Хочет догматизировать и канониз[ировать] свои социалист[ические] или даже просто служебные похоти.
Этот зуд общественности -- реакция сибаритскому индивидуализму праздного барства как желанье жить на земский счет и отвращение от личного труда при неуважении частной барской собственности кр[ес]т[ья]н, реакция принудительному крепостному труду. Не будит, а будирует мысль.
В средневековом миросозерцании признавался Христос без христианства; в соловьевском новейшем -- истинное христианство без Христа торжествует, созидаемое неверующими.
Навязывает христианские основы социализму. Наполовину припадок неясной и воспаленной мысли, наполовину риторическая игра словами.
Дон Кихот христианства, который, желая повернуть человечество на христианскую стезю, новых язычников жалует в христианство.
Детские практические упражнения на катехизисные темы.
Трактирная терминология психиатрического общества.
Общество Праведного Общежития, составленное из негодяев,-- идеал С[оловьева].
Разговор с участковым приставом.
Он подвергает осмеянию закон исторического развития. Это -- если бы кто стал негодовать на то, что дерево не растет вверх корнями.
Призыв к тому, что делается без того -- рабочие уже на работе, а глупый бездельник бегает и кричит: "Ребята, скорей на работу!"
Хр[истиан]ство дано было не как готовый {Над строкой: определ[енный].} общественный порядок, тогда оно было бы нелепой затеей, а как идеал личной жизни, который, единица за единицей перерабатывая людей, тем улучшает общежитие всякого полит[ического] склада.
Наружность протрезвившегося Любима Торцова* с отросшими волосами -- нечто среднее между длинноволосым попом и лохматым нигилистом -- расстрига.
Десертный оратор, Дон Жуан философии.
Что-то пошлое, дурацкое, точно дуралей озорн[ой] ворвался в рабочую комнату, где делали свое дело, все перепутал, напакостил и убежал.
Это прямой внук Аввакума*: христианское сознание своего времени. За христианство принял вселенское; только тот за эту иллюзию умирать готов был, а этот из нее делает промысл отхожий.
Истор[ическое] и еванг[ельское] хр[истиан]ство.
Атеисты всемилостивейше пожалованы в действительные статские хр[истиа]не.
Хочет спасать гуртом, не поодиночке, как доселе.
1892 г.
7 мая
Ведь только во сне твое сознание становится вне истории и то лишь одно сознание, а твой грезящий аппарат остается в ее сфере, в области культуры; твое одеяло, которое дает тебе возможность грезить, не стуча зуб об зуб, и твоя добросовестная хозяйка, накормившая тебя безопасным обедом,-- ведь это продукты культуры, плоды просвещения, истории. Хромой Ярослав, разбитый Святополком и бежавший в Новгород, не имел ни того, ни другого на своем трудном пути. Идя по тротуару, ты видишь, что встречный обходит тебя слева, и ты норовишь посторониться вправо; извозчик предлагает тебе свои услуги, и ты, имея чем ему заплатить, садишься. Он едет рысью, нахально кричит "берегись" переходящим дорогу мужчинам и женщинам и вдруг без окрика осаживает лошадь. "Что случилось?" -- думаешь ты. Ничего,-- через дорогу плетется ребенок! Ты думаешь, что все это так просто и естественно, что это искони бывало и всегда быть должно, что мир создался с правилом держаться правой стороны и не давить ребенка. Нет, это не природа, а история. Это не сотворилось, а выработалось, стоило много трудов, ошибок, вдохновенных замыслов и разочарований. Когда ты, бывало, сидел за своим письменным столом, торопливо составляя реферат профессору для зачета полугодия и помышляя тоскливо о пропущенной "Руслане и Людмиле", ни перед собой, ни в себе ты не мог бы найти предмета неисторического: бумага, перо, профессор, опера, самая тоска твоя по ней, наконец, ты сам, как студент, зачитывающий полугодие,-- все это целые главы истории, которых тебе не читали в аудитории, но которые ты должен понимать на основании тебе читанного. Размышляя о причинах Реформации, ты обо всех этих мелочах ровно ничего не думал и даже не считал их предметами, достойными размышления, а ведь и причины Реформации читались тебе только для того, чтобы приучить и расположить тебя размышлять о таких мелочах. Чтобы уметь создавать желательные людские отношения, надобно знать, как создавались действительные отношения. Знание прошедшего учит понимать настоящее, а понимать настоящее нужно.
1893 г.
Духи хороши, когда уничтожают запах, и невыносимы, когда сами становятся запахом.
16--19 июня
Значение идей в истории. Два рода идей: 1) маниловские мечты о несбыточном или донкихотские призраки отжитого и 2) новые комбинации мышления, знания и общежития, выведенные из наличных и усовершенствующие наличное мышление, знание или общежитие.
Иногда методологическая ошибка в преподавании есть просто педагогическая бестактность, следствие не сбившегося мышления, а испорченного сердца. Прилагать ко всем историческим явлениям статистический или иной подобный специальный метод, имеющий свою особую сферу применения,-- все равно что лечить все болезни хиной. Это методологическая ошибка. Одобрять приемы борьбы национальных или партийных и_н_т_е_р_е_с_о_в с точки зрения нравственных п_р_а_в_и_л значит смешивать политику, т. е. борьбу, с личной моралью, действие против врага с чувством к побежденному ближнему: это педагогическая бестактность.
Устав запрещает нам открывать заседания для публики, но он не предписывает нам таить от публики наши слова и поступки. Не зажмешь рта и не остановишь пера, да и нужно ли? Заседание перестанет б[ыть] тайной, как скоро звонком закроется.
Тупые практики часто обзывают к_р_а_с_н_о_р_е_ч_и_е_м убедительность слова и ясность мысли, к[ото]рых лишены сами.
"С_ъ_е_з_д и_с_т_о_р_и_к_о_в в М_ю_н_х_е_н_е".-- "В[естник] Евр[опы]", 1893, июнь (Брикнера)*. Доселе верили в общеобразовательное значение истории, как всякой науки, и в преподавании ее старались возбуждать мысль, образуя ум, питать нравственное чувство образцами доблестей и ужасами пороков, но не действовали прямо на волю, не подготовляли к деятельности практической в известном направлении, не дрессировали посредством изучения истории, а просто учили истории, предоставляя учащемуся самому добиваться конечных практических выводов и житейских приложений.
Теперь начали все чаще заказывать задачи и направления преподаванию истории. Общеобразовательное значение предмета хотят подменить специальными назначениями. Прежде сыну сапожника преподавали обыкновенную общую историю, а не специальную историю сапожного мастерства. Недавно в Германии сверху поставили вопрос о преподавании истории, приспособленном специально к политическим надобностям именно немецкого имперского гражданина. Общие цели преподавания заменяются местными, конкретными, самосознание человека -- немецким политическим сознанием, нравственное чувство -- национальным, человечность {Над строкой: "людскость".} -- патриотизмом.
Сами по себе все эти цели, как общие, так и частные, прекрасны, и ничего нет дурного в том, если они все достигаются разом, если немецкий гимназист из курса истории вынесет и исторически выправленное мышление, и живое нравственное чувство, и немецкий имперский патриотизм. Цели частные, местные сами по себе не возбуждают опасений; тревожно то, что теперь считают нужным говорить о них. Из этого следует, что считают нужным усиленно добиваться их на счет общих, а не желают или не надеются добиться тех и других вместе. Напрашивается целый ряд печальных заключений: значит, или общеобразовательные гуманные задачи {Над строкой: цели.}, прежде удававшиеся преподаванию, теперь ему стали не под силу, или они надоели, потеряли кредит и понадобилось заменить их более грубыми, или прежнее преподавание было бесцельно и шло куда глаза глядят, т. е. не шло никуда или шло, не зная куда, или у истории по самому существу предмета нет своей собственной научной цели, а могут быть только посторонние прикладные, т. е. накладные,-- и таких печальн[ых] или можно надумать немало.
Не наука виновата, если с ней не знают, что делать, как обращаться. И выправка мышления, и развитие нравственного чувства, и политическое сознание, и чувство любви и долга к отечеству -- очень хорошо, если все это является результатом изучения истории, но все это создает большие затруднения, как скоро ставится как задача ее изучения. Прежде всего возникает очень трудный вопрос: как этого достигнуть, какие для того нужны приемы. Для каждой спец[иальной] цели нужны и особые приемы, своего рода спец[иальный] метод. Это может показаться парадоксом; скажут, что методы изучения не подбираются по целям, а извлекаются из самого существа науки, из свойства и значения материала, подлежащего изучению. Да, методы изучения, ученого изучения, не подбираются по целям изучения, а указываются природою наук, и так как у всех наук только по одной природе, то у каждой из них должно быть только по одному методу, соответствующему особенностям ее содержания. Но {Над строкой вопросительный знак.}, казалось бы, то же можно сказать и о целях научного изучения: ведь и они должны ясно и непререкаемо указываться свойством и знач[ением] изучаемых предметов, а вот педагоги-преподаватели пререкаются о них. Это потому, что они -- педагоги-преподаватели. Они ведут речь не о научных, а о педагогических целях и должны различать методы научного изучения и методы школьного преподавания; те и другие -- не одно и то же, и последние даже сложнее первых, потому что должны соображаться не только с изучаемым материалом, но и с обучаемым персоналом. Преподаватель обращается не к изучаемому предмету с целию познать его, а к воспринимающему мышлению с целью передать ему готовое познание, и передать не механически, как перекладываются вещи с места на место, а как свеча зажигается от другой, со всеми последствиями горения, светом и теплом. Преподавание -- одно из средств воспитания, а в воспитании всего важнее знать, с кем дело имеешь и как его лучше сделать. Отечественную историю нельзя преподавать в высших классах гимназии так, как ее преподают в начальных сельских и городских училищах, и наоборот, хотя научная цель преподавания там и здесь одинакова -- познание хода и склада жизни отечества. Многообразие преподавательской методики увеличивается еще оттого, что преподавание как воспитательное средство не останавливается на научной цели, а считает себя призванным подготовлять учащихся и к практическому употреблению приобретенных в школе научных познаний. Преподавание тем живее чувствует потребность вводить в учебные курсы такие прикладные выводы, что чисто научные цели достигаются им далеко не вполне. Желательно было бы, чтобы курс истории открыл пониманию учащихся законы и условия исторического процесса, но разумеющий свое дело учитель средней школы не поставит этого прямой и главной целью своего преподавания. Однако он понимает, что как бы искусно ни провел он перед глазами учеников цепь исторических явлений, изложенных в учебнике, какими бы детальными иллюстрациями ни пояснил их со своей стороны, изображаемые {Под строкой: рассказав.} им явления, не выходя из пределов учебного кругозора, останутся туманными картинами, движущимися по экрану; и, не имея возможности вскрыть перед учащимися закулисную механику этого движения, без чего вся историческая панорама может показаться простой иллюстрированной сказкой, он, естественно, старается осмыслить ее каким-либо доступным ученическому пониманию прикладным выводом и ставит в конце своего рассказа известное fabula docet {молва учит (лат.).}. Воспитатель найдет пищу юношескому сердцу и воображению и на тех высотах знания, которые недоступны для юношеского ума. Притом и эти не чисто научные, так называемые прикладные выводы вовсе уж не так бесплодны на деле для чистой науки, какими кажутся сами по себе {Далее оборот листа и 7 листов с оборотами оставлены чистыми.}.
Р[оссия] и Фр[анция] в 1892--[189]3 [гг.]: бывшая революционерка обнимает будущую.
Физический патриотизм -- не любят родины, а тоскуют на чужбине {Далее 17 строк до конца листа оставлены чистыми.}.
Наша литература -- печатная корреспонденция между писателем без должности и должностным писарем-канцеляристом и его дочерью-курсисткой.
Умному талант часто мешает быть умным {Над строкой: делает дураком.}, а дураку дает вид умного.
Сборный человек, умств[енная] и нравственная] компиляция.
Иные умеют ничего не уметь.
+ {Здесь и далее значок + поставлен Ключевским.} Не умея держаться в обществе {Над строкой: жить с людьми.}, пессимисты жалуются, что общество не умеет держаться или жить с ними. Человек -- на свою тень.
+ Человек без воли и ума с одними инстинкт[ами] -- у него нет рук, но 4 ноги.
С некоторыми людьми можно ужиться, только не зная их.
Сколько времени нужно людям, чтобы понять прожитое ими столетие? Три столетия. Когда человечество поймет смысл своей жизни? Через 3 тысячи лет после своей смерти.
Люди б[ольшей] частью пробавляются встречными знакомыми и встречными идеями, не имея ни друзей, ни своих убеждений.
+ Упрямство в молодости есть предчувствие {Над строкой: искание.} характера, в зрелом возрасте -- отчаяние в нем {Над строкой: найти его.}.
Самолюбие чистое без примеси честолюбия -- голый зуд личного интереса без всякого чувства чести.
Гипнотизм -- явление скорее религиозное, чем научное, вроде демонологии: он начинает существовать с той минуты, как начинают думать, что он существует. Это не гипотеза, объясняющая, что есть, а суеверие, допускающее, чего нет и не нужно.
+ Два рода праздных людей: одни делают что-нибудь от нечего делать, другие ничего не делают, не зная, что делать. Одни делом прикрывают безделье, другие бездельем спасаются от дела. Первые -- спортсмены, вторые -- мыслители, но бездельники и те к другие,
Глаза {Над строкой: Лучшие.} -- не зеркало души, а ее зеркаль[ные] окна: сквозь них она видит улицу, но и улица видит душу.
Им служат не умы, а только аппетиты.
Прежде чем требовать, чтобы другие были достойны нашей любви, надобно заслужить их любовь.
Конспект
Прежде всего показать, какие пути общения активного и пассивного России с З[ападной] Европой проложены были Петром и после него; что Россия воспринимала с З[апада] и как в свою очередь действовала на течение з[ападно]европейской жизни. Активное -- международное политическое, пассивное -- культурное. Они противодействовали одно другому: первое ставило политическую] жизнь Европы в зависимость от России, второе ставило Россию в зависимость от Европы. Это противоречие в тогдашнем положении России. Но противоречиями поддерживается движение, развитие. Двоякий выход в XVIII в.: попытки установить разборчивое отношение ко второму и сделать необходимым (для европ[ейского] равновесия) первое. Перипетии в отношении к зап[адному] влиянию с Петра I. Объем влияния до Ек[атерины] II. Расширение сферы влияния при ней (идеи, литература, искусства). Проблески скептицизма в отношении к З[ападу] и помыслы о национальной] самобытности (Фонвизин и Болтин). Революция переносит реакцию из области мысли в политику.
8 июля, С.-Петербург
Считают нелюдимом; на самом деле только застенчив и его лаской можно взять в руки. Р_е_а_л_и_с_т, наблюдателен и любознателен, и непривычка к отвлеченным вопросам -- пробел воспитания скорее, чем недостаток мышления или предубеждения.
П_о_л_и_т_и_ч_е_с_к_и_е в_о_п_р_о_с_ы д[о_л_ж_н_ы] б_ы_т_ь в п_р_о_г_р_а_м_м_е. Только от преподавателя и могут они быть усвоены и разъяснены. "Вы д[олжны] помнить, что вы профессор] и преподаете, что находите нужным. Делайте, что следует делать, а что из этого выйдет, за это вы не отвечаете". Наше дело сказать правду, не заботясь о том, что скажет какой-н[ибудь] гвард[ейский] штаб-ротмистр. Надобно рассеять мнения и предубеждения самоуверенного окружающего невежества: "конституция -- нелепость {Над строкой: беспорядок.}, а республика -- бестолочь". У России общие основы жизни с З[ападной] Евр[опой], но есть свои особенности. Что теперь несвоевременно, то еще нельзя назвать нелепостью; робкое предположение, что с_о в_р_е_м_е_н_е_м мы примем европ[ейские] политические формы (и даже скоро), рано или поздно установим те же порядки, хотя и с некоторыми особенностями. Надобно и_с_т_о_р_и_ч_е_с_к_и показать происхождение и смысл этих форм и стремлений. Нечего есть, и потому народы требуют обдуманного распоряжения его деньгами. Против д_о_г_м_а_т_и_з_м_а. Я за это: историческое изложение покажет, что н_о_в_о_е н_а_ч_а_л_о н_е п_р_о_и_з_в_о_л м_ы_с_л_и, а е_с_т_е_с_т_в_е_н_н_о_е т_р_е_б_о_в_а_н_и_е ж_и_з_н_и.
Избегать ненужных подробностей, бьющих на н_е_р_в_ы, но пользоваться наклонностью к к_а_р_т_и_н_н_о_с_т_и и не делать огульных характеристик. В-т -- б_е_з_б_о_ж_н_и_к и только! Это тот, кто провел веротерпимость не в избранный круг людей, а в понимание масс (я: сделал это потребностью общежития). Двигатели, руководители {Над строкой: Робеспьер.}д[олжны] быть характеризованы не одним анекдотом или эпитетом.
+ Предстоит, не подчеркивая, н_е_ч_у_в_с_т_в_и_т_е_л_ь_н_о в_о_в_л_е_к_а_т_ь м_ы_с_л_ь в непривычные исторические размышления -- и пробудить интерес. Беседа, конспект для предварительного ознакомления с ней, чтение по точному указанию на 1 1/2 часа в сутки, не требуя отчета и прямо п_о_о_щ_р_я_я сделанным успехом к дальнейшему, поддерживая веру в с_в_о_и с_и_л_ы. Беседа -- не монолог.
Запастись пособиями, картами и представить счет. Курс продолжить на другую зиму -- от меня. О_г_л_я_д_к_у н_е с п_е_р_в_о_г_о р_а_з_а, а установив ход дела, чрез месяц, например.
Конспект, крупно и разборчиво переписанный, в две печ[атных] страницы для каждой беседы. Не р_е_п_е_т_и_ц_и_я пройденного пути, а изучение в_н_о_в_ь.
Министр: история должна же давать им уроки, а этого они ни от кого не услышат, кроме профессора. Это ляжет в них на всю жизнь. С_о_р_р_е_л_ь. Прежде всего им надо говорить правду. Тэн -- разговор о нем с с_а_м_и_м: всего не читал, но местами -- больше всего понравился язык. Как изображены злоупотребления монархии! А как дошло дело до террора, и эти злоупотребления показались маловажными, сносными сравнительно с ужасами [17]93 г. Признание о самодержавии, сцепляющем агломерат народов; без него, уверен, отпадут и Финляндия, и Зап[адный] край, и Кавказ. О Виноградове и Грановском, Васильевском, о бестактности "Московских] ведомостей]" по поводу Корфа* и путешествия ц[есареви]ча*.
Лица окружающие: гр. Олсуфьев -- самолюбие, капитан А.-- корабельная архитектура -- прекрасный молодой человек, врач Алышевский -- надобно щадить его самолюбие (его система лечения холодным воздухом). Живут вместе, тесным кружком, как на необитаемом острову {Далее четыре строки оставлены чистыми.}.
Учителя истории дают уроки истории, но не сама история: зачем ей это делать, когда на то есть у ней учителя?
И_с_т_о_р_и_я, г[ово]рят не учившиеся ист[ории], а только философств[овавшие] о ней и потому ею пренебрегающие -- Гегель, никого ничему не научила. Если это даже и правда, истории нисколько не касается как науки: не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. Но это и неправда: история учит даже тех, кто у нее не учится; она их п_р_о_у_ч_и_в_а_е_т за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо ее или вопреки ее, тот всегда в конце жалеет о своем отношении к ней. Она пока учит не тому, как жить по ней, а как учиться у нее {Над строкой: доказ[ывает] т[о]л[ь]ко свою пользу.}, она пока только сечет своих непонятливых или ленивых учеников, как желудок наказывает жадных или неосторожных гастрономов, не сообщая им правил здорового питания, а только давая им чувствовать ошибки их в физиологии и увлечения их аппетита {Над строкой: Слепые не видят цветов, но ощуща[ют] свет.}. История -- что власть: когда людям хорошо, они забывают о ней и свое благоденствие приписывают себе самим; когда им становится плохо, они начинают чувствовать ее необходимость и ценить ее благодеяния.
"А_л_е_к_с_а_н_д_р" бежит прямо на Запад, где горизонт догорает последним огнем вечерней зари. Над заревом повисли разорванными лоскутами темно-синие редкие облака. Речная даль впереди белеет тускнеющим стеклом, справа окаймленным чуть заметной линией низкого берега {Далее зачеркнуто: позади парохода.}, и слева поднимается лесистая изогнутая стена. Впереди светло и свежо, а позади парохода сырая и серая мгла сливается с шумом взбудораженной воды и туда убегает черная струя дыма, мед[ленно] выползая из пароходной трубы. На крытой палубе полегли вповалку {Далее зачеркнуто: разместились.} мужики и бабы, а по открытой носовой площадке бродят взад и вперед господа и госпожи 1-го и 2-го класса, парами и поодиночке, готовясь ко сну {Над строкой: нагуливая сон.} и договаривая друг другу последние слова или додумывая последние мысли. Колеса глухо мелют воду, а от носа парохода в обе стороны убегают, пенясь и извиваясь на водяной зыби с мягким {Над строкой: мягко плещущ[им].}рокотом, две недовольные чешуйчатые волны.
Кама, 27 июня
История
Можно знакомить гимназиста с порядками, учреждениями, среди которых ему придется действовать, с людьми, с которыми ему придется иметь дело по выходе из школы, объяснять ему, что значит, для чего назначены и как сложились эти порядки, учреждения, как воспитаны и к чему стремятся эти люди. Здесь нет ничего преждевременного: человеку, готовящемуся вступить в действительную жизнь, отчего заранее не показать обстановку предстоящего ему пути? Это только поможет ему тверже идти по нему. Но говорить гимназисту о понятиях, чувствах и впечатлениях, которые возникнут в нем только по выходе из гимназии, на самом пути действ[ительной] жизни, заранее внушать ему, как он п_о_с_л_е должен относиться к тому или другому,-- это значит разучивать жизнь, как разучивают театральную пьесу, натаскивать гражданина до гражданского возраста, как натаскивают охотничью собаку до настоящей охоты, внушать школьнику идеи и ощущения, прежде чем он в состоянии перевести их в действия воли. Это просто значит делать из человека либо актера, либо автоматическую машинку, положить ему в рот фальшивые макароны и заставить их жевать как настоящие, или еще хуже -- положить настоящие и сказать: "Жуй, но держи пока во рту, а проглотишь завтра, когда будет аппетит {Над строкой: проголодаешься.} (когда придет время обеда)". До каких педагогических и даже прямо безнравственных выводов можно дойти, идя последовательно таким путем мышления! В воспитании надобно различать общие с_р_е_д_с_т_в_а, которыми запасаются в школе для удовлетворения всяких потребностей, могущих возникнуть на жизненном пути, и специальные п_о_т_р_е_б_н_о_с_т_и, ожидающие человека на этом пути. Дать эти средства -- задача школы; пробудить эти потребности в школьниках значит заменить преподавание политической гимнастикой.
Есть мысли, не приближающие к истине, но расстраивающие общежитие,-- это мысли о противоречиях бытия. Гораздо больше нужно ума, чтобы их избегнуть, чем чтобы до них додуматься. Потому чаще всего до них додумываются полоумные.
+ Большинство современных верующих имеют не веру, а только аппетит веры, как дурной остаток хорошей наследственной привычки; это влюбчивые в церковь религиозные старички, которые, утратив способность верить сердцем, смакуют воспоминание о вере воображением.
Какая мерка для оценки прошедших исторических состояний?
У маленьких людей всегда большие притязания, как у несчастных большие надежды, и наоборот. Потому маленькие и несчастные утешаются ожиданием того, чего не имеют, а большие и счастливые скучают тем, что нечего желать. Этим поддерживается равновесие общежития: обе стороны не завидуют [друг] другу и мирятся с положением одна другой (первая сторона перестает завидовать второй, а вторая начинает жалеть о первой).
Они так переполнены чувством собственного достоинства, что для самого достоинства не остается в них ни на дюйм места.
П[етр] I готов был для предупреждения беспорядка расстроить всякий порядок.
Предки израсходовали всю пену власти, оставив потомкам только одни осадки {Далее две строки оставлены чистыми.}.
Популяризатор совсем не то, что вульгаризатор: первый пускает идею или знание по вольному ветру, заражая людей, второй влачит ее по уличной грязи, забавляя мальчишек.
Большинство людей умирает спокойно потому, что так же мало понимают, что с ними делается в эту минуту, как мало понимали, что они делали до этой минуты.
История -- факты и отношения, история литературы -- мечты, идеалы, настроения. Источники для первой -- вся письменность и всего менее художественная литература, для второй -- всего более последняя и отчасти остальная письменность.
Многие живут только потому, что как-то ухитрились родиться и никак не умеют умереть. Жизнь их тем бесцельнее, чем нецелесообразнее было их рождение.
Ему ничего не дало в_о_с_п_и_т_а_н_и_е и во всем отказала п_р_и_р_о_д_а; всего ждать может от с_у_д_ь_б_ы.
Кама, 23 июня
Наше ораторское искусство действует на чувство, а не на волю, трогает, но не убеждает, выкрадывает или ловит чужую мысль, а не склоняет и не пленит ее. Вина в слушателях: они любят быть тронутыми, но не способны быть убежденными; это поврежденные, а не мыслящие люди {Далее: Ср. Сиэс С. Бева V, 199.}. Оратор к мысли слушателя прокрадывается, чтобы разбудить, как осторожная горничная к спящей нервной барыне -- сперва осторожно погладит. Скажите громко прямо к разуму: "Сударыня, пора вставать!" Испугаете и вызовете истерический припадок.
Аксиомы не доказ ываются; их истинность доказательна своей неопровержимостью.
Сидячее движение современного европейца сообщает современной действительности призрачный характер {Над строкой: свет.}электрического солнца среди темной ночи.
1899 г.
Перелом во властях со второй забастовки -- ожесточение.
Неделя 15--21 февр[аля]
Понед[ельник], 15-е -- начало забастовки*. Сцены у Соколовского и Виноградова. Правление увольняет 34 студента за сходку {Далее зачеркнуто: 16.}, 17-го -- Ласточкина и Яковлева за выходки и еще 58 за агитацию. 18-го -- еще увольнение 70-ти с чем-то (всего, кажется, 165). Семинарий у меня не состоялся. 18-го студенты просили за Яковлева*. 21-го -- частное совещание {Подчеркнуто красным карандашом.} профессоров с ректором. Эпизоды. Полномочие профессорам от ректора объявлять студентам о предстоящем пересмотре приговоров правления.
Маслен[ица], 22--28 февр[аля]
24-го -- обед у Герье для юбилейных ораторов со Стасюлевичем {На полях: 22-го полиция у Никольского?}. Предостережение "Вестнику Е[вропы]"*. Он за Николая I. Ссора Чич[ерина] с Ф. Коршем у Станк[евича] в тот же вечер. 28-го -- у Черинова с Чичериным] об искусстве, сектах (у Трубецкого 26-го -- о разговоре его с Боголеповым {Подчеркнуто синим карандашом.}).
1-я нед[еля поста], 1--7 марта
2 марта депутаты Исп[олнительного] комитета у меня с петицией*. 3-го -- два объявления о возвращении высланных. Разрешенные ректором генеральн[ые] сходки* по факультетам (3-го и 4-го). На генеральной в актовом зале -- 700 забастовать, 300 против. На филологической около 30 не прекращавших посещение лекций удалены со сходки и просили инспекцию защитить и поддержать их. Семинария 4-го опять не было: студенты усланы помощником инсп[екто]ра на сходку для усиления партии мирных. Просьба ко мне забастовщиков п_о_в_т_о_р_и_т_ь п_р_о_п_у_щ_е_н_н_ы_е л_е_к_ц_и_и (6-го).
2-я нед[еля поста], 8--14 марта
Возобновление лекций, нормально посещаемых {Далее зачеркнуто: Просьба ко мне от забастовщиков (10-го) повторить пропущенные [лекции].}. Повторительное чтение (11 м[а]рта) от 2 до 4 [часов]. Бюлле тень 11 м[а]рта о формах дальнейшего протеста, решенного 1035 голосами при 481 еще не поданных (продолжать ли забастовку или петицию Ванновскому*). 13-го р_е_ш_е_н_а {Подчеркнуто красным карандашом.}забастовка.
