26-го марта, въ общемъ собраніи Императорскаго русскаго археологическаго Общества, послѣ годоваго отчета о дѣятельности Общества, послѣдовалъ интересный докладъ о несторіанскихъ кладбищахъ, открытыхъ въ Семирѣченской области, близь Токмака и Пишпека {Кладбища эти близь Пишпека открыты были топографомъ Андріевскимъ и около Токмака д-ромъ Поярковымъ, о чемъ у насъ было въ свое время сообщено. Г. Фетисовъ и г. Поярковъ произвели раскопки и изслѣдованія этихъ кладбищъ, а И. И. Пангусовъ первый прислалъ въ Императорское археологическое Общество описаніе ихъ. Кромѣ того, доставлены были въ Общество 3 камня въ подлинникѣ и 13 фотографическихъ снимковъ, переданныхъ отъ г. Пояркова въ руки профессора Хвольсона; къ этому присоединено было изъ Вѣрнаго нѣсколько снимковъ отъ руки, которые оказались негодными для разбора. Но, благодаря подлиннымъ камнямъ и фотографический, снимкамъ, нынѣ надписи эти были разобраны профессоромъ Хвольсономъ.}.
Открытіе это представило огромный научный интересъ. На этихъ камняхъ съ самаго начала обращали вниманіе на себя кресты на подобіе георгіевскихъ, несомнѣнно христіанскаго происхожденія. Надписи могли быть разобраны, однако, только спеціалистами учеными. Онѣ оказались сирійскими и принадлежащими несторіанамъ, мало того, онѣ свидѣтельствуютъ, по отзыву профессора Хвольсона, о томъ, что среди несторіанъ были тюрки. Принимая во вниманіе, что здѣсь сохранились даты, имена, указывающія національность, званіе, профессіи, церковную іерархію, при помощи всего этого можно воскресить уже цѣлую эпоху изъ исторіи христіанства на сѣверѣ Азіи. До сихъ поръ памятники эти были рѣдки, и единственный памятникъ несторіанства въ Китаѣ, открытый іезуитами, подлежалъ сомнѣнію. Многія историческія описанія и свидѣтельства путешественниковъ давали лишь намеки и указанія на весьма широкое распространеніе несторіаества когда-то въ Азіи, но все это требовало еще подтвержденія. Указанное открытіе сразу освѣщаетъ многое. Оно-то и дало поводъ уважаемому профессору, благодаря огромной эрудиціи, нарисовать въ блестящемъ докладѣ роль несторіанъ въ Азіи, и дать объясненіе открытымъ памятникамъ, какъ неопровержимымъ и твердымъ свидѣтелямъ когда-то совершившихся событій. Дѣйствительно, исторія Азіи въ этомъ историческомъ повѣствованіи какъ бы озаряется новымъ свѣтомъ.
Въ 431 году, несторіане находились уже въ Сиріи и Персіи; здѣсь они изучаютъ и переводятъ св. писаніе, въ 541 г. въ Эдессѣ они создаютъ центръ, съ епископомъ Іаковомъ Занзаломъ, получая имя якобитовъ, они переводятъ здѣсь греческихъ писателей Аристотеля и Платона. Благодаря имъ, европейская наука проникаетъ до Аравіи, а классики въ этихъ переводахъ переживаютъ средніе вѣка. Въ 481 году, изгнанные несторіане являются у сассанидовъ въ Персіи, близь персидскаго двора, а затѣмъ у халифовъ, въ 761 году, въ Багдадѣ ихъ патріархъ основываетъ школу. Вездѣ, куда ни приходятъ несторіане, они являются образованнѣйшими людьми и разносятъ просвѣщеніе рядомъ съ проповѣдью христіанства. Они переводятъ на арабскій языкъ лучшія научныя сочиненія, знакомятъ мусульманъ съ греческой наукой, которая прививается въ Аравіи и впослѣдствіи даетъ пышные цвѣты мавританской цивилизаціи. Мало того, какъ самоотверженные миссіонеры великой идеи, они идутъ въ глубь Азіи, на сѣверъ и югъ, и ихъ не смущаютъ азіатскіе народы, азіатскія государства, пустыни и деспоты Азіи, могущіе раздавить всякую человѣческую жизнь. Они появляются на Сахотори, въ Зендѣ, въ Туркестанѣ, въ 420--431 годахъ въ Гератѣ и Самаркандѣ. Здѣсь они имѣютъ ученыхъ епископовъ, которые пишутъ ученыя книги и пріобрѣтаютъ паству. Въ это же время они же проникаютъ въ Китай и распространяютъ христіанство здѣсь. Мало того, они находятъ пріютъ у тюрковъ-сельджуковъ въ 913 году; проникаютъ къ кераитамъ и кайманамъ, появляются около Кульджи, и достигаютъ въ IX вѣкѣ, Киргизской степи. Въ эту эпоху ихъ резиденціи находятся въ Мервѣ, Гератѣ, Самаркандѣ, въ Хамбалы (столица хановъ), въ Тангутѣ, въ западномъ Туркестанѣ, они же явились къ уйгурамъ. Огромная Уйгурская имперія лежала къ югу отъ Алтая, охватывала Монголію, до Байкала и до Амура. Несторіанцы приносятъ просвѣщеніе уйгарамъ и привили имъ сирійскую азбуку. Новѣйшими оріенталистами, и въ томъ числѣ послѣдними изысканіями B. В. Радлова, удостовѣрено вполнѣ тождество уйгурской азбуки съ сирійской. Такимъ образомъ, вліяніе несторіанъ на тюркскій и монгольскій міръ Сѣверной Азіи было несомнѣнно {Уже Абель Ремюза говорить объ этомъ: "Имъ числа западныхъ народовъ не одни бактрійскіе греки могли оставить въ Татаріи слѣды своихъ вторженій. Спустя нѣсколько времени на ними слѣдовали сиріяне съ азбукою, буквы которой должны сходствовать съ такъ называемымъ письмомъ Странгелло, или съ буквами, бывшими въ употребленіи у несторіанъ и якобитовъ". (Journal de savante, 1822, octobre).}. Эти христіанскіе проповѣдники, гонимые и отверженные Греціей, ушли и исчезли изъ виду отъ Европы, въ географической дали, посѣявъ плоды тамъ, гдѣ предполагался заколдованный міръ варваровъ; они не испугались его, но пришли просвѣтить. Изумленные греки, въ VI вѣкѣ захвативъ дикихъ восточныхъ тюрковъ, увидѣли татуированные кресты на лбу рабовъ. Но объясненію послѣднихъ, они поставлены были на ихъ родинѣ какими-то чуждыми благодѣтелями, какъ спасеніе отъ чумы. Впослѣдствіи отважные путешественники, какъ Марко Поло, Плано-Карпини, приносили вѣсти о невѣдомыхъ странахъ и о загадочномъ царствѣ Попа Іоанна. Гдѣ это было царство,-- въ Тангутѣ, въ Монголіи, въ сосѣдствѣ береговъ Или? "Марію-Юхананъ. Отецъ Іоаннъ",-- гласитъ одна надпись на камнѣ, открытомъ въ Семирѣчьѣ и рядомъ "Александросъ", дата послѣ Александра.
Скоро существованіе христіанъ было удостовѣрено даже въ монгольской столицѣ на Орхопѣ монахомъ Рубрукисомъ, явившимся 5-го апрѣля 1254 года, во главѣ съ французской миссіей, въ знаменитую столицу монгольскаго ханства. Монахи съ развѣвающимся знаменемъ вступили въ городъ, въ сарацинской кварталъ, и направились къ христіанскому храму несторіанцевъ. Послѣдніе вышли къ нимъ въ торжественномъ шествіи навстрѣчу и повели ихъ въ храмъ {Для удовлетворенія религіозныхъ потребностей, въ Каракорумѣ до 12 буддійскихъ храмовъ, 2 мечети и христіанская церковь.}. Каково было зрѣлище, каково было ощущеніе этихъ людей, явившихся въ этотъ міръ варварскаго Востока къ владыкамъ Монголіи, положившимъ окровавленный міръ къ стопамъ своимъ! Европейскіе монахи увидѣли здѣсь неожиданно слѣды той религіи, которую изъ-за распрь загнали на дальній Востокъ, но которая завоевала здѣсь свое мѣсто у трона, предъ которымъ трепеталъ міръ. Эти изгнанники, предвосхитившіе великую мессію человѣчества, приняли съ христіанскою кротостью гордыхъ францисканскихъ монаховъ, явившихся послами къ монгольскому хану. Сила и нравственное вліяніе несторіанъ сказалось во всемъ. Даже жены Чингисъ-хана были христіанки, и несторіане умѣли заставить обращаться къ нимъ за совѣтами владыкъ Востока. Марко Поло, путешествуя въ Татарію въ началѣ XIV вѣка, замѣтилъ въ числѣ жителей города Камъ-Ку (Тангутской имперіи) многихъ христіанъ несторіанъ.
О пребываніи несторіанъ въ Китаѣ сохранилось слѣдующее свидѣтельство.
Въ китайской книгѣ: Кунь-юй-ту (географія), сказано: "Изъ государства, въ древности называемаго Да-цинь (Гимская имперія или въ частности Іудея), въ правленіе Чжинь-Гуаня (Т'ай-дзуна) т'анской династіи, являлись (въ Китай) гости и привозили съ собой свои св. книги и образа. Доселѣ существуетъ оставленный ими памятникъ цзинъ-цзяо-люсинъ бэй, т. е. вѣроученія, вырѣзанный на камнѣ, который можно читать (изслѣдывать-као)". Гости, о которыхъ здѣсь говорится,-- это десторіанскіе миссіонеры, во главѣ съ священникомъ Оло-бэнемъ прибывшіе въ 636 г. въ городъ Чанъ-Апь съ христіанской проповѣдью, а памятникъ христіанскаго вѣроученія -- лапидарная надпись, вырѣзанная монахомъ Гнигинемъ въ 781 г., въ правленіе императора Дэ-дзуна. Памятникъ этотъ случайно вырытъ былъ изъ земли въ царствованіе Шень-яо-ли (Тяньки) въ 1625 г. близь города Синьаня Шаньсійской области. Это -- мраморная доска въ 10 арш. длины и 5 арш. ширины, въ верхней ея части изображенъ крестъ, весьма правильно вырѣзанный, а пониже его слѣдуетъ надпись китайскими буквами, смѣшанными съ сирійскими. Общее содержаніе надписи слѣдующее: "Совершеннѣйшій творецъ всего Алоа (сир. Богъ) создалъ два духа и видимыя твари и, наконецъ, человѣка съ чистой душой; но первый человѣкъ прельстился и палъ: отсюда произошли ложныя вѣры и законы. Ради сего всеблагій Мессія принялъ на себя человѣческій образъ, родился всесвятой человѣкъ отъ непорочной дѣвы въ Іудеѣ; небывалая звѣзда возвѣстила рожденіе его и привела къ нему на поклоненіе царей съ дарами: исполнились законъ и пророчества. О дѣлахъ и ученіи его мы имѣемъ 27 книгъ, въ которыхъ надежный путь къ вѣчному блаженству". Тутъ же начертано, что въ 9 годъ царствованія Т'ай-дзуна (Чжинь-гуаня), въ 636 г., съ проповѣдью истиннаго ученья прибылъ въ городъ Чанъ-Ань священникъ Оло-бэнь; что императоръ, прилежно испытавъ новое ученіе, увѣровалъ въ истину и въ 7 лунѣ 638 г. издалъ указъ въ пользу христіанства, а вскорѣ, но его повелѣнію, въ Пнинѣ былъ построенъ христіанскій монастырь. О дальнѣйшей судьбѣ христіанства въ Китаѣ китайскіе источники сообщаютъ, что преемникъ Т'ай-дзуна приказалъ строить храмы во всѣхъ провинціяхъ Китая. Въ 698 году, въ царствованіе царицы У-хоу, буддійскіе монахи воздвигли преслѣдованіе на хрістіанъ; но въ 742, въ царствованіе Сюань-цзуна (713--755 г), христіанство снова стало терпимо въ Китаѣ. Преемникъ его Су-цзупъ въ 756 г. приказалъ строить новые храмы, а Т'ай-цзунъ, царствованіе котораго начинается съ 763 г., посылалъ даже въ храмы благовонныя куренія. Наконецъ, Дэ-цзунъ, въ правленіе котораго вырѣзана надпись на памятникѣ (781 г.), по примѣру предшественниковъ, продолжалъ покровительствовать христіанамъ. О судьбѣ памятника до 1625 г. мы ничего не знаемъ. Императоръ Шеньяо-ли (Тяньки), въ царствованіе котораго онъ былъ открыть, издалъ указъ хранить его тщательно въ особомъ храмѣ, гдѣ онъ находится и донынѣ въ 4-хъ верстахъ отъ города Синьань-фу.
Но китайскій памятникъ долго подвергался сомнѣнію, думали, что его поддѣлали іезуиты; мысль европейца не могла примириться до послѣдняго времени съ воспріятіемъ христіанства китайцами, монголами и тюрками; въ силу предубѣжденія, здѣсь кажется немыслимымъ какое либо духовно-нравственное воздѣйствіе.
