Аннотация: Текст издания: журнал "Отечественныя Записки", No 2, 1882.
ВЪ ЧАСТНОМЪ УЧИЛИЩѢ.
Раннее утро.
Полнѣйшая тишина царитъ въ частномъ учебномъ заведеніи, учрежденномъ, какъ возвѣщаютъ чуть не ежедневно появляющіяся въ газетахъ объявленія, кандидатомъ университета Бенескриптовымъ, главнѣйшимъ образомъ для подготовленія воспитанниковъ къ поступленію въ одно высшее спеціальное училище.
Хотя училище Бенескриптова такъ и кидается всѣмъ въ глаза своимъ великолѣпнымъ подъѣздомъ, на диво отчищенной ручкой парадной двери, раззолоченной до нельзя вывѣской и, какъ жаръ, горящей рукояткой колокольчика, но внутри оно представляетъ совсѣмъ не то, что снаружи. Только одна огромная рекреаціонная зала, да кабинетъ директора блещутъ чистотой, подобно парадной двери, но это потому, что они первые попадаются на глаза постороннему посѣтителю и представляютъ, такъ сказать, казовой конецъ заведенія. Совсѣмъ не то въ дортуарахъ. Темный, узкій до крайности корридоръ отдѣляетъ ихъ отъ двухъ комнатъ, въ одной изъ которыхъ сваленъ хламъ, въ видѣ желѣзныхъ, ни на что негодныхъ кроватей, старыхъ тюфяковъ, драныхъ одѣялъ и т. п., а въ другой спятъ служители на какихъ-то гадкихъ, ужасно грязныхъ лохмотьяхъ.
Въ корридорѣ до того темно, что въ немъ, несмотря на то, что на дворѣ ярко сіяетъ солнце, должны горѣть двѣ или три небольшихъ лампочки. Впрочемъ, эти свѣтильники скорѣе чадятъ и чадъ ихъ смѣшивается съ тѣмъ сильнымъ, такъ и бьющимъ по носу аммоніакальнымъ запахомъ, который считается необходимой принадлежностью каждаго хоть сколько-нибудь укромнаго мѣста на московскихъ улицахъ. Запахъ этотъ исходитъ отъ широкаго желѣзнаго жолоба, который тянется во всю длину корридора... На полу около жолоба до того налито, что свѣтъ одной лампочки имѣетъ полнѣйшую возможность отражаться въ этихъ лужахъ, какъ огонь костра, разложеннаго на берегу рѣки, отражается ночью въ ея тихой поверхности.
Въ самыхъ дортуарахъ еще хуже. Тамъ тотъ же запахъ и чадъ, которыми наполненъ корридоръ, но такъ какъ въ дортуарахъ свѣтло, то можно разглядѣть и то, чего невидно въ корридорѣ. Стѣны мокры до того, что по нимъ потоками бѣжитъ вода. Ручейки струятся со всѣхъ оконъ и свободно въ разныхъ направленіяхъ разбѣгаются по грязному, должно быть, нѣсколько мѣсяцевъ немытому полу. Чего только нѣтъ на этомъ полу! Обрывки бумагъ, куски окончательно заплесневѣвшаго хлѣба, полуоглоданныя кости, окурки папиросъ, грязные носки -- валяются повсюду. Здѣсь чадятъ ужь не такія маленькія жестяныя лампочки, какъ въ корридорѣ. Дортуары состоятъ изъ четырехъ проходныхъ комнатъ и въ каждой изъ нихъ спускается съ потолка большая лампа. Погасить ихъ никто не догадался, и огонь теперь еле-еле виднѣется черезъ окончательно закопченыя стекла, изъ которыхъ кое-гдѣ даже въ очень достаточномъ количествѣ вьется копоть. Воздухъ еще отвратительнѣе, чѣмъ въ корридорѣ, ужь по одному тому, что на каждую маленькую комнату дортуара приходится по десяти, пятнадцати воспитанниковъ, койки которыхъ стоятъ и вдоль сырыхъ стѣнъ у самыхъ оконъ и по срединѣ комнатъ.
Воспитанники спятъ. Такъ какъ, къ довершенію всѣхъ своихъ удобствъ, дортуары донельзя холодны, а въ окнахъ, несмотря на глухую осень, нетолько не вставлены зимнія рамы, но кой-гдѣ даже выбиты стекла, то на нѣкоторыхъ койкахъ, поверхъ одѣялъ, нагромождены пальто, шубы или просто курточки, панталоны и проч. Нѣсколько человѣкъ, скорчившись въ три погибели, спять безъ одѣялъ. Ихъ ночью утащилъ кто-либо изъ особенно зябкихъ.
Особенно непривлекательно выглядитъ та очень небольшая комната, гдѣ помѣщаются старшіе ученики. Грязи, окурковъ и и объѣдковъ здѣсь еще больше, чѣмъ у маленькихъ. На одной кровати, крѣпко обнявшись, спять двое; тоненькій, бѣленькій мальчикъ, очень похожій на дѣвочку и дюжій, черный дѣтина съ толстыми губами и грубыми чертами крайне глупаго лица. Около другой кровати довольно большая лужа, а рядомъ съ нею объѣдки колбасы, голова селедки и стекла разбитой бутылки. Пахнетъ перегорѣвшей водкой.
У старшихъ довольно тепло. Ихъ комната отдѣляется отъ другихъ плотно запертой дверью. Изъ-за этой двери была большая баталія. Инспекторъ и самъ содержатель пансіона, во чтобы то ни стало, хотѣли уничтожить ее, и дѣйствительно, дверь была снята, но воспитанники снова навѣсили и крѣпко забили ее. Такъ было удобнѣе. Надзиратель, спавшій въ сосѣднемъ отдѣленіи, не могъ видѣть, что происходитъ у старшихъ... Проникнуть къ нимъ можно было только изъ корридора, но дверь и оттуда можно было затворить, какъ слѣдуетъ.
Старшіе не укутаны, какъ маленькіе, въ шубы и одѣяла. Видно повсюду донельзя грязное, драное бѣлье. На одномъ даже вовсе нѣтъ сорочки, которая замѣняется пестрой шерстяной фуфайкой въ родѣ тѣхъ, какія носятъ извозчики. Нѣкоторые, должно быть, свалились въ постель вдругъ, экспромтомъ. По крайней мѣрѣ, это можно заключить изъ того, что у одного воспитанника только до половины стащенъ одинъ сапогъ, а на другихъ осталось все одѣяніе.
Здоровый, громкій храпъ слышенъ въ той комнатѣ. Вообще, вся обстановка старшаго отдѣленія плохо напоминаетъ учебное заведеніе. Скорѣе можно подумать, что это казарма или что-либа въ этомъ родѣ. Объ этомъ говоритъ одинъ видъ раскиданныхъ по кроватямъ воспитанниковъ. Все это дюжіе, здоровые ребята съ широкими, толстыми лицами, толстыми затылками и даже очень почтенными усами.
Толстые затылки и чисто солдатскіе усы нѣкоторыхъ воспитанниковъ какъ нельзя болѣе понятны тому, кто хоть сколько-нибудь знаетъ о томъ, кѣмъ наполняются учебныя заведенія, въ родѣ основаннаго Бенескриптовымъ. Изъ шестидесяти, семидесяти учениковъ, разметавшихся по койкамъ его заведенія, едвали можно отыскать только пятнадцать, которые начали свое образовательное поприще въ этомъ училищѣ. Огромное большинство, еще задолго до поступленія сюда, видало всякіе виды. Стоило только прислушаться къ тѣмъ бесѣдамъ, которыя въ свободное время вели между собою даже самые "маленькіе", чтобы сразу смекнуть, что за птенцы пріютились подъ крыломъ Бенескриптова. Случалось, только-что поступившій ученикъ начиналъ хвастать тѣмъ, что онъ наплевалъ въ лицо надзирателю и за это былъ исключенъ изъ гимназіи чуть не на другой день по поступленіи. Новичекъ, конечно, хотѣлъ удивить слушателей, но тѣ только улыбались и съ торжествомъ указывали на Дубкова, чуть виднаго отъ земли клопа, который тѣмъ не менѣе успѣлъ добывать уже чуть ли не въ шести учебныхъ заведеніяхъ и ни въ одномъ изъ нихъ не могъ удержаться дольше недѣли. Этотъ нетолько плевалъ въ лицо учителямъ, но выдѣлывалъ гораздо болѣе интересныя штуки.
-- Нѣтъ, Александръ Александрычъ добрый... Да и что ему. Вѣдь ему за меня сколько платятъ! прибавлялъ онъ немного спустя..
Если таковы были птенцы, наполнявшіе первый и второй классы, то о старшихъ, конечно, и говорить нечего. Изъ этихъ чуть не каждый даже не со смѣхомъ, а съ какимъ-то дикимъ ржаніемъ, совсѣмъ захлебываясь отъ восторга, повѣствовалъ о своихъ прошлыхъ подвигахъ. Старшіе отвѣдывали науки нетолько во всевозможныхъ гражданскихъ и военныхъ казенныхъ училищахъ, но часто не могли ужиться и въ частныхъ заведеніяхъ, несмотря на то, что послѣдніе, какъ извѣстно, отличаются гораздо большею, чѣмъ всѣ казенныя училища, терпимостью. Впрочемъ, эта терпимость вполнѣ понятна. Исключеніе воспитанника бьетъ по карману директора. Мало того: для директора такого училища воспитанникъ, исключенный изъ десяти мѣстъ, лучше всякаго другого ужь по одному тому, что за такого гуся отецъ готовъ отсыпать какую угодно сумму.
Конечно, въ училищѣ были питомцы, и не исключенные еще ниоткуда, но неизвѣстно, лучше ли они были тѣхъ, которые видали всякіе виды. Начавшіе у Бенескриптова свои образовательные подвиги, принадлежали къ числу тѣхъ, которые до 17, 18 лѣтъ, "гоняли собакъ" и били баклуши, а потому во всей неприкосновенности принесли съ собой въ школу привычки лакейскихъ, трактировъ и отцовскихъ лабазовъ. Таковъ, напримѣръ, былъ тотъ самый воспитанникъ, на которомъ вмѣсто сорочки красовалась шерстяная извозчичья фуфайка, 18-лѣтній купеческій сынъ Кусковъ или Анемподистъ Ивановъ, какъ онъ называлъ себя. Когда, гдѣ, чему учился Анемподистъ Ивановъ?-- было неизвѣстно, да врядъ ли онъ когда-либо чему-нибудь и учился. По-крайней мѣрѣ, стоило только Анемподисту Иванову взять въ классѣ въ руки книгу и начать какой-нибудь самый пустяшный разборъ, такъ даже такіе невзыскательные слушатели, какими были воспитанники Бенескриптова, заливались самымъ веселымъ хохотомъ. Кусковъ нетолько не зналъ, какъ отличить имя существительное отъ глагола и мѣстоименія, Но даже едва умѣлъ читать, а между тѣмъ онъ числился ученикомъ послѣдняго класса и черезъ нѣсколько мѣсяцевъ долженъ былъ поступить въ высшее спеціальное училище. Но, если онъ не былъ силенъ въ наукахъ, то за то едва ли кто-либо лучше его зналъ всѣ увеселительныя заведенія первопрестольной столицы. Онъ по пальцамъ могъ перечислить тѣ трактиры, въ которыхъ подаютъ отличную водку, и тѣ, въ которыхъ, хотя водка плоха, но за то закуска...
-- А хочешь, я тебѣ сейчасъ скажу, въ какомъ "женскомъ монастырѣ" какъ кого зовутъ? хвасталъ онъ передъ товарищами, кривляясь и гримасничая.
-- Я, братецъ, можетъ быть, по скольку разъ въ каждомъ изъ нихъ бывалъ, хриплымъ голосомъ продолжалъ онъ, самодовольно оглядываясь по сторонамъ.-- Вонъ, вчера, какъ барышни намъ на билетахъ нарисовали: былъ и велъ себя какъ нельзя лучше... Да!
Даже по манерамъ Анемподистъ Ивановъ ничѣмъ не отличался отъ самаго прожженаго приказчика изъ ножовой линіи. Онъ какъ-то особенно дергался, перегибался всѣмъ тѣломъ, улыбаясь при этомъ глупой, безсмысленной улыбкой, нагибалъ на бокъ свою крошечную головку, то и дѣло откидывалъ назадъ свои гладкіе, до крайности напомаженные волосы. Въ классѣ, во время уроковъ, то и дѣло слышались его остроты, точь въ точь похожія на остроты какого-нибудь плохенькаго лакея или трактирнаго полового.
-- Мои часы, Василій Васильевичъ, на двѣ минуты вѣрнѣе солнца, надрывался онъ передъ учителемъ и какъ нельзя больше цвѣлъ въ ожиданіи того эффекта, какой должна была произвести его острота.
-- Анемподистъ Ивановъ, немного спустя взывалъ онъ къ самому себѣ.-- Анемподистъ Ивановъ! чего твоя нога хочетъ?
И весь классъ заливался громкимъ хохотомъ.
Однимъ словомъ, всякій безпардонный народъ стекался къ Бенескриптову и, пробывши годъ-два въ его училищѣ, смѣло шолъ держать экзаменъ въ спеціальное училище.
