Въ концѣ статьи о составѣ представительства на земскихъ соборахъ древней Руси (Русская Мысль 1892 г., кн. I, стр. 172), объясняя, почему въ составѣ соборовъ XVI вѣка мало замѣтенъ выборный элементъ, если только онъ присутствовалъ, я прибавилъ, что первое прямое указаніе на его присутствіе встрѣчаемъ уже въ XVII в. Именно одинъ жившій въ Россіи иностранецъ, разсказавъ въ письмѣ 1605 г. о гибели сына царя Бориса, говоритъ далѣе, что, по распоряженію перваго самозванца, "были созваны выборные отъ народа для засвидѣтельствованія этого печальнаго событія и имена выборныхъ были внесены въ списки на тотъ конецъ, чтобы, въ случаѣ нужды, они могли удостовѣрить, если бы кто сталъ выдавать себя за молодаго царевича, что они видѣли его мертваго собственными глазами". Такъ гласитъ русскій переводъ итальянскаго письма неизвѣстнаго по имени иностранца, напечатанный въ издаваемой археографическою коммиссіей Русской Исторической Библіотекѣ (т. 8, стр. 74). Но по справкѣ съ подлинникомъ переводъ оказался не вполнѣ вѣрнымъ. О составѣ созваннаго тогда собранія подлинникъ говоритъ: tutti li principal del popolo si sono chiamati etc. По указанію знающихъ итальянскій языкъ, это выраженіе можно понимать въ томъ смыслѣ, что были созваны всѣ власти или старѣйшины, вообще лучшіе, выдающіеся люди народа. Значитъ, въ этихъ 1і principali del popolo скорѣе можно видѣть представителей, призванныхъ на соборъ по должностному положенію или общественному значенію, чѣмъ по спеціальному ad hoc мірскому выбору, и въ такомъ случаѣ это собраніе какъ по составу, такъ и по цѣли созыва было совершенно похоже на земскіе соборы XVI вѣка: властные или вліятельные люди были призваны, чтобы обязаться засвидѣтельствовать, когда это понадобится, фактъ, который они видѣли собственными глазами. Во всякомъ случаѣ, въ приведенномъ свидѣтельствѣ нельзя видѣть прямаго указанія на выборный составъ собора 1605 г. Послѣ этого первымъ такимъ указаніемъ остается извѣстное свидѣтельство капитана Маржерета о другомъ соборѣ того же года, созванномъ недѣлями тремя позднѣе, на судъ котораго самозванецъ отдалъ кн. В. Шуйскаго, обвинявшагося въ распространеніи слуховъ о его самозванствѣ. Капитанъ Маржеретъ, служившій тогда въ Москвѣ, въ иноземной гвардіи самозванца, пишетъ, что кн. Шуйскій fut accusé et convaincu en presence de personnes choisies de tous estats (по изданію 1669 г., стр. 127). Это извѣстіе слишкомъ лаконично, чтобы дать ясное представленіе о составѣ судившаго кн. Шуйскагособора, но безспорно говоритъ о присутствіи выборныхъ на этомъ соборѣ: лица, выбранныя изъ всѣхъ чиновъ или сословій, едва ли могутъ значить что-нибудь другое.