Но вотъ безмолвные камни приподняли, открыли намъ часть таинственной завѣсы. На мѣстѣ царства древнихъ тюрковъ, въ развалинахъ IX вѣка, мы находимъ лѣтопись какой-то колоніи, исторію монастырей, епископовъ {На катилинской картѣ также были означены епископства несторіанъ и монастырь на озерѣ Иссыкъ-Кулѣ, т. е. недалеко отъ Токмака, гдѣ теперь найдены кладбища.}. Самый языкъ сирійскій по своимъ граматическимъ формамъ представляетъ здѣсь драгоцѣнность. Надписи сохраняютъ тюркскія имена, тюркскую дату и годовой зодіакъ съ обозначеніемъ "Драконъ" "Заяцъ", "Обезьяна", и рядомъ съ этимъ иногда дата отъ эры завоеваній Александра. "Это могила Нонгу вѣрующаго",-- говоритъ одна надпись 1169 (855 по P. X.); "1327 г. это могила сына настоятеля церкви",-- говорить другая надпись. "1089 г. могила священника Маскута, могила Сонъ-до-юкая вѣрующаго". "1618 г. (1307 г. хр. эры).(Баранъ (годъ). Могила Юліи миловидной, невѣсты епископа Юханана (Іоанна)". Несторіанскіе епископы, какъ видно, были женаты. Наконецъ, вотъ еще замѣчательная надпись: " 1627 (1316 г. хр. эры) годъ затмѣнія Дракона. Это могила Шериха,-- говоритъ надпись,-- славнаго проповѣдника, который просвѣтилъ всѣ монастыри свѣтомъ, сына экзегета Петра, прославленный краснорѣчіемъ, его голосъ былъ громокъ какъ труба. Господь да сохранить его преосвященный духъ съ проповѣдниками и отцами, да достанется ему всякій блескъ". Таковы эти надписи. Не рисуютъ ли они вамъ цѣлой исторіи этихъ мужественныхъ проповѣдниковъ среди татаръ, голосъ которыхъ былъ "громокъ какъ труба". Кромѣ весьма важнаго открытія слѣдовъ христіанства среди сѣверныхъ азіатскихъ народовъ, не поднимаетъ ли это завѣсы на всю исчезнувшую и стертую завоеваніями прежнюю эпоху Азіи, не наводитъ ли самая исторія несторіанства здѣсь на многія размышленія не только археолога, но и историка-философа.
Міръ Азіи, доселѣ не тронутый Европой, намъ только грезился въ страшныхъ образахъ, мы доселѣ отвергали всякіе признаки культуры и способности азіатцевъ къ какому нибудь нравственному и духовному возрожденію. Потрясеніи въ Азіи, завоеванія Чингисъ-хана, ослѣпили наши глаза и надолго закрыли кровавымъ туманомъ предъ нами цѣлыя предшествовавшія событія и эпохи, а между тѣмъ было и здѣсь кое-что. Мы забываемъ часто, что въ этой же Азіи рождался когда-то культъ за культомъ, что здѣсь возросъ буддизмъ, и самое христіанство въ наиболѣе своей раціоналистической формѣ находило почву среди всѣхъ народовъ. Не показываетъ ли это, что и азіатскій міръ и его народы не чужды были къ воспріятію великихъ нравственныхъ идей, что и здѣсь эти идеи пролагали себѣ дорогу, когда являлись могучіе проповѣдники мира и любви. Пооткрываетъ ли это вообще любопытную и поучительную страницу изъ исторіи человѣчества? Несчастные христіанскіе изгнанники 5-го вѣка, изгоняемые еретики уходятъ на Востокъ -- въ Сирію, Персію, изгоняются отсюда, идутъ къ арабамъ, вытѣсняемые магометанствомъ идутъ далѣе, проникаютъ внутрь Китая, гонимые буддистами исчезаютъ въ сѣверныхъ степяхъ Тангута, въ Татаріи, въ Монголіи; вѣка проходятъ, но духъ ихъ не ослабѣваетъ, и одушевленные страшной вѣрой ихъ подвиги проявляются тамъ, гдѣ менѣе всего, повидимому, надежды на успѣхъ, идея ихъ водружается, однако, побѣдоносно и находитъ новую паству. Тучные римскіе епископы, сидя въ Европѣ, утопаютъ въ роскоши, отвергаютъ и проклинаютъ милліоны народовъ, величая ихъ презрительнымъ именемъ варваровъ, а скромные изгнанники, нищіе, гонимые становятся проповѣдниками слова Божія и совершаютъ великую работу. Не показываетъ ли это силу, вѣчность и несокрушимость работы духа, которая вездѣ, всегда и въ самыя ужасныя времена, среди непостижимыхъ затрудненій, въ средѣ, повидимому, дикой, суровой и варварской прочищала себѣ дорогу, покоряла міръ несокрушимой силой, совершала побѣды, ибо вѣровала въ себя, въ человѣческую душу и человѣческую природу. Скептики скажутъ: исторія несторіанства въ Азіи доказываетъ, что можно стереть неизгладимо слѣды великихъ идейныхъ завоеваній, труды мыслителей, пророковъ, вѣроучителей. Примѣръ этому Чингисъ-ханъ, который уничтожилъ все и самыхъ несторіанъ. Да, но пройдутъ вѣка, и камни заговорятъ, и обновленное человѣчество пойдетъ той же великой тропой. Эта работа нужна была, чтобы показать людямъ, что и Чингисъ-ханъ не уничтожитъ ея.
Не сохранили ли намъ эти вѣчные камни, съ исторіей человѣческихъ подвиговъ, намъ, дѣтямъ новой цивилизаціи, сердце которыхъ, однако, извѣрилось и полно часто горькихъ рыданій и отчаянія,-- великій завѣтъ, великіе уроки для грядущаго?