Каченовский Михаил Трофимович
Краткая выписка о первобытных народах, в России обитавших, и о пришельцах, с ними соединившихся до составления Государства
Краткая выписка о первобытныхъ народахъ, въ Россіи обитавшихъ, и о пришельцахъ, съ ними соединившихся до составленія Государства.
Какими народами въ глубокой древности населена была та страна, въ которой около половины девятаго вѣка возникло Россійское Государство -- ни кто не вѣдаетъ; объ отдаленномъ нашемъ Сѣверѣ ничего не знали Греческіе и Римскіе писатели. Историческое время Сѣвера начинается съ открытія сѣверныхъ земель южными народами, а особливо съ тѣхъ поръ, какъ жители сихъ земель, принявъ Христіянскую вѣру, съ нею вмѣстѣ получили искусство писанія.
Преподобный Несторъ оставилъ намъ географическія и этнографическія извѣстія о состояніи Сѣвера какъ до начала Русскаго Государства, такъ и при составленіи онаго. На пространствѣ земной поверхности между Балтійскимъ моремъ и уральскими горами, и между Бѣлымъ моремъ и предѣлами нынѣшней Слободской-Украинской губерніи являются слѣдующіе первобытные народы (aborigenes): Чудь, Меря, Мурома, Весь, Мордва, Заволочская Чудь, Пермь, Печера, Ямь, Угра (Югра), Литва, Симгола, Корсь, Лешгола, Либь.
Чудской народъ обиталъ по берегамъ Балтійскаго моря, въ нынѣшней Естландіи и около Чудскаго озера.
Меря жили при озерахъ Ростовскомъ и Клещинѣ. Имя народа сего изчезло.
Мурома нынѣ также не существуетъ. Остались слѣды бытія народа сего въ названіи города.
Весь, по свидѣтельству Нестора, обитала при Бѣломъ озеръ. Ни народа, ниимени его не стало.
Мордва, народъ единоплеменный Черемисъ и Чувашамъ, нынѣ обитающимъ надъ Окою, Волгою и далѣе къ Востоку въ Нижегородской, Казанской и Оренбургской губерніяхъ.
Заволочская Чудь обитала отъ лѣваго берега Сѣверной Двины до Кареліи.
Нынѣшніе Пермяки и соплеменные имъ Зыряне, для которыхъ Св. Епископъ Стефанъ въ 14 вѣкѣ перевелъ на ихъ языкъ нѣкоторыя духовныя книги, живутъ въ Пермской губерніи, по обѣимъ сторонамъ Камы; но древняя Пермь, или Біармія, лежала, кажется, поближе къ Бѣломѵ морю она извѣстна была Норвежцамъ и жителямъ острова Исландіи, которые ѣздили въ Біармію моремъ для торговли, Исландскіе писатели говорятъ много баснословнаго объ идолѣ Пермскаго бога Іомалы и о великолѣпномъ его храмъ;
Печера. Имя народа сего нынѣ исчезло, а называется онымъ немалая рѣка, впадающая въ Ледовитое море. Удивительно, что Нестору извѣстны уже были страны столь отдаленныя.
Ямь. Полагаютъ, что главной городъ сего народа былъ Яма близь Нарвы, наименованный отъ Петра Великаго Ямбургомъ. По мнѣнію. Господина Шлецера (Августа), Ямь то же что Ингры (Ижорцы), получившіе названіе свое отъ рѣчки Ингера (Ижоры), въ Неву впадающей.
Угра (Югра) Въ Императорскомъ титулѣ осталось имя сего народа. Онъ обиталъ въ нынѣшней Архангелогородской губерніи около рѣки Печеры.
Симгола, иначе Семигаллія, составляетъ часть Курландіи.
Корсъ -- Курландія.
Летгола то же что Летты и Латыши.
Либъ; иначе Лѣвъ. Остатокъ сего народа, отъ котораго получила имя свое Лифляндія, и теперь еще обитаетъ около Западной Двиныу, и отличается своимъ нарѣчіемъ отъ Латышей.
По свидѣтельству того же Нестора, въ Россіи обитали еще слѣдующія племена, пришедшія отъ странъ южныхъ: Поляне, Древляне, Новгородцы, Полочане, Кривичи, Дреговичи,Сѣвера, Бужане, Радимичи и Вятичи.
Поляне жили надъ Днѣпромъ, гдѣ нынѣ Кіевъ.
Древляне обитали между Кіевомъ и Припетью, Города ихъ были Коростень и Овручь.
