Романова Е.
Колдуэлл, Эрскин

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Колдуэлл (Caldwell), Эрскин (17.XII.1903, Морленд, Джорджия -- 11.IV.1987, Парадайз-Валли, Аризона) -- прозаик. Родился в семье пресвитерианского священника, детство провел в глухих городках Юга, подобных тем, где жил юный герой его автобиографической повести "Мальчик из Джорджии" (Georgia Boy, 1943, рус. пер. 1944). Уйдя из дома в 17 лет, Колдуэлл сменил немало профессий: батрака, рабочего хлопкоочистительной фабрики, каменщика, репортера в местных газетах. Около трех лет учился в университете. Писать начал в 1928 г. Ранние рассказы вошли в первый сборник -- "Американская земля" (American Earth, 1931). В 1930 г. появились две повести: "Ублюдок" (The Bastard) и "Бедный глупец" (Poor Fool). Широкую известность принесли ему романы "Табачная дорога" (Tobacco Road, 1932, рус. пер. 1938), вскоре инсценированный на Бродвее, и "Богова делянка" (God's Little Acre, 1933, рус. пер. 1987). Эти романы объединяет тема драматической судьбы белых издольщиков Юга.
   Для творчества Колдуэлла характерно обостренное внимание к простым людям, герои его книг -- чаще всего люди физического труда. Мастерство построения сюжета, богатство языковой палитры, удивительная емкость слова, ироничность интонаций -- все это как бы прикрыто внешней невозмутимостью, добродушной насмешкой. Читатель готов посмеяться над забавными персонажами и ситуациями, но, вдумавшись в смысл рассказанного, убеждается в непримиримости автора к злу, жестокости, социальному неравенству.
   В первые послевоенные годы в творчестве писателя наблюдался некоторый спад. Из романов 1950-х гг. -- "Эпизод в Пальметто" (Episode in Palmetto), "Гретта" (Grettd), "Клодел Инглиш" (ClaudeUe Inglish) и др. -- наиболее значителен "Любовь и деньги" (Love and Money, 1954, рус. пер. 1974).
   Газетчики часто осаждали Колдуэлла вопросами, почему при незаурядном комическом таланте он так много пишет о бедности. В книге "Назовите это опытом" (Call It Experience: The Years of Learning How to Write, 1951), посвященной писательскому труду, он ответил на это с предельной ясностью: "Людей, которым доступны приятные стороны жизни, меньше, чем людей, несущих на себе ее тяготы. Когда эти социальные явления перестанут существовать, я увижу, что нет больше смысла писать о воздействии нищеты на души людей".
   Верой в силу писательского слова проникнуты многие его произведения, особенно посвященные одной из самых острых в Америке проблем-расовому неравенству. После ярких новелл начала 1930-х, повестей "Случай в июле" (Trouble in July, 1940) и "Местечко под названием Эстервилл" (Place Called Estherville, 1949) Колдуэлл на время отходит от социальной проблематики. Однако 12 лет спустя писатель публикует два романа на ту же тему: "Дженни" (Jenny by Nature, 1961, рус. пер. 1962) и "Ближе к дому" (Close to Home, 1962, рус. пер. 1963).
   В этих произведениях внешний драматизм уступает место глубинному художественному изображению противоречий американского общества, ростков протеста, готовности к сопротивлению. Образы жертв становятся многозначней. Принципиально новая черта в трактовке расовой проблемы -- социальная заостренность конфликтов, убедительное раскрытие классовой заинтересованности в сохранении негритянских гетто в городах и дешевой рабочей силы на плантациях Юга.
   В середине 30-х гг. Колдуэлл начинает выпускать книги репортажей, очерков, путевых заметок. Особое значение в его творчестве приобрел этот жанр в 60-е гг. Полны живых и острых наблюдений такие книги, как "Вдоль и поперек Америки" (Around About America, 1964, рус. пер. 1965), "В поисках Биско" (In Search of Bisco, 1968) и книги воспоминаний и размышлений "Глубокий Юг" (Deep South: Memory and Observation, 1965) и "Полдень в среднеамериканских штатах" (Afternoon in Mid-America, 1976). Последняя прижизненно изданная книга -- "Черные и белые рассказы" (The Black and White Stories, 1984).
   Прожив долгую жизнь, накопив богатый опыт, художник внимательно присматривался, что происходит у него на родине. До самого конца писатель не утратил вкуса к забавным историям, однако главная ценность книг последних двух десятилетий -- в другом. От его взгляда не ускользнули ни черты нового в жизни жителей захолустных городков и селений Юга и Среднего Запада, ни устоявшиеся привычки и обычаи этих мест. В итоге Колдуэлл создал панораму жизни "одноэтажной Америки", богатую реалистическими деталями. Как и прежде, его привлекали в первую очередь люди труда. Именно это отличает Колдуэлла от многих американских прозаиков с их интересом исключительно к представителям "чистых" профессий.
   Нападение нацистской Германии на Советский Союз застало писателя в Москве. Приехав по издательским делам, он вскоре принял обязанности корреспондента и стал посылать в журнал "Лайф" репортажи из Москвы. С группой советских писателей он побывал и на фронте. Увиденное в эти грозные месяцы легло в основу очерковой книги "Дорога на Смоленск" (All-Out on the Road to Smolensk, 1942, рус. пер. фрагментов 1976) и фотоальбома "Россия воюет" (Russia at War, 1942), сделанного, как и другие книги этого жанра, совместно с фотографом Маргарет Борк-Уайт, а также романа о советских партизанах "Всю ночь напролет" (All Night Long, 1942). Впоследствии писатель дважды посетил СССР (в 1959 и 1964 гг.).
   Усилившаяся в 1970-е гг. угроза военных конфликтов и рост антивоенного движения побудили писателя поднять голос в защиту мира. Его предостережение против возможной ядерной катастрофы звучит в ответах на анкеты, проводившиеся среди писателей мира, и в приветствии Всемирной встрече деятелей культуры в Софии в защиту мира (1980).

Е. Романова

   Источник текста: Писатели США. Краткие творческие биографии. /Составление и общая редакция Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. -- Москва: Радуга, 1990.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru