Каразин Василий Назарович
Речь о пользе просвещения в домоводстве

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

РѢЧЬ
о пользѣ просвѣщенія въ домоводствѣ (*).

(*) Произнесенная въ Харьковѣ Августа 18 дня 1811 года въ публичномъ собраньи Филотехническаго Общества Членомъ онаго и Правителемъ дѣлъ Василіемъ Назаріевичемъ Каразинымъ.

Милостивые Государи!

   Въ первый еще разъ Филотехническое Общество въ собраніи своемъ предстаетъ вашему взору. Оно желало бы отдать вамъ отчетѣ въ упражненіяхъ своихъ, увѣрить васъ, что не тщетно имѣетъ свое существованіе. Но оно еще такъ молодо! нѣсколько мѣсяцовъ, не болѣе, протекло съ того времени, какъ оно составилось, и какъ одобрительное олово просвѣщеннѣйшаго нашего МОНАРХА дало ему законное бытіе. Что можемъ предложить вамъ теперь, Мм. Гг., кромѣ выраженія предъ лицемъ вашимъ живѣйшей вѣрноподданнической нашей благодарности ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, благодарности, которую сердца ваши конечно дѣлить съ нами будутъ!.. Да благословится во всѣхъ отношеніяхъ ЕГО царствованіе! Человѣколюбіе и свободный отъ предразсудковъ разумъ, предсѣдящіе престолу ЕГО, Сопровождающій ЕГО въ сонмъ вельможей Россіи, да окажутъ свое вліяніе и въ новомъ семъ сословіи ИМЪ утвержденномъ, и во всѣхъ предѣлахъ ЕГО Царства, во всѣхъ состояніяхъ ЕГО подданныхъ! Сіе единое, достойное ЕГО пожеланіе, вмѣсто обѣтовъ и похвалъ велерѣчивыхъ, произноситъ наше общество въ сей день.
   И такъ, Мм. Гг., сколько бы на приятно намъ было занять васъ въ настоящемъ торжественномъ собраніи изложеніемъ успѣховъ нашихъ, мы должны себя ограничить исполненіемъ другой, и такъ сказать предидти долженствующей обязанности, обязанности предложишь вамъ о цѣли нашего Общества. Но говорить о семъ, есть говорить о пользѣ просвѣщенія въ Домоводствѣ, или о естественной его связи съ науками, и о усовершеніи, каковое оно отъ нихъ всегда заимствуетъ. Простите меня, если я недостаточно изображу общія мысли наши, если бѣгло проведу токмо первоначальныя черты. Дополните мое слово собственными разсужденіями; поставьте его сами на высоту, соотвѣтствующую его предмету.
   Подъ именемъ Домоводства разумѣю я порядокъ управленія; всякою собственностію доставляющею способы къ жизни.
   Домоводство, и истинное, ближайшее основаніе его: земледѣліе) повсюду уравнивались съ постепеннымъ возвышеніемъ человѣческаго разума. Отдаленнѣйшіе предки блестящихъ нынѣшнихъ Европейцовъ были дикари, подобные Сибирскимъ нашимъ Чукчамъ и Корякамъ, или тѣмъ народамъ новаго міра, о которыхъ путешественники доставляютъ намъ свѣдѣніе. Признаемся въ томъ безъ стыда! и тщеславные Китайцы, при всей приписываемой себѣ древности, не скрываютъ, что праотцы ихъ были нѣкогда въ томъ же самомъ состояніи. {Extrait des historiens chinois par le Roux des hautes Rayes. De l'origine des loix des arta et des sciences par Qoguet. Paris. MDCCLVIII. Tome III. p. 328. } Повсюду, на всемъ лицѣ земнаго шара, съ тѣмъ различіемъ токмо, что времена разныя было одинакое невѣжество, одинакая бѣдность. Народы, обитающіе теперь среди полей прелестно обработанныхъ, въ великолѣпныхъ зданіяхъ, подъ позлащенными ихъ куполами гордо гнѣтущихъ землю, нѣкогда скитались наподобіе звѣрей, то въ отвратительной наготѣ, то полу-облеченные въ сырыя кожи, которыя они содрали съ животныхъ. Сіи животныя, коихъ преслѣдовалъ человѣкъ на бѣгу, вооруженный камнемъ или обломкомъ дерева, терпкіе плоды и коренья травъ, находимые по побужденію голода и немедленно пожираемые, были ихъ пищею, а земныя разсѣлины, дупла древесъ или вѣтвистыя ихъ вершины убѣжищемъ. Сладкія чувства дружбы, родительской любви и нѣжности супружеской были имъ совсѣмъ неизвѣстны, ниже общественный порядокъ, дающій намъ покойно наслаждаться бытіемъ вашимъ. Преданія о семъ уничижительномъ состояніи находимъ мы во всѣхъ древнихъ писателяхъ, начиная отъ Омира {Одиссеи книга IX, ст. 106 и далѣе; 291 и далѣе. Книга X. ст. 216. То же можно найти въ сочиненіяхъ Платона, Діодора, Иродота, Цицерона, Макробія, и другихъ. Dr l'origine etc. T. I. p. 5-6.}, а слѣды видимъ еще до нынѣ въ тѣхъ несчастныхъ племенахъ, до которыхъ просвѣщеніе не успѣло достигнуть.
   На сѣверѣ ли образовались первыя общества людей, по мнѣнію ученаго Балльи, которое онѣ утвердилъ столько любопытства достойными доказательствами {Lettres sur l'origine des sciences et des peuples de l'Asie 1777. Lettres sur 1' atlantide de Platon 1779.}, или на югѣ, какъ обыкновенно думаютъ, но неоспоримо то, что сіи первыя мѣстопребыванія человѣковъ были ограждены Провидѣніемъ отъ суровостей климата, періодически прекращающихъ средства къ дневному пропитанію, ибо довольному времени должно было пройти прежде, нежели развилось понятіе запасливости; и родъ человѣческій могъ бы между тѣмъ подвернуться уничтоженію. И такъ я думаю, что не необходимость сохранишь въ зиму приобрѣтенное лѣтомъ, но нужда, беречь къ завтрему избытокъ отъ запасовъ, найденныхъ послѣ продолжительнаго голоду, дала первое темное понятіе о собственности. Сіе долженствовало случишься гораздо прежде, нежели дикій могъ вздумать воздѣлывать землю. Слѣдовательно начало домоводства, основываясь непосредственно на понятіи о собственности, предшествовало и самому земледѣлію.
   Но какое разстояніе, Мм. Гг., отъ дикаря, снискивающаго себѣ въ лѣсу пропитаніе, до человѣка, начавшаго постоянно обрабатывать землю и наслаждаться произведеніями своего труда! Столѣтіямъ должно было пройти между тѣмъ и другимъ. О первоначальномъ развитіи познаніи на должны мы заключатъ по нынѣшнему быстрому ихъ ходу. Теперь мы дѣйствуемъ соединенными силами. Менѣе встрѣчаемъ препятствій, и съ пособіями усугубленными временемъ, несравненно удобнѣе ихъ преодолѣваемъ. Теперь можемъ мы нѣкоторымъ образомъ угадывать наши успѣхи, тогда, едва ли и самую цѣль предвидѣть могли. Все въ природѣ, физическое и моральное, растетъ примѣтнѣе по мѣрѣ своего удаленія отъ перваго начала. Посмотрите на прозябаемое достигающее своего возраста. Какъ очевидно умножаетъ оно вѣтви свои, и почти ежедневно измѣняетъ видъ, переходя изъ красоты въ красоту! За два мѣсяца постепенное развитіе его изъ сѣмени едва едва было примѣтно. То, что одинъ великій стихотворецъ сказалъ о славѣ {Vires acquirt cundo. Силы приобрітаетъ шествіемъ.}, со строжайшею точностію можно приложить и въ просвѣщенію человѣчества.
   Намѣреніе Создателя явно въ произведеніи колосныхъ растѣній. Онѣ покрываетъ теперь поля обѣихъ половинъ земнаго шара. Среди мнгочисленнаго разнообразія другихъ плодовъ составляютъ предпочтительную всѣмъ другимъ пищу народовъ общежительныхъ. Но кто первый изобрѣлъ пользоваться симъ даромъ небесъ? Что Египтяне приписывали своему Озириду, а Греки Церерѣ и Триптолему, и что Китайцы приписываютъ Шиннонгу, наслѣднику Фоги, едваль не имѣетъ одинъ общей источникъ. Удивитесь, Мм. Г г., что я сіе благодѣтельнѣйшее изобрѣтеніе присвою прародителямъ насъ Россіянъ, тѣмъ самымъ народамъ, коихъ Греческіе писатели называли Скифами Гиперборейцами. Но не вините мое отечественное самолюбіе. Первая; мысль о немъ принадлежитъ великому Линнею; а славной Балльи есть тотъ, и то придалъ ей величайшую вѣроятность. Безсмертный Шведскій ботаникъ въ диссертаціи своей, напечатанной въ Упсалѣ 1764 года, приводя то извѣстное обстоятельство, что нѣкоторыя изъ колосныхъ растѣній не были отысканы дикорастущими ни въ одной части свѣта, кромѣ Сибири, прибавляетъ къ большему насъ удивленію; "кажется де мнѣ, можно, заключать, что Сибирь та страна, изъ которой по потопѣ всѣ смертные распространились, поелику она единственно производитъ первую пищу человѣковъ {Ita Heinzelmannus invenit in campis Baschkilorum triticum aestivum et hordeum distichum sponte, crescentia. Secale cereale sppntaneum Sibirienses coquunt ih panenx. Videtur mihi itaque posse concludi Sibiriam fuisse еідо, ex quа forte onmes. post diluvium exivere mortales, et latè dispersi sunt, quoniam his in regionibus, extra tropicos, primaria inveniuntur alimenta. Probe russicher Annalen v. Schlôzer. s. 45. и 46.}." Къ многочисленнымъ доказательствамъ Г-на Балльи, что былъ народѣ, предшествовавшій всѣмъ по Исторіи извѣстнымъ, который жилъ въ южной части нынѣшней Иркутской Губерніи, и долженъ почитаться первымъ изобрѣтателемъ всѣхъ древнѣйшихъ познаній рода человѣческаго {Histoire de l'Astronomie. Lettres sur l'origine des sciences etct. Lettres sur l'atlantide de Platon.}, къ симъ доказательствамъ незабвеннаго творца Исторіи Астрономіи, не повторяя ихъ здѣсь, осмѣлюсь я приобщить только то замѣчаніе, что Еллины, по свидѣтельству Трога-Помпея {Justin. L, 2. с. I p. 56-60, De Lodgine etc. par Goguet T. III, p. 273 et 293.}, Скифовъ почитали древнѣе Египтянъ, отъ которыхъ послѣднихъ они признавали себя заимствовавшими земледѣліе и науки. Египтяне сами говорили, что Скифы научены ихъ Озиридомъ употреблять быковъ при воздѣлываніи земли {Eustath. ad Dionys. Perleget v. 306. De l'origine. etcte T. I. p. 84.}.
   И такъ, Мм. Гг., сей то народъ, праотецъ послѣдовавшихъ ему, безвѣстный родоначальникѣ Чюдовѣ, или Скифовъ по Греческому произношенію, первый позналъ домоводство. Истребился онъ чрезъ наводненія, землетрясенія или другія перемѣны въ естествѣ, или можетъ быть нашествіемъ варваровъ, подобнымъ новѣйшимъ нашествіямъ. Онъ скрылъ въ пространномъ своемъ гробѣ не токмо приобрѣтенныя имъ сокровища познанія, но и самое свое имя. У Китайтевъ, Индѣйцевъ, Халдевъ и Египтянъ, т. е. четырехъ старѣйшихъ историческихъ народовъ, возникли современно {Lettres sur l'origine des sciences etct. p. Bailly p. 200. Liltre VI.} остатки его наслѣдія.
   По сему, не углубляя слабый, недальновидный взоръ въ оныя тысящелѣтія, которыя Провидѣнію угодно было отдѣлить отъ насъ завѣсою густѣйшаго мрака, я войду во времена озаренныя Исторіею. Разсмотримъ, какъ въ продолженіе ихъ, земледѣліе, искусства, объемлющее ихъ домоводство, и текущая по слѣдамъ ихъ промышленность возрастали вмѣстѣ съ умноженіемъ просвѣщенія, или лучше сказать, какъ сіе послѣднее содѣйствовало къ благосостоянію человѣческаго рода.
   Перестанемъ славить блаженство златаго вѣка, предшествовавшаго, какъ сказываютъ, жизни общественной. Картина сія, поезіею живописанная, обманываетъ отдаленностію, въ которой она поставлена. Удѣлъ человѣка быть разумнымъ существомъ. Чѣмъ болѣе онъ отличается отъ безсловесныхъ, чѣмъ выше восходитъ, тѣмъ ближе онъ въ своему назначенію. Слѣдовательно тѣмъ благополучнѣе, тѣмъ благополучнѣе; ибо не можно думать, чтобы Создатель далъ ему природу удаляющую его отъ его блаженства. Конечно въ первыя времена земля въ цвѣтѣ юности своей производила столицею; нужды человѣка были ограниченнѣе; а нравственная его бѣдность, по грубости его чувствъ, не могла быть ему ощутительна. Вышняя Премудрость повсюду устроила уравненія и вознагражденія. Какъ роды существъ между собою, такъ и вѣки въ отношеніи одинъ къ другому, не имѣютъ права роптать на Нее. Всякому данъ его удѣлъ счастія, удѣлъ соразмѣрный способности чувствовать. Но счастіе дикаго человѣка, какъ одного изъ существъ въ семъ мірѣ, и благоденствіе человѣчества, сушь двѣ вещи совершенно различныя!
   Краснорѣчивѣйшій панегиристъ первобытнаго нашего состоянія, сравнивая нѣгдѣ человѣка просвѣщеннаго и дикаго, выводитъ Готтентота, которой по вкушеніи уже Европейской жизни, оставляетъ ее и стремится въ лѣса. Если бы сей великій писатель представилъ намъ примѣрѣ и природнаго. Европейца, по странности какой, или въ огорченіи отъ неприятностей понесенныхъ въ обществѣ удалившагося къ дикарямъ, и тогда не доказалъ бы снѣ превосходства дикаго состоянія предъ нашимъ. Таковыя черты суть единственны: они исчезаютъ, коль скоро мы на цѣлое обратимъ взоръ. Никто не сомнѣвается, что умноженіе народа доказываешь его благосостояніе. Истина сія столь неоспорима, что ее даже и на всѣ живыя существа распространить можно. Обширнѣйшая часть свѣта, Америка, не взирая что она новою названа въ Исторіи, столько же древна безъ сомнѣнія какъ и Азія, какъ и Европа {Humbold, Berliner Monatschrist T. 15. s. 190.}. Африка и по Исторіи есть современница нашему міру. Посмотрите же на число жителеи той и другой! Что значатъ племена, или лучше сказать малочисленные толпы, изъ немногихъ тысячь, а индѣ не изъ многихъ сотъ состоящія, которыя скитаются въ ужасномъ разстояніи другъ отъ друга среди лѣсовъ и степей необъятныхъ? Что значатъ они противу Европейскихъ Царствъ, гдѣ изъ одной точки зрѣнья не рѣдко открываются десятки городовъ, сотни цвѣтущихъ селъ {Что сіе выраженіе ни сколько не увеличено; въ томъ ссылаюсь на путешественниковъ, которымъ случилось видѣть картину, представляющую и глазамъ съ высотѣ Кенигштейна въ Саксоніи, также и другія подобныя мѣста.}; гдѣ на каждую квадратную версту земли причитается по сороку, по пятидесяти человѣкъ обитателей? Возьмите притомъ въ разсужденіе глинистую пошву Англіи, мѣловатую Франціи, болотистую Голландіи, песчаную или каменистую Саксоніи и Швеціи, пошву, изъ которой плодородіе вынуждается неутомимою рукою искусства, которой каждая пылинка была нѣсколько разѣ уже перевернута остріемъ земледѣльческихъ орудій) возьмите въ разсужденіе климатъ сихъ областей, и тучныя, осѣненныя пальмовыми лѣсами благорастверенныя долины сѣверной и южной Америки, столь прелестно описанныя Гумбодьдомъ {Tableaux de la nature. Paris. 1808. II Vol. Книга достойнѣйшая перевода! Къ сожалѣнію до нынѣ неизвѣстенъ Россійской Публикѣ сей отличный ученый мужъ, которой не только въ семъ званіи, но и по высокому душевному характеру принадлежитъ къ первѣйшимъ нашего вѣка.}. Какая причина населенности однихъ мѣстъ и пустоты другихъ, несравненно болѣе природою благоприятствуемыхъ? Оставя многія побочно содѣйствующія, вижу я главнѣйшую одну: общежитіе просвѣщеннаго человѣка, общежитіе земледѣльческое.
