Коровин К.А. "То было давно... там... в России...": Воспоминания, рассказы, письма: В двух кн.
Кн. 2. Рассказы (1936-1939); Шаляпин: Встречи и совместная жизнь; Неопубликованное; Письма
М.: Русский путь, 2010.
Охота... рыбная ловля... Коля Куров
Три подводы у крыльца маленького моего дома стояли с утра. День был июльский, серенький. Сосны и ели кругом дома и весь сад не колышутся, ветра нет. Он таинственно сине-зеленый, малина за изгородью повисла тяжело, вся в ягодах. Сороки сидят и трещат без умолку у сарая и на помойке. Как хорошо летом. Мы собираемся ехать на рыбную ловлю на мельницу реки Нерли. Палатку, удочки, ружье, закуску, водку -- все запихивают на телегу. Я -- краски и холсты для живописи.
-- Захватите ведро!-- кричит приятель Василий Сергеевич. -- Прикормку.
-- Прикормку куры съели.
-- Как?
-- Да нет, да врет он все.
-- Без прикормки я не еду,-- говорит Василий Сергеевич,-- ловить лещей еду.
-- Не поймаешь ты лещей.
-- Не надо чепуху кричать, ей.
Мы поехали. Впереди в телеге ехали трое. Юрий Сахновский, толстый, с круглым лицом, композитор, музыкант, лицо сердитое, широкое, большое, очень маленький ротик. Человек определенный, смеется редко и говорит редко, и коротко, и цинично. С ним молодой дирижер театра Багряновский, стрижен котиком, лицо толковое <?>, ушки, и все благообразно. Третий -- худенький, по прозвищу Фокстерьер, журналист, музыкальный критик, выражение постоянного удивления или защиты -- как бы оправдывается, бровки черненькие, всегда подняты кверху, и черненькие глазки, надо ртом усики, и кругленький рот, говорит сюсюкая: "цорт" вместо "черт", "стука" вместо "штука". Вообще, он всегда находился в какой-то истории скверной, в какую будто попал, и все старается выяснить.
-- Мне жена,-- говорил он совершенно искренне,-- на второй день после свадьбы стала говорить "дурак" и "дурак". Я говорю ей: "Голубушка, постой, зачем же ты за меня замуж вышла?" Не понимаю, Костя,-- говорит он мне,-- не понимаю женщин, и цорт их поймет. Я же ей говорю, я же университет кончил. А она только одно: "дурак".
Средняя телега нагружена всевозможными вещами -- нашим багажом. Везет крестьянин Батранов, называется Явный Факт -- фраза, которую он говорит постоянно.
-- Что, Батранов, как думаешь, дождик будет?
-- Явный факт,-- отвечает он.
-- Намочит он нас дорогой?
-- Явный факт,-- считает Батранов, так ему понравился этот "явный факт".
На третьей телеге едем мы -- я, архитектор B.C. Кузнецов и литератор, прозванный Собачий Пистолет.
Василий Сергеевич Кузнецов -- человек колоссального роста, похож на матроса -- лицо скользкое <?>, красное, с карими глазами, 32-х лет. Ужасно широкий зад. Голова сверху уже, книзу все шире. Все волосы ровные, как у благообразного мальчика, причесаны на пробор, слева направо. Зовут его Вася. Третий--литератор. Что он писал, не знаю, интеллигент. Почему Собачий Пистолет -- неизвестно. Но когда он узнал свое прозвище впервые, то сказал: "В России нет культуры".
Едем. Едем деревней. Спускаемся к ручейку. В горку, лесок, отдельные по бугру березки, сосенки, трава по <нрзб.>, гумно с черной от дыма соломенной крышей. Направо моховое болото, вдали впереди рожь, слева лес, рожь кончается. Останавливаемся, первые что-то кричат, слышно:
-- Вы подлец, подлец!
-- Что вы встали?-- кричим мы.
К нам бежит Коля Фокстерьер. Я вылезаю, и Собачий Пистолет. Коля говорит:
-- Цорт-те што, это Юрий, вот цорт. Знаешь ли, он так оскорбил Мишу. Батюски.
-- Да ерунда, едемте.