-- Ничего. Александръ Александрычъ насъ проведетъ. У него тамъ свои люди, говорили ученики тѣмъ, кто, имѣя понятіе объ ихъ познаніяхъ, предрекалъ имъ неминуемое фіаско.
И дѣйствительно, никакого фіаско не случалось. Занимая при спеціальномъ училищѣ довольно видную должность, Александръ Александровичъ чуть-чуть не самъ экзаменовалъ своихъ питомцевъ.
И такъ, все въ школѣ Бенескриптова покоится мертвымъ сномъ. Не спятъ только двое изъ старшаго отдѣленія. Койки ихъ рядомъ, и воспитанники повременамъ шепотомъ переговариваются между собой.
-- Надо бы ему еще гвоздей прибавить, шепчетъ коренастый брюнетъ съ узенькими глазами и цѣлой копной жесткихъ черныхъ волосъ на головѣ.
И брюнетъ устремилъ глаза на валяющіеся на полу обломки бутылки.
-- Ну, и такъ ладно... Поздно... Я ему въ сапоги порядочно... Ха, ха... У меня какъ разъ... Желудокъ.
-- Хвати, братецъ, водки да съ перцомъ.
Собесѣдники еще нѣсколько времени говорятъ и лица ихъ сіяютъ отъ удовольствія.
Въ корридорѣ вдругъ загремѣлъ колокольчикъ. Пора вставать, но никто и не думаетъ подниматься. Только двое или трое побѣжали къ умывальнику. Остальные или лежали съ откинутыми глазами или, завертываясь въ одѣяло, ругали не перестававшаго звонить сторожа.
-- Никита Васильевичъ велѣлъ... Шесть часовъ! огрызался тотъ.
-- Чортъ бы его взялъ! кричали въ старшемъ отдѣленіи.-- Убирайся...
-- Вотъ мы ему... сволочь...
-- Прежде, бывало... скотина!..
Раздавалась и болѣе крупная брань.
Вдругъ въ одной изъ комнатъ младшаго отдѣленія поднялся невыносимый крикъ, веселый хохотъ и такія громкія, радостныя восклицанія, что всѣ мгновенно повскакали съ коекъ.
Подлѣ кровати надзирателя толпилось все училище. Надзиратель, круглолицый бородатый нѣмецъ, съ совершенно бѣлыми глазами, держалъ въ рукѣ сапогъ и неистово потрясалъ ногою. Нога его чуть не до колѣна была вымазана и обрызгана какой-то гадостью. Невыносимая вонь распространялась по всей комнатѣ. Воспитанники зажимали носъ, но хохотали веселымъ, неудержимымъ хохотомъ.
-- Только-что онъ ногу въ сапогъ, а оттуда во всѣ стороны -- ффу! кричали со всѣхъ сторонъ.
-- Густавъ Карлычъ! смотрите, и въ другомъ тоже!
-- Да, да! и въ другомъ...
-- Ха, ха...
Нѣкоторые хлопали въ ладоши и плясали отъ восторга. Другіе совали подъ носъ Густава Карлыча другой сапогъ, который тоже чуть не до верху былъ наполненъ жидкой, вонючей массой. Несчастный надзиратель, продолжая держать въ рукѣ обувь, безпомощно смотрѣлъ по сторонамъ и видимо потерялся. При малѣйшемъ движеніи его, воспитанники отскакивали въ сторону и все громче и громче хохотали.
-- Вы меня запачкаете! кричалъ одинъ.
-- А вотъ у меня смотрите, какая гадость, указывалъ другой на свое бѣлье.-- Это вы меня, Густавъ Карлычъ, обрызгали.
-- Густавъ Карлычъ, кто это? Скажите, кто сдѣлалъ? Пожалуйста...
-- Ха, ха... ха, ха...
Необычайное веселье царило въ дортуарахъ. Никто не думалъ ни одѣваться, ни умываться. Босые, въ одномъ бѣльѣ воспитанники продолжали плясать и скакать отъ восторга и не могли оторваться отъ надзирательской койки, которая привлекала ихъ, какъ магнитъ желѣзо.
Появился инспекторъ, коренастый, невысокій старикъ съ гладко обритымъ широкимъ лицомъ, на которомъ теперь было особенно строгое выраженіе. Онъ безпрестанно то въ ту, то въ другую сторону поворачивалъ свою коротко остриженую голову и сурово выглядывалъ изъ подъ очковъ.
Но лицо инспектора стало еще строже. Бывшіе около него воспитанники замолкли. На лицахъ старшихъ появилось даже презрѣніе, негодованіе.
-- Что это за гадость! кричали тѣ, которые были поближе къ Никитѣ Васильичу и, прочищая ему дорогу, откидывали въ сторону маленькихъ.
Покачавъ головой, инспекторъ послалъ учениковъ одѣваться, а самъ сталъ шептаться съ надзирателемъ. Сторожъ принесъ Густаву Карлычу свои собственные сапоги. У кастелянши достали бѣлья. Нѣмецъ кое-какъ пріодѣлся.
Войдя къ старшимъ, Никита Васильичъ потянулъ носомъ и поморщился.
-- Что это, господа, что это! укоризненно качалъ онъ головой, указывая на объѣдки колбасы и голову селедки.-- Войдетъ кто-нибудь... Нехорошо.
Старшіе хихикали и перемигивались. Никита Васильичъ замѣтилъ шахматную доску.
-- Это непремѣнно Уткинъ стащилъ изъ кабинета, презрительно произнесъ онъ.
Уткинъ, одинъ изъ тѣхъ, которые переговаривались между собою о томъ, что хорошо бы насыпать въ сапоги надзирателя битаго стекла, брюнетъ съ копной волосъ на головѣ, лѣниво натягивалъ на себя брюки.
-- Это вы! напустился на него инспекторъ.-- Вы стащили...
-- Стащили! передразнилъ Уткинъ.-- Я не жуликъ... Стащили!
Никита Васильичъ сверкнулъ глазами, хотѣлъ что-то сказать, но раздумалъ и, захвативъ шахматную доску, вышелъ.
-- Самъ жуликъ! пустилъ ему вслѣдъ Уткинъ.
-- Дур-ракъ! прибавилъ еще кто-то.
Раздался одобрительный хохотъ, но инспекторъ точно ничего не слышалъ.
Густавъ Карлычъ торопилъ учениковъ одѣваться, но никто его не слушалъ. Повсюду шли разговоры о только-что случившемся происшествіи, хохотъ и шутки не прекращались. Старшіе, по уходѣ инспектора, опять разлеглись по койкамъ и дожидались послѣдняго звонка. Вскочить съ постели, одѣться и сбѣжать въ рекреаціонную залу въ то время, какъ раздавался третій звонокъ, почему-то считалось въ училищѣ шикомъ. "Вотъ мы какъ -- по военному!" хвалились обыкновенно старшіе и никогда не одѣвались до тѣхъ поръ, пока сторожъ не принимался звонить въ третій разъ.
Понятно, поэтому, въ какомъ видѣ воспитанники являлись къ молитвѣ. У одного, куртка нетолько не была застегнута, но даже надѣта только въ одинъ рукавъ, другому приходилось креститься и въ то же время натягивать сапоги. Огромное большинство являлось неумытымъ, въ пуху; нѣкоторые шваркали туфлями. Впрочемъ, по части одежды воспитанники Бенескриптова никогда не отличались особеннымъ щегольствомъ. Даже старшіе иногда по нѣскольку мѣсяцевъ разгуливали въ курткахъ, покрытыхъ огромнымъ количествомъ дыръ, изъ которыхъ торчало грязное донельзя бѣлье. Но особенно по части одежды и обуви отличались тѣ, кто получалъ эти предметы отъ самого директора. Куртки на пансіонерахъ расползались чуть ли не на другой день послѣ того, какъ ихъ надѣвали, а сапоги всегда были въ такомъ видѣ, что ноги учениковъ не могли пожаловаться на недостатокъ свѣжаго воздуха. При посѣщеніи школы какимъ-нибудь постороннимъ лицомъ отдавалось приказаніе, какъ можно дальше припрятывать пансіонеровъ. "На этомъ Лисицынѣ и Бережинѣ точно горитъ все", говорилъ въ такихъ случаяхъ Александръ Александровичъ... И дѣйствительно, курточки Лисицина и Бережина представляли изъ себя чистѣйшія развалины.
Молитва, наконецъ, кончена. Воспитанники строятся по два въ рядъ для того, чтобы идти въ столовую. Старшіе разбѣжались, кто оканчивать свой туалетъ, кто въ буфету, чтобы захватить получше порціи. Путешествіе въ столовую всегда совершается подъ предводительствомъ кого-либо изъ старшихъ. На этотъ разъ во главѣ училища стоитъ Уткинъ. Никита Васильичъ кидалъ на него враждебные взгляды. Видимо, онъ съ великимъ удовольствіемъ замѣнилъ бы его кѣмъ-нибудь, но это опасно. Уткинъ замѣчалъ взгляды инспектора и нетолько былъ тихъ до крайности, но даже какъ-то умильно посматривалъ на начальство... Вести товарищей въ столовую крайне выгодно. Старшій, какъ и надзиратель, получаетъ двойную порцію хлѣба и чаю. Перспектива этихъ удовольствій заставляетъ Уткина быть тише воды, ниже травы.
Въ столовой -- скандалъ. Едва показался Никита Васильичъ, какъ къ нему бросилась толстая, раскраснѣвшаяся барыня. Она кричитъ и немилосердно машетъ руками. Это сестра директора. На ея обязанности лежитъ кормить воспитанниковъ.
-- Коровинъ двѣ булки стащилъ... Вѣдь это... Никита Васильичъ!.. кричала барыня.-- Что же это...
Между воспитанниками поднялся самый веселый хохотъ. Коровинъ, высокій, тонкій юноша съ сильной растительностью на подбородкѣ, оказался на своемъ мѣстѣ и принялся кричать еще громче барыни.
-- Можетъ, вы сами...
-- Вы не смѣете мнѣ этого говорить... Я сестра Александра Александрыча...
-- Не смѣйте кричатъ на меня!.. Я вамъ не слуга!..
Никита Васильичъ внѣ себя.
-- Вы прежде другихъ прибѣжали, наскакивала барыня на Коровина.-- Вотъ у Ивана и вырвали... Стыдно!..
Въ это время крикъ поднялся совсѣмъ въ другой сторонѣ. Кому-то недостало хлѣба, а между тѣмъ, булокъ было столько, сколько слѣдуетъ.
-- Кто-нибудь стащилъ. Непремѣнно опять стащилъ! заметалась барыня.
Коровинъ забытъ и весело хохочетъ. Инспекторъ пошелъ отъискивать новаго похитителя. Маленькій, лѣтъ 10, 11 мальчикъ, повидимому, усердно трудившійся надъ своей кружкой чаю, вдругъ задергался и заёрзалъ на своемъ мѣстѣ. Но Никита Васильичъ близко. Булка оказалась на скамьѣ подъ сконфузившимся мальчуганомъ и представила изъ себя подобіе лепешки.
Мальчугана поставили въ уголъ. Инспекторъ, сжавъ губы, нѣсколько времени качалъ головой, а потомъ разразился цѣлой проповѣдью, доказывая, что воровать скверно. Но его, конечно, никто не слушалъ. Кое-гдѣ даже хохотали. Никита Васильичъ махнулъ рукой.
-- У насъ это, Никита Васильичъ, часто, вдругъ возгласилъ Кусковъ.-- У насъ... Какъ прошлаго года было... Любо!.. Въ одинъ секундъ схватятъ два-три хлѣба... ищи... Такъ лудили, такъ лудили!
-- Но развѣ это хорошо? закачалъ головой инспекторъ. Кусковъ преисполнился восторга.
-- Кто это изъ васъ, дѣти, сегодня съ Густавомъ Карлычемъ такую штуку... а? Ахъ, дѣти, дѣти!
Никита Васильичъ отвернулся.
-- Еслибы намъ теперь, дѣти, вмѣсто чаю да по стаканчику зензюбельцу... Вотъ бы, кажется... Да... для утѣшенія души, шепталъ Анемподистъ Ивановъ своимъ сосѣдямъ, но такъ, что шопотъ его ясно долеталъ до ушей инспектора.
На языкѣ питомцевъ Бенескриптова зензюбельцомъ называлась водка.
-- Дуракъ! говорилъ Уткинъ, прислушиваясь къ разговору Никиты Васильича о томъ, какъ надо вести себя за столомъ.
-- Постой, ему еще не то сдѣлаютъ, что Густаву, отвѣчалъ сосѣдъ Уткина.-- Не уйдетъ!
-- Непремѣнно надо.
-- Проучимъ.
Никита Васильичъ велѣлъ читать молитву. Одни крестились, другіе толкались и хохотали. Кусковъ подъ столомъ передавалъ Уткину пачку папиросъ.
-- Красновъ! подошелъ инспекторъ къ тому самому воспитаннику, который, бесѣдуя съ Уткинымъ, обѣщалъ устроить Никитѣ Васильевичу кое-что получше, чѣмъ устроено надзирателю:-- и немного-то помолиться вы не хотите какъ слѣдуетъ... Вы крестъ съ чувствомъ кладите... Вотъ такъ.
Инспекторъ показалъ какъ надо класть крестъ, задерживая руку на лбу и потомъ степенно перенося ее на плечи. На лицѣ Краснова явилось умиленное выраженіе. Онъ внимательно слѣдилъ за движеніемъ руки инспектора. Уткинъ, повидимому, тоже проникся благочестивымъ настроеніемъ.
-- Въ этомъ дѣлѣ, нельзя быть небрежнымъ, продолжалъ Никита Васильичъ.-- И такъ, крестовъ-то намъ много придется положить въ жизни... Ахъ...
И Никита Васильевичъ даже вздохнулъ, отходя въ сторону. На лицѣ Краснова и Уткина была уже презрительная улыбка.
-----
Воспитанники подготовляются къ урокамъ. Эти занятія происходятъ въ классахъ, маленькихъ проходныхъ комнатахъ, въ которыхъ стоятъ по-четыре, по-пяти ученическихъ столовъ, столъ и стулъ для учителя и доска. Въ классахъ до того холодно, что руки коченѣютъ и дѣлаются совсѣмъ синими. Въ окна, противъ которыхъ расположены ученическіе столы, немилосердно дуетъ. Зимой стекла сверху и донизу до того обильно покрыты льдомъ, что едва пропускаютъ свѣтъ. Осенью съ нихъ льются цѣлые потоки. Вообще, въ классахъ до крайности грязно, неуютно. Учительскій столъ еле держится, у него то и дѣло вываливается одна изъ ножекъ. На подушкѣ стула только кой-какіе слѣды клеенчатой обивки, изъ-подъ которой клочьями торчитъ пакля. О прочей мебели и говорить нечего. Все это изгажено, изрѣзано до крайности. Подлѣ нѣкоторыхъ изъ классовъ темный корридоръ, а въ немъ устроены такіе же жолоба, какъ и въ дортуарахъ. Въ корридорѣ цѣлыя лужи. Зловонный до крайности воздухъ свободно разносится по классамъ.
Приготовленіе къ урокамъ и всегда идетъ какъ нельзя болѣе плохо, а теперь никто даже и не раскрываетъ книгъ. Всѣхъ занимаетъ исторія съ надзирательскими сапогами. Маленькіе предаются соображеніямъ о томъ, кто бы могъ это сдѣлать. Старшимъ, тотчасъ же послѣ происшествія, были извѣстны имена устроителей скандала, а они интересуются тѣмъ, удастся ли инспектору открыть виновныхъ, и что съ ними сдѣлаетъ директоръ. Мнѣнія раздѣляются. Одни стоятъ на томъ, что Александръ Александрычъ человѣкъ добрый.
-- Да, добрый, возражаютъ другіе.-- У него какъ случится... Онъ такъ оттреплетъ, что любо.
-- Передъ нимъ, если онъ разсвирѣпѣетъ, надо смирно стоять, замѣчаетъ Уткинъ:-- а то чуть губами пошевелилъ, онъ и въ зубы заѣдетъ... Сколько разъ было!
-- Горячъ!
На Анемподиста Иванова, къ величайшему удивленію его товарищей, напалъ особенный стихъ. Онъ сидѣлъ надъ нѣмецкой хрестоматіей и усердно рылся въ лексиконѣ. Одѣяніе его еще не было приведено въ порядокъ. Сверхъ фуфайки онъ накинулъ длинное-предлинное драповое пальто, а на ногахъ все еще красовались туфли... Должно быть отъ того, что все утро Кусковъ былъ въ движеніи, бѣгалъ за чѣмъ-то къ швейцару, побывалъ уже нѣсколько разъ и въ дортуарахъ, и на кухнѣ, изъ туфлей его вылѣзли необыкновенно длинныя бѣлыя тесемочки и волочились за нимъ всякій разъ, когда онъ ходилъ по классу.
-- Вотъ я удивлю сегодня нѣмца! возглашалъ онъ, продолжая рыться въ лексиконѣ.
-- Неужели выучить? Неужели? приставали къ нему со всѣхъ сторонъ.
-- Уйдите къ чорту... Тебѣ что, дьяволъ... Ахъ...
И, скрѣпивъ эти обращенія еще болѣе энергическими словами, Анемподистъ Ивановъ прогналъ отъ себя въ шею товарища, который, подкравшись сзади, потянулъ его тѣсемочки.
Но удивить нѣмца не привелось. Не прошло и пяти-шести минутъ послѣ того, какъ Кусковъ принялся за изученіе нѣмецкаго языка, а хрестоматія ужь полетѣла на другой конецъ класса и громко стукнулась о печку.
-- О, чортъ ее возьми! Развѣ тутъ что подѣлаешь... Не могу слова подыскать, кричалъ Анемподистъ Ивановъ.-- Какой это дьявольскій языкъ... Zurückgezogen! Во всемъ лексиконѣ нѣтъ!
-- Николай Петровичъ, что это за слово? Нѣтъ такого, обратился онъ къ репетитору, высокому, худому студенту, который проходилъ въ это время черезъ классъ.
Хотя въ опубликованныхъ во всѣхъ газетахъ объявленіяхъ отъ училища Бенескриптова значилось, "что въ каждомъ классѣ ученики раздѣляются на группы и каждая группа поручается особымъ туторамъ", а далѣе слѣдовало обширное и до нельзя ученое разсужденіе о необыкновенной пользѣ, приносимой туторами во время приготовленія къ класснымъ урокамъ, но на самомъ дѣлѣ никакихъ туторовъ въ училищѣ не было. Приходилъ только иногда по вечерамъ тотъ самый студентъ, къ которому обращался теперь Кусковъ, но и онъ проводилъ все время въ разговорахъ съ Никитой Васильичемъ и въ куреніи папиросъ. Съ другой стороны, ему ничего больше и не оставалось дѣлать. За помощью къ нему никто не прибѣгалъ ужь по одному тому, что никто не училъ уроковъ.
Николай Петровичъ разъяснилъ, какъ надо подыскать Zurückgezogen, но желаніе удивить нѣмца у Анемподиста Иванова ужь прошло окончательно.
-- Давай-ко, я лучше изъ физики, возглашалъ онъ.-- Что, дѣти, вѣдь лучше Анемподисту Иванову заняться изъ физики?
На обращеніе его никто не отвѣтилъ. Нѣкоторые разбѣжались изъ класса. Остальные лежали на подоконникѣ и смотрѣли на зданіе женской гимназіи, которое какъ разъ приходилось напротивъ.
-- Смотри, смотри, какая! захлебывался одинъ.
-- Давай, я ей постучу.
И тотчасъ же раздавался немилосердный стукъ въ окно. Къ гимназіи въ это время то подходили, то подъѣзжали ученицы, и съ сумками, съ книжками въ рукахъ веселой толпой бѣжали къ парадному подъѣзду.
-- Анемподистъ Ивановъ, гляди!.. Твоя-то! кричали лежавшіе на подоконникѣ.
-- Ну, ее! отвѣчалъ Кусковъ. Онъ копался теперь надъ физикой.
Окно было отворено... Громкій свистъ, всевозможные возгласы такъ и неслись по улицѣ. Нѣкоторыя изъ гимназистокъ оборачивались и даже улыбались, къ величайшему удовольствію лежавшихъ на окнѣ пансіонеровъ.
-- Эхъ, еслибы ихъ сюда къ намъ! мечталъ Уткинъ.
-- Да, братецъ, тогда бы...
Анемподистъ Ивановъ, между тѣмъ, подыскалъ урокъ и принялся изучать его.
-- Ни одинъ... это... ат... ал... долго и безсильно припоминалъ онъ, отъ усердія даже закрывъ глаза и покачивая головой, но, наконецъ, разсердившись, взглянулъ въ лежавшую передъ нимъ книгу.-- Атомъ... Ахъ, чортъ бы тебя взялъ... сволочь!.. Ни одинъ атомъ не пропадаетъ въ природѣ, ни одинъ атомъ не пропадаетъ въ природѣ, не пропадаетъ въ природѣ... Ни одинъ а... а... а... Ахъ, будь ты проклята!.. Атомъ, атомъ, атомъ.
Онъ долго повторялъ мудреное слово, но все было напрасно. Голова его, должно быть, могла удерживать только названія трактировъ и имена обитательницъ "женскихъ монастырей".
-- О, чортъ его... Опять забылъ... Чушь какая-то! ругался онъ, не много спустя, не хуже любого извозчика.
-- Что это ты, Анемподистъ Ивановъ? обратился къ нему одинъ изъ приходящихъ воспитанниковъ, которые, мало по малу, стали появляться.
-- Изъ физики точимъ... Ну, и трудно же, братецъ! Ну-ка попробую.. Ни одинъ а... а... Вотъ опять и забылъ... Ахъ ты...
И, напутствуемая энергическими возгласами, физика полетѣла туда же, куда летѣла недавно нѣмецкая хрестоматія.
Анемподистъ Ивановъ улегся на окно рядомъ съ Уткинымъ и дружелюбно хлопнулъ его по плечу.
-- Барышни! на всю улипу закричалъ Кусковъ.-- Ба-а-рышни!.. Душки!
Въ сосѣдній классъ, гдѣ тоже всѣ ученики торчали у оконъ, созерцая гимназистокъ, вошелъ инспекторъ. Уткинъ, Кусковъ и прочіе усѣлись за столы и, развернувъ передъ собою книги, завели разговоры.
-- Нельзя же намъ, дѣтямъ... Надо будетъ сначала съ устатка по-малости зензюбельцу, а потомъ... Потомъ, братецъ, къ одной барышнѣ на крестины пойдемъ... Она меня приглашала.
-- Николай Петровичъ! обратился онъ вдругъ къ проходившему мимо репетитору:-- можно намъ, дѣтямъ, ходить на крестины къ барышнямъ?
Классъ заливался въ высшей степени животнымъ смѣхомъ. Осклабленныя физіономіи уставились на репетитора. Тотъ только махнулъ рукой и прошелъ.
-- Какъ это такъ -- барышня и вдругъ крестины?.. Скажи, Снѣтковъ, развѣ это бываетъ? допрашивалъ Анемподистъ Ивановъ маленькаго приходящаго, который только улыбался, снимая съ себя ранецъ.
-- Ушелъ, что ли, Жевакинъ? заглянулъ Уткинъ въ сосѣдній классъ.-- Ушелъ... Только на барышень не далъ посмотрѣть, дьяволъ.
Инспектора ученики называли Жевакинымъ или мичманомъ. Конечно, изъ этого вовсе не слѣдуетъ, чтобы они были знакомы съ русской литературой и читали Гоголя. О Жевакинѣ ученики узнали гораздо проще: во время своихъ постоянныхъ странствованій по трактирамъ, изъ которыхъ ни одинъ, какъ извѣстно, не обходится безъ "Развлеченія". Разсматривая картинки этого журнала, Анемподистъ Ивановъ и прочіе нашли, что Никита Васильичъ имѣетъ необыкновенное сходство съ тѣмъ Жевакинымъ, который изображается въ каждомъ номерѣ названнаго журнала.
-- А надо намъ, дѣти, подстроить что-нибудь Жевакину! обращался Кусковъ къ товарищамъ.
-- Мы его какъ-нибудь въ темную... Накроемъ вечеромъ на крыльцѣ пальто, да такую зададимъ встрепку, подавалъ свое мнѣніе Уткинъ.-- Вонъ у Харитонова...
Никита Васильичъ, изъ отставныхъ коронныхъ педагоговъ, только недавно поступилъ къ Бенескриптову и не пользовался любовью учениковъ за то, что хотѣлъ "подтянуть", заводя разные новые порядки.
-- Небось, проучимъ!
-- На это вотъ мы тоже Боброва и Уткина отрядимъ, говорилъ кто-то, указывая на тѣхъ, кто устроилъ сюрпризъ Густаву Карлычу.
-- Молодцы!
-- Эту колбасу тоже еще получше проучить надо... Не наушничай Жевакину!
-- Какъ хорошо было, дѣти, безъ Жевакина... Я прошлаго года, помните, даже въ однихъ этихъ въ классъ ходилъ, вспоминалъ Анемподистъ Ивановъ, указывая на свое бѣлье.
Въ слѣдующемъ классѣ, гдѣ ученики тоже сидѣли на столахъ, лежали на лавкахъ и занимались исключительно разговорами о женскихъ монастыряхъ, къ репетитору вдругъ обратился малый лѣтъ двадцати, девятнадцати отъ роду... Ротъ его былъ раскрытъ какъ нельзя больше, безцвѣтные глаза глупо, безъ всякого выраженія, бѣгали по сторонамъ.
-- Ничего не могу выучить изъ исторіи, Николай Петровичъ, говорилъ малый жалобнымъ голосомъ.-- Ничего не понимаю, спутался совсѣмъ.
-- Отчего это?
-- Все имена, года... Не могу, да и только.
И вдругъ крайне идіотская улыбка появилась у малаго. Репетиторъ садится и начинается разговоръ.
-- Ну, вотъ тутъ задано, указываетъ малый на книгу.-- Стали нашихъ притѣснять въ Іерусалимѣ... Папа приказалъ рыцарю Петру, какъ его?.. забылъ... (Николай Петровичъ подсказалъ), да, да... Амьенскому... ну, монаху... Тотъ пошелъ, привелъ въ свою вѣру французскаго короля, потомъ всѣ они пошли... да еще забылъ, крестъ себѣ на руку нашили... Нѣтъ, не могу, ничего не знаю... Какъ это надо учить?
-- Да зачѣмъ тебѣ, Кулаковъ, раздается сзади малаго голосъ.-- Онъ, Николай Петровичъ, выходить отъ насъ хочетъ... Вотъ только деньги, которыя заплатилъ, заживетъ.
-- Онъ въ военную службу хочетъ.
Кулаковъ опять идіотски улыбается.
-- Отлично ему будетъ... Что въ самомъ дѣлѣ здѣсь.
-- Я тоже поучусь до лѣта, а потомъ на службу! мечтаетъ кто-то.
Къ Николаю Петровичу подходитъ самый маленькій ученикъ во всемъ училищѣ, Фроловъ. Это почти ребенокъ. Его крошечное дѣтское личико выглядитъ до-нельзя печально, на глазахъ слезы. Фролову только 7 лѣтъ. Онъ принятъ въ приготовительный классъ, который, впрочемъ, существуетъ только въ печатаемыхъ Бенескриптовымъ рекламахъ и не полагается на самомъ дѣлѣ. Стоитъ для одного, для двухъ заводить!.. Только расходы! разсуждаетъ Александръ Александрычъ, и Фролова посадили въ первый классъ, несмотря на то, что онъ еле-еле читаетъ, а пишетъ такъ, что въ его писаніяхъ нельзя ничего разобрать. Между тѣмъ, въ первомъ классѣ множество самыхъ разнообразныхъ предметовъ и шесть часовыхъ уроковъ въ день.
-- Изъ французскаго не могу выучить, жалуется Фроловъ.
Подошелъ Никита Васильичъ.
-- Никита Васильичъ, посадите меня въ карцеръ, обратился къ нему Фроловъ.-- Ради Бога!
-- Въ карцеръ? за что?
-- По крайней мѣрѣ, я отъ французскаго избавлюсь... Сколько угодно меня держите... Пожалуйста!
Фроловъ разрыдался... Никита Васильичъ смѣется.
Шумъ и гамъ царилъ во всѣхъ классахъ. Инспекторъ и Густавъ Карлычъ выбивались изъ силъ, пробуя возстановить порядокъ, но все было напрасно. Едва они уходили изъ бѣснующагося класса, ревъ и крикъ тамъ усиливался. Воспитанники вскакивали на столы, бѣгали по нимъ, догоняя одинъ другого, дрались, ругались. Иногда къ маленькимъ врывался кто-нибудь изъ старшихъ и начиналъ тузить весь классъ. Въ этомъ отношеніи особенно отличался Кусковъ. Въ первомъ классѣ у него былъ братъ, коротенькій, круглый, какъ шаръ, мальчуганъ, который то и дѣло бѣгалъ жаловаться на товарищей.
-- Ты зачѣмъ его трогалъ? влеталъ въ классъ Кусковъ.-- Не трогалъ?.. Ахъ, сволочь... Врать еще.
Хлопъ, хлопъ... Раздавался вой. На разбирательство приходилъ Густавъ Карлычъ.
-- Зачѣмъ онъ дерется?.. Я ему еще рыло совсѣмъ сворочу... Сволочь!.. Ихъ, подлецовъ, маленькихъ надо вотъ, какъ бить... Они воры.
-- Какже, Густавъ Карлычъ!.. Они у меня сколько чего слудили... Вы ихъ еще не знаете... Вонъ спросите, что у нихъ между Пушкинымъ и Нестеровымъ... Сволочь!
Иногда маленькій зачѣмъ-нибудь заглядывалъ къ старшимъ, но тотчасъ же щукой вылеталъ назадъ отъ здороваго тумака, который ему закатывали. Опять вой и часто ругань, неуступающая ругани самого Анемподиста Иванова.
-- Такъ ихъ и надо... У меня прошлаго года передъ классомъ была черта мѣломъ сдѣлана... Не смѣй дальше, а то -- въ шею... Они, подлецы, знаютъ Анемподиста Иванова!
Никто, не занимается приготовленіемъ къ урокамъ, да и заниматься нѣкоторымъ нельзя. Только у небольшаго числа учениковъ есть книги, хотя истрепанныя, изорванныя, съ громаднымъ числомъ недостающихъ листовъ, но все-таки книги. У большинства абсолютное отсутствіе всякихъ учебныхъ пособій, а между тѣмъ, при самомъ поступленіи въ пансіонъ, каждый платитъ на обзаведеніе порядочныя суммы.
Ученики, когда Никита Васильичъ заставляетъ ихъ учить уроки, вытаскиваютъ изъ столовъ и кажутъ ему свои никуда негодныя руководства или просто кричатъ:
-- Не почему учить.
-- У товарищей попросите, говоритъ инспекторъ.-- Скоро всѣмъ выдадутъ.
-- Это ужъ который разъ говорятъ, кричатъ ученики.-- Я можетъ разъ двадцать просилъ у Александра Александрыча.
-- У меня всей середины въ географіи нѣтъ, Никита Васильичъ.
-- Ну, потомъ, потомъ.
Фролову попасть въ карцеръ не удалось, но вмѣсто него попалъ другой.
Извѣстіе о случаѣ съ надзирательскими сапогами все-таки раньше обыкновеннаго подняло Александра Александрыча съ постели, въ которой онъ имѣлъ обыкновеніе оставаться чуть не до полудня.
Директоръ былъ высокій, дородный мужчина съ окладистой бородой. На его сильно упитанномъ лицѣ и во всѣхъ манерахъ виднѣлась необыкновенная важность и непоколебимое сознаніе своего достоинства. Плотное тѣло Александра Александрыча облекалъ форменный вицъ-мундиръ того вѣдомства, къ которому принадлежало "спеціальное" училище, а пухлыя, какъ подушки, руки украшались очень цѣннымъ перстнемъ.
Сердито вращая глазами и еле-еле кивая головой въ отвѣтъ на поклоны проходившихъ мимо кабинета учениковъ, Бенескриптовъ велъ таинственную бесѣду съ инспекторомъ о скандалѣ съ сапогами. Густавъ Карлычъ присутствовалъ тутъ же.
-- Это непремѣнно Крагенъ, говорилъ Никита Васильичъ: -- больше некому. Это такой мерзавецъ!
Инспекторъ, неизвѣстно почему, очень не любилъ Крагена, который хотя и не отличался особенными достоинствами, но во всякомъ случаѣ былъ не хуже своихъ товарищей.
-- Помилуйте, сдѣлать такую гадость! продолжалъ Никита Васильичъ и въ волненіи ходилъ по кабинету.
-- Подите прочь... Прочь! ревѣлъ Александръ Александрычъ на учениковъ, которые, расшаркавшись въ дверяхъ кабинета, медлили удалиться.
Густавъ Карлычъ тоже предполагалъ, что виновникомъ порчи его сапоговъ долженъ быть Крагенъ. Положительныхъ доказательствъ, однако, не было.
-- Позвать Крагена! взревѣлъ директоръ.
Приготовленія къ урокамъ въ это время кончились. Воспитанники наполняли рекреаціонный залъ и старались держаться такъ, чтобы имъ было видно все, происходившее въ директорскомъ кабинетѣ.
-- Бѣда сегодня нашъ Алексаша, тотчасъ же подтверждали другіе.
Бобровъ и Уткинъ, испортившіе надзирательскіе сапоги, нетерпѣливо ожидали, что произойдетъ въ кабинетѣ. На ихъ лицахъ, кромѣ того, можно было прочесть боязнь, какъ бы не добрались до настоящихъ виновниковъ.
Крагенъ явился. Это небольшой, блѣдный, тщедушный мальчикъ лѣтъ 15, 16. Глаза его глубоко ушли въ орбиты и подъ ними виднѣлись очень темныя, широкія полосы. Жизни нисколько не было въ этихъ глазахъ и во всемъ лицѣ Крагена. Онъ не смотрѣлъ прямо, а безпокойно бѣгалъ глазами по сторонамъ. На курточкѣ его не было ни одной пуговицы, но за то громадное количество дыръ и пятенъ. Рубашка высовывалась и спереди и сзади.
Александръ Александрычъ налетѣлъ на него.
-- Кто это, кто? тыкалъ онъ на ноги Густава Карлыча.-- Ты?
Крагенъ только что открылъ ротъ, и покачалъ отрицательно головой, какъ въ рукахъ директора появилась необыкновенно толстая книга въ тяжеломъ переплетѣ. Въ эту книгу вносилось ежедневно росписаніе укроковъ и она постоянно лежала на столѣ директорскаго кабинета.
Схвативъ книгу, Александръ Александрычъ сверкнулъ глазами. Крагенъ было отступилъ на шагъ, но было уже поздно. Книга ударилась объ его голову.
-- Врешь! Ты, ты! кричалъ внѣ себя Бенескринтовъ, и ударъ за ударомъ сыпались на голову, на плечи Крагена. Тотъ кидался изъ стороны въ сторону, но его мгновенно нагоняли, и книга опять гуляла по его тѣлу.
Никита Васильичъ спокойно стоялъ на мѣстѣ и по временамъ взглядывалъ въ залъ, какъ бы приглашая учениковъ долучше запомнить все, что они видѣли. Густавъ Карлычъ даже улыбался.
Наконецъ, Александръ Александрычъ, должно быть, усталъ.
-- Вонъ! пошелъ вонъ! еще громче прежняго крикнулъ онъ и, заворотивъ Крагена, погналъ его на лѣстницу, все продолжая разсыпать книгой удары.-- Скотина! мерзавецъ! Въ карцеръ его!
Крагенъ иногда пробовалъ остановиться, видимо, хотѣлъ сказанъ что-то, но это ему не удавалось... Только удары до нельзя учащались въ это время.
-- Михайло! Иванъ! звалъ Никита Васильичъ.
-- Взять его! вторилъ Бенескриптовъ:-- запереть и пусть сидитъ до тѣхъ поръ, пока не возьмутъ его, скотину...
Сторожа увели Крагена.
Карцера при пансіонѣ не было. Инспекторъ распорядился, чтобы Крагена посадили въ пустую комнатку, которая находилась въ подвальномъ этажѣ. Эта комнатка едва ли чѣмъ либо была лучше тѣхъ сырыхъ, темныхъ подваловъ, въ которыхъ встарину содержались тяжкіе преступники. Если въ верхнемъ этажѣ потоки, въ изобиліи струившіеся со стѣнъ, чуть не наполняли комнаты, если тамъ было грязно и холодно, то въ подвальномъ этажѣ было еще хуже!..
-- Какъ я его отдѣлалъ! говорилъ немного спустя Александръ Александрычъ.-- Онъ видимо успокоился. Глаза его не мечутъ молній.-- Знаете, онъ просто глаза на меня вытаращилъ, какъ я его хватилъ въ первый разъ. Онъ этого не ожидалъ... Пробуетъ остановиться, сказать что-то хочетъ, а я его снова, снова...
И вполнѣ довольный собой, директоръ даже смѣется.
-- Вы куда слѣдуетъ по начальству сообщите объ его поступкѣ, совѣтуетъ Никита Васильичъ.-- Пусть его, каналью, нигдѣ не принимаютъ.
-- Непремѣнно, непремѣнно!
-- Отцу его тоже надо поскорѣе написать.
-- Сегодня же, сегодня же!
Александръ Александрычъ особенно утѣшается тѣмъ, что теперь Никита Висильичъ не можетъ упрекать его въ послабленіи ученикамъ. Правда, непріятно то обстоятельство, что отцу Крагена чуть ли не вчера только было послано письмо съ самыми лестными отзывами о поведеніи сына, и вдругъ...
-- Ну, что же, думаетъ Александръ Александрычъ:-- нельзя теперь не написать. Скандалъ сдѣлается извѣстенъ. Ну, какъ нибудь...
-- Вотъ еще этотъ Уткинъ, говоритъ инспекторъ.-- Такой мерзавецъ!.. Его бы тоже. Нужно двухъ-трехъ непремѣнно исключить, тогда...
Никита Васильичъ мечтаетъ, что тогда заведеніе можно поставить на отличную ногу.
-- Знаю, знаю, отвѣчаетъ Александръ Александрычъ и лицо его принимаетъ недовольное выраженіе.-- Въ самомъ дѣлѣ, неужели инспектору мало того, что произошло сегодня, думаетъ онъ и опять продолжаетъ:
-- Пожалуйста... Все равно, много ли теперь до Рождества? Пусть они за слѣдующее полугодіе внесутъ, тогда...
-- Конечно, конечно.
Махайло подаетъ какой-то пакетъ. Оказывается, что начальство вызываетъ Александра Александрыча. Начинаются предположенія, зачѣмъ бы это. Важность исчезаетъ изъ лица и манеръ директора.
-- Вотъ кстати и о Крагенѣ скажете, напоминаетъ Никита Васильичъ.