   Земледѣліе, Мм. Гг., удомовило человѣка на земномъ шарѣ. До изобрѣтенія его онъ былъ токмо жалкой пришлецъ на ономъ. Несчастнѣе птицъ, имѣющихъ крылья для перемѣны своего мѣстопребыванія при наступленіи зимы, онъ долженъ былъ сносить всѣ своенравія природы и случая. Жизнь правильная исполненная досуговъ для моральнаго существованія, отнюдь не могла имѣть мѣста безъ воздѣлыванія земли, безъ посѣва колосныхъ растѣній, дающихъ изобильную и здоровую снѣдь, удобно сохраняемую и никогда неприскучивающую своимъ единообразіемъ. Вопросимъ у исторіи: когда начались правильныя общества, когда стали извѣстны гражданскіе законы? Исторія намъ скажетъ: со введенія земледѣлія {De l'origine etct. T. II. p 57.}. Скотоводство не могло столько обезпечишь человѣка въ его содержаніи, и не могло столько сблизишь его съ подобными себѣ. Но оно старѣе земледѣлія, составляя степень между имъ и звѣроловствомъ. Другая заслуга скотоводства есть та, что оно дало величайшія пособія земледѣльцу. Отсюда-то вѣроятно произошла уваженіе къ домашнимъ животнымъ, примѣчаемое у разныхъ народовъ.
   Священное писаніе представляетъ намъ первыхъ Патріарховъ уже воздѣлывающими землю. Вавилоняне, Египтяне, Финикіяне наперерывъ присвоиваютъ своимъ богамъ введеніе необходимѣйшаго и почтеннѣйшаго изъ искусствѣ. Доказательство, что начало его теряется въ глубочайшей древности, во временахъ, какъ мы видѣли предшедшихъ Исторіи! Всеконечно заступѣ былъ предтечею плуга; и прежде нежели изобрѣли заступъ, можетъ быть многіе вѣки сухое остроконечное дерево составляй по единственное орудіе земледѣльцовъ. Не одинъ народѣ можетъ быть, подобно первымъ жителямъ Канарскихъ острововъ, пахали, бычьими рогами {De l'origine etct. T. II. p. 84.}, а жатву производили ребрами животныхъ, подобно прежнимъ Парагвайцамъ {Lettres édifiantes, T. II. p. De l'orig.}, или же вырывай ли колосѣ по колосу. Греки во времена даже Гезіодовы, т. е. не болѣе какъ за 900 лѣтъ до P. X. неимѣли понятія о боронѣ, орудіи, кажется, необходимо долженствующемъ сопровождать плугъ. Сей стихотворецъ, воспѣвая земледѣліе въ поемѣ своей Труды и дни, выводитъ юнаго раба, прикрывающаго заступомъ сѣмяна землѣ ввѣренныя. Металлы, и полезнѣйшій изъ нихъ желѣзо, весьма поздно сдѣлались извѣстны. То, что о образѣ древнѣйшихъ плуговъ Греческихъ, безъ желѣза составленныхъ, повѣствуютъ Діодоръ и Плутархъ {De l'origine etct., T. I. р. 85.}, и что предаютъ Китайскіе историки о своихъ {Тамъ же.}, совершенно сходствуетъ съ примѣченнымъ въ Перу при открытіи сей части Америки, и съ орудіями, у нѣкоторыхъ полудикихъ народовъ еще до нынѣ существующими. Очевидной доказательство, что шествіе человѣческаго разума повсюду одинаково! Не выходя мысленно изъ нынѣшняго времени, а только обозрѣвъ разныя племена, на разныхъ степеняхъ просвѣщенія стоящія, мы можемъ безошибочно судить, каковы мы сами были въ томъ или другомъ періодѣ. Провидѣніе какъ будто нарочно предъ очи наши представляешь всѣ сіи различные образы обществѣ человѣческихъ, чтобы показать намъ благотворенія, коими мы ему постепенно обязаны.
   Первые слѣды государственнаго попеченія о земледѣліи находимъ мы въ Египтѣ около 18 вѣковъ до Рождества. Христова. Повѣствуютъ, что Озиридъ оградилъ рѣку Нилъ набережными плотинами, и сoздалъ спуски или шлюзы для наводненія полей по мѣрѣ потребности. Около тогожъ времени полагаютъ сооруженіе Озера Meридова, имѣвшаго таковое же назначеніе {Діодоръ Кн. I. стр. 23 и 61. De l'origine, etct. р. 88.}. Еллинскіе историки можетъ быть по обычаю своему увеличили сіи произведенія искусства, но и священный писатель Моисей такимъ образомъ выражается, говоря съ. Израильтянами о Обѣтованной землѣ {Второзак. Гл. XI. ст. 10--15.}: "есть бо земля, на ню же вы идете тамо наслѣдити ю, не яко земля Египетски есть, отнюду же изыдосше; егда сѣютъ сѣмя, и напаяютъ ю... аки вертоградъ зелейный". Слѣдовательно неоспоримо, что Египтяне во времена столько отъ насъ отдаленныя употребляли способы, которые и нынѣ еще къ чести домоводства служишь могутъ. Въ упомянутомъ царствѣ, за осмнадцать же столѣтій до нашего лѣточисленія, введены общенародныя житницы. Великій шагъ къ государственному домоводству! Около того вѣка были уже извѣстны: употребленіе льна, первыя начала садоводства, винодѣланія, также приуготовленіе разныхъ тканей и крашеніе ихъ {De l'origine etc. T. I. р. 110, 114, 126, etc.}.
   Но въ какой части происходили всѣ сіи успѣхи, сіи усовершенія общежитія? не въ Египтѣ-ли, Финикіи, Фригіи и Ассиріи? Не тамъ ли, Мм. Гг., гдѣ въ тѣ же времена другими познаніями изощрялся человѣческій разумъ {Platon in Phoed. etc. De l'origirie etc. par Goguet. T. I. p. 160 etc. Сіе превосходное сочиненіе, на глубочайшемъ изслѣдованіи и сличеніи древнихъ авторовъ основанное, весьма достойно перевода на Россійс. языкъ. И переводчикъ его тѣмъ болѣе бы обязалъ нашу публику, и себѣ тѣмъ болѣе сдѣлалъ бы чести, что оное въ подлинникѣ начинаетъ становиться рѣдкимъ.}? Не въ томъ ли маломъ пространствѣ земнаго круга, гдѣ изобрѣтено неоцѣнимое искусство изображать слово знаками, гдѣ родились начала Математики и Химіи? Сіи науки равно какъ Архитектура и мореплаваніе суть современницы. Всѣ онѣ суть дѣти земледѣлія, и дѣти благодарныя!... Восходя сами, онѣ возводятъ и домоводство на чреду постепеннаго усовершенія человѣческаго рода. Греки, и изъ нихъ Аѳиняне, тѣ которыхъ Цицеронъ почитаетъ виновниками просвѣщенія, религіи, правосудія и законовъ, распространившихся по лицу земли {Adsunt Athenienses, unde humanitas, doctrina, religio, fruges, jura, leges ortae, atque in omnes terras diftributae putantur. Cic. pro L. Flacco, n. 26. t. 5. p. 261.}, Аѳиняне, при всей естественной скудости ихъ земли, при легкомысліи и страсти своей къ забавамъ, домоводствомъ привлекли вниманіе богатѣйшихъ народовъ Азіи. Гордые Персы дорогою цѣною покупали ихъ произведенія: Аттическія винныя ягоды были, сказываютъ, причиною устремленія Ксерксова на Грецію. Аѳинская область во время Периклово имѣла двѣ тысячи талантовъ, или около милліона двухъ сотъ тысячь нашихъ сребреныхъ рублей доходу. Но она пространствомъ едва ли составляла половину Слободско-украинской Губерніи! И дабы мы доходы сіи приняли доказательствомъ цвѣтущаго состоянія домоводства, и промышленности, Исторія точно свидѣтельствуетъ, что оные большею частію состояли изъ сборовъ, получаемыхъ съ земледѣлія, съ продажи лѣсу и дровъ, съ серебряныхъ заводовъ и другой подобной собственности республики, также, что пошлины съ привозныхъ и вывозныхъ товаровъ входили въ сей счетъ {Роллен. древн. Исторія. Томъ IV, странъ 300 Россійскаго перевода.}.
   Когда миновалъ златой вѣкъ наукъ въ самыхъ сихъ Аѳинахъ, когда, великіе мужи ихъ прославившіе, переродились на софистовъ и тщетныхъ риторовъ, вмѣстѣ упало и домоводство. Мы нечего болѣе о немъ не узнаемъ. Римляне, сей народѣ земледѣльцовъ и воиновъ, овладѣвъ Искусствами Греціи, перенесъ къ себѣ и большую часть ея промышленности. Георгики, безсмертное произведеніе Виргилія и едва ли не болѣе уваженія достойное нежели епическая его Поэма, сочиненія Колумеллы и Плинія свидѣтельствуютъ о домоводствѣ Римлянъ. Дополните сіи памятники, Мм. Гг.. историческими извѣстіями о великолѣпныхъ городахъ, прелестныхъ селахъ, роскошныхъ мызахъ древней Италіи, о ея гаваняхъ, дорогахъ, общенародныхъ гульбищахъ, посмотрите на ихъ остатки, почтенные самымъ временемъ, т вы будете имѣть понятіе о семъ домоводствѣ лучшее, нежели бы могло представить вамъ мое слово.
   Но какъ просвѣщеніе, соединенное съ трудолюбіемъ, раждаетъ избытокъ, такъ избытокъ бываетъ виною роскоши, а роскошь, въ свою очередь разрушаетъ благосостояніе и просвѣщеніе. Вздохнемъ, Мм. Гг., но покоримся волѣ высочайшей Премудрости, устроившей таковую участь всему земному! Все на свѣтѣ обращавшей въ кругѣ непрерывномъ, гдѣ начало и конецъ, счастіе и пагуба, рожденіе и смерть непосредственно и неминуемо одно изъ другаго слѣдуетъ. Была великолѣпная Римская Имперія, и прешла! Вторгшіеся варвары наводнили оную своимъ невѣжествомъ, и едва едва не истребили въ ней всего, чѣмъ только можетъ гордиться человѣческій разумѣ. Провидѣніе остановило сей губительный потокъ оплотомъ религіи. Когда многое уже было испровержено, Готѳы и Вандалы сдѣлались Христіанами. Христіанство не токмо сберегло остатки земледѣльческаго домоводства у побѣжденныхъ народовъ, но и распространило его мало помалу, между хищными побѣдителями. Не расковали они, по словамъ священнаго писанія {Пророка Исаіи Гл. 2. ст. 4. и Михея. Гл. 4, ст. 3.