3-я нед[еля поста], 15--21 марта
Возобновление забастовки по постановлению большинства. 15-го Герье уговаривает вместо лекции. Ему: лично против забастовки, но подчиняются большинству (значит, оно из противников его +из минусов) {На полях фраза очерчена красным карандашом.}. С 17-го прекращение занятий с увольнением всех студентов до 22-го*. Насильственное прекращение лекции Соколовского 16-го. Болезнь ректора Зернова*. Поводы вторичной забастовки: неисполнение обещания сходок ректором и требование педелиной инструкции. 17-го -- п_р_е_к_р_а_щ_е_н_и_е з_а_н_я_т_и_й в у[н_и_в_е_р_с_и_т_е]т_е. 19-го -- у Беклемишевой Нарышкин о возобновлении занятий по решению большинства на сходке 1 марта в Петербургском] у[ниверсите]те. В Харькове занятия возобновились после вторичного приема всех студентов, объявленных уволившимися. 17-го Угримова -- о взятии Киевского у[ниверсите]та Драгомировым: "У[ниверсите]т занят; жду неприятеля". Там со стороны студентов были буйства в аудиториях и лабораториях. У нас 15-го и 16-го с_т_у_д_е_н_ч_е_с_к_и_е н_е_д_е_л_и только наблюдали и записывали посещающих лекции. Впрочем, Тихомирова или Зографа пытались на лекции заставить уйти (при 4 слушателях) дов[ольно] грубо. 19-го первый разговор с Яков[левым] (растерянное стадо; картина сходки на универс[итетском] дворе). Мысль о вмешательстве. Временное закрытие Петербургского] у[ниверсите]та 19 марта. "Моск[овские] ведомости]" 20 марта*. 21-го второй разговор с Яков[левым] (сцены при высылках). Невозможность обращения вследствие новых распоряжений у[ниверсите]та и полиции.
В_ы_с_ы_л_к_и
4-я неделя поста, 22--28 марта
Разговоры с Истоминым] 22-го и 23-го: прекращение высылок невозможно; много слов; теперь общие меры; участь высланных облегчена будет при благополучном окончании дела. (21-го же рассказы Яков[лева]*: добродушие полиции, жандарм[ский] офицер дает взаймы высылаемому; арест плем[янника] ректора; сцена на вокзале утром 22-го и ш_а_п_к_и д_о_л_о_й; плачущая ректорша; сцены на Бронной при высылках и прислуга: "З_а ч_т_о ж_е и_х? П_о_б_и_л_и, ч_т_о л_ь, к_о_г_о?" Д_о н_а_у_к_и л_и? Провокаторы с "Р_и_м[с_к_и_м] п_р_а_в_о_м" Богол[епова]* и шпионы с фотогр[афическими] приборами) {Скобки поставлены синим карандашом, на полях текст очерчен красным карандашом.}. 24-го похороны Троицкого. 25-го экстренное заседание ф[акульте]та: не возобновлять лекции ввиду 3-й забастовки. 26-го очередное заседание: нападение на Брандта за переданный им выговор попечителя ф[акульте]ту по поводу его назначения и[сполняющим] д[олжность] декана. Вечер у Дек.: толки о действиях педелей. Толки о э_к_з_а_м[е_н_а_ц_и_о_н_н_о_й] з_а_б_а_с_т_о_в_к_е* {Подчеркнуто красным карандашом.}. Бойкотир[ование] Соколов[ско]го на улице: ш_а_р_л_а_т_а_н, с_п_о_р_т_с_м_е_н!
5-я нед[еля поста], 29 м[арта] -- 4 апр[еля]
Предположенное по слухам битье Тих[омиро]ва не состоялось. 31-го б[ыл] Як[овлев] и хотел уехать домой. 1 апреля начало экзаменов на юрид[ическом] ф[акульте]те и в комиссии. Первые вызванные отказались; третий отвечал; сто прошений взято назад. Ц_и_т_о_в_и_ч о_б_е_щ_а_е_т л_ь_г_о_т_ы {Подчеркнуто красным карандашом.}, каких не ожидают. Покорное отношение попечителя к Трепову. 3 апр[еля] вечером митроп[олит] и Ус. Организация студ[енче]ства у Исполнительного] комитета: выбор членов с кандидатами по запискам, докладчики, десятники. Смена состава при подозрении полиции. Заседание к[омите]та в бассейне Санд[уновских] бань. Слова гр[афа] Толст[ого] студентам о порченой пище в трактире и Тим[иря]з[е]ва о трактире угарном. Снегир[ев] и его сын, высланный в деревню.
[1890-е годы]
29 дек[абря]
У нас всегда были и теперь есть много ученых и мыслящих дельцов, прекрасно знающих {Над строкой: из коих.} каждый среду, в которой он действует, умеющих следить за движением житейской волны, которая несет его. Но у нас недостает приборов, приемов и привычек, чтобы подводить общие итоги жизни, и потому нет уменья собирать и сводить дробные, микроскопические наблюдения в общее представление о положении дел, в цельную картину переживаемой минуты. Короче, у нас очень неудовлетворительно устройство народного с_а_м_о_н_а_б_л_ю_д_е_н_и_я. Космогонический богатырь былин, который с трудом поднимает свои тяжелые ресницы и еще не видит своих ног, потому что по пояс в землю врос. Эта отсталость наблюдения от действительности, недостаточное понимание своей собственной деятельности, словом, недостаток народного самосознания -- вот точка {Над зачеркнутым: та.} зрения, которая служит исх[одным] пункт[ом] русск[ого] пессим[истического] миросозерц[ания], почва, на которой растет русский пессимизм. Как скоро на эту почву попадет нетерпеливая, излишне возбужденная туземная мысль {Далее зачеркнуто: из нее.}, вырастают представления, которые становятся питательным содержанием {Над строкой: материалом.} пессимизма. Это представления о том, что русская мысль и русская действительность далеко разошлись друг с другом и идут каждая своей дорогой, что первая, не понимая потребностей второй, не в состоянии направлять ее, а вторая, предоставленная своим стихийным влечениям, может привести к роковым результатам или по крайней мере к неожиданным кризисам и что не предвидится средств восстановить дружное взаимодействие той и другой.
[1900--1901 гг.]
В ряду мер для упорядочения университетской, собственно студенческой жизни не последнее место занимает устройство материального вспомоществования недостаточным студентам. В заявлениях студентов встречаем горькие жалобы на неравномерное и несправедливое распределение стипендий и пособий, на то, что степень недостаточности при этом распределении отходит на задний план, что стипендия в руках инспекции превращается в награду за благонадежность, зачетную исправность и т. п. Здесь важна не фактическая точность, а самая возможность подобных жалоб и подозрений. Желательно, чтобы не существовало никаких к тому поводов. Насколько важен для студентов вопрос о целесообразном устройстве материального вспомоществования недостаточным товарищам, об этом можно судить по тому, что Союзный совет землячеств, первоначально поставивший себе главной целью оказывать материальную поддержку своим членам, именно по вопросу о злоупотреблении разными видами благотворительности со стороны инспекции едва ли не впервые столкнулся с университетскими порядками, проявил свое оппозиционное направление.
