Мы упоминали в нашем последнем нумере о бывшем на прошлой неделе интересном заседании комитета грамотности, состоящего при Московском обществе сельского хозяйства. Прения выяснили два обстоятельства, весьма важные в вопросе об учебном деле в нашем народе. Во-первых, было доказано фактами, как легко и охотно убеждаются крестьяне в пользе школы там, где хотя несколько времени производилось какое-нибудь обучение и где крестьяне видят заботливость властей о том, чтоб оно шло успешно. Во-вторых, было засвидетельствовано о той удивительной легкости, с какою у нас мало-мальски способные дети выучиваются читать и писать в какие-нибудь два месяца. Такая быстрота обучения невозможна, при всех пособиях и усилиях, в других странах Европы, где господствуют письмена, менее соответствующие звукам языка. Вот ободряющие обстоятельства, которые облегчают нам, при серьёзном старании, трудную задачу догнать другие страны в этом отношении, что при политическом и промышленном соперничестве с ними, от которого в настоящее время нельзя уклониться, имеет для нас чрезвычайную важность.
Оба упомянутые обстоятельства указывают путь, по которому мы должны идти для скорейшего достижения цели. Главною заботой должно быть немедленное распространение первоначального обучения народа в возможно обширных размерах; этим делом надобно торопиться, не пренебрегая теми средствами, которые есть под руками, не смущаясь мыслию, что их мало и что они не вполне удовлетворительны. Одновременно с этими спешными усилиями распространять грамотность должны быть принимаемы меры и для будущего в тех видах, чтобы народные школы были снабжены хорошими учителями в тех крестьянских обществах, волостях, приходах и маленьких городах, где окажется достаточно средств для вознаграждения хороших учителей и для порядочного устройства училищных помещений. Только обе эти системы мер, совокупно принятые, могут обеспечить нашу будущность в этом деле.
Чтобы были хорошие учителя, прежде всего необходим спрос на них, а спрос вызывается лишь распространением грамотности. Учреждая учительские семинарии, надобно, стало быть, усиленно размножать училища и заботиться о том, чтоб они фактом своего существования убеждали народ в пользе учения. Нет сомнения, что даже и теперь, при отсутствии учительских семинарий, нашлось бы порядочных народных учителей гораздо более, чем мы обыкновенно полагаем, если б оказался серьёзный спрос на них и было назначено сколько-нибудь приличное, хотя и очень скромное, вознаграждение за их труд.
Новосильский училищный совет нашел средства возвысить жалованье народных учителей до 120 р. в год. Для этого нужны были общественные приговоры, и приговоры эти тотчас же состоялись, как скоро устроились в Новосиле летние курсы для сообщения местным учителям улучшенных приемов преподавания. Таким образом расход земства на устройство летних курсов окупился. Школы в Новосильском уезде и улучшатся, и размножатся. Вместе с тем и крестьянские общества, и земство будут смотреть на дело народного обучения все более и более благоприятно, а чрез то будут еще более возрастать средства школ, и можно ожидать, что чрез несколько лет явится в этом уезде спрос и на таких учителей, которые воспользовались правильным, методическим приготовлением к своей должности, пройдя чрез полный курс учительской семинарии. Тогда окажется, что и эта семинария не будет тепличным произведением подобно тем нашим коммерческим и техническим училищам, питомцы коих занимаются в жизни по большей части совсем не тем, к чему приготовлялись.
Летние учительские курсы можно назвать странствующею учительскою семинарией, весьма несовершенною, конечно, но возмещающею свои недостатки чрезвычайною быстротой своего живительного действия и обширностью своего влияния. Теперь в земских собраниях укореняется тот верный взгляд, что приготовление сельских учителей должно быть заботою преимущественно губернских собраний. Полагаем, что с этим взглядом было бы совершенно согласно, если бы губернские собрания взялись за устройство не только постоянных, но и странствующих учительских семинарий. Представим себе, какие результаты были бы достигнуты в государстве, если бы земское собрание каждой губернии назначило ничтожную сумму в 1000 р. ежегодно на учреждение летних курсов в уездах губернии, причем на первой очереди были бы уезды, назначившие наибольшую добавочную сумму на тот же предмет. Можно было бы пригласить на несколько лет вперед человека опытного и преданного делу, который постоянно, в продолжение всего срока своей службы земству, заботился бы о правильной постановке порученного ему дела и успел бы приобрести нужную в нем опытность. Между уездами было бы возбуждено соревнование, и следствием того оказалось бы увеличение средств для рационального устройства летних курсов, для того например, чтоб они могли продолжать не по шести недель, а по крайней мере по три месяца, что дало бы им возможность достигать более серьёзных и прочных результатов. Чем лучше действовали бы летние курсы, тем живее сказывалось бы в крестьянах сочувствие к народным училищам и тем обильнее были бы общественные сборы для этой цели.
Плохое ученье не может вызывать сочувствия. Если нет нужного числа учителей, то можно бы, кажется, и к сельским школам применить тот прием, коему обязаны своим существованием летние курсы. Можно бы, кажется, устраивать странствующие сельские школы. Говорим это тем с большею уверенностью, что подобное устройство не есть только проект, коего годность еще нужно испытывать. Оно существует во многих местах на деле и приносит пользу. Система народных школ, существующая в наших балтийских губерниях (даже в Курляндии, никогда шведам не принадлежавшей), сформирована преимущественно по шведским образцам; она введена в Лифляндии и Эстляндии по повелению короля Карла XI в 1690-1695 годах. Поэтому как в Швеции, так и в Лифляндии мы встречаем одинаковый прием в деле народного обучения, и прием этот состоит в странствующих школах, которые в продолжительное зимнее время, переходя с места на место, распространяют в народе грамотность.
Русский народ, как уже сказано, пользуется тем неоцененным преимуществом, что при простоте и однообразии русского правописания и русских письмен дети легко могут быть обучаемы грамоте в какие-нибудь 6 -- 8 недель. Система странствующих школ принесла бы у нас на первых порах большую пользу, чем где-либо. Мы можем, если только захотим (особенно на севере в продолжительное зимнее время), в немногие годы сделать грамотным все подрастающее поколение нашего народа.
Это предварительное учение (так можно назвать поверхностное обучение чтению и письму в течение 1-3 месяцев) обойдется дешево. А достигнув этого столь легко достижимого предварительного результата, народ будет расположен к более значительным пожертвованиям на учебное дело. Уже одно простое умение читать есть великое приобретение, столько же нравственное, сколько и материальное. Где массы грамотны, там труд народа и облагораживается, и оплодотворяется.
Возьмем пример. Мы возделываем табак, которого до 10 000 пудов отпускаем в Бремен, где из него делают сигары и присылают их обратно в Чернигов, но уже за цену во сто раз более дорогую. Нашим сырым продуктом мы истощаем нашу почву и приобретаем за это лишь один процент; остальная же сумма вся идет частью на бесплодную пересылку продукта взад и вперед, частью же обращается в пользу более образованной нации. Точно так же почти по всем источникам нашего производства можно было бы легко доказать ущерб, причиняемый нам неграмотностью нашего народа. Мы вынуждены все наши продукты отпускать за границу в сыром и низкоценном виде, дабы там посредством труда, сравнительно весьма легкого, сообщалась им ценность в 5-6 раз более высокая.
Будем заботиться о том, чтобы наши элементарные школы были поставлены как можно лучше, чтоб основания их были как можно шире, чтобы к ним разными путями притекали щедрые пособия, чтоб оне возвышались со степени на степень и чтоб у нас одна за другою возникали учительские семинарии как цвет и оплодотворяющая сила учебного дела в народе. В нынешней Пруссии на двадцатичетырехмиллионное население имеется 88 учительский семинарий: отсюда каждый может расчесть, сколько подобных заведений потребуется у нас, чтобы сравняться с Пруссией. Для наших больших губерний нужно таких заведений не 1-2, а 5-6, и учреждение их есть нравственный долг нашего земства. Но обстоятельства времени не терпят, и несколько учительских семинарий, несколько образцовых школ, заведенных медленно и с натугой, не разовьют того, что составляет теперь нашу главную общенародную потребность. Надобно пользоваться всяким способом и всяким случаем для распространения грамотности в наших массах. Будем заботиться о том, чтоб иметь образцовые школы, но в этих заботах не будем упускать из виду, что нам нужны теперь какие бы то ни было школы. Мы слишком медлили этим делом; пришла пора поторопиться.
Москва, 1 декабря 1869
Впервые опубликовано: Московские ведомости. 1869. 2 декабря. No 262.