}, своихъ мечей на орала и копій на серпы, но по крайней мѣрѣ нашли въ томъ свои выгоды, чтобъ щадить мирныхъ пахарей. Долго еще, весьма долго отзывался первобытный духъ нашествія, насилія и хищенія въ домоводствѣ новыхъ Европейскихъ Царствѣ, подобно какъ видимы были слѣды его во всѣхъ ихъ общественныхъ учрежденіяхъ. Рабство земледѣльцовъ, неприятельскіе наѣзды рыцарей на собратій своихъ, и отъ этого необходимость строить замки, упражненіе дворянства въ псовой охотѣ или тщетныхъ путешествіяхъ, отвращеніе его отъ сельскихъ трудовъ, наукѣ и искусствѣ суть постыдные памятники сего состоянія. Потомки Гензериковъ, Шилпериковъ, Вортигерновъ и Рюриковъ забыли наконецъ даже и варварскія имена предковъ своихъ; но сохранили болѣе или менѣе ихъ начала даже до конца шестагонадесять столѣтія. Изобрѣтеніе печати, давъ постоянное направленье человѣческому уму, нечувствительно содѣйствовало и къ просвѣщенію въ домоводствѣ. Земледѣлецъ Оливіе де Серръ былъ во Франціи современникъ философа Монтеня, математика Віеша и стихотворца Малерба. Тогда же славная Елисавета положила основаніе великой торговли и промышленности Англіи. Она царствовала въ одно время съ Іоанномъ Васильевичемъ, воскресителемъ у насъ письменъ, художествъ и земледѣлія. Но успѣхи, которые оба народа оказали въ домоводствѣ съ тѣхъ поръ, весьма различны. Не удивляйтесь, Мм. Гг.! сіи успѣхи соразмѣрны степени просвѣщенія. Въ Россіи къ началамъ, которыя мы видѣли, началамъ общимъ для всѣхъ Европейцовъ среднихъ вѣковъ, присоединились другія причины. Воинственные праотцы наши столь же мало уважала земледѣліе, какъ Франки и Англо-Саксонцы. Презрительное названіе Смердовъ, которое они давали поселянамъ? одно довольно уже доказываетъ. Но послѣдующіе нѣравномѣрно столько же перемѣнили бы ихъ образъ мыслей, поставили бы ихъ на той же самой степени, какъ и другіе народы Европы, если бы нашествіе Татаръ насильственно не заставило опоздать Poссію. Единственно по сей причинѣ она далеко отстала на общемъ поприщѣ. Сравнивъ себя до онаго гибельнаго нашествія съ Французами или Англичанами тогожъ вѣка, не найдемъ разности. Но два послѣдующія столѣтія, въ которыя Европа толико приблизилась къ просвѣщенію, для насъ необходимо должны быть потеряны. По сему-то и наше домоводство въ началѣ девятагонадесять вѣка долженствовало бы равняться домоводству Французовъ или Англичанъ въ началѣ семнадцатаго. Да возрадуемся, сограждане! принесемъ благодарность и попечительнымъ Монархамъ нашимъ: мы много уже выиграли времени; разстояніе уже и одного столѣтія не составляетъ! Поспѣшимъ же, удвоимъ шаги; и вѣроятно дѣти наши или внуки обрѣтутся среди первыхъ рядовъ.
   Мы не можемъ еще похвалиться Розіерами, Юнгами, Шубертами, Фелленбергами; подобно какъ нѣтъ у насъ Шанталей, Дальтоновъ, Давіевъ и Гермштетовъ. Домоводство не сдѣлалось еще у насъ познаніемъ въ правила приведеннымъ на ряду съ Математикою, Физикою, Химіею. Сія послѣдняя наука, съ помощію первыхъ двухъ проникающая въ тайны естества, удивляющая чувства измѣненіемъ природныхъ свойствъ вещей по волѣ человѣческой, наука, поучающаяся у самаго Создателя, такъ сказать, разложенію и соединенію тѣлъ, мало еще у насъ извѣстна. Она ограничивается нѣсколькими лабораторіями ученыхъ; не входитъ еще со свѣтильникомъ своимъ въ мастерскія художниковъ и рабочія ремесленниковъ; не предходитъ земледѣльцу предъ плугомъ его. Мы видимъ еще у себя тѣхъ способовъ, земледѣліе облегчающихъ, тѣхъ чудесныхъ памятниковъ домоводства: чугунныхъ путей, замѣняющихъ водяныя сообщенія {О новомъ усовершеніи въ Англіи сихъ путей, до невѣроятности облегчающихъ перевозку, можно читать въ Journal des arts par Orelly (5. année. No 52.). Одна лошадь везетъ грузъ сорока лошадей.}; мостовъ, но которымъ текутъ рѣки, и нагруженныя суда въ великой высотѣ надъ мачтами судовъ другихъ проводятъ {Описаніе славнаго канала Герцога Бриджватера въ Англіи. См. въ Oeuvres choisies d'agriculture et d'économie rurale et politique d'Arthur Joung. Paris 1800. Tome III. p. 173.}; не находимъ дорогъ подъ днами стремительныхъ водъ, или въ утробахъ горъ безопасно устроенныхъ. Мельницы не движутся еще у насъ силою огня {Франція, особливо въ нынѣшнее царствованіе, ознаменовала себя произведеніями сего рода.}. Нѣтъ у насъ даже и богачей, которые бы захотѣли пожертвовать накопленными отъ народа сокровищами на таковыя и симъ подобныя предприятія. Что мы ни имѣемъ подходящаго къ сему, есть дѣло рукъ Правительства. Оно у насъ не только ободряетъ, но и учреждаетъ мануфактуры. И не взирая на всю отеческую его заботливость, большая часть произведеній нашихъ далеко еще не могутъ равняться съ чужими. Все это правда! Перестанемъ себя обманывать. Не будемъ имѣть тщеславія, непростительнаго даже и въ любви къ Отечеству.
