Аннотация: К. Бальмонт З. Гиппиус Новый век Знаменитые встречи Ротмистр на воеводстве "Луна в белом чепчике с узором..." "Углем круги начерчу..." "Тучи в кучи взбаламучу..." "Мне вместо головы дала природа молот..." "Тили-тили-тили-бом..."
А. А. Измайлов
<Пародии>
----------------------------------------------------------------------------
Мелочи жизни. Русская сатира и юмор второй половины XIX - начала XX в.
М., "Художественная литература", 1988.
(Классики и современники, Рус. классич. лит.)
----------------------------------------------------------------------------
Содержание
К. Бальмонт
З. Гиппиус
Новый век
К. БАЛЬМОНТ
Я вижу Толедо,
Я вижу Мадрид,
О белая Леда! Твой блеск и победа
Различным сияньем горит...
К. Бальмонт. Испанский цветок
Я плавал по Нилу,
Я видел Ирбит.
Верзилу Вавилу бревном придавило,
Вавила у виллы лежит.
Мне сладко блеск копий
И шлемов следить.
Слуга мой Прокопий про копи, про опий,
Про кофий любил говорить.
Вознес свою длань я
В небесную высь.
Немые желанья пойми, о Маланья! -
Не лань я, не вепрь и не рысь!..
О, щель Термопилы,
О, Леда, о, рок!
В перила вперила свой взор Неонилла,
Мандрилла же рыла песок...
З. ГИППИУС
И я такая добрая,
Влюблюсь - так присосусь
Как ласковая кобра я,
Ласкаясь, обовьюсь.
И опять сожму, сомну,
Винт медлительно ввинчу,
Буду грызть, пока хочу,
Я верна - не обману.
З. Гиппиус
Углем круги начерчу,
Надушусь я серою,
К другу сердца подскачу
Сколопендрой серою.
Плоть усталую взбодрю,
Взвизгну драной кошкою.
Заползу тебе в ноздрю
Я сороконожкою.
Вся в мистической волшбе,
Знойным оком хлопая,
Буду ластиться к тебе,
Словно антилопа я.
Я свершений не терплю,
Я люблю - возможности.
Всех иглой своей колю
Без предосторожности.
Винт зеленый в глаз ввинчу
Под извив мелодии.
На себя сама строчу
Злейшие пародии...
НОВЫЙ ВЕК
...Это дульцинировало ее
влечение к принцу Танкреду
и альдонсировало ее любовь
к жениху...
Сологуб. Королева Ортруда
Офеоктистившись сначала,
Осоловьевившись поздней {*},
Живет успехами скандала
Писатель наших серых дней.
Подонкихотил он изрядно,
Как был прогресс в умах у всех,
И человек не мыслил стадно,
й салтыковился нещадно
Над пошляками гневный смех.
Теперь иных поэтов куча,
Завет отцов сочтя за гиль,
Претенциозна и трескуча,
Морализировать наскуча,
Рамолизирует свой стиль.
И тщетно с ними кто бы спорил:
Уж блещет свет иных светил.
Егор Чулков нас объегорил,
Кузмин нас крепко подкузьмил.
Одульцинирован успехом
И альдонсирован толпой,
Одетый в шубу кверху мехом,
В лицо смеется явным смехом
Модернизованный герой.
И с легкомысленностью женской
Толпа все славит сотней губ,
Что санатолит ей Каменский,
И намудрит Сергеев-Ценский,
И нафедорит Сологуб...
{* Феоктистов и Соловьев - начальники главного управления по делам
печати - в некотором роде кормчие былой литературы. (Примеч. А. А.
Измайлова.)}
Александр Алексеевич Измайлов
(1873-1921)
Поэт, беллетрист и литературный критик. Особенно известен своими
пародиями (в сборниках "Кривое зеркало" и "Осиновый кол").
З. Гиппиус. - Пародия на стихотворение Гиппиус "Боль".
Новый век. - Дульцинировало, альдонсировало словообразования от имени
крестьянки Альдонсы, которую Дон Кихот называл Дульцинеей Тобосской.
Салтыковился... гневный смех - смех сатиры Салтыкова-Щедрина. Рамолизирует -
от слова ramolli (фр.), означающего старческую немощь, близкую к слабоумию.
Санатолит, нафедорит - от имен поэтов Каменского и Сологуба (Анатолий и
Федор).
А. А. Измайлов
Муза пламенной сатиры: Русская стихотворная сатира 1880-1910-х годов
М., "Современник", 1990.- (Сельская б-ка Нечерноземья).
Знаменитые встречи
Ротмистр на воеводстве
"Луна в белом чепчике с узором..."