Московский университет с примыкающими к нему благотворительными учреждениями располагает весьма обильными средствами вспомоществования недостаточным студентам. Это можно видеть по нижеследующим двум таблицам, из коих первая представляет распределение этих вспомогательных средств по размерам, факультетам и курсам, а вторая -- по источникам, из которых эти средства почерпаются. В обеих таблицах сведены данные, относящиеся к 1899/1900 академическому, последнему вполне законченному отчетному году. Эти данные извлечены из записной инспекторской книжки, из дел Правления университета и канцелярии инспектора, из дел Комитета Общества для пособия нуждающимся студентам Московского университета и из дел Комитета Общежития имени императора Николая II {Далее текст написан почерком неизвестного лица, причем страница пронумерована 4, тогда как предыдущая -- 2.}.
Материальная помощь студентам в 1899/1900 академическом году выразилась:
1. В выдаче стипендий на сумму приблизительно -- 150 069 руб. 65 коп.
2. В освобождении от платы за слушание лекций (считая годовую плату в среднем равною 90 руб.) на сумму -- 125 550 руб.
3. В выдаче пособий из казенных и благотворительных сумм университета на сумму -- 41 695 руб. 39 коп.
Итого от университета -- 317 315 руб. 04 коп.
4. В выдаче пособий от Комитета Общества вспомоществования недостаточным студентам на сумму -- 36 309 руб. 21 коп.
5. В выдаче бесплатных обедов на сумму -- 22 570 руб. 34 коп.
Итого от Комитета -- 58 879 руб. 55 коп.
6. В пособиях случайного характера на сумму -- 19 260 руб. 03 коп.
7. В даровом содержании 42 студентов в Лепешкинском общежитии (считая в среднем 9-месячное содержание в 308 руб. 43 коп.) на сумму -- 12 954 руб. 06 коп.
8. В даровом содержании 6 студентов в общежитии Николаевском на сумму -- 1800 руб.
9. В скидках с платы за содержание в Николаевском общежитии с остальных студентов -- 6880 руб.
10. В уплате комиссиями и отделениями Комитета Николаевского общежития за содержание в этом общежитии 10 студентов в весеннем полугодии -- 1400 руб.
11. В выдаче пособий деньгами, платьем и обувью студентам Николаевского общежития -- 582 руб.
Итого от Николаевского общежития -- 10 662 руб.
Всего оказано помощи на сумму -- 419 070 руб. 68 коп. {Далее текст написан В. О. Ключевским.}
В этот общий итог не вошли суммы, не поддающиеся учету, например стоимость содержания студентов, живущих в Ляпинском общежитии, так что этот итог можно признать минимальным. Несмотря на столь обильные средства вспоможения, в 1899/1900 академическом году 69 студентов были уволены из университета за невзнос платы.
1901 г.
З_а_с_е_д[а_н_и_е] к_о_м_[и_с_с_и_и] 2 м_а_р_т_а*
Одесса, 23 февр[аля], сходка, председатель Нейман. 11 студентов против беспорядков.
Духовской -- спросить заключения всех профессоров о причинах волнений.
Предложение Алексеева -- как судить.
Предложение Снегирева -- ознакомиться с данными Мин[истерства] вн[утренних] дел.
Председатель -- Зернов.
Студенты требуют совещаний с комиссией по курсам с тремя требованиями.
Предполагаемая сходка у Пушкина от Комитета общественного] протеста со студенческими] требованиями и рабочих союзов (допущения).
Шмеман в Межев[ом] инст[итут]е 1 марта. Межевики требуют Устава [18]63 г. {Над зачеркнутым: мера.} (гонорар в руки профессорам).
З_а_с_е_д_а_н_и_е 3 м_а_р_т_а
Студенты желают знать текущие дела Правления, судьбу арестованных. Собирают подписи желающих посещать лекции в ожидании перемен универс[итетских] порядков.
Предложение просить о выпуске арестованных из тюрьмы, заменив помещением белее сносным или по домам -- для осведомления студентов.
Виноградов -- выяснить задачи комиссии: 1) выяснение причин волнений; 2) сношения со студентами, сообщения им и заявления от них. Профессора г[ово]рят со студентами отдельно от комиссии. Как отвечать на запросы студентов, когда решения по этому делу еще нет и мнение ее не высказано? Скажу, узнав от Кам[аровского?]. Обращение Комиссии к профессорам о сообщении своих переговоров со студентами.
На вопросы о других унив[ерситета]х отвечать: "Не знаю".
Заседания на следующей неделе в среду и субботу (7 и 10 {Позже исправлена на 9.} марта 8 час[ов] веч[ера]).
Подкомиссия разбора документов -- Цераский, Камаровский, Снегирев и я.
Цирк[уляр] Министерства] н[ародного] пр[освещения] 21 июня [18]99 г.* Циркуляр комиссии 9 марта [1]901 [г.]: собеседования студентов с их преподавателями в часы лекций по вопросам, касающимся университетской] жизни, считать дозволенными. Просить осведомить об этом комиссию.
Сообщая об этом профессорам и приват-доц[ентам], заменяющим штатных профессоров, имею честь указать, что ими могут производиться вышеупом[янутые] собеседования с их слушателями в часы лекций, с тем, однако, чтобы собеседования эти не мешали правильн[ому] ходу преподавания. При этом имею честь просить професс[оров] и преподав[ателей] самих своевременно объявлять студентам об окончании каждого собеседования.
З_а_с_е_д_а_н_и_е 17 м_а_р_т_а
Слова ректора о роли комиссии.
Попечитель 17 м_а_р_т_а Зернову. Сообщить профессорам чрез членов комиссии, чтобы они на собеседованиях не ставили на решение студентов вопроса о забастовке. Если профессора будут ставить такие вопросы и будут принимать от ст[удентов] противозаконные требования, то это будет полным крахом того дела успокоения студентов, которое имели в виду эти собеседования.
Голосование о посещавших у Умова.
2-й курс.
Марта 14 беседа Новгородцева. Сторонних возбуждений нет. Занятий не возобновят 73 против 60 по причине пострадавших.
Донос 5-ти инспекций. Доверие профессорам. Ректор вызывал Н[овгородце]ва для замечания.
Бумага попечителя от Шварца о прокламациях.
Вывесить список пострадавших.
Заявления студентов комиссии.
[А.] Б. Фохт -- заявление от себя.
Павлов -- 3-й курс ест[ественного] факультета. Голосование по всем правилам.
Умов -- 1-й курс математиков] и ест[ественни]ков, против забастовки из 200 [голосовало] 185.
Андреев -- 1-й к[урс] математиков. Трое не могут поговорить без участия инспекции. Запрос о гарантии комиссии. Отказались сами от голосования по забастовке. Вопрос об студенческом деле, организации поднят профессором. "Когда комиссия кончит дело?" -- спрашивали студенты. О_б_е_щ_а_л о_с_в_е_д_о_м_л_я_т_ь студ[енто]в о решениях комиссии.
Шесть юристов о порядках.