   Но съ другой стороны, какое обилье, средствѣ представляешь намъ судьба достигнуть до всего того, чему мы теперь по справедливости удивляемся. Опытность вѣковъ и земель отъ насъ далекихъ открыта предъ очами нашими. Нѣтъ уже таинственныхъ, завѣсою покрытыхъ производствъ въ XIX вѣкѣ. Способы къ познаніямъ всѣхъ родовъ никогда не были столь многочисленны. Пути къ сообщенію истины никогда не были до такой степени уравнены и облегчены, ученые мужи Стокгольма и Калекуты, Парижа, Лондона и Филадельфіи, готовы быть нашими путеводителями. Истинное просвѣщеніе непричастно зависти народной. Среди войны, раздѣляющей народы и правительства, оно велитъ почитать всѣхъ человѣковъ, его ищущихъ, согражданами въ пространномъ царствѣ свѣта, которое есть вѣчное царство мира и согласія. Мы живемъ въ такое время, когда малѣйшая истина открытая вновь получаетъ свою цѣну, малѣйшая услуга оказанная человѣческому роду подучаетъ свое воздаяніе. Мы живемъ подѣ владычествомъ ГОСУДАРЯ, любящаго просвѣщеніе всею дущею. Напослѣдокъ, мы въ законахъ, въ обычаяхъ Отечества нашего найдемъ превосходные способы дѣйствовать, на благо нашихъ соотчичей, способы, каковыми ни одинъ народъ въ Европѣ похвалиться не можетъ. Почтеннѣйшее Дворянство! къ тебѣ я обращаюсь. Право помѣщиковъ, власть ввѣренная тебѣ закономъ есть неоцѣненное орудіе для распространенія добра. Пускай писатели наружностію обманутые, или умышленно ищущіе оклеветать Россію, умствуютъ о семъ правѣ, забывая вѣкъ и Правительство, которымъ мы принадлежимъ. Приведя оное въ должныя границы, я вижу въ немъ вѣтвь Монархическаго наслѣдственнаго правленія, нужную для надзиранія, наставленія, ободренія, безъ которой ни одинъ въ свѣтѣ народъ, яко народъ, не можетъ безбѣдно обойтись {Смотри ниже Выписку.}. Англія, Государство издавна наиболѣе тщеславящееся началами свободы, то доказываетъ. Невмѣстны здѣсь изслѣдованія о внутреннемъ ея состояніи, т. е. о личномъ, раздѣльномъ благоденствіи жителей ея. Я сошлюсь на ея же собственныхъ писателей, оплакивающихъ участь своихъ наемниковъ {Оконоръ (O'Connor) и многіе другіе. Самой Артурѣ Юнгъ, которой стоитъ на колѣняхъ предъ благосостояніемъ Англіи, иногда-того же мнѣнія. См. Oeuvres d'А. J. T. XVIII. р.107.}, или безземельныхъ людей, которыхъ число тамъ по крайней мѣрѣ въ двадцать разѣ превышаетъ число людей съ собственностію. Напомню, что сіи свободными кажущіеся люди суть на самомъ дѣлѣ не что иное какъ рабы, съ тою только разностію, что перемѣнные ихъ властители не имѣютъ никакихъ причинъ заботиться о ихъ благосостояніи; напомню, что они ежегодно тысячами оставляя родимый край, преплываютъ моря въ надеждѣ перемѣнить свой жребій {Сѣверо-Американскія области до нынѣ населяются выходцами изо Великобританіи.}, что по признанію, сдѣланному въ Парламентѣ Англіи еще до закрытія для нее Европейскихъ гаваней, многіе приходы не въ состояніи были содержать нищихъ своихъ; что суммы вынуждаемыя правительствомъ на сей предметъ простираются свыше пяти милліоновъ фунтовъ стерлинговъ каждый годъ {Около тридцати трехъ милліоновъ серебряныхъ рублей "D'après le dernier compte rendu au parlement, cette dépense s'élève à 5,246,5o5 liv. Sterl. Tableaux comparatijs des depenfes et des contributions de la France et de l'Angleterre p. Sabatier. Paris. 1805 P. 28.}; и что сія народная нищета, вопреки обращенію меньшаго числа и поверхностному общества благосостоянію непрерывно возрастаетъ {"D'après le dernier compte rendu au parleraient , cet article des charges publiques; s'élève dans èe moment à 131,162,650 livres tounxois.
   "Pour avoir une idée exacte de la progrèssion felon laquelle elles s'aggravent, remontons а et nous verrons qu'а cette époque, cette meine dépenfe s'élevait à 50,000,000. Ce qui établit dans l'éfpace de 56 ans une augmentation de 81,162,650." Tableaux comparatifs. p. 288.}.
   Такъ, благонамѣренные мои собратія! вы, которые въ своихъ подчиненныхъ видите не рабовъ, но воспитанниковъ, Провидѣннемъ и Правительствомъ вашимъ вамъ ввѣренныхъ! васъ преимущественно имѣетъ въ предметѣ Филотехническое Общество, Водворите въ селахъ вашихъ просвѣщенное земледѣліе, водворите искусства и промышленность. Водворите наипаче порядокъ и добрые нравы, безъ которыхъ все прочее во вредъ обращается. Послужите Отечеству вашему не менѣе полезно, какъ тогда, когда вы на ратномъ полѣ или бъ судилищахъ исполняли званіе ваше. Вы совершенно понимаете ваши обязанности. Кто изъ васъ мыслитъ, чтобы онъ для:своей токмо личной пользы и безотчетно получилъ способы дѣйствовать на участь человѣковъ себѣ подобныхъ? О, да возможете вы нѣкогда предъ престоломъ своего МОНАРХА, .... скажу болѣе: представъ тамъ, за предѣлами сей жизни предъ престолъ Всевышняго ЦАРЯ ЦАРЕЙ, изрещи: се азѣ я дѣти, ихъ же мы далъ еси."

-----

(+) Къ страницѣ 284 выписка изъ одной (довольно обширной) рукописи автора сей рѣчи, подъ заглавіемъ

   Практическое защищеніе противу иностранцевъ установленной въ Россію подчиненности поселянъ ихъ помѣщикамъ, могущая служить въ объясненіе показаннаго мѣста. (Предъ тѣмъ въ оной рукописи было говорено о заблужденіяхъ, кои разлились въ Европѣ при Французскомъ переворотѣ.)
