Коровин Константин Алексеевич
Случай

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Коровин К.А. "То было давно... там... в России...": Воспоминания, рассказы, письма: В двух кн.
   Кн. 2. Рассказы (1936-1939); Шаляпин: Встречи и совместная жизнь; Неопубликованное; Письма
   М.: Русский путь, 2010.
   

Случай

   Многое в жизни зависит от случая.
   Как сказать, счастье, что ли? Одному везет, другому -- никак. Так и говорят: "его величество случай".
   Вот какой случай рассказал мне в моей молодости мой знакомый -- дирижер частной оперы.
   -- Был я в Киеве,-- начал он,-- служил вторым дирижером в оперном театре. Был молод, только что окончил консерваторию.
   Как-то рано утром, в девять часов, сам не зная почему, пошел в театр. Никого нет. Прошел в библиотеку. Разбираю ноты, партитуры. Приходит сторож и говорит мне:
   -- Приехали каких-то двое -- директора спрашивают. Я говорю -- его нет. Так кто ж тут есть, спрашивают. А я говорю, что пришел музыкант, что палочкой милитирует. Нам, говорят, очень нужно с ним переговорить.
   Сошел я вниз. Посетители очень любезно со мной заговорили: о репертуаре и чем я дирижирую.
   -- Мы приехали из Москвы певцов послушать. Что же вы так рано здесь делаете?
   -- Да вот просматриваю оркестровые партии в библиотеке, смотрю, нет ли ошибок.
   -- Очень приятно познакомиться и поговорить с вами. Скажу откровенно,-- сказал один, постарше,-- нам нужен дирижер, и притом -- человек серьезный. Дирижер у нас есть, но мы им не очень довольны. Сказать откровенно -- человек легкомысленный, хотя и немолодой. Проходу артисткам не дает. Волокита. Не едет артистка с ним ужинать -- он ей все мимо аккомпанирует или заглушает. Постоянные жалобы, слезы, сцены. Вообще, я того принципа, что ни режиссеры, ни дирижеры не должны иметь в театре личных симпатий... А то что же получается... Дайте нам, пожалуйста, ваш адрес, мы вам напишем.
   Пришел я домой и думаю: "Неужто в Москву попаду?.. "Не ухаживай за артистками!" Чудно..."
   Через неделю получаю письмо с приглашением и условия контракта. Отвечаю согласием. Долго писал. А во сне видел: артистка мне глазки делает и ручкой поцелуй посылает. А я ей и кричу: "Оставьте меня в покое, убирайтесь к черту..." Неприятный сон, а директор руку мне жмет.
   Приехал в Москву. Знакомлюсь с артистками. Одна -- контральто, красивая, мне и говорит:
   -- Не можете ли приехать ко мне и пройти со мной партию?
   -- Неудобно,-- сказал я,-- на сцене можно утром, до репетиции.
   -- Ах, я не встаю так рано. Отчего же вы не можете ко мне приехать? В чем дело?
   -- Не могу.
   -- Как это странно...
   Другая -- сопрано, прехорошенькая.
   -- Не можете ли,-- говорит,-- маэстро, приехать ко мне утром или после спектакля?
   -- Не могу,-- отвечаю. -- Приезжайте утром в театр, на сцене пройдем.
   -- Это мне неудобно,-- смеясь, сказала она. А сама такая симпатичная...
   Я подумал и говорю:
   -- Вот что. В ресторане "Континенталь", в отдельном кабинете, есть хорошее пианино. После спектакля приезжайте туда ужинать, я с вами там и займусь. Захватите клавир.
   Сижу в "Континентале". Не знаю почему -- но в сердце у меня: тик, тик, тик... Приходит. Заказал ужин. Очаровательна. Я с ней прохожу места ее партии. Все идет хорошо.
   Вдруг слышу: в соседнем кабинете кто-то кашляет и говорит:
   -- Да, да... Вот что...
   Голос директора. Я весь похолодел: "Ведь это черт знает что выйдет!.."
   Моя гостья меня спрашивает:
   -- Что с вами?
   -- Подождите...
   А сам смотрю в щелочку. Директор! Меня прямо в ноги ударило. Пропал! А она поет...
   -- Замолчите,-- шепчу,-- директор! Слышу -- встали, уходят. "Слава Богу".
   Приотворил дверь кабинета, смотрю -- остановились у лестницы и смотрят на дверь нашего кабинета. Думаю: что делать?.. Позвонил. Пришел половой.
   -- Подай бутылку пива.
   Принес откупоренную.
   -- Что это вы пиво?-- спросила меня удивленно мое сопрано.
   -- Умоляю -- помолчите...
   -- Принеси-ка, любезный, неоткупоренную бутылку.
   Половой принес. Я сам откупорил пиво и стал жечь пробку на свече. Моя гостья смотрела на меня с изумлением.
   Я был бритый. Стал мазать черные усы и эспаньолку. Брови сделал широкие, черные.
   -- Что вы делаете!-- всплеснула руками сопрано.
   -- Молчите,-- говорю,-- а то я пропал. И отвернитесь. Я спасаю честь женщины.
   Я перевернул фрак -- подкладка атласная -- и надел наизнанку. Фалды фрака запихал в брюки. Красненьким шарфиком сопрано перевязал себе шею. Волосы разлохматил.
   -- Посидите, я сейчас вернусь...
   Я смело вышел из кабинета и на пороге крикнул в дверь своей гостье по-итальянски:
   -- Порка Мадонна! {От ит. "Porka Madonna!" -- здесь: "Черт возьми".}
   И прошел мимо директора.
   Он удивленно посмотрел на меня и сказал приятелю:
   -- Это не он. Футурист какой-то пьяный.
   "Спасен..." -- подумал я.

* * *

   Да самого утра мы ужинали с сопрано. Она меня укоряла в трусости. Да, не все женщины понимают... А все же директор спрашивал ее потом, не знает ли она "футуриста-итальянца" -- "я фамилию его не помню, но брови у него очень черные...".
   А я с той поры в таких случаях стал бороду подвешивать, синие очки надевать и цилиндр, которого терпеть не мог. Да и холодно голове зимой было. Что поделаешь... Зато на хорошем счету у директора.
   И все же снова -- случай. На этот раз -- роковой. Через семь лет попался. Парикмахер театральный предал. Я-то сдуру бородку ему заказал, а он, негодяй, в счет-то ее директору и поставь. А тот, дотошный, меня и спроси:
   -- Какая это для вас бородка понадобилась...
   Я растерялся.
   -- Бородка? Я никакой бородки не заказывал,-- говорю.
   Он только головой покачал -- парикмахер про меня ему сказал:
   -- Он двойную жизнь ведет. По ночам гримируется и за артистками шьет. У Лентовского в "Альказаре" кутит.
   Вот опять пришлось в провинцию уехать.
   -- А с артисткой этой -- сопрано -- вы, значит, расстались?-- спросил я.
   -- Расстался! Она замуж за этого директора вышла. Вот так случай!
   -- Да... приходится сознаться -- в жизни все случай и все -- по случаю...
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Случай -- Впервые: Возрождение. 1938. 2 декабря. Печатается по газетному тексту.
   "Альказар" -- летний театр-варьете М.В. Лентовского в Петровском парке в Москве (1890-е гг.).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru