Настоящее изданіе дополнено одной новой статьей ("Народъ и интеллигенція"); зато одна изъ статьей, помѣщенныхъ въ первомъ изданіи ("Еще о смыслѣ жизни"), перенесена во второй томъ моихъ статей: "Творчество и критика". Одновременно выходитъ и томъ третій: "Великія исканія".
Ивановъ-Разумникъ.
Сентябрь 1911 г.
ВѢЧНЫЯ ЦѢННОСТИ.
(Вмѣсто введенія).
Русская литература всегда была и -- будемъ надѣяться -- всегда останется литературой "учительной": въ этомъ ея великая общественная заслуга. Надо только одного желать: чтобы это общественное учительство не подавляло собою отдѣльныхъ индивидуальныхъ стремленій; чтобы литература, крѣпко уйдя корнями въ соціальную почву, достигала бы вершиною высшихъ нравственныхъ, эстетическихъ, философскихъ и, въ широкомъ смыслѣ, религіозныхъ запросовъ человѣческаго духа; чтобы проповѣдь и учительство не исключали собою творчества и исканій.
Мучительныя, мятущіяся исканія всегда въ концѣ концовъ кристаллизуются въ увѣренное и твердое ученіе; и этотъ закрѣпленный результатъ намъ цѣненъ не менѣе, чѣмъ предшествующій ему періодъ творческихъ исканій. Пусть результатъ этотъ впослѣдствіи неизбѣжно будетъ отвергнутъ; но если въ немъ было зерно вѣчной истины, то рано или поздно онъ возродится, какъ Фениксъ изъ своего пепла, и возродится въ новыхъ формахъ, обновленный, углубленный. Вспомните исторію философіи: что она такое, какъ не "вѣчное возвращеніе" -- вѣчное возрожденіе въ новыхъ формахъ старыхъ истинъ, испепеленныхъ огнемъ жгучихъ исканій? И что иное представляетъ изъ себя двухсотлѣтняя исторія русской общественной мысли, какъ не постоянное сожиганіе старыхъ боговъ и постоянное ихъ возрожденіе? Есть вѣчныя цѣнности, надъ которыми безсильно время.
Человѣческая личность -- съ одной стороны, благо народа -- съ другой стороны, являлись съ давнихъ поръ такими вѣчными цѣнностями для русской общественности, для русской литературы; громадное и мощное теченіе русской общественной мысли -- народничество, отъ Герцена и до Михайловскаго -- имѣло своимъ стержнемъ эту вѣчную цѣнность. И пусть погибло старое народничество, какъ временное и преходящее общественное ученіе: оно не можетъ не возродиться въ новыхъ формахъ, углубляющихъ и расширяющихъ пониманіе вѣчной истины, лежащей въ его основѣ.
Двѣ подчеркнутыя выше идеи въ ихъ современномъ развитіи опредѣляютъ собою все содержаніе настоящаго сборника статей 1904--1909 г.г. Въ сборникъ этотъ вошли разнообразныя по содержанію статьи; ихъ объединяетъ, однако, общая идея. Намѣчая ее, авторъ лишній разъ подчеркиваетъ здѣсь ту неразрывную связь, которая существуетъ между "старымъ" и "новымъ" въ русской литературѣ и общественности. Это старое -- признаніе самоцѣлью человѣческой личности, дѣйствующей въ соціальной средѣ; это новое -- возрожденіе той же идеи на почвѣ современной философской мысли и современнаго реальнаго соціализма. Исторіи развитія этой идеи въ русскомъ сознаніи XIX вѣка посвящена авторомъ его двухтомная "Исторія русской общественной мысли"; попыткѣ обоснованія на этой идеѣ цѣльнаго міровоззрѣнія посвящена авторомъ книга "О смыслѣ жизни"; эта же идея, въ томъ или иномъ ея развитіи, опредѣляетъ и объединяетъ собою все содержа rie настоящаго сборника.