Новгородцы, называвшіеся также Новгородскими Славянами и просто Славянами, жили близь Ильменя озера и по Волхову.
Полочане названы отъ рѣки Полоти, впадающей въ Западную Двину.
Кривичи обитали между верховьями Волги, Двины и Днъпра. Городъ ихъ былъ Смоленскъ.
Сѣвера. Народъ сей жилъ надъ Десною, Сеймомъ и Сулою.
Бужане жили по Бугу; иначе назывались они Дулѣпы; на ихъ мѣстахъ послѣ явились Волыняне.
Радимичи и Вятичи переселилися изъ Польши. Первые обитали надъ рѣкою Сожею, вторые на берегахъ Оки.
Несторъ говоритъ, что сіи племена составляли часть Славянскаго народа; названія ихъ подтверждаютъ свидѣтельство Лѣтописателя. Только о Кривичахъ онъ не даетъ намъ свѣдѣнія. Татищевъ говоритъ, что на Сарматскомъ языкѣ слово криве значитъ источникъ. Но какой языкъ разумѣетъ онъ подъ Сарматскимъ? Латыши и нынѣ еще называютъ Русскихъ Крееви.
Народы первобытные, о которыхъ выше упомянуто, по различію употребляемыхъ ими нарѣчій, раздѣляющся на два класса, а именно на Леттовъ и Финновъ. Итакъ до начала историческихъ временъ, на пространствѣ, нынѣшнею Россіею въ Европѣ занимаемомъ, являются три главные народа: Летты, Финны,Славяне.
Виды Леттовъ суть: Литовцы, Пруссы,Кури, и собственно такъ называемые Летты. Имена сихъ народовъ стали извѣстны не ранѣе 10 го и 14 го столѣтій; но приморскія мѣста жилищъ ихъ извѣстны были въ глубокой древности. Сюда Финикіяне ѣздили за янтаремъ.
Финны, многолюднѣйшій народъ, обитающій на великомъ пространствѣ въ Европѣ иАзіи. Виды его: Чудь (собственно Финны), Лопари,Есты, Ливы, Вотяки,Черемисы,Чуваши,Мордвины, Пермяки и Зыряне, Вогуличи, Кондійскіе Остякт,Угры (Маджары). Нѣтъ сомнѣнія, что Меря, Мурома, Весь, племена переродившіяся въ Русскихъ, принадлежали къ Финскому народу, равно какъ и нынѣшніе Башкиры, которые долго находясь подъ господствомъ татаръ, приняли ихъ языкъ и вѣру. Изъ древнихъ Тацитъ, потомъ Птолемей упоминаютъ о Финнахъ.
О Славянахъ Несторъ сообщаетъ намъ слѣдующія извѣстія: они жили сперва по Дунаню въ нынѣшней Венгріи и Булгаріи. Будучи вытѣснены Волохами, разошлись по разнымъ странамъ, ипоселились въ Моравіи, въ Богеміи, въ Сербіи, въ Каринтіи, въ Польшѣ, въ Помераніи и въ нынѣшней Россіи.
Волоховъ почитаютъ Римлянами, потому что нѣкоторые Славянскія племена, напримѣръ Поляки, и теперь Влохами называютъ Италіянцовъ, и можетъ быть потому что Нѣмцы называли Римлянъ Валгами и Вельхами. Г. Шлецеръ (Августъ) нашедши у Длугоша, что Лонгобарды выгнали Славянъ изъ Панноніи, иразсудивъ, что имя Влаховъ являетсявъ Исторіи Византійской не ранѣе 1 столѣтія, почелъ было Несторовыхъ Волоховъ за Лонгобардовъ; однакожъ послѣ самъ онъ отрицается отъ прежняго своего мнѣнія, и разумѣетъ подъ Волохами нынѣ симъ именемъ называющійся многочисленный народъ, живущій въ Молдавіи, Валахіи, Седмиградской области и частію въ Венгріи. Византійскіе писатели упоминая о Влахахъ, называютъ ихъ и Даками, можетъ быть потому, что Влахи суть остатки древнихъ Даковъ.