"Углем круги начерчу..."
"Тучи в кучи взбаламучу..."
"Мне вместо головы дала природа молот..."
"Тили-тили-тили-бом..."
ЗНАМЕНИТЫЕ ВСТРЕЧИ
Из литературных воспоминаний
Анкудина Козодоева
...Застал я то славное время, когда
На путь мы прогресса вступили.
Колоссы таланта, титаны труда -
Я с гордостью это признаю всегда,-
Свое мне вниманье дарили.
Некрасова зрел я на склоне уж лет
И полн посейчас восхищенья!
В приемную вышел с сигарой поэт
И взял мой рассказ для прочтенья.
Писал он ко мне... У меня посейчас
Две кратких записки хранятся.
Ласкают они мой любительский глаз...
Одна говорит: "Не подходит рассказ",
Другая: "Стихи не годятся".
Тургенев, кумир поколенья всего,
Отчизны краса и светило!..
На музыке в Павловске видеть его,
В вокзале, судьба мне судила.
Красивый мужчина!.. Взор полный огня,
Волос серебристые нити...
Он мимо прошел и, задевши меня,
Чуть слышно сказал: "Извините!"...
На Пушкинском празднике я увидал
И автора "Мертвого дома".
Всегда, признаюсь, я запоем читал
Его вдохновенные томы.
Как бледен был он, истощен и угрюм...
Морщины чело покрывали...
И видно, что жил он под бременем дум,
Под гнетом всегдашней печали...
Когда он окончил, студентов семья
Ему заградила дорогу.
Качали писателя дружно, и я -
Держал его левую ногу.
Щедрин и Слепцов предо мною прошли
Однажды на Невском. Я встретил
С восторгом сатирика русской земли,
И он меня ясно заметил.
Со мною почти поравнявшись плечом,
Соседу он рек хладнокровно:
"Вот странный субъект: и штаны-то на нем
Сидят, на покойнике словно..."
Островский, сумевший так дивно понять
Дух русских - купца и мещанки!..
Мне выпало счастье его увидать
Однажды в Москве, на Лубянке.
В окно магазина писатель смотрел...
Фарфор там и бронза лежали.
Я, помню, от счастья почти обомлел,
Все струны души задрожали...
Я жадно смотрел, близорукость кляня
/Так тянет подсолнечник к солнцу/.
Он вздрогнул и, бросивши взгляд на меня,
Прошел ко второму оконцу.
Я был словно трансом каким одержим,
Пигмей - при таком исполине!
Он вправо - я вправо. Он влево - за ним
И я стал налево, к витрине.
Он плюнул и в улицу стал уходить,
Махнув своей тростью, как пикой.
И скрылся из глаз... Да, могу подтвердить:
Был нервен писатель великий!..
Я ездил к Толстому. Был болен Толстой...
К Толстому меня не пустили...
Все в Ясной Поляне дышало весной,
Ходил Тенеромо, как зверь там лесной,
По нивам туманы ходили...
Я с горечью вынес досаду мою,
Хоть был я утешен немало:
С кухаркой я графской имел интервью,
Мне прачка кой-что диктовала.
Был конюх допрошен и с ним водовоз
(Никто не увидел потачки!)
И графскую блузу домой я увез -
Сознаюсь - без ведома прачки.
С рукою на сердце могу я сказать,
Что снял я со сливок там пенки,
И верю, когда все увидит печать,
Придется вздохнуть Сергеенке!
С Якушкиным пил я и пиво, и чай,
Провел его с Мойки на Невский.
И мне на мозоль наступил невзначай
Однажды маститый Старчевский.
Да! Есть мне чем вспомнить былые года!
Я жил, когда гении жили!..
Прогресса столпы и титаны труда -
Я с гордостью это признаю всегда! -
Свое мне вниманье дарили...
<1908>
РОТМИСТР НА ВОЕВОДСТВЕ
Монокля теребя шнурок.
Величием исполнив каждый атом,
Цивилизации урок
Немецкий офицер давал своим солдатам:
"Тевтон, не пачкай поля чести
И обывателя обидеть не моги!
Пусть целый мир обходят вести,
Что мы - куль-тур-ны-е враги!
Пусть не услышим мы укора
За блудника иль мародера".
"Но ваша честь,- капрал разинул рот,-
Хоть маленький реванш за наши сокрушенья!..
Такой везде зажиточный народ,
Паненки ж просто искушенье!.."
"Ну что ж, несете труд, и мзду свою примите,-
В ответ тевтон, вертя шнурком,-
Но я излишества не потерплю ни в ком:
По шкурке, так и быть, возьмите,
А больше их - не троньте волоском!"
