Пространство, с точки зрения наук математических и физики (П. математико-физическое), см. геометрия. С точки зрения психологии на первом плане стоит вопрос о происхождении представления П., решаемый различно теориями: 1) врожденности, 2) данности в пространственном ощущении, 3) возникновения из слияния и переработки различных ощущений (в том числе особенно ощущений движения), 4) "локальных знаков", 5) интеллектуалистической. Теория врожденности в ее чистом виде теперь оставлена; однако многие (Г. Спенсер) признают врожденность "расположений", или "задатков" к образованию этого представления под влиянием унаследованного опыта предков. "Первичную объемность", как особый элемент в ощущениях (напр., большой "объем" пушечного выстрела или ощущения погружения в ванну и малый "объем" комариного жужжанья или укола булавкой), признают такие психологи, как А. Бэн, У. Джемс и др.; иногда эту точку зрения также называют "нативизмом". Теории, выводящие П. из слияния и переработки ощущений, имеют несколько форм: по Беркли, расстояние, величина и т. д. суть показания осязательного и двигательного опыта, обычно "внушаемые" нам зрительными восприятиями; по Юму, представление П. возникает из восприятия зрением расстояний между телами; по Д. С. Миллю, представление П. есть один из частных случаев "психической химии": собственно оно есть представление времени, т. е. большей или меньшей продолжительности мускульных движений; по А. Бэну и Г. Спенсеру, источник идеи П. -- в факте свободно производимых нами движений наших органов, а также в "постоянстве и устойчивости порядка восприятий", в "обратимости его, т. е. в том, что всякий пространственный ряд можно неопределенное количество раз пробегать и от начала к концу и от конца к началу (что невозможно для ряда временного); по Гербарту, П. есть также "обратимый ряд", но он сильнее оттеняет синтетическую деятельность сознания; по Вундту, представление П. (как и времени) есть "экстенсивное" представление, т. е. такое, части которого (отличие от представлений "интенсивных", качественных) связаны одна с другой не в любом изменчивом, а в твердо определенном порядке, при чем П. отличается от времени тем, что его части связаны лишь между собою и не зависят (в своем порядке) от их отношения к представляющему субъекту. Теория "локальных (местных) знаков" развита Лотце (см.): все восприятия души качественны, "интенсивны"; однако среди других их качеств есть такое, которое соответствует пространственной локализации восприятия; на основании этих "местных знаков" восприятий душа и строит из интенсивного экстенсивное, т. е. из качеств П. Важнейшей из интеллектуалистических теорий является учение Канта, согласно которому П. есть "априорная форма" -- "чистое воззрение чувственности", создаваемое рассудком независимо от опыта и обусловливающее возможность опыта (ср. XXIII, 341/42). -- С философской (гносеологической и метафизической) точки зрения на П. существуют следующие взгляды. Одни признают за П. независимое, объективное существование, признают возможным "пустое" П., как общее вместилище всех вещей -- в виде какого-то огромного ящика (Ньютон); другие считают П. тождественным с материальностью, телесной протяженностью, отрицая возможность пустого П. (Декарт); по Спинозе, П. есть аттрибут "субстанции"; многие видят в нем явление: нечто воображаемое, отвлечение от реальных вещей (Гоббс), отношение, порядок сосуществования между вещами (Лейбниц: ordre de coКxistence), одну из "идей", существующих только в духах и в Духе (Беркли), способ и порядок сосуществования предметов (Юм); отвлечение от всех одновременных сосуществований (Г. Спенсер); по Канту, П. есть "форма явлений внешнего чувства" и потому имеет необходимое и конститутивное значение в пределах опытного познания (но на интеллигибельные "вещи в себе" эта априорно-субъективная форма не распространяется). По Г. Когену, П. есть одна из "категорий", т. е. понятий или форм рассудка. По Вундту, П. есть одновременно и воззрение и понятие; оно априорно не в силу своего происхождения, а в силу постоянства и невыводимости; несмотря на субъективную обусловленность представления о П., само П. обосновано объективно. Гносеологическое и метафизическое понимание П. зависит от общих философских воззрений; поэтому в этом отношении также нет единого общепризнанного решения. -- См. Б. Спиноза, "Этика" (есть несколько пер.); Дж. Беркли, "Новая теория зрения"; его же, "Трактат о началах человеческого познания"; Д. Юм, "Трактат о человеческой природе"; И. Кант, "Критика чистого разума"; Г. Челпанов, "Проблема восприятия П." (2 т.).
В. Ивановский.
Энциклопедический словарь Гранат, т. 33 (1916): Поляновский мир -- Пуазель, стлб. 580--582