1-й курс.
Мануйлов* -- 160 ст[уденто]в желают возобновлять занятия {Далее зачеркнуто: После Новгородцева, с которым не решили ничего.}.
После Соколовского. 12--13 марта в тюрьме 22 студента -- Духовской.
У Г_е_р_ь_е с_п_р_о_с_и_т_ь к_о_н_ф_и_д_е_н_ц_и_а_л_ь_н_ы_й д_о_к_л_а_д* No 22.
Виноградов -- выработать весь доклад к лету.
К В. И. Герье 25 марта 2 часа {Далее три четверти листа оставлены чистыми.}.
Со студентами постом 1901 [г.]
Разрозненность. Против инсинуаций. Средство заявления нужд {Далее зачеркнуто: Полиц[ейские].}. Инспект[орские] стеснения. Недостаток близости проф[ессоров] к студ[ента]м. Против обвинения в полит[ической] агитации.
Временные правила*.
[1.] Недостаток нравств[енного] возбуждения со стороны и поддержки.
3. Средство: курсовая о_р_г_а_н_и_з_а_ц_и_я с кассой (взаимная близость). По группам (по научным интересам). Ненужность инспекций. Читальня -- совещат[ельная] комната.
4. Университ[етские] формальности. Вольное {Далее зачеркнуто: [Воль]ная запись.} посещение лекций. Совпадение обязат[ельных] часов с необязат[ельными].
5. {Далее зачеркнуто: Шестая часть лекций для незачета.} Незнакомство студ[ентов] друг с другом.
6. {Далее зачеркнуто: О плате.}
КОММЕНТАРИИ
ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ 1891--1901 гг.
1891 г.
Оригинал хранится в ОРФ ИИ, ф. 4, оп. 1, д. 222, л. 4--5. Автограф. Карандаш. Текст написан на типографском тексте "Положения к чтению Владимира Соловьева в Психологическом обществе о причинах упадка средневекового миросозерцания".
* Чит[ал] 19 окт[ября] 1891.-- Имеется в виду выступление В. С. Соловьева с рефератом "Об упадке средневекового миросозерцания. Реферат, читанный в заседании Московского психологического общества 19 октября 1891 г." (Соловьев В. С. Собр. соч. Т. VI (1886--1896). СПб., "Общественная польза". Б.г. С. 347--358).
* Любим Торцов -- персонаж пьесы А. Н. Островского "Бедность не порок".
* Аввакум -- протопоп, один из основателей старообрядчества, был сожжен в срубе (XVII в.).
1892 г.
Оригинал хранится в ОРФ ИИ, ф. 4, оп. 1, д. 222, л. 2. Автограф. Карандаш. Текст написан на отдельном листе бумаги. Впервые опубликован: Киреева Р. А. В. О. Ключевский. Исторические миниатюры // Неделя. 1963. 9--15 июня. No 24. С. 11.
1893 г.
Оригинал хранится в ОР ГБЛ, ф. 131, п. 15, д. 8. Автограф. Карандаш, кроме первой даты, поставленной чернилами. Текст написан в одной тетради, названной Ключевским "Афоризмы и мысли об истории. 1893". В настоящем издании сохранена хронологическая непоследовательность подлинника. 16--19 июня
* (Брикнера).-- Имеется в виду статья: Врикнер А. Съезд историков в Мюнхене 4--7 апреля 1893 года (Вестник Европы. 1893. Кн. VI. С. 865--876).
8 июля
* ...о бестактности "М[осковских] в[едомостей]" по поводу Корфа.-- Возможно, что Ключевский имеет в виду деятеля народного просвещения, пропагандиста идеи всеобщего обязательного просвещения Н. А. Корфа, который в 1883 г. выставил свою кандидатуру на должность заведующего городскими училищами Москвы. Газеты "Московские ведомости" и "Новое время" подняли враждебную по отношению к Корфу кампанию, в результате которой он снял свою кандидатуру.
* ...путешествие ц[есареви]ча.-- По-видимому, речь идет о путешествии на Дальний Восток в 1891 г. цесаревича Николая (впоследствии Николай II), на которого в Японии было совершено покушение -- его ударил саблей по голове японский полицейский.
1899 г.
Оригинал хранится в ОРФ ИИ, ф. 4, оп. 2, д. 7. Автограф. Карандаш. Текст написан на отдельном листе бумаги, год поставлен синим карандашом. 15--21 февр[аля]
* ...15-е -- начало забастовки.-- Толчком к забастовке послужило столкновение петербургских студентов с полицией 8 февраля 1899 г. Волна студенческих движений прокатилась по всей России. Первая сходка студентов Московского университета состоялась 13 февраля, с 15 февраля начались систематические сходки. Студентами был создан Исполнительный комитет, выпускались прокламации. С 15 февраля начались аресты и высылки студентов из Москвы.
* Алексей Иванович Яковлев -- студент 3-го курса, впоследствии известный историк. В архиве Ключевского хранится черновой набросок письма (ОР ГБЛ, ф. 131, п. 34, д. 76), на котором синим карандашом рукой Ключевского написано: "Письмо о Яковлеве". Остальной текст написан простым карандашом на обороте типографского извещения об очередном заседании Общества истории и древностей российских 20 февраля 1899 г. Письмо адресовано Д. Н.-- видимо, это Д. Н. Зернов, который был ректором Московского университета до 22 марта 1899 г.
"Решаюсь беспокоить Вас ходатайством об исключенном из М[осковского] у[ниверсите]та студенте 3-го к[урса] историко-филологического ф[акульте]та Яковлеве.
Он написал прекрасное сочинение по русской истории для соискания медалей, когда еще состоял на 1-м курсе: редкий случай в истории {Далее зачеркнуто: московск[ого].} русских университетов. Это дало мне возможность {Над зачеркнутым: случай.} узнать его ближе, чем его товарищей. По неоднократным беседам с ним я составил себе понятие о нем как о {Далее зачеркнуто: [о]б.} благовоспитанном и образованном молодом человеке, даровитом и вдумчивом, с живой научной любознательностью. Он не раз обращался ко мне за советами и указаниями по начатым им занятиям предметами исторического отделения ф[акульте]та, и чем ближе узнавал я его, тем более укреплялся в составленном о нем мнении, возлагая на него с[амые] добрые надежды. Думаю, что поступок {Далее зачеркнуто: за.}, навлекший на него такую беду и поразивший меня своей неожиданностью, вызван был крайне возбужденным состоянием в столкновении с товарищем и не имел неисправимо дурных побуждений. Безвозвратное удаление его из Москвы прервет столь успешно начатые им научные занятия, лишив его привычного преподавательского руководства и {Далее зачеркнуто: оных.} научных средств, какие он находит в Московском университете. Если Вы {Далее зачеркнуто: глубокоуважаемый Д. Н.} поможете {Над строкой зачеркнуто: возм[ожному].} смягчению его вины и возможному облегчению постигшей его кары, Вы, может быть, спасете прекрасного работника {Над зачеркнутым: дельца.}для русской науки и школы. Я с своей стороны готов вполне поручиться за его благонадежное поведение по возвращении в Моск[овский] у[ниверсите]т. Еще раз усерднейше умоляю Вас, глубокоуважаемый Д. Н., оказать отечески благожелательное и сострадат[ельное] внимание к прискорбному положению молодого человека.