<1916>
* * *
Ты в поля отошла без возврата.
Да святится имя Твое!
Снова красные копья заката
Протянули ко мне острие.
О, исторгни ржавую душу!
Со святыми меня упокой.
Ты - держащая море и сушу.
Неподвижно тонкой рукой!
А. Блок
Луна в белом чепчике с узором...
Лунный мир мне так привлекателен.
Гляжу на всё растерянным взором,
Размер для меня необязателен.
Ловлю весны поцелуи я.
Мил мне гномик в куртке затертой.
Не спеть ли мне аллилуйя,-
Аллилуйя на глас четвертый?
В мозгу перья страуса качаются,
Ненавижу серые пушки.
Папа с мамой в баню собираются,
Свистнул карлик на лесной опушке.
Мне мила моя греза Фантаста.
Жду я с белой Девою встречи.
Ах, зачем, ах, зачем я так часто
Перехожу за черту человеческой речи?
Как скучает крендель над булочной,
Как квартального смех раскатист!
Пересыпается солнце в пыли переулочной...
Спою-ка чертенятам акафист.
Чертенятки милые, малые,
Ах, вы лучше целой столицы!..
Серебрю я сны небывалые.
Вскую шаташася, языцы?
<1907>
* * *
И я такая добрая:
Влюблюсь - так присосусь.
Как ласковая кобра я,
Ласкаясь, обовьюсь.
И опять сожму, сожму,
Винт медлительно ввинчу,
Буду грызть, пока хочу,
Я верна - не обману.
З. Гиппиус
Углем круги начерчу,
Надушусь я серою,
К другу сердца подскачу
Сколопендрой серою.
Плоть усталую взбодрю,
Взвизгну драной кошкою,
Заползу к тебе в ноздрю
Я сороконожкою.
Вся в мистической волшбе,
Знойным оком хлопая,
Буду ластиться к тебе,
Словно антилопа я.
Я свершений не терплю,
Я люблю - возможности.
Всех иглой своей колю
Без предосторожности.
Винт зеленый в глаз ввинчу
Под извив мелодии.
На себя сама строчу
Злейшие пародии...
1907
* * *
Свет от света оторвется,
В недра темные прольется,
И пробудится яйцо.
Хаос внуку улыбнется...
С. Городецкий. "Ярь"
Тучи в кучи взбаламучу,
Проскачу волчком качучу,
Треском рифм наполню свет.
Как звонки двуконных конок,
Стих мой тонок, ломок, звонок,-
Звону много, смыслу нет.
Я нашел под подворотней
Приболотный, приворотный
Легкой славы корешок...
Трех чертяк с лесных опушек.
Двух поповен, трех старушек
На Парнас я приволок.
Сколь приятно в вечер росный
Поблудить с старушкой постной,-
Бородавки пощипать,
До утомы и одышки
У косматых ведьм подмышки,
Щеки-щетки щекотать...
Ой, Ярило, в бор, за прудом
Приходи, займемся блудом,-
И, взглянувши нам в лицо,
Древний Хаос воссмеется,
И с моих стихов прольется
Смертным - всмятку яйцо.
1907
* * *
Не похож я на певца.
Я похож на кузнеца.
Я для кузницы рожден.
Я - силен!
Скиталец
Мне вместо головы дала природа молот.
Не сердце в грудь, а горн, не руки, а клещи.
В безумной роскоши тонул ваш гнусный город,
А я... ел щи!
К вам, трупы палые, прогнившие колосья,
Я вдруг упал, как гром, покрыв ваш совий визг.
И кузнеца девиз в поэзию принес я:
"Бей вдрызг!.."
Вампиры-богачи, удавы, змеи, жабы,
Вы пролетария затискали в норы!..
Отрыжка сатаны, как вас спихнуть пора бы
В тартарары!!
<1907>
* * *
Жили-были я да он:
Подружились с похорон.
Приходил ко мне скелет
Много зим и много лет.
Костью крепок, сердцем прост -
Обходили мы погост.
Поминал со смехом он
День веселых похорон:
Как несли за гробом гроб,
Как ходил за гробом поп,
Задымил кадилом нос.
Толстый кучер гроб повез.
"Со святыми упокой!"
Придавили нас доской.
Жили-были я да он.
Тили-тили-тили-дон!
А. Белый. "Пепел"
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся кошкин дом.
Ах, не месяц! - целый год
Будет плакать рыжий кот.
Насандалил повар нос,
Дремлет в юрте эскимос.
