В области агитации и пропаганды перед нашей партией встают новые вопросы. Особенно остро эти вопросы, в повседневной жизни, выдвигаются нашей партийной молодежью. Таковыми злободневными вопросами в жизни этой последней являются несомненно вопросы оформления миросозерцания в области морали и религии.
Мы, к сожалению, очень плохо знаем духовное повседневное бытие нашей партийной молодежи. Лишь изредка отдельные весьма неполные отрывочные сведения доходят до сознания наших руководящих партийных кругов о том, чем живет наша молодежь. Однако и эти, далеко неполные, сведения позволяют нам судить о том, какие процессы совершаются в области духовного развития нашего подрастающего поколения.
Здесь прежде всего приходится очертить, хотя бы приблизительно, круг тех вопросов, которые выдвигаются на первый план. Этими вопросами, несомненно, являются следующие: каково должно быть поведение коммуниста в условиях новой экономической политики, когда нашу партию со всех сторон захлестывает мелко-буржуазная стихия? Имеет ли право коммунист, очутившийся во главе какого-либо предприятия и получающий в силу этого высокий оклад, повышать свой материальный уровень жизни и тем самым отрываться от рабочих масс? Может ли коммунист заниматься торговлей или продавать продукты своего труда (крестьянин, ремесленник) на вольном рынке? Может ли давать взятки в интересах государства? Допустимо ли посещать рестораны и др. злачные места?
Каковы должны быть взаимоотношения между полами? Что понимать под свободою любви? Может ли быть своя религия у коммуниста? Чем объяснить пробудившееся влечение, у некоторых кругов рабочих, к религии? Как смотреть на происходящий раскол в церкви?
Как относиться к возрождающейся, так называемой, "живой церкви"?
Что такое "сменовеховство" и как к нему нужно относиться?
Вот, приблизительно, тот, далеко неполный, круг вопросов, которые мне удалось, в общих чертах, сформулировать на основании моей практики общения с молодыми товарищами.
Как видите, уже из самой, чрезвычайно наивной, подчас даже метафизической, постановки этих вопросов, которые я формулировал почти дословно, насколько беспомощна, и как нуждается наша молодежь во всестороннем их освещении в наших партийных кругах.
Что же касается причин повышенного интереса к этим вопросам, то наиболее важные из них весьма не трудно указать.
Во-первых, наша молодежь, выросла и воспитывалась во время войны и революции, -- времени боевой страды, когда некогда этим вопросам было уделять много внимания, ибо тогда все находилось в движении или, лучше сказать, вся жизнь находилась в состоянии неустойчивого равновесия.
Мы не знали, что нам грядущий день готовит. Естественно, что мы тогда находились, выражаясь словами Нитцше "по ту сторону добра и зла".
Но вот обстановка меняется, жизнь начинает входить, относительно, в более или менее нормальное русло. Естественно, что теперь возникает потребность и необходимость осознать окружающее сообщество и выяснить свои взаимоотношения с ним. Но так как это окружающее нас сообщество коренным образом изменилось за время "боевой страды", то в повседневной жизни, в процессе общения с ним, у нас, естественно, возникает целый рад практических вопросов -- каковым должно быть наше поведение в том или ином конкретном случае? Особенно остро чувствует недостаток практического опыта и теоретической подготовки в этой области наша молодежь.
Наша обязанность не отмахиваться от этих вопросов, а придти ей на помощь и помочь разобраться в них, ибо, если мы этого не сделаем, т. е., если не поставим в порядок дня нашей воспитательной и пропагандистской работы, то эти вопросы будут разрешаться стихийно, в них много будет привнесено "знахарства" и всякого рода буржуазных предрассудков.