21 февр[аля] 1899".
22--28 февр[аля]
* Предостережение "Вестнику Е[вропы]".-- 20 февраля 1899 г. журналу "Вестник Европы" было сделано второе предостережение (первое -- 15 декабря 1889 г.) "ввиду вредного направления журнала "Вестник Европы", проявлявшегося неоднократно в статьях этого журнала, касающихся правительственных мероприятий в Финляндии...".
[1--7 марта]
* 2 марта депутаты Исп[олнительного] комитета у меня с петицией.-- В архиве Ключевского хранится обращение студентов Московского университета, датированное Ключевским 2 марта 1899 г. Текст гектографирован с вписанным от руки обращением (ОР ГБЛ, ф. 131, п. 30, д. 15). Дата поставлена карандашом рукой Ключевского.
"Многоуважаемый Василий Осипович! {Имя и отчество написаны тушью.}
Студенты Московского университета считают долгом выяснить наставникам свои действия и обратиться к ним за п_о_м_о_щ_ь_ю и р_у_к_о_в_о_д_с_т_в_о_м {Подчеркнуто Ключевским простым карандашом.}.
Вы, конечно, знаете, что причиной нашей м_и_р_н_о_й з_а_б_а_с_т_о_в_к_и {Подчеркнуто Ключевским синим карандашом.}послужило возмутительное насилие над петербургскими товарищами, ярко подчеркнувшее наше вообще бесправное положение {Подчеркнуто Ключевским красным карандашом.} и необходимость коренного пересмотра отношений между администрацией и студенчеством.
В настоящее время высочайшим назначением комиссии этот протест признан заслуживающим внимания как не имеющий политической окраски и носящий характер не временной вспышки, а жалобы систематически оскорблявшихся людей, просящих всестороннего и полного рассмотрения своих требований. Московское студенчество находит, что поручение разбирательства дела комиссии Ванновского и опубликование этого удовлетворяет выставленным просьбам, и считает дальнейшую забастовку н_а э_т_о_й п_о_ч_в_е {Подчеркнуто Ключевским синим карандашом.} ненужной и н_е_с_о_г_л_а_с_н_о_й с в_о_л_е_й в_ы_с_ш_е_й в_л_а_с_т_и {Подчеркнуто Ключевским красным карандашом.}. Оно, однако, не может приступить к правильным университетским занятиям, пока не будут удовлетворены его требования, разрешение которых не лежит на комиссии ген[ерал]-ад[ъютанта] Ванновского, по его собственному заявлению петербургским студентам. Эти требования таковы:
1. В_о_з_в_р_а_щ_е_н_и_е т_о_в_а_р_и_щ_е_й, в_ы_с_л_а_н_н_ы_х П_р_а_в_л_е_н_и_е_м у_н_и_в_е_р_с_и_т_е_т_а и_л_и п_о у_к_а_з_а_н_и_ю е_г_о и и_н_с_п_е_к_ц_и_и в_о в_р_е_м_я п_о_с_л_е_д_н_и_х в_о_л_н_е_н_и_й, в в_и_д_у т_о_г_о ч_т_о э_т_и в_о_л_н_е_н_и_я н_о_с_и_л_и у_н_и_в_е_р_с_и_т_е_т_с_к_и_й, а н_е п_о_л_и_т_и_ч_е_с_к_и_й х_а_р_а_к_т_е_р {Подчеркнуто на гектографе.}. На неполитический характер забастовки, при котором лишь и возможны административные высылки с вмешательством полиции, указывает также и отсутствие высылок в высших учебных заведениях, не подлежащих ведению Министерства народного просвещения.
2. У_с_т_р_а_н_е_н_и_е п_р_и_ч_и_н т_а_к_и_х о_г_у_л_ь_н_ы_х в_ы_с_ы_л_о_к б_е_з с_у_д_а и с_л_е_д_с_т_в_и_я и н_а б_у_д_у_щ_е_е в_р_е_м_я в д_е_л_а_х ч_и_с_т_о а_к_а_д_е_м_и_ч_е_с_к_и_х {Подчеркнуто на гектографе.}.
Н_а э_т_о_й п_о_ч_в_е мы нравственно обязаны п_р_о_д_о_л_ж_а_т_ь з_а_б_а_с_т_о_в_к_у {Подчеркнуто Ключевским красным карандашом.}, так как лишились около 1000 товарищей, столь же невиновных, как и мы сами, в требовании же устранения административно-университетского произвола мы вполне солидарны с мнением 42 профессоров, подавших 4 года назад московскому генерал-губернатору петицию, в которой заявляют о необходимости профессорского суда.
И теперь мы надеемся, что Вы с полным сочувствием отнесетесь к нашим стремлениям и своим а_в_т_о_р_и_т_е_т_н_ы_м з_а_я_в_л_е_н_и_е_м {Подчеркнуто Ключевским синим карандашом.} поможете нашему делу.
* Причинами, устранение коих желательно студенчеству, являются п_р_о_и_з_в_о_л_ь_н_о_с_т_ь и б_е_з_а_п_е_л_л_я_ц_и_о_н_н_о_с_т_ь {Подчеркнуто Ключевским красным карандашом.} действий инспекции, не контроли[руемых] ни следствием, ни судом профессоров".
* Разрешенные ректором генераль[ные] сходки...-- Под влиянием студенческой забастовки ректор Д. Н. Зернов вынужден был пойти студентам на уступки и разрешил открыть аудитории для проведения легальных курсовых совещаний. Он также дал обещание возвратить арестованных и высланных студентов.
8--14 марта
* П. С. Ванновский -- генерал-адъютант, возглавлял комиссию по расследованию причин студенческого движения.
15--21 марта
* С 17-го прекращение занятий с увольнением всех студентов до 22-го.-- По распоряжению министра народного просвещения Н. П. Боголепова университет закрывался до 22 марта, т. е. до периода экзаменов. Этой тактикой Боголепов рассчитывал дезорганизовать студенческое движение. Однако Исполнительный комитет постановил продолжать забастовку и после 22 марта.
* Болезнь ректора Зернова.-- Ректор Д. Н. Зернов и инспектор Р. И. Державин выразили нежелание оставаться на занимаемых ими должностях. Новым ректором Московского университета стал зоолог А. А. Тихомиров, а инспектором--Я. А. Корнеев.
* "М[осковские] вед[омости]" 20 марта.-- Видимо, Ключевский имел в виду передовую статью "Воспитательные задачи университета", в которой проводилась мысль о том, что высшая школа "должна быть прототипом нормальной, законной жизни, не терпящей никаких уклонений от установленного порядка".
22--28 м[арта]
* 21-го же рассказы Яков[лева].-- В архиве Ключевского сохранилось письмо А. И. Яковлева от 21 марта 1899 г., в котором он писал, что из университета уволено и выслано более 450 человек и что ему, по-видимому, "недолго придется ждать очереди". В открытке, написанной ночью 11 апреля 1899 г., Яковлев сообщал Ключевскому, что его "берут в охранное отделение" (ОР ГБЛ, ф. 131, п. 34, д. 76).