Прежде всѣхъ упоминаютъ о Славянахъ Монахъ Іорданъ и Сенаторъ Прокопій, жившіе въ шестомъ вѣкъ по Р. X. Іорданъ, повѣствуя о произшествіяхъ бывшихъ до 376 года, говоритъ, что Виниды, Анты и Славяне суть одинъ и тотъ же народъ. Прокопій упоминаетъ о Славянахъ подъ 494 годомъ, когда они дали свободной пропускъ черезъ свою землю Еруламъ, преслѣдуемымъ Лонгабардами. Изъ сочиненій тѣхъ же Историковъ видно, что Славяне по различію мѣстъ и племенъ имѣли разныя названія, что кочевали между Дунаемъ и Вислою, и что Греки въ старину называли ихъ Спорами. По свидѣтельству Константина Багрянороднаго, они не имѣли надъ собою Королей, но каждое колѣно управляемо было старѣйшиною, и сихъ старѣйшинъ называли Супанами.
Не задолго до составленія Русскаго Государства (869) Варяги изъ-за моря брали дань отъ Чуди, Славянъ, Мери, Веси и Кривичей. Въ то же время Поляне, Сѣвера и Вятичи платили дань Козарамъ по бѣлкъ отъ дыма.
Не одинъ особенной народъ назывался Варягами. Несторъ говоритъ, что Варяги жили за моремъ, и что сіе названіе было общее многимъ народамъ. Варяги суть то же что и Норманны, извѣстные набѣгами своими изъ Швеціи, Норвегіи и Даніи, и завоеваніями въ Ирландіи (795)въ Андалузіи (844), во Франціи (911), въ Неаполѣ (1029), и въ Сициліи (1130). Въ исторіи Византійской весьма часто объ нихъ упоминается. Изъ Варягъ составлена была Императорская гвардія; иногда употребляли ихъ на службу въ гарнизонахъ и въ походахъ противъ непріятеля, Варяги ѣздили въ Константинополь по Невѣ, Ладожскому озеру, Волхову, Ильмненю, Ловати, потомъ по Днѣпру и по Черному морю.
Козары, которыхъ Византійцы и Турками называли, народъ весьма сильной, извѣстны стали въ 625 году, когда Императоръ Ираклій соединился съ ними прошивъ Персидскаго Царя Хозроя. Около половины седьмаго вѣка они вышли изъ Азіи въ Европу, мало по малу овладѣли Крымомъ и прочими странами при Черномъ моръ,и часто воевали съ Византійцами и Печенѣгами. Греческіе Императоры вступали въ родственныя связи съ Козарскими Каганами (владѣтелями). При Донѣ или Донцѣ, былъ городъ ихъ Саркелъ, для построенія коего, по прозьбѣ Кагана, присланы были изъ Греціи отъ Императора Ѳеофила работники, Великій Князь Святославъ ходилъ войною противъ Козаръ (964), и завоевалъ городъ ихъ Бѣлую Вему (Саркелъ).
Въ 862 году Славяне, Чудь, Кривичи и Меря возстали противъ Варягъ, прогнали ихъ за море, отреклись платишь имъ дань и учредили между собою правительство. Скоро потомъ, по причинъ возникшихъ безпорядковъ отъ несогласія, они принуждены были отправить посольство за море къ Варяго-Руссамъ и просить для себя начальниковъ. Три брата, Рюрйкъ, Синеусъ и Труворъ съ семействами своими и многочисленною дружиною сперва прибыли къ Славянамъ, потомъ избрали для пребыванія своего Рюрикъ Старую Ладогу, Синеусъ Бѣло Озеро, Труворъ Изборскъ. Отъ тѣхъ пришедшихъ Варягъ Русская земля получила свое названіе; со времени пришествія ихъ Новгродцы стали называться Русью.
Кто же были сіи Варяго-Руссы? Изъ словъ Нестора видно, что Варяги суть родъ, Руссы -- видъ, и что они обитали за моремъ. Вотъ доказательства, что сіи Руссы были не Финны, не Пруссы и не Славяне: 1 е. Финны и Естландцы подъ именемъ Руоцы, Роотси, разумѣютъ Шведовъ; 2 е. одна приморская въ Швеціи провинція называется Рослагенъ; 3 е. въ Бертинской Лѣтописи написано, что въ 839 мъ году, вмѣстѣ съ послами Константинопольскаго Императора Ѳеофила, къ Императору Франковъ Лудовику Кроткому пришли люди, которые называли себя Росами; по изслѣдованіи открылось, что они принадлежали къ тому народу, которой въ Германіи извѣстенъ былъ подъ именемъ Шведовъ. 4. Константинъ Багрянородный говоря о Днѣпровскихъ порогахъ, упоминаетъ названія ихъ Славянскія и Русскія. Найдено, что имена пороговъ, которыя Константинъ выдаетъ за Русскія, суть Скандинавскія.