороже воспитанія честнаго человѣка. А большинство заброшенныхъ дѣтей суть кандидаты на бродягъ и преступниковъ.
Какихъ крупныхъ результатовъ могутъ достигать общественные союзы, выступившіе на борьбу съ темными сторонами соціальной жизни, примѣромъ служатъ этическія общества въ Англіи. За десять лѣтъ эти общества помѣстили въ пріюты 63 тысячи дѣтей, лишенныхъ надзора, около 13 тысячъ маленькихъ бродягъ были подобраны на улицахъ и устроены, 4 1/2 тысячи были вырваны изъ безнравственной среды, болѣе 3 тысячъ были отняты у странствующихъ акробатовъ и проч. И рядомъ съ этимъ преступность за то же десятилѣтіе упала на 8%, если даже не считать прироста населенія. Но особенно сильно уменьшилась преступность среди малолѣтнихъ. Еще въ 70-хъ годахъ въ Англіи на каждыя 100,000 населенія приходилось по 44 малолѣтнихъ преступниковъ (до 16 лѣтъ), а въ 90-хъ годахъ ихъ приходится всего 13. Слѣдовательно за четверть вѣка преступность въ дѣтскомъ возрастѣ уменьшилась болѣе чѣмъ втрое.
Безпризорныя, заброшенныя дѣти составляютъ, по преимуществу, зло городовъ, и на обязанности городскихъ управленій было бы позаботиться о возможномъ уменьшеніи этого зла. Но въ этомъ дѣлѣ, какъ, впрочемъ, и во многихъ другихъ, городскія общественныя управленія заслуживаютъ большого упрека. Они почти совершенно не обращаютъ вниманія на это большое соціальное бѣдствіе. Случается, что они не даютъ себѣ даже труда отвѣтить на просьбу почтеннаго учрежденія о содѣйствіи этому дѣлу. Такъ, напримѣръ, калужскій Малютинскій пріютъ обратился въ мѣстную городскую думу съ просьбой объ увеличеніи штата призрѣваемыхъ дѣтей; и вотъ въ теченіе двухъ лѣтъ дума никакъ не можетъ собраться дать какой-нибудь отвѣтъ на это ходатайство. То же безучастіе проявляютъ городскія управленія и по отношенію къ народному образованію. Исключеніемъ здѣсь являются лишь нѣсколько большихъ городовъ, гдѣ составъ купечества просвѣщеннѣе. Извѣстно, что число народныхъ школъ въ деревняхъ значительно превосходитъ число ихъ въ городахъ не только абсолютно, но и относительно численности населенія и дѣтей школьнаго возраста. Если взять во вниманіе только школы, содержимыя на счетъ города, то окажется не мало городовъ, въ которыхъ учащіеся составляютъ одну шестую, а иногда и одну десятую часть общаго числа дѣтей. Главными причинами жалкаго, а въ лучшихъ случаяхъ лишь посредственнаго городского хозяйства являются недостатки выборной системы Гордового Положенія, отдающей кормило общественной власти въ невѣжественныя и своекорыстныя руки. Система эта, какъ извѣстно, устраняетъ все образованное населеніе города, разъ оно не имѣетъ здѣсь недвижимости.
Городское хозяйство идетъ крайне плохо даже въ такомъ большомъ, бойкомъ и у всѣхъ на виду городѣ, какъ Нижній. Санитарное состояніе города, благотворительныя учрежденія, медицина, учебная часть -- все это находится въ самомъ печальномъ положеніи. Городъ тратитъ сотни тысячъ на показное благоустройство, на мишуру, въ то время какъ самыя настоятельнѣйшія нужды массы населенія остаются совершенно неудовлетворенными. Нижегородская дума выбрала себѣ и соотвѣтствующаго представителя. Не любитъ дума свѣта, гласности, печати; не любитъ всего этого и городской голова, баронъ Дельвигъ. Мы имѣли уже случай говорить объ его угрозахъ жаловаться на мѣстную печать за оцѣнку его дѣятельности, и жаловаться не въ судъ, а въ другое извѣстное барону учрежденіе, гдѣ будто бы, по выраженію барона, "стоитъ сказать лишь нѣсколько словъ". Теперь Волжскій Вѣстникъ, въ No 222, сообщаетъ о новомъ свойствѣ городского головы: оказывается, что г. баронъ любитъ драться. Въ думѣ ожидали одно высокопоставленное лицо, и въ виду этого было отдано приказаніе привести лѣстницу и залъ думы въ самый праздничный видъ. Сторожъ по оплошности за одной изъ дверей позабылъ прибрать какой-то соръ; увидѣвъ это, голова, въ присутствіи многихъ гласныхъ, явившихся для встрѣчи, ударилъ сторожа по шеѣ.
Въ настоящее время во многихъ думахъ обсуждается вопросъ о квартирномъ налогѣ въ пользу городовъ и, въ связи съ этимъ, вопросъ о томъ, желательно или нѣтъ привлеченіе квартиро-нанимателей къ участію въ городскомъ управленіи. При рѣшеніи этихъ вопросовъ,-- говоритъ Смоленскій Вѣстникъ,-- разыгрываются прехарактерныя бытовыя сценки. Напримѣръ, въ саратовской думѣ одинъ изъ гласныхъ купцовъ прямо испугался разрѣшенія вопроса въ положительномъ смыслѣ: "помилуйте!-- воскликнулъ онъ,-- тогда въ думу нахлынетъ орда образованныхъ людей, не имѣющихъ ничего общаго съ интересами нынѣшнихъ гласныхъ". Полная младенческая чистота и откровенность,-- замѣчаетъ газета. Теперь въ большинствѣ думъ дѣла рѣшаются "по-простецки", по душѣ, по свойству и родству, а тогда что? Вотъ бѣда -- образованные придутъ!
Образчиковъ просвѣщенности нынѣшнихъ гласныхъ городскихъ думъ и ихъ головъ можно было бы привести множество. Вотъ, напримѣръ, записки двухъ самарскихъ обывателей, имѣющихъ честь состоять гласными мѣстной думы, напечатанныя въ самарскихъ газетахъ, съ соблюденіемъ подлиннаго правописанія. "Вдуму явица на собранье быть не могу посемейному обязательствамъ. И. П." "Посименнымъ объ стоятельствы Но Севоднишнимъ Собраніи быть нимогу. П.". И съ такимъ образованіемъ гласные имѣются не въ какомъ-либо небольшомъ городкѣ, а въ Самарѣ, въ городѣ съ 80-тысячнымъ населеніемъ. Не удивительно послѣ этого, что Самара по части заботъ о народномъ образованіи, городскомъ и санитарномъ благоустройствѣ представляетъ ту же картину, какъ и большинство прочихъ россійскихъ городовъ.
Въ газетахъ появилось извѣстіе о намѣреніи правительства предпринять въ недалекомъ будущемъ ревизію городскихъ хозяйствъ. Желательно, чтобы такая ревизія состоялась возможно скорѣе. Она съ очевидностью укажетъ необходимость дать въ городскомъ самоуправленіи преобладаніе цензу образовательному надъ цензомъ имущественнымъ.
Если удовлетворительное веденіе городского хозяйства думами является исключеніемъ, то въ земскомъ хозяйствѣ исключеніемъ является плохое веденіе дѣлъ. И это потому, что образовательный цензъ и умственное развитіе земскихъ гласныхъ несравненно выше и шире, чѣмъ гласныхъ городскихъ думъ. Однимъ изъ такихъ печальныхъ исключеній въ земскомъ хозяйствѣ есть дѣятельность тверской земской управы. У всѣхъ еще въ памяти славная работа тверского земства, служившая яркимъ образцомъ для многихъ другихъ земствъ. Вновь назначенная управа дѣлаетъ все, чтобъ заставить еще болѣе сожалѣть о сошедшей со сцены выборной управѣ. Читатель знаетъ уже, въ какое состояніе приведена новой управой психіатрическая Бурашевская колонія, считавшаяся образцовой авторитетами медицинской науки у насъ и за границей. Тѣ же неурядицы, а подъ часъ и незаконныя дѣйствія царятъ и во всѣхъ другихъ сферахъ, порученныхъ закономъ земству. Объ этомъ мы уже говорили и приводили достаточно фактическихъ свидѣтельствъ. Подъ вліяніемъ такихъ новыхъ порядковъ стали возможны въ тверскомъ земствѣ вотъ какіе факты, продѣлываемые съ цѣлью отдѣлаться отъ дѣятельнаго гласнаго, пользующагося большимъ уваженіемъ въ обществѣ и вліяніемъ въ земскомъ собраніи. Прошлымъ лѣтомъ,-- сообщаетъ тверской корреспондентъ Новаго Времени,-- однимъ изъ служащихъ въ уѣздной управѣ были экстренно образованы земельныя владѣнія гг. Петрункевичей, Дьякова и Юрлова, представляющія собою болѣе 900 десятинъ. На основаніи экспертизы г. Михайлова, управа совершила переоцѣнку принадлежащей г. Петрункевичу земли, а его недвижимое имущество -- домъ въ Твери почему-то оцѣнила уже не по городской расцѣнкѣ въ 16 т., а по какой-то особой -- въ 5 т., послѣдствіемъ чего явилось значительное сложеніе числящихся на Петрункевичѣ окладныхъ земскихъ повинностей, а затѣмъ и немедленное исключеніе его, какъ не имѣющаго должнаго имущественнаго и земельнаго ценза, изъ числа земскихъ гласныхъ. Съ того времени внезапно подвергнутый остракизму гласный не приглашался уже управой ни въ засѣданія экстренныхъ собраній, ни въ санитарный совѣтъ и никакихъ докладовъ и протоколовъ для свѣдѣнія къ предстоящему земскому собранію ему, конечно, также не было доставлено. Когда же собравшаяся 30 сентября ревизіонная коммиссія выбрала (какъ это дѣлалось и въ предшествовавшіе годы) своимъ предсѣдателемъ М. И. Петрункевича, то B. Н. Трубниковъ (по распоряженію котораго была произведена "ревизія") категорически отказалъ коммиссіи въ выдачѣ подлежащихъ ревизіи управскихъ книгъ и документовъ. На дѣйствія управы была принесена жалоба въ уѣздное земское собраніе. Г. Петрункевичъ настаивалъ, чтобы земское собраніе, признавъ всѣ дѣйствія управы по отношенію къ нему незаконными, поставило на обсуждезіе вопросъ о преданіи управы суду за превышеніе власти. Земское собраніе единогласно, за исключеніемъ B. Н. Трубникова, постановило: признать дѣйствія управы по отношенію М. И. Петрункевича недѣйствительными, а права его, какъ гласнаго,-- неприкосновенными. Вопросъ же о преданіи управы суду за превышеніе власти остался открытымъ.
Къ счастью, предосудительныя дѣйствія въ земской жизни представляются явленіями исключительными. Въ общемъ земская дѣятельность отличается энергіей, посильнымъ служеніемъ общественнымъ интересамъ и вызываетъ глубокую симпатію всѣхъ благомыслящихъ людей. Только что окончившіяся уѣздныя земскія собранія исполнили то, чего ожидало отъ нихъ общество. Вполнѣ назрѣвшій вопросъ о всеобщемъ обученіи, не только былъ выдвинутъ на первый планъ, но было не мало сдѣлано и въ направленіи приближенія къ его рѣшенію. Въ зависимости отъ состоянія бюджетовъ, одни земства нашли возможнымъ на собственныя средства ввести въ недалекомъ будущемъ всеобщее обученіе, путемъ ежегоднаго увеличенія числа школъ, другіе постановили ходатайствовать передъ правительствомъ объ отпускѣ земству изъ государственныхъ средствъ ежегодной субсидіи или объ открытіи самимъ правительствомъ потребнаго количества новыхъ министерскихъ школъ. На ряду съ этимъ не были забыты и другіе способы къ распространенію и укрѣпленію знаній среди народа: въ отчетахъ о земскихъ собраніяхъ постоянно приходилось встрѣчать постановленія объ устройствѣ народныхъ читаленъ, школьныхъ библіотекъ, народныхъ чтеній, повторительныхъ и воскресныхъ классовъ и пр. Были также сдѣланы постановленія, касающіяся собственно учителей. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ увеличено ихъ содержаніе, приняты мѣры къ обезпеченію ихъ пенсіей, учреждены центральныя библіотеки для учителей, рѣшено организовать для нихъ педагогическіе курсы и т. д. Въ результатѣ земскихъ постановленій нынѣшняго года надо ждать значительнаго увеличенія въ качественномъ и количественномъ отношеніи средствъ начальнаго обученія.
Въ послѣднее время въ печати все чаще и чаще появляются любопытныя и чрезвычайно отрадныя иллюстраціи вліянія школы на жизнь крестьянскаго населенія. Иллюстраціи эти получаютъ тѣмъ большее значеніе, когда онѣ основываются на массовыхъ изслѣдованіяхъ. Мы уже сообщали объ одномъ изъ такихъ изслѣдованій, сдѣланномъ по Воронежской губерніи, подъ руководствомъ извѣстнаго статистика Ф. А. Щербина, и данныя котораго помѣщены въ изданіяхъ воронежскаго губернскаго земства. Вотъ резюме названной работы о вліяніи школы на жизнь населенія. Школа сильно вліяетъ на развитіе любви къ чтенію книгъ, на вѣжливое обращеніе съ посторонними лицами, на ослабленіе суевѣрій, предразсудковъ и проч. Грамотные нерѣдко съ большою неподкупностью и сознаніемъ относятся къ общественнымъ дѣламъ, почему, при выборахъ на тѣ или другія сельскія должности, предпочитаются неграмотнымъ. Бывали случаи, когда группа грамотныхъ крестьянъ оказывала рѣшающее вліяніе на измѣненіе того или другого освященнаго вѣсами порядка въ общинно-экономической жизни. Замѣчено также, что иногда даже учащіеся оказываютъ то или другое вліяніе на старшихъ членовъ семьи. Вообще вліяніе со стороны дѣтей на ослабленіе тѣхъ или другихъ предразсудковъ въ средѣ населенія несомнѣнно, хотя бы даже въ томъ смыслѣ, что многіе крестьяне стыдятся признаться въ своихъ предразсудкахъ. Въ то же время изъ года въ годъ замѣчается увеличеніе учащихся дѣвочекъ, чему, помимо другихъ условій, способствуютъ сами матери, прежде учившіяся въ шкелѣ: онѣ стараются обучить грамотѣ и своихъ дочерей, разучиваютъ съ ними знакомыя имъ басни и стихотворенія, передаютъ знанія, какія сами вынесли изъ школы. Замѣтно также, что грамотныя дѣвочки чище одѣваются, держатъ себя приличнѣе и въ обращеніи болѣе вѣжливы. Разъ выучившись грамотѣ, отцы учатъ и дѣтей своихъ грамотѣ. Грамотные обращаются гуманнѣе въ семействѣ, любятъ украшать свои избы картинами, приличною мебелью и, вообще, держатъ свой домъ опрятнѣе, чѣмъ неграмотные. На сходахъ такіе люди относятся толковѣе къ дѣламъ, стараются сдержать крикъ и обсудить всесторонне подлежащее дѣло. Сами родители не скрываютъ, что учащіяся дѣти, подъ вліяніемъ всей школьной учебы, дѣлаются почтительнѣе, нравственнѣе и, вообще, замѣтно выдѣляются по сравненію съ тѣми дѣтьми, которыя не посѣщали школы. Таковы выводы обширнаго массоваго изслѣдованія.
Недавно Петербургскія Вѣдомости напечатали также весьма интересную замѣтку на тему о вліяніи народной школы на населеніе. Матеріаломъ для газеты послужили собственноручные отвѣты бывшихъ учениковъ начальныхъ училищъ нѣсколькихъ губерній на цѣлый рядъ вопросовъ, предложенныхъ именно для выясненія объема и качества школьнаго вліянія. Изъ этихъ отвѣтовъ въ большинствѣ случаевъ видно, что даже и при томъ непродолжительномъ курсѣ, какой существуетъ въ народныхъ школахъ, учащіеся успѣваютъ прочно усвоить грамоту, развиваютъ въ себѣ потребность къ расширенію и углубленію познаній, полученныхъ въ школѣ по разнымъ предметамъ, дѣлаются способными къ самостоятельному продолженію образованія посредствомъ чтенія книгъ и дѣйствительно усердно занимаются самообразованіемъ, если имѣютъ возможность достать цѣльныя книги. Замѣчательно,-- говоритъ газета,-- что никто изъ приславшихъ отвѣтъ не жалуется на недостатокъ времени для чтенія. Читаютъ большею частью по субботамъ и въ осенніе и зимніе вечера; иногда чтеніе слушаетъ вся семья, а иногда послушать чтеніе книжки или газеты собираются и сосѣди. Къ школѣ у всѣхъ сохранилось самое теплое отношеніе. Въ отвѣтахъ на вопросъ: "хорошо ли было въ школѣ"?-- всѣ бывшіе ученики единодушно утверждаютъ, что время, проведенное въ школѣ, было самымъ счастливымъ временемъ ихъ жизни, и всѣ жалѣютъ, что время это очень коротко.
Да, святое и великое дѣло выполняютъ народные учителя. И вотъ, несмотря на то, что едва ли можно найти должность болѣе трудную и менѣе благодарную, чѣмъ должность сельскаго учителя, несмотря на тяжелую матеріальную обстановку, отсутствіе надежды на лучшее положеніе въ будущемъ, отсутствіе гарантій отъ голодной смерти въ старости или даже въ молодыхъ лѣтахъ въ случаѣ болѣзни,-- несмотря на все это, святость предстоящаго дѣла настолько притягательна для чистой души, что, по общимъ отзывамъ, контингентъ большинства сельскихъ учителей и учительницъ въ земскихъ школахъ состоитъ изъ преданныхъ дѣлу людей и работа ихъ даетъ благотворные результаты. Прекрасная оцѣнка контраста между жизненнымъ положеніемъ народнаго учителя и его высокимъ общественнымъ значеніемъ сдѣлана орловскимъ губернскимъ предводителемъ дворянства М. А. Стаховичемъ. По поводу перехода г. Стаховича изъ уѣздныхъ предводителей въ губернскіе предводители сельскіе учителя и учительницы Елецкаго уѣзда поднесли ему адресъ, въ которомъ выразили глубокую благодарность за массу добра, сдѣланнаго имъ для народной школы, и сожалѣніе, что лишаются въ немъ просвѣщеннаго и дѣятельнаго предсѣдателя училищнаго совѣта. На это привѣтствіе г. Стаховичъ отвѣчалъ слѣдующей, заслуживающей вниманія, рѣчью:
"Милостивыя государыни и милостивые государи!
"Обратившіеся ко мнѣ съ такой оцѣнкою не сомнѣваются, что я не могу не быть благодарнымъ за намѣреніе обрадовать и наградить меня и тронутъ тѣми сердечными выраженіями, въ которыя вы сумѣли облечь ваше доброе чувство. Поэтому я не стану развивать своей признательности, ни отстаивать дѣйствительность, указывая на незаслуженность вашихъ похвалъ. Самое преувеличеніе ихъ для меня радостно, какъ свидѣтельство расположенія ко мнѣ. Но больше всего мнѣ льститъ одобреніе и ободреніе въ той именно отрасли многосложной предводительской службы, которую я всегда считалъ и теперь, конечно, считаю самой важной и высокой изо всѣхъ. Я нахожу, что важнѣе народнаго просвѣщенія нѣтъ дѣла, настоятельнѣе не можетъ быть заботы ни у цѣлаго земства, ни у отдѣльныхъ лицъ, ни у предводителей, ни у министровъ, ни у священниковъ, ни у русскаго Государя. Потому что это самая большая нужда интеллигенціи и народа.
"Ближе всего къ этому дѣлу стоите вы, милостивые государыни и государи, вамъ первымъ даны книги въ руки. Поэтому, заговоривъ о народномъ образованіи, я не могу не коснуться вашей роли, какъ она мнѣ представляется.
"Не подумайте, что я собираюсь отплачивать вамъ похвалами заслуженными за незаслуженную, только-что мною выслушанную. Я буду обращаться, такъ сказать, не къ вамъ лично, даже не къ совокупности моихъ сослуживцевъ за 12 лѣтъ моего участія въ елецкомъ училищномъ совѣтѣ, а говорю обо всей корпораціи народныхъ учителей въ Россіи.
"Прежде всего, я съ глубокимъ убѣжденіемъ говорю, что, на мой взглядъ, нѣтъ учрежденія, которое я болѣе бы уважалъ, а потомъ ни одно другое не заслужило, на мой взглядъ, одновременно такой зависти къ себѣ и такого состраданія. Зависти -- за то, что оно даетъ и дѣлаетъ, состраданія -- за то, что ему даютъ и съ нимъ дѣлаютъ.
"Вспомните только, что въ среднемъ за 15 рублей въ мѣсяцъ народная учительница или учитель въ глуши чужой деревни, въ темной, тѣсной, часто холодной избѣ, день за днемъ оставляетъ свои молодыя силы, здоровье, свою жажду жизни, свою вѣру въ счастливую жизнь, т.-е. именно то, что дѣлаетъ человѣка въ молодости такимъ сильнымъ. Остается въ этой избѣ все, что не уносится въ могилу, иногда такую раннюю. Вспомните при этомъ одиночество учителя, вызываемое не высотою занимаемаго положенія, а обособленностью его... Волостныя и сельскія власти склонны скорѣе отдавать ему приказанія, чѣмъ слушать его распоряженія. Вспомните, наконецъ, какой упорный трудъ требуется отъ народнаго учителя самимъ дѣломъ, которому онъ служитъ. Итакъ, вотъ пассивъ учителя: за 15 руб. въ мѣсяцъ -- эта каторжная работа, эти безпрерывныя лишенія, эти безцѣнныя жертвы.
"Всякому ясно, что это жалованье не оцѣнка службы, а выраженіе ужасной невозможности для платящихъ заплатить больше. Скептики обыкновенно добавляютъ: и тоже невозможность для получающихъ получить больше. Это -- близорукое сужденіе. Еслибъ это была только вынужденная служба, ярмо, надѣтое крайностью, его и несли бы съ ненавистью и проклятіемъ, уныло опустивъ внизъ голову. Среди такихъ служащихъ не встрѣчались бы любящіе свое дѣло, бодро шагающіе по своей жесткой дорогѣ съ поднятой кверху головой.
"При перечисленныхъ выше условіяхъ учительское дѣло уже не служба, не дѣятельность, а прямой гражданскій и духовный подвигъ. Этимъ и объясняется, почему рядомъ съ состраданіемъ корпорація народныхъ учительницъ и учителей достойна высшей зависти. Въ ея рукахъ самое большое русское дѣло, потому что съ обученіемъ всегда связано начальное просвѣщеніе. Недаромъ еще Ярославъ Мудрый и его преемники, собираясь вводить въ область христіанство, сперва строили школы, а уже черезъ нѣкоторый срокъ -- церкви. То, что вы вспашете умомъ и знаніемъ своимъ, вы же засѣете душою и чувствомъ. Ни одна нива не возвращаетъ такихъ урожаевъ. Народный учитель -- это зерно, которое-за 15 лѣтъ при 40--50 ученикахъ возраждается самъ-250! Народный учитель -- это рабъ, который въ счетный день представитъ Господу сторицею порученный ему одинъ талантъ живого слова.
"Вслѣдъ за нравственнымъ значеніемъ идетъ государственное значеніе сословія. Вы, навѣрное, слышали изреченіе князя Бисмарка, котораго никто еще не упрекалъ въ идеализмѣ, но отказать которому въ авторитетѣ трудно, что, разгромивъ Францію, создали великую Германскую имперію не онъ, не Мольтке, не Вильгельмъ I со своими солдатами, а создалъ это великое народное дѣло германскій школьный учитель. А я нахожу,-- и не принимайте это за софизмъ или преувеличеніе,-- что русскому народному учителю предстоитъ та же задача соединенія въ одно великой родины. Меня спросятъ: развѣ Россія не такъ же едина, какъ она единодержавна? Да, конечно, въ политической жизни и въ часъ борьбы съ врагомъ внѣшнимъ или внутреннимъ. Но въ мирное время, во внутренней жизни и государственномъ ростѣ этого единенія нѣтъ и не можетъ быть, покуда масса народа отдѣлена отъ руководящей частицы того же народа невозможностью понимать другъ друга и жить одной гражданскою жизнью. Въ нашъ вѣкъ сильнѣе разнородности, сильнѣе разносословности, сильнѣе даже разнобогатства и разноязычія сближаютъ и раздѣляютъ людей образованіе и неразрывно связанное съ нимъ развитіе. Непонимающимъ другъ друга людямъ можно обитать вмѣстѣ, внутри одной границы, можно заразъ воевать и вмѣстѣ платить подати, но нельзя устраивать гражданскую жизнь страны, сообща исполнять государственную задачу, какъ не могутъ дѣлать общее дѣло нормальный человѣкъ съ глухо-слѣпымъ.
"Не подумайте, что я мечтаю объ одномъ для всѣхъ гражданъ уровнѣ образованія. Но необходима безпрерывная постепенность, одна безъ разрыва линія отъ мальчонка, въ первый разъ шагающаго въ сельское училище, до самаго образованнаго, мудраго совѣтчика Царя. Если эта нитка порвана, въ ростѣ и жизни государства не можетъ быть единства, не можетъ быть общей созидательной работы. Какъ ни вытягивай шеи, одной головой не придашь движенія всему организму. Разрывъ образованнаго класса отъ массы народа -- это то же, что оторванный отъ поѣзда локомотивъ. Онъ можетъ убѣжать впередъ легче и быстрѣе, но, вѣдь, вся суть, т.-е. смыслъ и цѣль поѣзда, въ тѣхъ груженыхъ вагонахъ, которые безпомощно стоять на пути, покуда ихъ не погонитъ случайнымъ вихремъ. И тогда, налетѣвъ на первую встрѣченную преграду, они разнесутъ ее и искалѣчатъ другъ друга и надолго могутъ испортить путь, созданный упорнымъ трудомъ и глубокою мыслью. Вѣдь, нельзя же не признать отсутствія единенія и общаго постепеннаго развитія среди русскихъ гражданъ? Взаимное непониманіе и незнаніе быта другъ у друга очевидны для самаго оптимистическаго наблюдателя.
"Развѣ можно черезъ 1800 лѣтъ послѣ Христа и девять вѣковъ послѣ водворенія христіанства на Руси безъ содроганія читать и четыре раза перечитывать процессъ, въ которомъ человѣческое жертвоприношеніе является спорнымъ, но язычество установлено внѣ сомнѣнія. Не магометанство даже, а самое первообразное многобожіе. Мнѣ скажутъ, что это было въ Вяткѣ, гдѣ-то на сѣверѣ... Ну, а среди насъ развѣ тысячи суевѣрій и народныхъ обрядовъ, начиная съ вѣры въ порчу и до молебновъ ЦарюГраду и въ Барышъ-День, далеки отъ язычества и ближе къ исповѣданію Единаго Истиннаго Бога, Которому поклоняться слѣдуетъ ни на той горѣ, ни на этой, а въ духѣ и истинѣ? Еще примѣръ, недавно пережитый и живой въ нашей памяти. Можемъ ли мы безъ ужаса, отвращенія и стыда вспомнить, какъ четыре года тому назадъ, при надвинувшемся на Россію государственномъ бѣдствіи, одна часть русскихъ кинулась на самоотверженную борьбу съ заразою, а другая часть русскихъ, этотъ самый народъ, нуждавшійся въ спасеніи, сталъ жечь выстроенныя больницы, бросать въ пожаръ самоотверженныхъ врачей, предпочитая умирать въ корчахъ, валяясь беззащитнымъ по улицамъ? Мы это можемъ понять? Или они въ этотъ важный часъ насъ поняли и помогли въ общемъ государственномъ дѣлѣ борьбы съ эпидеміей?
"А продѣлывалъ все это тотъ русскій народъ, который такъ смиренно живетъ и величаво умираетъ, что мы дивимся и поклоняемся его духовной силѣ. Но пониманіемъ своимъ онъ внѣ условій современнаго склада жизни. И на все есть одинъ отвѣтъ: онъ во власти тьмы, потому что не развитъ, неграмотенъ. Дѣйствительно, неграмотенъ. Недавно, въ одномъ изъ уголковъ нижегородской выставки, на этомъ торжествѣ промышленно-торговой Россіи, министерство народнаго просвѣщенія выставило показатель грамотности Россіи. Онъ меньше 4, если взять всю Россію. На 144 1/2 милл. населенія, посѣщающихъ школу 3,990 тыс. Въ Европейской Россіи % грамотныхъ около 10. Это не ужасно? и не стыдно? И при этомъ возможны для всѣхъ гражданъ общая жизнь и государственное служеніе, въ которомъ -- не какъ въ ханствѣ, а какъ въ государствѣ -- всѣми признаваемое правительство можетъ разсчитывать не на одно повиновеніе, но и на содѣйствіе, не только на исполнительность, но и на созидательное творчество гражданъ?