-- Нет, не ерунда, Миша хочет идти прямо на станцию.
Действительно, когда мы подходим, то в первой телеге грузно сидит только Юрий. Весь бледный, взволнованный, ходит Миша Багряновский по краю ржи. Обернувшись к Юрию, кричит:
-- Подлец!
А Юрий:
-- Что такое?
-- Он смел сказать, что моя жена Наталья Петровна оттого меня любит, что дура. Я не позволю так <?> говорить, не позволю! Такому скоту -- не позволю!
-- Это его отдельное мнение,-- сказал Коля,-- цорт с ним.
-- Началось с того, что я беспокоился, что в Москве я забыл запереть свои рукописи в стол и что боюсь, как бы Наталья Петровна не стала ими разжигать железку-печку. А он говорит, что непременно она сожжет, и отлично сделает, сказал он, т<ак> к<ак> меньше будет чуши. Я не могу быть с ним больше знаком.
-- Воля зла -- враг прогресса!-- сказал, как выпалив, Собачий Пистолет. Подумал я: "Верно, пистолет".
-- Я поеду с ним,-- сказал Вася и ушел. Поезд наш тронулся.
-- С чего это Юрий, право, и чего это он Мишу так, Вася?
-- Нет, позвольте,-- горячился Собачий Пистолет,-- почему он берет право? Жена, говорит, дура. Культура и невежество, хамство -- вещи несовместимые. Цицерон сказал, что наука <нрзб.>.
-- Послушайте, неужели правда она сожжет рукописи?-- перебил Коля Куров.
-- Не знаю, боюсь.
-- Что же тогда делать?-- допытывался Коля.
-- Надо будет восстанавливать сначала.
-- А что вы пишете-то?
-- Роман.
-- Как?-- спросил я.
-- "Голубиные песни". Я, может быть, дам другое название. "Расплетенный узел" или "Рассеченный узел".
-- Это хорошо,-- сказал Николай Куров,-- а лучше "Узел в жизни".
-- Нет, это невозможно, так как эллины были правы в том.
-- Стой!-- кричали впереди. Остановились. Василий Сергеевич бежал к нам с выпученными глазами, рот был дужкой.
-- А вспомнили, что мы забыли?
-- А <нрзб.> мы взяли?
-- Нет,-- ответил я. -- Я их взял из бочки.
-- А опарыш?
-- И опарыш взял. <Нрзб.>, а Юрий пьян и велел спросить у вас, Константин Алексеевич, что, взяли ли вы Собачий Пистолет?..
Надо заметить, что с Собачьим Пистолетом мы не были знакомы, кроме Юрия, с которым он и приехал ко мне. Я его только видел в Петербурге раз.
Василий Сергеевич не знал, что его, нашего гостя, такое прозвище. Я ответил, что ружье взял, а Собачий Пистолет загорячился и стал кричать:
-- Довольно некультурных негодяев. Я не позволю, кончится затрещиной,-- и так разгорячился, что мы насилу его усадили.
* * *
Поехали, лес. Ветви елок стали хлестать по лицу. Приходилось вперед выставлять руки, где гуще, чтобы не ударили в глаза. Но скоро лес кончился, и мы спускаемся по лугу к мосту через речку, и стадо отдыхало на ровном лужке. Коромысла лежали около нас, пахло сеном и теплой водой. Стали поить лошадей. Юрий не слез с телеги и сидел, как Будда. Я старался, чтобы не разругались опять.
Опять поехали. Коля Фокстерьер начал:
-- Что случилось? Знаешь, цорт-те што. Миша, он добрый, хороший парень. Ты знаешь, Вася, он хороший. Говорит: "Поймаем рыбку, я Лилечке отвезу".
А Юрий передразнивал его, говорит:
-- "Лилечке, Лилечке!" А Лилечка-то твоя с Ленькой Бахрушкиным путалась год, а теперь ее Купер. Я,-- говорит,-- сам видал, как она с Купером из бани выходила. Миша весь побледнел сразу. Я думаю: "Батюски!" Юрий, что мало ли,-- говорю ему,-- что ты видел? Разве можно так!
А тот ему на "вы":
-- Вы подлец. Это неправда! А тот ему:
-- Дурак! Ты! Нет, правда, я тебе,-- говорит,-- то говорил оттого, что тебя люблю.
Миша в гневе соскочил с телеги, кричит:
-- Подлец, ты пьян!
-- Ну, черт-те што.
В это время впереди опять остановились. Собачий Пистолет бежит к нам и нервно, визгливо кричит:
-- Я не могу ехать и больше не знаком.
А Юрий спокойно кушал, более жевал маленьким ртом -- должно быть, хорошо уже выпил за короткую дорогу.
-- До свидания, прощайте, Константин Алексеевич,-- сказал мне Миша Багряновский.-- Я иду на станцию. Я не могу быть больше с этим,-- показал он на Юрия.
-- Дурак,-- отвечал Юрий,-- садись, едем.
-- Извините, я не могу больше,-- обращаясь ко мне, говорил Миша Багрянов-ский взволнованным голосом.
-- Ссоры и месть есть <?> меч,-- сказал около меня литератор.
Тут я подумал: "А верно, что-то есть в нем пистолетное. Но почему собачий? Ах! быстро в нас бегут мысли".
-- А ну вас к черту,-- кричал противно <?> Василий Сергеевич.
-- Постой, ну что, ехать, так ехать.
-- Да постой. Все опять стоят.
-- Миша,-- уговаривает Николай Куров,-- послушай. Если, ну что тебе, он, Юрий, сдуру тебе <сказал>, а если правда она тебе изменяет, то -- ау! поздно, брат, что ты? Поедем. Все равно. Что изменишь? Только трудно <?> будет, если изменяет. Цорт ней! А Костя -- неловко, в гости приехали.
Миша Багряновский стоял опустив голову.
-- Послушай, Миша. Бабы, брат, теперь, сам знаешь! Они, цорт их знает, они все такие. Цто ты будешь делать? Вот Раиса моя, ты знаешь? Я ухожу из дому, все мне "дурак" да "дурак".
-- Ты подумай, Юрий, разве так можно? Он тебе прямо так, ты и рассердился. Можно объяснить, а то это глупо. Вот ведь надо же ему. Пойдем, потом поговорим, разберемся...
-- Поедемте, Миша. Вы и дороги здесь до станции не найдете. Да и [не] стоит обращать внимания на Юрия, он, должно быть, выпил изрядно,-- уговаривал я.
-- Измена -- метла любви,-- сказал ни к чему Собачий Пистолет.
Миша Багряновский сел на среднюю подводу с багажом. Собачий Пистолет пошел к Юрию, а Коля -- ко мне и Василию Сергеевичу. Поехали.
-- Последний раз я еду с вами,-- сказал Василий Сергеевич,-- довольно этих штучек.
-- Вот смотрите, ежевика.
Действительно, у края леса, на бугре, по речке была заросль ежевики. Я стал собирать в ладонь большие черные ягоды и слышу опять:
-- Вы не смеете, милостивый государь, мою жену называть "дура"!
И я подумал: "Почему "государь", да еще "милостивый"? Как глупо. Почему "милостивый"?" И собирал ягоды. И вижу, как сбоку от меня Коля Куров плюет и сделал кислую рожу. Я говорю:
-- Что ты, Коля?
-- Да клоп,-- отвечает он,-- какая гадость, древесный клоп. Понимаешь ли, я его раскусил.
-- Ой, как? Боже мой!
-- Черт-те что. Дай закурить. Ой, как это, вот мерзость!
-- К черту, я с вами не знаком!-- кричали у моста. -- Я не позволю,-- и прочее. Ко мне подошел Миша Багряновский. Я предложил ему ягод. Он сказал:
-- Ах, как я страдаю.
-- Вот я страдаю. Я клопа, кажется, проглотил, лесного. Оставь, Миша.
В это время у моста стоял голый Сахновский, и Кузнецов, и странно замолчавший Собачий Пистолет, все голые. Собирались купаться.
Литератор не обращал внимания, как <на> не относящееся к нему. Это было заметно, он был горд.
Голый Юрий был ужасен. Тело Рубенса, живот имел носорожий и щеки, висевшие складками. Василий Сергеевич был в норме и здоров же, а литератор -- грудь впалая, худой и сине-белый, с желтыми волосами, как какой-то голодный дервиш.
