Колдуэлл (Caldwell), Эрскин (р. 17.XII.1903, Коуэта, Джорджия) -- амер. писатель. Сын священника. В молодости был сборщиком хлопка, батраком, рабочим на хлопкоочистит. фабрике, составителем газетных некрологов. Учился в Виргинском ун-те. Лит. деятельность начал в годы экономич. кризиса 1929--33. В его первом романе "Табачная дорога" ("Tobacco road", 1932, рус. пер. 1938) рассказывается о трагич. судьбе бедняка-испольщика в провинц. городишке на Юге, о наступлении капитализма на патриарх. деревню. Инсценировка этого романа Дж. Кирклендом с успехом шла в театрах Бродвея и за границей. Тяжкая доля бедняков -- тема романа "Акр господа бога" ("God's little acre", 1933). В 1931 вышел сб. новелл К. "Американская земля" ("American earth"), за к-рым последовали сб-ки: "Мы -- живые" ("We are the living", 1933), "На коленях перед встающим солнцем" ("Kneel to the rising sun", 1935) и др., герои к-рых -- издольщики, батраки, безработные, бродяги. К. умеет передать монотонное однообразие провинц. Америки, грубость и жестокость нравов ("В субботу днем", "Кэнди Бичем"), он выступает против расовой дискриминации негров ("Конец Кристи Тэкера"). Жизни Юга посвящены и книги-репортажи К. "Вы сами их видели" ("You have seen their faces", 1937) и "Так это США?" ("Say, is this the USA?", 1941). В 1941 К. был корреспондентом в Москве, написал публицистич. книги о борьбе сов. народа с фашистской агрессией: "Москва под огнем" ("Moscow under fire", 1942), "Дорога на Смоленск" ("All-out on the road to Smolensk", 1942), а также роман "Вся ночь" ("All night long", 1942) о партиз. движении в СССР. К. посещал СССР в 1959 и 1963. В 1943 вышла повесть "Мальчик из Джорджии" ("Georgia boy", рус. пер. 1956), носящая автобиографич. характер; через восприятие 12-летнего подростка она раскрывает драму семьи тружеников. В 50-е гг. К. пишет серию романов -- "Длань господа бога" ("The sure hand of God", 1947), "Ночник" ("A lamp for nightfall", 1952), "Любовь и деньги" ("Love and money", 1954), "Гретта" ("Gretta", 1955), "Клодель Инглиш" ("Claudelle Inglish", 1958) и др., в к-рых отходит от прежних реалистич. позиций; социальная проблематика уступает место изображению психологич., любовных конфликтов. В 1951 выходит автобиографич. книга К. о писательском труде: "Назовите это опытом" ("Call it experience"), девизом к-рой были слова: "Учиться у жизни". Обратившись в 1956 снова к жанру новеллы, К. выпустил сб. "Рассказы с побережья" ("Gulf-coast stories"). С конца 50-х гг. К. снова переживает подъем. В романе "Дженни" ("Jenny by nature", 1961) он осуждает дух косного провинциализма, расовую дискриминацию, призывает к гражданств. сознанию. В антифашистском романе "Возле самого дома" ("Close to home", 1962) с симпатией рисует образы негров-тружеников. Худож. манере К. свойственны внешняя бесстрастность, даже нек-рая жесткость, иногда горький юмор, но созданные им картины отличаются суровой правдивостью. Вместе с тем К. тяготеет к гротескно-комич. ситуациям, умеет точно передать диалектальную речь Юга, при этом он не чужд натуралистич. тенденций.
Сочинения:
The complete stories, Toronto, 1953;
Certain women, Toronto, 1957;
Short stories, Moscow, 1960;
в рус. пер. -- Повести и рассказы, М., 1956;
Дженни. Ближе к дому, [послесл. Е. Романовой], М., 1963;
Вдоль и поперек Америки, "Нева", 1965, No 6.
Литература:
Кашкин И., Колдуэлл-новеллист, "Интерн. лит-ра", 1941, No 5;
Елистратова А., "Времена изменились", "Ин. лит-ра", 1962, No 12;
Heiney D., Recent American literature, N. Y., 1960;
Орлова Р., Потомки Гекльберри Финна, М., 1964, с. 352--57.
Б. А. Гиленсон.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 3: Иаков -- Лакснесс. -- 1966. -- Стб. 652--653.