"Мнѣ кажется, что въ русскомъ обществѣ начинаетъ пробуждаться сознаніе, что неграмотность -- несчастье для необученныхъ, но также грѣхъ и стыдъ для ихъ грамотныхъ согражданъ, что обученіе народа грамотѣ -- государственная задача.
"Образованіе народа -- государственный долгъ, отъ котораго никто не свободенъ. Кто можетъ и смѣетъ,-- иди, самъ преподавай. Кто не можетъ столь многаго, остальные всѣ: художники, литераторы, государственные люди, богатые и незажиточные, свободные и занятые,-- помогайте развитію дѣла и сочувствуйте, главное -- сочувствуйте ему. Заводите школы сельскія, городскія, воскресныя, библіотеки, чтенія, волшебные фонари, народные театры, комитеты грамотности. Сочувствуйте и жертвуйте всему, что прямо и косвенно служитъ этому дѣлу, подымая уровень и число учителей, распространяя полезныя знанія, приближая книгу къ народу. При этомъ надо помнить, что дѣятельное участіе въ дѣлѣ народнаго образованія -- не жертва, не заслуга, даже не убѣжденіе, а исполненіе прямой обязанности, мелкая уплата стараго долга, по долготерпѣнію кредитора, запущеннаго до безобразія, что гордиться исправностью можетъ только тотъ, кто отдается ему весь, ничего не оставляя для личной своей жизни, какъ большинство народныхъ учительницъ и учителей...
"Въ отвѣтъ на ваше обращеніе я заговорилъ съ вами обо всемъ этомъ, потому что, видѣвъ 12 лѣтъ, какъ вы умѣете отдавать себя цѣликомъ на служеніе разумному, доброму, вѣчному, видѣвъ, какъ вы просто, даже безсознательно, можетъ быть, обрѣли самое высокое философское разрѣшеніе жизненной задачи -- своимъ настоящимъ создавать будущее другихъ людей,-- мнѣ захотѣлось подѣлиться съ вами радостной мыслью, что, кажется, мы переживаемъ не вечернія сумерки, а предразсвѣтные часы... Блѣднѣетъ ночь, край неба заалѣлъ. Задача, о которой я говорилъ, переходитъ, кажется, изъ общественной совѣсти въ его сознаніе. А когда изъ ощущенія перешли къ пониманію, не далеко уже и до осуществленія. Если мы вспомнимъ одно стихотвореніе Пушкина, въ которомъ поэтъ-патріота тосковалъ о царящихъ въ Россіи рабствѣ и темнотѣ, мы можемъ съ радостью сказать себѣ, что рабство уже пало и, кажется,
Что надъ отечествомъ свободы просвѣщенной
Взойдетъ же, наконецъ, желанная заря!
"....Съ этими убѣжденіями,-- закончилъ г. Стаховичъ,-- съ этими ожиданіями давайте жить и работать."
Въ рѣчи о школьномъ дѣлѣ нельзя не обратить вниманія на важное ходатайство черниговскаго дворянскаго собранія о реформѣ системы средняго образованія. Прежде изложенія сущности этого ходатайства, замѣтимъ, что оно не является первымъ. Въ прошломъ году въ засѣданіяхъ курскаго дворянскаго собранія обсуждался уже проектъ преобразованія нашей классической школы. Эти факты не что иное какъ отраженіе вполнѣ созрѣвшаго общественнаго мнѣнія о крупныхъ недостаткахъ существующаго обученія въ гимназіяхъ. Жизненный опытъ накопился уже въ мѣрѣ слишкомъ достаточной, недостатки системы стали очевидны, въ извѣстной степени они даже признаны оффиціально. Такимъ образомъ ходатайства дворянъ являются вполнѣ соотвѣтствующими дѣйствительнымъ запросамъ жизни. Въ черниговскомъ дворянскомъ собраніи докладчикомъ по вопросу о реформѣ средней школы былъ бывшій предсѣдатель черниговской губернской земской управы B. М. Хижняковъ. Докладъ его сводится къ слѣдующимъ положеніямъ:
Ходатайствовать о рѣшительномъ измѣненіи системы преподаванія въ классическихъ гимназіяхъ въ виду того, что тѣ немногіе воспитанники, которымъ удается, надорвавъ здоровье въ преодолѣніи непосильныхъ трудностей классицизма, окончить курсъ гимназіи, въ громадномъ большинствѣ случаевъ оказываются слабыми не только въ знаніи отечественнаго языка, но также исторіи, литературы, естествовѣдѣнія и новыхъ языковъ. Необходимо поэтому ограничить преподаваніе древнихъ языковъ и расширить преподаваніе указанныхъ общеобразовательныхъ предметовъ. Собраніе приняло это предложеніе съ тѣмъ добавленіемъ разсматривавшей его коммиссіи, что и существующія реальныя училища также мало способствуютъ развитію ума и не даютъ сколько-нибудь основательныхъ знаній тѣхъ же общеобразовательныхъ предметовъ. Послѣ оживленныхъ преній по данному вопросу дворянское собраніе постановило возбудить передъ правительствомъ ходатайство о томъ, чтобы вообще всѣ среднія учебныя заведенія, не предрѣшая спеціальнаго назначенія учащихся, давали прежде всего надлежащія разностороннія знанія и развитіе, въ какомъ смыслѣ и должны быть преобразованы.
Второй пунктъ предложенія докладчика говоритъ о тѣснотѣ въ среднихъ учебныхъ заведеніяхъ, служащей причиною большого числа отказовъ въ пріемѣ желающихъ учиться, почему неодходимо ходатайствовать объ открытіи новыхъ среднеучебныхъ заведеній или открытіи параллельныхъ классовъ въ существующихъ уже школахъ. Третій и четвертый пункты доклада заключаются въ томъ, чтобы ходатайствовать о допущеніи оканчивающихъ реальныя училища къ поступленію на соотвѣтствующіе спеціальные факультеты университетовъ и объ учрежденіи въ разныхъ районахъ Россіи высшихъ сельско-хозяйственныхъ и техническихъ учебныхъ заведеній, такъ какъ таковыхъ у насъ въ настоящее время крайне незначительное число и на десятки вакансій всегда имѣются сотни кандидатовъ. Триста человѣкъ, присутствовавшихъ въ собраніи, приняли всѣ эти предложенія единогласно и передали ихъ въ редакціонную коммиссію, съ цѣлью дать имъ окончательную формулировку. Затѣмъ, собраніе просило губернскаго предводителя дворянства гр. Милорадовича повергнуть докладъ коммиссіи на благоусмотрѣніе Государя Императора.
Въ средѣ русской интеллигенціи, какъ и среди интеллигенціи другихъ народовъ, однимъ изъ самыхъ почтенныхъ сословій по своей общественной дѣятельности являются врачи. Уже самый характеръ ихъ профессіи, заключающійся въ томъ, чтобъ оказывать людямъ непрестанныя, ежедневныя услуги, добро, воспитываетъ въ нихъ альтруистическія чувства, чуткость къ интересамъ другихъ, къ общественнымъ интересамъ. О врачахъ, о ихъ дѣятельности въ большинствѣ случаевъ приходится говорить много хорошаго. Но въ семьѣ не безъ урода. Недавно профессора-медики Казанскаго университета удалили изъ своей среды проф. Кузьмина за его некрасивые поступки. Теперь на судъ общества отдается поведеніе иркутскаго врачебнаго инспектора, г. Маковецкаго, оповѣщенное въ Сибирскомъ Вѣстникѣ. Оглашеніе въ печати неодобрительныхъ поступковъ лицъ, занимающихъ общественное положеніе, имѣетъ и то полезное значеніе, что способствуетъ устраненію такихъ лицъ отъ общественныхъ должностей, во время пребыванія на которыхъ деморализующее ихъ вліяніе, естественно, усиливается. Поводомъ сибирской газетѣ къ ознакомленію публики съ г. Маковецкимъ послужило годичное засѣданіе общества врачей Восточной Сибири. Происходило оно 2 сентября въ помѣщеніи музея географическаго общества. Въ программѣ засѣданія стоялъ выборъ предсѣдателя общества. На засѣданіе собралось человѣкъ двадцать членовъ общества и человѣкъ двадцать-двадцать пять публики, для которой главный интересъ заключался въ выборѣ предсѣдателя. Кончился срокъ служенія въ этой должности врача Маковецкаго и были всѣ данныя ожидать выбора новаго предсѣдателя. По прочтеніи отчета стоявшихъ въ программѣ сообщеній оставалось разсмотрѣть кассовый отчетъ и приступить къ вскрытію и подсчету избирательныхъ бюллетеней, а затѣмъ провозгласить результатъ выборовъ. Г. Маковецкій нашелъ почему-то болѣе удобнымъ произвести все это при закрытыхъ дверяхъ и, обратившись къ публикѣ, предложилъ ей оставить залъ засѣданія. На другой день интересовавшіеся результатомъ выборовъ узнали, что предсѣдателемъ остался врачъ Маковецкій, получившій 13 голосовъ изъ 30.
При такомъ положеніи дѣла,-- говоритъ газета,-- причины, побудившія удалить публику изъ залы засѣданія, становятся понятными. Г. Маковецкій имѣлъ основанія опасаться не быть избраннымъ въ предсѣдатели общества, и опасенія его оказались не напрасными. Онъ въ дѣйствительности не избранъ. Какое же это избраніе -- 13 голосами изъ 30? Счесть это за избраніе можно только тогда, когда дѣло происходитъ келейно; при публикѣ пришлось бы отъ чести такого избранія отказаться. И это тѣмъ болѣе, что даже въ тѣхъ 13 голосахъ, которые высказались за г. Маковецкаго, большинство принадлежитъ не врачамъ, а той категоріи членовъ общества, которые, какъ фармацевты, зубные врачи, ветеринары, управляющіе аптеками и аптекарскими складами, находятся въ довольно тѣсной зависимости отъ того же г. Маковецкаго, какъ мѣстнаго врачебнаго инспектора. Далѣе надо сказать, что и денежный отчетъ общества не слѣдовало разсматривать при закрытыхъ дверяхъ. Обществу, которое принимаетъ пожертвованія, не подобаетъ закрывать двери, когда разсматривается его денежная отчетность. Чѣмъ болѣе гласно и публично производится разсмотрѣніе кассовыхъ отчетовъ и повѣрка суммъ того или другого учрежденія, нуждающагося въ поддержкѣ мѣстнаго общества, тѣмъ лучше и выгоднѣе для самого отсчитывающаго учрежденія. Но г. Маковецкій -- убѣжденный противникъ гласности, контроля и ревизіи въ дѣлахъ общественныхъ и благотворительныхъ учрежденій. Въ прошломъ году, занимая должность предсѣдателя иркутскаго общества вспомоществованія переселенцамъ, онъ предлагалъ общему собранію этого общества усвоить практику многихъ иркутскихъ филантропическихъ учрежденій, утверждающихъ, по его словамъ, отчеты своихъ исполнительныхъ органовъ безъ провѣрки и ревизіи, а когда
это предложеніе не было принято и для повѣрки отчета комитета переселенческаго общества собраніемъ была избрана ревизіонная коммиссія, то г. Маковецкій отказался отъ должности предсѣдателя общества. Имъ же въ слѣдующемъ общемъ собраніи общества произнесена была грозная филиппика противъ одного изъ членовъ этой ревизіонной коммиссіи, чиновника государственнаго банка Атшева, настаивавшаго на предъявленіи коммиссіи казначемъ общества Посохинымъ наличности кассы. "Дѣятельность комитета,-- говорилъ г. Маковецкій,-- безупречна, и за тѣ труды, которые ему пришлось понести, онъ заслуживаетъ благодарности". Это говорилось въ то самое время, когда предшественникъ г. Посохина, казначей переселенческаго общества г. Сивковъ, сидѣлъ въ иркутской тюрьмѣ по обвиненію въ растратѣ суммъ переселенческаго общества и цѣломъ рядѣ подлоговъ, совершенныхъ съ цѣлью покрытія этой растраты, за что онъ и былъ черезъ два мѣсяца послѣ рѣчи г. Маковецкаго о безупречной дѣятельности комитета приговоренъ къ лишенію всѣхъ правъ состоянія и къ ссылкѣ на поселеніе.