Василий Сергеевич кричал:
-- Черт! Гляди-ка, какая шишка еловая у него,-- показывая на Собачий Пистолет.
-- Ха, ха, ха,-- горланил Коля.
-- Мишка,-- кричал Юрий,-- вот смотри, вот бабы его любят, ей.
-- Ну что за глупости. Все бабы, брат, такие.
-- Что ты?
-- Да, но у меня сын.
-- Что же, сын? Мало ли еще баб? Много. Еще сыновья будут.
Полезли купаться. Собачий Пистолет гордо выдержал их смех и в стороне влезал в речку, мочил голову и тихонько шел на тоненьких ножках в воду, тихо вступая, поднимая то одну, то другую ногу почему-то высоко. Обращаясь ко мне, сказал:
-- Гениум акватикус {Водяной дух (лат. Genius aquaticus).}. [Я подумал: "Собачий Пистолет, ну верно".] Юрий сидел в реке, недалеко от берега, на песочке, и говорил:
-- Вот где водку пить хорошо, достань-ка.
Достали, выпили все, и возчики.
-- Ах, жрать хочется.
-- Юрий,-- говорил В<асилий> С<ергеевич>,-- скажи, как это ты с таким брюхом с бабой управляешься?
-- Ха, ха, ха.
Литератор, в сторонке, войдя в воду немного выше колен, приседал и вскрикивал:
-- Ух, ух, ух.
-- А верно, Константин Алексеевич,-- обращался Василий Сергеевич,-- ловко рюмка в воде идет.
Я смотрел с моста в воду. Куча пескарей ходила, и уклейки собрались <в> целые стайки. Как хорошо летом.
* * *
Юрия и Василия Сергеевича доедали слепни и оводы. Их было множество. Недалеко, к стогу <?>, было стадо, а Собачий Пистолет не кусали. Он это и сказал, обращаясь ко мне:
-- Меня ни слепни, ни комары -- никогда.
Услыхал это Юрий.
-- Еще бы,-- говорит,-- сифилис-то и мухе не нравится.
Действительно, началось черт-те что! Такая ругань, будто в порох бросили горящую головешку. Слышно было:
Сахновский сидел в воде и, вылезая из воды, сказал:
-- Рукописи твои жена сожгла.
И, посмотрев на него, который уж [на] половину оделся, обратился к нам, стоящим на мосту:
-- Ну посмотрите на него -- сифилитик, ясно. Видите, синий, ведь это гидрат сублимат.
-- А действительно, Костя,-- тихо говорил, подойдя близко ко мне, Куров,-- что это он такой синий? Юра прав -- неестественно.
-- Ну, пойдемте. Что ж это вы все ругаетесь?
Стали садиться, поехали, дорога по лугу до Покрова. Вот и Покров виден. А там в гору ельником справа обрыв большой, и Новенькая мельница скоро.
-- Вы знаете давно Юрия Сахновского?-- спросил меня Собачий Пистолет.
-- Давно,-- ответил я.
-- [Я тоже давно, но] я не ожидал от него.
-- Да он пьян.
-- Что вы, пьян.
-- Ну да.
-- И все-таки я должен... третейский суд... Литературный кружок... я его оттуда так,-- и он показал рукой, как сшибают пробку,-- так, он увидит. Пари.
-- Да ведь это все вздор,-- говорю я.
-- Нет, не вздор. Как -- вздор? [Оттого, что рукопись сожгла жена. Творчество -- не пепел. Фить,-- он показал рукой по воздуху,-- фить...] Жену дурой ругать -- не вздор. Нет, не вздор. Извините, поспорим.
* * *
Едем селом Пречистым. Опять остановились.
-- Вот ефту-то надысь церковь-то обобрали,-- сказал возница Иван Васильевич. -- Сторожа убили.
Василий Сергеевич идет и хохочет:
-- [Юрий] штаны надел сначала, а потом кальсоны. Я ему так дал, а теперь удивляется, что белые. Ха-ха.
Да, огромный обрыв. Пречистым едем краем, а внизу река Нерль, луга и лес -- порубка, и въезжаем в как сделанный мелкий ельник, зеленый, и мох, и выскочил заяц.
