Кокто Жан
Жан Кокто: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   КОКТО Жан [Jean Cocteau, 1892--] -- современный французский писатель. В начале своей деятельности испытывает сильное влияние символистов и на всем протяжении своего творческого пути является в значительной мере продолжателем Маллармэ и Рембо.
   Мировая война застает К. кубистом, примыкающим к группе, объединившей поэтов -- Аполлинера, Сандрара, Аррагона -- и художников -- Пикабиа, Пикассо и др. Считая, что французский театр отжил свой век, "сделался альбомом старых фотографий", К. пытается произвести переворот на французской сцене в духе кубизма: "Парад" (Parade, 1915), "Бык на крыше" (Le bœuf sur le toit) и "Свадьба на Эйфелевой башне" (Les mariés de la Tour Eiffel, 1923). Однако все это "бунтарство" К. (давшее французским критикам повод рассматривать его как "коммуниста") осталось чисто формальным, не пошло дальше "эпатирования" французской буржуазной публики, характерного для такого художника деклассирующейся мелкой буржуазии, как К. Примкнувший было к дадаизму (см.), что сказывается в особенности в "Стихотворениях" (Poésies, 1920), К. после распада группы французских дадаистов приходит к сюрреализму. Его дальнейшее развитие идет под знаком ухода в мистику, в поэзию подсознательного и приводит К. в конечном счете к католицизму, под знаменем к-рого в настоящее время группируются наиболее реакционные писатели Франции.
   Творческий путь Кокто, отмеченный постоянными переходами от одной группировки к другой, от одного "изма" к другому, -- не только результат литературного дендизма, желания не отстать от литературной моды: это гораздо более глубокое явление. В сюрреализме, в исканиях некоей "потусторонней реальности" и в реакционной мистике католицизма К. пытается найти способ уничтожения того хаоса, к-рый проникает собой все его творчество. Последний роман К. -- "Сорванцы" (Les enfants terribles, 1929), где средством снятия противоречий, лежащих в основе романа, оказывается лишь самоубийство его героини Элизабет, -- подтвердил, что творческий путь К. приводит его в тупик, откуда нет выхода.

Библиография:

   I.
   Самозванец Тома, перев. В. Мониной, с предисл. А. В. Луначарского, изд. "Никитинские субботники", М., 1925;
   Le Cap de Bonne-Espérance, 1919;
   Thomas l'imposteur, 1923;
   Le Grand écart, Roman, 1923;
   Plain-chant, 1923;
   Opera, 1927;
    Le Rappel à l'ordre, 1927.
   
   II.
   Эфрос, Три силуэта, "Современный Запад", 1923, No 4;
   Эйхенгольц М., Современная французская поэзия, "Печать и революция", 1924, No 4;
   Dominique P., Quatre hommes entre vingt, 1924;
   Dubech L., Les chefs de file de la jeune génération, 1925.

А. Е.

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 5. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. -- Стб. 380--381.
   Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-3801.htm

II.

   КОКТО (Cocteau), Жан [5.VII.1889, Мезон-Лаффит (деп. Сена и Уаза), -- 11.X.1963, Мийи-ла-Форе (деп. Сена и Уаза)] -- франц. писатель, художник, театр. деятель, киносценарист. Чл. Франц. академии с 1955. Образование получил в лицее Кондорсе. Дебютировал сб-ками стихов "Лампа Аладина" ("Lampe d'Aladin", 1909), "Легкомысленный принц" ("Prince frivole", 1910) и "Танец Софокла" ("Danse de Sophocle", 1912), отмеченными влиянием Э. Ростана, К. Мендеса и А. де Ноайль. В 1910-е гг. сблизился с постановщиком "Русских балетов" в Париже С. П. Дягилевым и способствовал переходу последнего на позиции кубизма и футуризма. Постановку у Дягилева балета "Парад" ("Parade", 1917) по либретто К. на музыку Э. Сати в декорациях П. Пикассо характеризуют отрицание традиций прошлого, настроения "потерянного поколения". Поэтич. творчество К. воен. и первых послевоен. лет обнаруживает тенденции, свойственные кубо-футуризму и дадаизму: "Ода к Пикассо" ("Ode à Picasso", 1919), поэмы "Мыс Доброй Надежды" ("Cap de Bonne Espérance", 1919) и "Словарь" ("Vocabulaire", 1922), сб. "Стихи" ("Poésies", 1920); в дальнейшем поэзия К. претерпевает эволюцию, аналогичную развитию модернистской живописи 20-х гг. -- от "неоклассики" поэмы "Церковное пение" ("Plain-chant", 1923) к сюрреализму сб. "Опера" ("Opéra", 1927). В сб-ках критич. афоризмов "Петух и арлекин" ("Le coq et l'arlequin", 1918) и "Профессиональный секрет" ("Secret professionnel", 1922) К. выступает как сторонник авангардистской группы "Шестерка" в музыке и дадаизма в лит-ре. Среди романов К. наиболее интересны "Самозванец Тома" ("Thomas l'imposteur", 1923) и "Трудные дети" ("Enfants terribles", 1929), решающие проблему молодого поколения в пользу "детей непросвещенных, свежих до преступления неспособных различать добро и зло". Как драматург К. известен своими попытками "омоложения" античной и шекспировской трагедии -- "Антигона" ("Antigone", 1928) и "Ромео и Джульетта" ("Roméo et Juliette", 1928), пьесами на антич. сюжеты "Орфей" ("Orphée", 1928) и "Адская машина" ("Machine infernale", 1934, -- на основе мифа об Эдипе), двумя психологич. пьесами -- монодрамой "Человеческий голос" ("Voix humaine", 1930) и пьесой "Трудные родители" ("Parents terribles", 1938), в к-рой автор сосредоточивает внимание на психологич. стороне раздирающих бурж. семью конфликтов. С 30-х гг. К. работал как киносценарист и кинорежиссер. После 2-й мировой войны выступил с пьесами "Двуглавый орел" ("L'aigle à deux têtes", 1946), "Вакх" ("Bacchus", 1952) и сб. стихов "Мрачный свет" ("Clair obscur", 1954).

Сочинения:

   Œuvres complètes, v. 1--11, Lausanne, 1947--51;
   ThéБtre, v. 1--2, P., 1948;
   Difficulté d'être, P., 1947;
   Journal d'un inconnu, P., 1953;
   Choix de poèmes et bibliographie établis par H. Parisot et P. Seghers. Nouv. éd. refondue et completée, [P., 1964];
   в рус. пер. --
   Проза и стихи, "Совр. Запад", 1923, кн. 4 [см. ст. А. Эфроса -- Три силуэта (Аполлинер, Сандрар, Кокто)];
   Самозванец Тома. Предисл. А. В. Луначарского, М., 1925;
   Трудные родители, в сб.: Пьесы совр. Франции, М., 1960.

Литература:

   История франц. лит-ры, т. 4, М., 1963;
   Эйхенгольц М., Совр. франц. поэзия, "Печать и революция", 1924, кн. 4;
   Mauriac C., J. Cocteau ou La vérité du mensonge, P., 1945;
   Fraigneau A., J. Cocteau par lui-même, P., 1957;
   Kihm J.-J., Cocteau, P., 1960; "Biblio", 1963, No 10 (имеется библ.).

М. В. Толмачев.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 3: Иаков -- Лакснесс. -- 1966. -- Стб. 648.
   Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-6481.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru