КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович -- писатель. Служил в артиллерии, был в 1760-х гг. преподавателем механики и артиллерии при артиллерийском и инженерном шляхетском кадетском корпусе, затем перешел в гражданское ведомство и служил, в чине статского советника, членом малороссийской коллегии. К. написал: "Арифметику" (СПб., 1764), "Механические предложения" (СПб., 1764 и 1787); "Велесан", трагедия в 4 действиях (СПб., 1778) и перевел: "Датскую историю" Гольберга, с немецкого (2 ч., СПб., 1765), "Начальные основания фортификации", барона Вольфа, с немецкого (СПб., 1765), "Государь и министр" Мозера (2 ч., СПб., 1766) и др. Из сочинений К. всего более замечательны его "Философические предложения" (СПб., 1768). Это первая система философии, вышедшая из-под пера русского автора. В теоретической философии К. следует Баумейстеру, а в практической -- Монтескье, Гельвецию и особенно Руссо. Познать связь души с телом, а также бытие Бога, говорит К., мы не можем ни опытом, ни умозрением, а потому лучше всего не касаться этих вопросов. К философии же относятся сочинения К.: "Статьи о философии и частях ее из Энциклопедии" (2 ч., СПб., 1770) и "Рассуждение двух индийцев, Калана и Ибрагима, о человеческом познании" (т. I, СПб., 1788).
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
II.
Козельский Яков Павлович [1728, м. Кемберда Полтавского полка - после 1793, Малороссия]. Происходил из войскового укр. казачества; старший брат К., также Яков, в 1767 был депутатом Комиссии нового Уложения (в некоторых биографиях сведения о братьях совмещены). К. окончил класс риторики в Киевской дух. академии, в сент. 1750 получил паспорт для поездки в Петербург и 9 нояб. был зачислен в Акад. гимназию. На основании отзыва ректора С. П. Крашенинникова об успехах в науках, лат., нем. и фр. языках в марте 1752 переведен в Акад. ун-т; уже с 1753 вел нем. класс в Акад. гимназии. 22 мая 1757 уволился из Академии для поступления в Преображенский полк; с 1758 состоял при петербургском коменданте генерале И. И. Косагове, занимаясь, видимо, инженерными делами, т. к. его офицерское производство началось с чина инженер-прапорщика. С 1763 - преподаватель класса механики Арт. и инж. корпуса. По поручению директора А. Н. Вильбоа выпускает свои первые сочинения (учебники для кадет) - "Арифметические предложения" и "Механические предложения" (1764); задуманная "Гидравлика" осталась неосуществленной. По-видимому, учебные цели преследовали также переводы "Начальных оснований фортификации" X. Вольфа (1765) и "Сочинения об осаде крепостей" (1770). В эти же годы К. печатает ряд переводов общественно-исторического содержания, отражающих его чисто просветительский интерес к политическим вопросам. Можно предположить, что выбор трагедии Т. Отвея "Возмущение против Венеции" (с нем., 1764) был обусловлен высказываниями автора о тирании аристократии и ее равнодушии к благу государства. В предисловии К. высказал свое предпочтение прозы стихам, которые он скептически оценивает как "трудный и принужденный род писания". Основной интерес для него представляют тема и содержание: "... хорошая материя хотя стихами или прозою, только ясно написанная, любопытному читателю всегда приятна быть может...". Свои переводы К. в предисловиях и примечаниях к тексту определенным образом ориентирует на современность. В предисловии к переводу "Истории датской" Л. Гольберга ("которую сократил и приписал к ней свои примечания"; 1765-1766. Ч. 1-2) он развивает мысль, что знание истории др. народов полезно для подражания "добрым их законам" и для отвращения от дурных. Книгу Р. Верто д'Обефа "История о переменах, происходивших в Швеции в рассуждении веры и правления" (1764-1765. Ч. 1-2) К. рекомендует не только за точное и живое описание "важных случаев", но и за "праведное и беспристрастное рассуждение о всех в истории людях". Он резко высказывается против войны как общественного зла и за секуляризацию церковных богатств, полемизирует с Гольбергом по поводу оценок государей-завоевателей, противопоставляя им добрых правителей, "отцов-экономов" своего народа. Затрагивает К. и такие темы, как "предрассуждение народное", соотношение цивилизации и добродетели и т. п. Швед. систему правления (в отличие от Я. И. Панина) К. оценивал весьма скептически. В примечании к труду Верто он подчеркнул слабость страны, где королевскую власть "похищают" дворянство и духовенство. Вера К. в возможности просвещенной монархии отразилась в издании переводов книг Э. Шоффена "История славных государей..." (1765; посв. вел. кн. Павлу Петровичу) и К.-Ф. Мозера "Государь и министр" (1766; посв. ЕкатеринеII). В Павле К. желал бы видеть второго Нуму Помпилия, соединившего "высочайшую власть с философией"; императрицу превозносит за заботы о благополучии подданных и "возращение полезных знаний", выражая надежду, что при ней Россия будет жить "в тишине", "исчезнет имя нищеты и бедности". Отрывочно изложенная позитивная программа К. включает установление твердых законов, соблюдение правосудия, награждение по заслугам, а не по роду. К. призывает к равномерному распределению общественного труда, в частности к введению для всех обязательного восьмичасового рабочего дня. Преподавательская и переводческая деятельность К. находила поддержку в Арт. и инж. корпусе и у влиятельных лиц. В предисловии к ч. 1 книги Верто К. благодарил Вильбоа за поощрение в переводах и сочинениях; ч. 2 посвящена Е. А. Нарышкиной как большой любительнице чтения. "История" Гольберга поднесена Г. Г. и Ф. Г. Орловым, которым переводчик был обязан "милостью и благодеянием". Тем не менее в марте 1766 К. уходит из корпуса (официальная причина - "по болезни") и в апр. определяется к статским делам, секретарем 3-го Деп. Сената. Наиболее известное произведение К. "Философические предложения" (1768) печаталось уже в Сенатской типографии. Хотя сам К. свидетельствовал, что работал над книгой всего год, она явилась плодом его широкой, хотя и несистематической, начитанности. В 1770 в рамках деятельности Собрания, старающегося о переводе иностр. книг К. напечатал два тома "Статей о философии и ее частях из Энциклопедии" и собирался издать "Историю критической философии" Ж.-Ж. Лефрансе де Лаланда (в печати неизв.). Внешне примыкая к серии общеобразовательных сочинений (общий очерк философии как науки), "Философические предложения" по существу ставили более широкую просветительскую задачу. Общий раздел "теоретической философии" К. традиционно изложил по Ф.-Х. Баумейстеру. Основную же часть книги заняло изложение новейшей "нравоучительной философии" с использованием трудов Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К.-А. Гельвеция, Э. Шефтсбери и др. современных авторов. "Нравоучительную философию" К. предлагает в качестве науки "искания общественного благополучия". Отрицая схоластику и теологию (в отличие от этических построений рус. масонства), К. вслед за Гельвецием связывает этику с "политикой", т. е. с характером общественного устройства. Для полного успеха нравственного воспитания оно должно быть подкреплено "праведными законами". Широко используя теорию "общественного договора" Руссо, К. вместе с тем полемизирует с призывом вернуться к "натуральному" состоянию общества и возлагает надежды на то, что истинное просвещение исправит пороки развитой цивилизации. В области религии К. выступает как деист. Сам К., видимо, рассматривал "Философические предложения" в качестве частичной программы "просвещенного абсолютизма". В посвящение книги генерал-прокурору А. А. Вяземскому он включает похвалу "золотому веку" Екатерины II и прямое пожелание "праведного исполнения того предвещания, что народы будут тогда благополучны, когда обладатели философствовать или философы обладать станут" (перифраз из Платона). Книга К. не имела широкого отклика. Но сходные рассуждения о соотношении "добродетели", "разума", "законов" находим у Д. И. Фонвизина и некоторых др. авторов кон. XVIII в. В мае 1770 К. сдает секретарские дела и с награждением чином уезжает в Глухов на полковничью вакансию, членом Малорос. коллегии; одновременно он занимался там разбором старых дел коллегии. Осенью 1778 выходит в отставку, поселившись в имении Крутой берег Лубенского полка. В 1788, получив место "сочинителя" в дирекционной комиссии при Комиссии нового Уложения, возвращается в Петербург и публикует здесь свое последнее произведение "Рассуждение двух индийцев, Калана и Ибрагима, о человеческом познании" (2-е изд.. испр. и доп. 1788; посв. Екатерине II). Возможно, книга была заблаговременно отправлена для печатания в Петербург через известного врача Н. М. Амбодика-Максимовича, которым первоначально и была издана под загл. "Китайский философ..." без упоминания имени К. и с обозначением "перевод" Издание Максимовича (с посв. вице-президенту Мед. коллегии А. О. Закревскому от имени издателя, 20 марта 1788) поступило в продажу 20 мая; объявление oб издании К. появилось 4 июля. По сравнению с контрфакцией Максимовича его отличают многочисленные исправления, гл. о. стилистического характера; помета "конец тома первого" предполагает, что К. собирался продолжить книгу. Сочинение представляет собой популярное изложение сведений о трех царствах природы, а также начатков учения о движении тел в форме "разговоров" двух сельских жителей. Во вступлении "Искренний совет истинной дружбы", обращенном К. к своим детям, и первом "разговоре" содержатся некоторые автобиографические данные, общие замечания о цели литературного творчества, стиле прозы, чистоте языка, цензуре и т. п. Высказывалось предположение (документально не подтвержденное), что книга сочинена К. совместно с Максимовичем. С 1791 К. кроме работы в комиссии занимал также должность инспектора в Гимназии для чужестранных иноверцев, где обучались дети выходцев из Греции. В июле 1793 он получает аттестат о службе и окончательно выходит в отставку.
Лит.: Столпянский П. Н. Один из незаметных деятелей екатерининской эпохи // Рус. старина. 1906. No 12; Бак И. Я. П. Козельский // Вопр. истории. 1947. No 1; Избр. произв. рус. мыслителей второй пол. XVIII в. М., 1952. Т. 1; Папаригопуло С. В. О двух Козельских // Вопр. истории. 1954. No 8; Коробкина О. К биографии Я. Козельского // Учен. зап. ЛГУ. 1955. No 200; Коган Ю. Я. Просветитель XVIII в. Я. П. Козельский. М., 1958; Лотман Ю. М. К биографии Я. П. Козельского // Вопр. философии. 1959. No 8.
В. П. Степанов
Словарь русского языка XVIII века. -- М:. Институт русской литературы и языка. Ответственный редактор словаря - А.М. Панченко. 1988-1999.