-- Ружье, где ружье?-- кричат совершенно зря. Заяц мелькнул.
* * *
Вот и Новенькая видна. Вот она, вот, внизу, уж слышен шум колес.
Новенькая мельница, стоит на небольшой полянке. Окружена большим, с одной стороны, строевым лесом, с другой -- овражками и осыпавшимися берегами песчаными, идущими к реке отвесно, покрытыми сверху ельником. По речке -- ольховая заросль, как будто загородка реки, и чудные зеленые бархатные лужки. Плотина загородила реку и сделала ее широкой, а внизу омут, где бегут быстрые струи воды в два разветвления реки, и оба пропадают в ольховых кустах. Выглянуло солнце и осветило этот восхитительный интимный пейзаж, на котором причудливо возвышались крыши и срубы мельницы. Около -- домик мельника, с веселыми резными окошками со ставнями, крашенными белым и голубым. Если б я хотел написать картину "Рай", то я бы написал его таким, как в эту пору и при солнце,-- Новенькую мельницу. Как хорошо на мельнице, как весело шумит она, тарахтят колеса! Ровно стелется ее двор, и на дворе, около нее, стружки. Выбитая травка, куры, голуби, какие-то чурбаки, бревна. Светлый кристалл бегущей воды у плотины в колесах, сухой помост плотины и края речки, песок, и на нем цветные камушки, чистые, маленькие. Стаи рыбок бегают в бесчисленном разнообразии около бережка на ярком песке в прозрачной воде. Все дно видно, а тут же, рядом, густые, зеленые пряди сочной ольхи с фиолетовыми султанами у самой воды. Сухие, чистые берега манят залечь на их бугорках на солнышке. Входит нега и беспечность. Как это не похоже на кабинеты и ломберные столы. Как не похоже на лицо усталого города. Как это тихо, далеко и как светло и беззаботно. Утки плывут в заводи, и кулички летают над водой, садясь на песок, остро обрезающий край воды, в котором синее небо и облака, белые, пышные. Большие рыбы плещутся на поверхности и делают крут, который расходится по зеркалу воды.
-- Здравствуй, Никон Осипович.
-- Кискинкин Лисеич, добро пожаловать!-- Мельник-старик, сажень в плечах, весь, и кудри его, большой картуз,-- все напудрено мукой, на бровях, бороде, ресницах -- пыль белая. Добро смотрят глаза старика. -- Давненько не были.
-- Ты что ж, здоров ли? Как вы тут живете?
-- Вот гости, здравствуйте. Все тут, жена-старуха, дочери, внучата, Санька и Колька.
Губастые, широко глядят во все глаза. Все рады.
-- Вот пряники, леденцы.
-- Ух, хорошо. Кискинкин Лисеич, вот сопка ево-то тут, вот что тетерь! Ягоду брали, что куры,-- так возьми.
* * *
Телеги наши стали около крыльца. Странны были люди -- мы то есть -- на фоне этой картины, в шляпах. Тащили мешки, палатки. Где ставить палатку? Вот у бугорка, у речки, вот тут. Василий Сергеевич развязывал удочки на мосту плотины. Мальчики смотрели больше на Юрия. Странный костюм и его толстота больше нравились им.
-- Санька, эй, полови скорей пескарей.
Санька бежал к Василию Сергеевичу.
-- Самоварчик поставим аль потом?
-- Вали.
Палатка росла. Поставили перед ней большой стол, стул, скамейки.
-- Не надо, на лужке лучше.
-- Нет, Кискинкин Лисеича куры одолеют.
-- Ставь стол, закуски тащи.
Все живо бегали, весело. Василий Сергеевич закидывал с плотины в нижний омут. Я устраивал удочки Мише Багряновскому. Взял одну и тоже бросил с плотины. Собачий Пистолет, Коля Куров ходили, ничего не делая. Юрий сел за стол и стал угощать Никона Осиповича, и Батранова, и Ивана Васильевича.
-- Дай удочку,-- спросил Коля Куров.
-- Вот, возьми.
Ребятишки двое бежали с кувшином к Василию Сергеевичу с пескарями. Я взял одного и поставил на живца с большим поплавком. Он упал на воду и немножко заходил. Красив был поплавок из большого белого пера с ярко-суриковой верхушкой окраски на синем фоне глубокого неба и воды.
-- Костя, надень мне цирвячка, я не умею.
-- Колька ничего не умеет. Вот что <нрзб.>.
-- Он вертится, братец ты мой, ницего не поделаешь.
Я надел ему червя. Смотрю, поплавка-то нет. Я схватил удочку -- тянет и ведет вправо, к самой плотине. Я дернул.
-- Попало, подсачек,-- кричу я.
-- Подсачек,-- кричит Василий Сергеевич. Иван Васильевич бежит.
-- Иди к Василию Сергеевичу. У меня потянуло опять и завело.
Василий Сергеевич выбросил на плотину большого окуня. Он, как чудная брошка на всей природе окружающего, играл на солнце пестрыми красками.
-- Вот так стука! Какой карась-то! Костя, смотри, Вася молодчина.
-- Что ж ты, сволочь, какой же это карась?-- ответил басом Василий Сергеевич. -- А еще университет кончил. Недаром жена дураком тебя угощает.
-- А сто ж, это, по-моему, карась.
-- Уйди, не мешай.
Собачий Пистолет тоже смотрел:
-- У меня так завело и задело, и я оборвал лесу.
Вдруг Миша Багряновский кричит:
-- Попала, попала!
И видно было, как в дугу гнуло его удилище.
-- Стой,-- побежал к нему Василий Сергеевич и взял удилище. -- Подсачек! Удилище гнулось, и большая рыба делала круги по поверхности воды. Огромный голавль лежал на помосте в подсачке.
-- Вот Миша молодчина,-- говорил Куров,-- вот так рыбина!
Миша вынул голавля, взял его и спросил, куда его класть.
-- В большую саженку, вот она, с краю.
Он пошел по мосту плотины. Голавль очнулся и моментально, как уж, из рук нырнул в воду, тут же, в край верхнего омута. Только и видали.
-- На что трудиться с дураками рыбу ловить,-- сердился Василий Сергеевич.
На этот грех, Собачий Пистолет стоял сзади Василия Сергеевича и смотрел, и Василий Сергеевич дернул удочку и задел того.
-- Вы тут не стойте, а то я глаз выстегну <?>. Вы мешаете.
-- Я с наслаждением ухожу от этой варварской работы.
-- Ну и уходи к... а то я, брат, тебе не Юрий, за ножки, и в воду...
Он быстро пошел по плотине, но, выйдя на землю бугорка, визгливо кричал: -- Вы, Кузнецов, не смеете мне говорить "ты" -- это первое. Второе -- я не позволю.
Я подошел к нему и стал ему говорить:
-- Послушайте, вы же человек интеллигентный, образованный, охота вам с ними. Они же грубы. Вас не понимают. Они очень милые люди, здесь это -- отдых, они рыболовы, они никогда не поймут вас, этой, т<ак> с<казать>, высоты.
Он меня схватил за руку:
-- Я, я, я, знаете, я так жаждал с вами познакомиться. Вы тонкий художник. Вы наш... Ваша картина, помните, на передвижной, "Проводим" <?> (я никогда не писал такой картины) меня заставила писать и писать. Вы только тут среди этих один меня понимаете. Эти хамы, что им мысль, верней, история мысли?
Он взял меня под руку и повел.
Я иду и слышу, кричат: "Подсачек!"
-- Я вам скажу, все скажу. Я родился в Полтавской губ<ернии>, в родовом имении моего отчима Н.Н. Чернобородко. Тетка моя... Но прежде чем перейти к их родословной, я скажу, что я и брат мой, который был старше меня тремя годами, и, может быть, разница лет или, вернее, воспитание, которое он получил в доме моей свекрови, и ее личный характер, который я вам опишу потом и который отразился главным образом не на брате моем, а если взять всю эту семью, состоящую из двух ее пасынков, сестры отца и <ее> свекрови, характеристики которых я вам все, все объясню подробно.
"Господи!" -- думал я.
-- Когда еще мальчиком я ходил, задумчивый и угрюмый, по улицам родного города...