-----
Въ расцвѣтѣ силъ и таланта погибъ предсѣдатель вятской земской управы Авксентій Петровичъ Батуевъ. Истинная скорбь овладѣла вятскимъ обществомъ и всѣми знавшими А. И. лично или по его дѣятельности при извѣстіи о его трагической и нелѣпой смерти. Онъ погибъ, говоритъ Вятскій Край,-- къ то время, когда голова полна была благородныхъ замысловъ и широкихъ плановъ о благѣ общественномъ, когда въ сердцѣ клокоталъ избытокъ горячей любви къ народу, когда, наконецъ, въ жилахъ чувствовался богатый приливъ силъ. Погибъ въ самый разгаръ кипучей общественной дѣятельности, погибъ въ полномъ расцвѣтѣ силъ, не достигнувъ даже 35 лѣтъ, и, что обиднѣе всего, съ чѣмъ человѣческій умъ и сердце не можетъ мириться,-- погибъ ни за что и отъ руки какого-то полоумнаго человѣка, врядъ ли понимавшаго то, что онъ дѣлалъ... Сошло со сцены лицо, представлявшее собою общественную силу и нравственно богатый капиталъ. Много теряютъ со смертію А. П. наши общественныя учрежденія и, прежде всего, та масса общественныхъ установленій, которая объединяется подъ именемъ двухъ земствъ,-- вятскаго губернскаго и малмыжскаго уѣзднаго. Беззавѣтная преданность А. П. общественному служенію, въ строгой гармоніи съ высокимъ идеаломъ, вынесеннымъ имъ еще съ университетской скамьи, и была той магической силой, которая такъ обаятельно дѣйствовала и сплочивала вокругъ него всѣхъ, въ комъ также не угасли общественные идеалы и кто также стремился внести ихъ въ жизнь и свою дѣятельность. И не мудрено, что друзья у него были среди общественныхъ дѣятелей всевозможныхъ положеній; не мудрено, что кромѣ мѣстныхъ, онъ имѣлъ друзей и среди лучшихъ представителей столичной печати, профессуры, адвокатуры. Трудно даже перечесть все, что по иниціативѣ А. П. сдѣлано губернскимъ земствомъ для Вятской губерніи и въ особенности для ея крестьянскаго населенія. Но во всякомъ случаѣ самый высокій монументъ создастъ ему народная память за прошлогоднее постановленіе губернскаго земства объ открытіи въ губерніи новыхъ 600 начальныхъ школъ при субсидіи отъ губернскаго земства. Этотъ еще на прошлогоднемъ экстренномъ собраніи маловѣроятный проектъ нынѣ дѣлается уже болѣе чѣмъ на половину осуществимымъ: около 200 школъ уже открыто и, кромѣ того, болѣе чѣмъ о 200 еще новыхъ школахъ состоялись постановленія уѣздныхъ собраній. Далѣе, учрежденныя по его иниціативѣ 3,000 библіотечекъ въ каждомъ сельскомъ обществѣ губерніи, ассигновка 50-тысячнаго капитала, проценты съ котораго идутъ на безплатную раздачу книгъ народу, устройство въ селахъ при пособіи губернскаго земства воскресныхъ народныхъ чтеній съ туманными картинами, учрежденіе въ г. Вяткѣ земскаго книжнаго склада съ отдѣленіями въ уѣздахъ, основаніе Вятской Газеты, ходатайство объ учрежденіи въ Вяткѣ правительственнаго техническаго училища,-- всѣ эти постановленія губернскаго собранія, касающіяся народнаго образованія въ краѣ, состоялись уже во время предсѣдательства покойнаго и почти всѣ по его иниціативѣ. И въ другихъ отрасляхъ земскаго хозяйства при немъ сдѣлано также не мало: учрежденіе въ городѣ Вяткѣ кустарнаго музея съ отдѣленіями съ уѣздахъ, устройство во многихъ уѣздахъ учебныхъ мастерскихъ по разнымъ кустарнымъ производствамъ, расширеніе дѣятельности агрономическаго института, учрежденіе нѣсколькихъ учебныхъ сельско-хозяйственныхъ фермъ, покупка въ степяхъ въ продолженіе 3-хъ лѣтъ лошадей и раздача ихъ въ ссуду безлошаднымъ крестьянамъ -- таковы были главнѣйшія изъ экономическихъ мѣропріятій для крестьянскаго населенія губерніи.
По словамъ одного изъ близко знавшихъ Батуева, къ нему вполнѣ подходило геніальное выраженіе Шекспира: "человѣкъ онъ былъ".