В монопольке торгу нет,-
Для поэта все сюжет:
Келья, зори и кабак,
С дыркой старый четвертак,
Запах жареных котлет,
Генеральский эполет,
Новобранца узкий лоб,
Гроб на дрогах, рядом поп,
Бриллиант или берилл,
Павиан или мандрил,
Мрак и правда, свет и ложь,
Пара стоптанных калош,
Сколопендры острый нос
И довременный Хаос,
И Гоморра и Содом -
Тили-тили-тили-бом.
1909 (?)
ПРИМЕЧАНИЯ
Александр Алексеевич Измайлов, прозаик, поэт, публицист, критик,
родился в семье священнослужителя в Петербурге. Когда Измайлову было три
года, отец умер, оставив четырех детей. Детство и отрочество будущего поэта
прошли в крайней нужде. После школы Измайлов поступил в Петербургскую
духовную академию, которую окончил в 1897 г. Некоторое время занимался
педагогической деятельностью (по духовному ведомству). В 1898 г. начал
работать в газете "Биржевые ведомости" в качестве критика-публициста. После
Октябрьской революции выступал с лекциями в институте журналистики. Умер в
Петрограде.
Первая публикация в 1895 г. Кроме "Биржевых ведомостей" печатался в
"Живописном обозрении", "Сыне Отечества", "Новостях", "Русском слове" и др.
Отдельными изданиями выходили сб. "Черный ворон" (1901), "Рыбье слово"
(1903), "В бурсе" (1903), роман "Ураган" (1909). Наибольшую популярность
принесли Измайлову литературные пародии и шаржи ("Кривое зеркало", 1908 и
др.) на деятелей литературы, а также быт и нравы современного ему общества.
Объектом своей сатиры Измайлов избирал писателей и литераторов разных
направлений, включая и таких крупнейших художников, как Блок, Горький,
Маяковский. В отличие от пародистов 60-х годов, Измайлов свой критический
пафос направляет, как правило, на внешнюю форму, оставляя как бы
незамеченными социальные мотивы пародируемых авторов.
Литературно-критические труды Измайлова собраны в сб. "На переломе" (1908),
"Помрачение божков и новые кумиры" (1910) и в ряде других.
ЗНАМЕНИТЫЕ ВСТРЕЧИ. Анкудин Козодоев - вымышленный персонаж. На музыке
в Павловске - в помещении вокзала г. Павловска (под Петербургом) в летнее
время устраивались музыкальные вечера, на которые приглашались знаменитые
дирижеры, в т. ч. И. Штраус (1825-1899). Автор "Мертвого дома" - сокращ. от
"Записок из мертвого дома" Ф. М. Достоевского. Слепцов П. А. - губернатор
Твери. Лубянка - Лубянская площадь. Тенеромо И. (псевд.; наст. фам.
Фейнерман И. Б., 1885-1915) - один из секретарей Л. Н. Толстого. Сергеенко
П. А. (1854-1930) - секретарь Л. Н. Толстого. Якушкин П. И. (1822-1872) -
писатель-демократ. Мойка - река, проходящая через центр Петербурга.
Старчевский А. В. (1818-1910) - журналист, редактор "Библиотека для
чтения".
РОТМИСТР НА ВОЕВОДСТВЕ. Перепев басни И. А. Крылова (1769-1844) "Слон
на воеводстве". Две последние строчки принадлежат Крылову. Тевтон - в прямом
значении слова член духовно-рыцарского, Тевтонского (немецкого) ордена. Зд.
немецкий солдат.
ЛУНА В БЕЛОМ ЧЕПЧИКЕ С УЗОРОМ. При пародировании стихов Блока Измайлов
не оригинален, он пользуется такими стереотипами, как "крендель над
булочной", "белая Дева" и пр., используемыми и другими поэтами. Вскую
шаташася, языцы? - Почто блуждаете, народы? (Фраза из Псалтири.)
УГЛЕМ КРУГИ НАЧЕРЧУ. Эпиграф - строки стихотворения "Боль" З. Н.
Гиппиус (1869-1945).
ТУЧИ В КУЧУ ВЗБАЛАМУЧУ. Пародия на стихотворение "Я под солнцем
беспечальным" из кн. "Ярь" С. М. Городецкого (1884-1967).
МНЕ ВМЕСТО ГОЛОВЫ ДАЛА ПРИРОДА МОЛОТ. Эпиграфом служат строки из
стихотворения "Кузнец" Скитальца (псевд.; наст, имя и фам. С. Г. Петров,
1869-1941). Поэт принадлежал к демократическому лагерю, участвовал в
горьковских сборниках "Знание".
ТИЛИ-ТИЛИ-ТИЛИ-БОМ - пародия на "Хулиганскую песенку" (в эпиграфе дана
полностью) в книге "Пепел" А. Белого (1880-1934).