"Господи, спаси. Как мне от него отделаться?"
-- Я уже тогда,-- продолжал он,-- тогда готовился стать писателем, сокрытым во мне там, глубоко. Но свекровь моей тетки Анны Филлиповны, историю жизни которой...
-- Европа с ее прогрессом, бегущим в изысканиях далеких путей, проявляет индивидуальность, разбрасывая на путях своих достижений...
-- Знаете что,-- сказал я сразу.
-- А что?-- удивился он.
-- Я вижу, что вы замечательный мыслитель и ум, а западные умы никогда не теряют время, когда у них, полных запасов энергии, должны вырваться наружу <мысли> для света и прогресса (они записывают свои драгоценнейшие сокровища). И вы должны тоже. Ваш рассказ лишь пропадет, растает, и лучшее пропало. Берите перо, бумагу. Эта природа вам даст много, и немедля выберите поэтичное место и спешите изложить ваши светлые мысли. Не медлите, не всегда приходит вдохновение.
Он взял значительно мою руку, кадык ходил по его шее снизу вверх, как будто он что-то глотал жесткое.
-- Бумагу, перо, идемте.
В избе у мельника, у иконы, достали пачку бумаги и карандаш.
-- Я пойду туда, наверх.
-- Идите, идите!
Я был рад отделаться, но что-то жалкое подымалось во мне. Мне почему-то было жаль его. Кадык, его худобу и это прозвище.
* * *
На плотине Коля глядел неустанно на поплавки.
-- Ну что, берет?
-- Нет что-то.
-- А Вася щучищу вытащил, и Миша двух лещей поймал. Кто это, Коля, Пистолет, Юрий привез?
-- Ну, брат, он такой жулик и ёрник -- его все знают. Он говорить может год без передышки.
-- Как же, он женат ведь?
-- Да, женат. Жена, рожа старая, его бьет. Он в "Русском Слове" справочник.
-- Почему же он ёрник?
-- Ну, три дела, брат, в суде было, курсистки. Он заговорит их и потом -- ау.
-- Да что-то непохоже. Что ж это у тебя не берет?
Вытащили, червя не было.
-- Что ж ты ловишь еще? Где ж червяки?
-- Должно быть, съели.
* * *
Я стал вновь ловить и увидел, обернувшись, как литератор сидел наверху песочного обрыва и отмахивался от комаров. А Юрий дрых в тени палатки, и моя собака Феб, пойнтер, тоже спала у его живота. Около ходили коровы, мирно щипали траву. Было пять часов дня, надо заказать варить уху и жарить лещей. Я взял ружье, крикнул Феба и через час принес двух тетеревят. Они были большие. Обед будет настоящий. Когда я возвратился, стол уж был накрыт. Собачий Пистолет все сидел на бугре. Юрий за столом. Вася поймал еще окуней и щуку. Куров что-то говорил, подняв брови, Мише Багряновскому. Иван Васильевич и Батранов ставили на стол закуску и самовар. Самовар был огромный. Он был вычищен и отливал на солнце среди этой природы как необходимый член компании.
-- Все готово! Обедать!-- кричал Юрий.
Пошли понемногу, но и никто не подходил, чувствовалась ссора утра. Я упрашивал:
-- Идите!
Все пошли -- я ведь ни с кем не поссорился.
* * *
Все сели и молчали. Налили водки.
-- С началом,-- сказал Василий Сергеевич,-- а я-то вас, Константин Алексеевич, обловил.
-- Верно.
Я поднял рюмку и просил слова.
-- Вот что, друзья мои. Вы здесь все переругались, и я прошу вас выпить, закусить, протянуть руку и помириться.
-- Верно говорит Костя,-- сказал Куров,-- а то это черт-те што. Вот Миша --ты его, Юрий, обидел, а он ничего [он знает, брат, что жена-то его того], ну что тут -- надо помириться.
Все стали говорить, что нисколько не сердятся. Только Собачий Пистолет встали сказал:
-- Так как всякий культурный человек своего века, как и Европа...
-- Сядь ты, довольно,-- закричал Юрий. -- Это ведь не контора. Знаем, что ты Пистолет.