Кок Поль, де [Charles Paul de Kock, 1794--1871] -- французский писатель. Родом парижанин, К. прекрасно изучил быт и нравы самых различных слоев населения столицы и стал широко пользоваться материалом своих наблюдений. Одна из наиболее рельефных характеристик его творчества была дана уже в 40-х гг. Белинским: "Мир Поль де Кока -- это мир гризеток, солдат, поселян, среднего городского класса; его сцена, -- это бульвар, публичный сад, трактир, кофейная средней руки, иногда кабак, комната швеи, бедная квартира честного ремесленника. Он редко заглядывает в салоны, а если иногда и заглядывает, то не для чего другого, как для показания к ним полного своего презрения. Это французский Теньер лит-ры. Он не поэт, не художник, но талантливый рассказчик, даровитый сказочник.
Не обладая даром творчества, он обладает способностью вымысла и изобретения, умеет завязать и развязать историйку и хотя написал их бездну, но ни в одной не повторил себя" (Белинский, Сочин., под ред. С. А. Венгерова, т. III, стр. 431).
К. продолжает традиции фривольной литературы XVIII в. Эпоха К., эпоха прихода к власти буржуазии во Франции, выдвинула роман-фельетон, привлекший многих талантливых писателей: А. Дюма, Эжен Сю, Фредерик Сулье, Поль Феваль, Понсон дю Террайль и К. были самыми блестящими представителями развившегося жанра. Основные недостатки романов К.: небрежность стиля, несвязность сюжетных линий, угождение грубоватым вкусам буржуазной толпы и т. д. Но К. был талантлив и сделал в газете XIX в. то, что Мариво -- в журналистике XVIII века. Литературная зависимость К. от Мариво, Н. Ретиф де ля Бретонна и дворянской эротической литературы несомненна, но характер "социального заказа" буржуазии был уже не тот, что в эпоху заката дворянских вкусов. К., как и вся группа романистов-фельетонистов, придерживался своеобразного реализма, определенного самим жанром бытоописательного романа с "пикантными" подробностями, но ни глубины, ни широты он не проявлял, довольствуясь несколькими характерными клише: сентиментальной гризетки, надменной красотки, обольстителя, сластолюбивого старикашки, жуира-буржуа и т. д. Психология его персонажей схематична, а интрига забавно запутана, как у эпигонов романа XVIII в. Из огромного числа его произведений наиболее художественными являются "Mon voisin Raymond", "Georgette", "Gustave" и др. За последние 50 лет К. не читают, но его имя давно стало нарицательным для обозначения произведений, заподозренных в фривольности, хотя история лит-ры знает гораздо более циничных авторов. Живой юмор К. нашел выход и в нескольких сборниках стихов и в чрезвычайно веселых водевилях и комических операх.
Большинство произведений К. было переведено в 30-х -- 40-х гг. и позднее на русский яз. и вышло несколькими изданиями ("Физиология женатого человека", СПБ., 1843; "Эдмонд и Констанция", Москва, 1839; "Парижская красавица", СПБ., 1842, и много других).
Кок (Kock), Поль Шарль де [21.V.1793, Пасси, близ Парижа, -- 29.VIII.1871, Роменвиль (деп. Сена)] -- франц. писатель. Сын голл. банкира, принявшего франц. гражданство во время франц. бурж. революции конца 18 в. и казненного в 1793 Конвентом. К. рос и учился в Париже, в доме матери. Его первый роман с запутанной интригой "Ребенок моей жены" ("L'enfant de ma femme", 1812) не имел успеха. Начиная с 1814 в парижском театре "Амбигю комик" шли мелодрамы К. "Мадам де Вальнуар" ("M-me de Valnoir"), "Екатерина Курляндская" ("Cathérine de Courlande") и др. Популярность К. началась с романов "Жоржетта..." ("Georgette...", v. 1--4, 1820), "Густав..." ("Gustave, ou Le mauvais sujet", v. 1--3, 1821), "Мой сосед Раймон" ("Mon voisin Raymond", v. 1--4, 1823) и др. Всего К. написал более 400 произв., среди них комедии, водевили (порой переделанные из собств. романов), одноактные комедии, сб-ки песен и стихов. Наибольшим успехом, вплоть до 80--90-х гг. 19 в., пользовались его романы, переведенные на большинство европ. языков. Для них характерны комич. похождения героев -- молодых повес и старых жуиров из мелкой и средней буржуазии Парижа в мещанском мирке сентимент. гризеток, торговок и ремесленников. Отсутствие психологич. анализа и социальных обобщений, замененное пикантными подробностями быта, запутанная интрига, неизменно оканчивающаяся благонамеренно поучит. развязкой, небрежный разговорный язык К. нравились бурж. читателю. Имя К. рассматривалось по традиции как нарицательное для обозначения "эротической", "фривольной" лит-ры. В. Г. Белинскому принадлежит неск. рецензий на переводы романов К. По отзыву Белинского К. "...не поэт, не художник, но талантливый рассказчик, даровитый сказочник" (Полн. собр. соч., т. 2, 1953, с. 490).
Соч.: Œuvres complètes illustrées, v. 1--299, P., [1902--05]; в рус. пер. -- Полн. собр. соч., т. 1--12, СПБ, 1900--01; Парижская красавица, СПБ, 1842; Физиология женатого человека, СПБ, 1843.
Лит.: Trimm T., La vie de Ch.-P. de Kock, P., 1873; Daudet A., Pages inédites de critique dramatique, P., [1923].
М. А. Гольдман.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 3-- 1966. -- Стб. 646--647.