   "Естественно было поколебаться всѣмъ намъ, воспитаннымъ въ Началахъ осьмнадwfnfuj вѣrа. Обманутое наше воображеніе носилось въ мечтательномъ мірѣ, которой никогда не былъ, и вѣроятно никогда не будетъ подлиннымъ въ мірѣ, въ которомъ люди предполагаются совершенными, слѣдовательно достойными вольности неограниченной, а власть почитается только выраженіемъ общей воли. Разсѣялась сія мечта!.. Власть, въ умахъ самыхъ предубѣжденныхъ противъ ея, стала тѣмъ, чѣмъ была она искони, т. е. однимъ изъ первѣйшихъ средствъ, Провидѣніемъ употребляемыхъ для нашего счастія, возможнаго на сей землѣ не выраженіемъ общей воли, которая прямо общею никогда быть не можетъ, ко изліяніемъ самаго Божества, основавшаго всю природу на единоначаліи и постепенно низходящей подчиненности.
   По истинѣ должно удивляться, что слѣды прошедшаго изступленія, продолжаются еще и до нынѣ. Люди, впрочемъ почтенные, признавая необходимость Монархіи въ большихъ массахъ, продолжаютъ отвергать оную въ меньшихъ, изъ коихъ первыя состоять. Какъ будто могутъ быть въ одномъ и томъ же отношеніи вещей между собою начала различныя!
   Политическія истины, коль скоро онѣ таковыми признаны, необходимо должны быть повсюду и во всѣхъ отношеніяхъ истинами, подобно какъ и физическія. Признавать, что Самодержцы, а не національные конвенты нужны для большихъ обществъ, Государствами называемыхъ, видѣть, что единоначаліе есть то, на чемъ утверждается домашнее счастіе семействъ или малыхъ обществъ; но воображать яко бы общества селеній, образующія средній разрядъ между обоими, составляя Царства и заключая въ себѣ частныя семейства, яко бы общества сіи могутъ быть на республиканскихъ началахъ: это совершенно тоже, какъ притягательную (на примѣръ) силу признавать въ солнечной нашей системѣ, и въ частяхъ мѣлкихъ, изъ которыхъ планеты состоятъ, но отвергать ее въ каждой планетѣ, взятой въ особенности.
   Мы никогда лучше не содѣйствуемъ къ общему благу, какъ когда оно есть вмѣстѣ и наше собственное. Пламенная (отплеменная) любовь къ человѣкамъ, равно какъ прочія высочайшія добродѣтели, есть удѣломъ весьма немногихъ душъ. Побужденіе сіе, сотворенное для самой высшей, степени человѣчества, не могло общимъ быть. Природа, въ большей части замѣнила его другимъ, которое ведетъ къ той-же цѣли. Она вліянію на участь себѣ подобныхъ присвоила особливыя прелести. Сіи то прелести владычества, имѣя мѣсто даже въ чувствахъ отцовъ семействъ, непримѣтно вспомоществуютъ родительской любви. Въ правителяхъ, онѣ дѣлаютъ сноснымъ бремя управленія, услаждаютъ горести его и труды въ пользу людей неизвѣстныхъ, чуждыхъ сердцу, обращаютъ въ должность. Онѣ-то, утверждая на естественномъ самолюбіи доброжелательство къ подчиненнымъ, передаютъ его въ наслѣдіе яко нѣкую собственность, сливаютъ его со врожденною къ дѣтямъ и потомкамъ кровною привязанностію. Тщетно лжемудрецы хотѣли опорочить наслѣдственное начальство и поставить на его мѣсто временное. Сія система пала. Принуждены были возвратиться къ системѣ наслѣдства, которая, не взирая на всѣ приписуемыя ей несовершенства, есть издревле Палладіумъ обществъ человѣческихъ.
   Временная власть, по избиранію ли то, или по учрежденію, и при равныхъ съ наслѣдственною способахъ, (буде еще можно допустить такое предположеніе) никогда неможетъ имѣть равныхъ побудительныхъ причинъ. ПЕТРЪ Великій далъ сіе замѣтить въ введеніи своемъ къ Духовному регламенту. Но кто былъ ПЕТРЪ? Величайшій изъ Россійскихъ Государей, и въ семъ случаѣ конечно безпристрастнѣйшей судія, поелику Онъ необыкновеннымъ въ Исторіи примѣромъ доказалъ малое свое уваженіе къ праву наслѣдства.
   Въ одномъ и томъ же отношеній вещей между собою не могутъ быть начала различныя; осмѣливаюсь это повторить. Величина, яко обстоятельство (categoria) случайное, а не существенное, столь же мало можетъ перемѣнять законы нравственные, какъ и физическіе, перемѣняетъ. Общество людей, предъ очами разума есть общество, состоитъ ли оно изъ тмочисленнаго народа Китайской Имперіи, изъ собранія нѣсколькихъ хижинъ, или изъ одного только семейства. Начала управленія его должны быть одинаковы.
   Если давно уже доказано, что ни въ какомъ случаѣ наемникъ не можетъ быть пастыремъ, и приставъ радѣть съ усердіемъ хозяина о добрѣ, въ которомъ онѣ лично не участвуетъ; то слѣдуетъ само собою, что селенія земледѣльцовъ не могутъ подъ вліяніемъ временныхъ, никакими узами несоединенныхъ съ ними начальниковъ, столько содѣйствовать къ благосостоянію Государства Монархическаго, сколько управляемыя помѣщиками. Примѣры дурныхъ помѣщиковъ столь же мало должны почитаться возраженіемъ на сію истину, какъ и примѣры дурныхъ судей возраженіемъ на необходимость суда. Правительству принадлежитъ пещись, чтобъ тѣ и другіе были лучше. И оно имѣетъ полную къ тому возможность, не только само чрезъ себя, но и посредствомъ нравственныхъ орудій, ему единственно подчиненныхъ, каковы на примѣръ: воспитательныя заведенія, пр. и пр. Отечество наше подтверждаетъ это многочисленными опытами."

-----

   Каразин В.Н. Речь о пользе просвещения в домоводстве / Произнесенная в Харькове августа 18 дня 1811 года в публичном собрании Филотехническаго общества членом онаго и правителем дел Василием Назариевичем Каразиным // Вестн. Европы. -- 1811. -- Ч.59, N 20.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru