Кранихфельд Владимир Павлович
Анатолий Каменский. Рассказы. Том первый

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Анатолій Каменскій. Разсказы. Томъ первый. С.-Петербургъ 1907 г. Изд. Г. М. Попова. Цѣна 1 руб. Начнемъ съ комплимента, конечно, вполнѣ заслуженнаго молодымъ беллетристомъ. Чистотой внѣшней отдѣлки своихъ разсказовъ А. П. Каменскій далеко опередилъ всѣхъ своихъ сверстниковъ. Здѣсь, что называется, комаръ носа не подточитъ,-- работа прямо таки ажурная. Фраза пригнана къ фразѣ, отточенная, обдуманная, безъ изъяновъ, безъ шероховатостей. Изящно, красиво... но... растрепанные молодые люди нравятся намъ больше, чѣмъ гладко зачесанные и напомаженные. Отточенный стиль г. Каменскаго говоритъ намъ не о силѣ, а о слабости этого писателя. Чувствуется. что эти красиво построенныя фразы явились въ результатѣ долгаго и тревожнаго раздумья, что онѣ, быть можетъ, по нѣсколько разъ переписывались, переправлялись и перекраивались прежде чѣмъ предстать передъ нами въ стройно расположенныхъ рядахъ. О робости писателя, о его неувѣренности въ собственныхъ силахъ говоритъ намъ его стиль.
   Лучшимъ разсказомъ сборника, его украшеніемъ, мы считаемъ "Ничего не было". Изъ всего сборника это единственный разсказъ, имѣющій конецъ, тогда какъ всѣ другіе разсказы г. Каменскаго частью не окончены, а частью и не могутъ быть окончены. Передадимъ въ нѣсколькихъ слонахъ содержаніе этого разсказа, въ 1904 г. появившагося на страницахъ "Міра Божія". Нѣсколько провинціальныхъ обывателей, изъ числа "культурныхъ," по случаю именинъ одного изъ нихъ затѣяли прогулку на пароходѣ. Для полноты торжества къ участію въ прогулкѣ приглашена пѣвица изъ мѣстнаго увеселительнаго заведенія. За Джульетой -- такъ звали пѣвицу -- кавалеры ухаживаютъ со все доступною имъ деликатностью. Время проходитъ мило и весело. Но вдругъ оказались, что у одного изъ кавалеровъ исчезъ дорогой перстень, на который только что весьма и весьма засматривалась пѣвица. Культурные люди какъ то внезапно утратили всю свойственную имъ деликатность въ обхожденіи съ дамами и грубо набросились на свою спутницу. Дѣло дошло до площадной ругани и даже до побоевъ. Но вотъ перстень возвращенъ его собственнику, и картина снова мѣняется все съ тою же удивительною внезапностью. На столѣ опять появляется шампанское, а за столомъ тѣ, которые только что ругали и били Джульету, опять, какъ ни въ чемъ по бывало, ведутъ съ ней пріятные разговоры. Люди сдѣлали видъ, что "ничего не было", и это дало имъ возможность пріятно и весело закончить разстроившійея было праздникъ.
   Это самый значительный разсказъ г. Каменскаго. Въ немъ онъ показалъ себя истиннымъ художникомъ, съумѣвшимъ съ неожиданно новой стороны освѣтить человѣческія отношенія.
   "Ничего не было... ничего нѣтъ... Всѣ люди одинаково сильны и одинаково слабы. Нѣтъ борьбы и ненависти..." Есть только "смѣна явленій" и ничего больше. Такова философія одного изъ дѣйствующихъ лицъ названнаго разсказа. Въ разсказѣ это лицо занимаетъ опредѣленное мѣсто, оно является необходимымъ въ немъ и поэтому интереснымъ. Но мало было бы интереснаго въ томъ, если бы и самъ художникъ воспринялъ бы эту философію и подъ ея угломъ сталъ бы воспроизводить жизнь. "Ничего не было... ничего нѣтъ..." А между тѣнь остальные разсказы г. Каменскаго производятъ впечатлѣніе написанныхъ именно подъ обаяніемъ этой философіи абсолютнаго нигилизма.
   Его герои переживаютъ извѣстныя душевныя потрясенія, иногда даже цѣлыя драмы, они оригинальничаютъ и чудятъ... Казалось бы, что хоть какой нибудь отпечатокъ въ душѣ ихъ долженъ же остаться отъ пережитаго. Но нѣтъ, мы видимъ только "смѣну явленій", и ничего больше. Намъ кажется иногда, что мы присутствуемъ при душевномъ кризисѣ, который долженъ перевернуть всего человѣка, а на самомъ дѣлѣ оказывается, что человѣкъ просто попалъ въ какую-то "смѣну явленій", и всѣ его переживанія стекаютъ съ него какъ съ гуся вода. "Ничего не было... ничего нѣтъ..." И такъ всѣ разсказы, не исключая даже тѣхъ, которые очевидно были задуманы авторомъ подъ вліяніемъ какой-то новой мысли, новаго порыва. Начинаешь читать, заинтересовываешься и вдругъ* снова и снова оказывается, что ничего ее было... ничего нѣтъ... Хотѣлъ человѣкъ взвиться куда-то высоко, да либо смѣлости не хватило, либо крылья слабы...
   Г. Каменскаго обвиняютъ въ склонности къ порнографіи. Мы думаемъ, что терминъ этотъ слишкомъ оскорбителенъ, чтобы имъ можно было пользоваться съ такою легкостью, какъ это дѣлаютъ нѣкоторые изъ его критиковъ. Что же касается его отношенія къ вопросамъ половой жизни, отношенія, давшаго поводъ для такихъ обвиненій, то здѣсь г. Каменскій едва ли можетъ быть выдѣленъ и обособленъ отъ всѣхъ остальныхъ представителей нашей современной художественной литературы. Поэтому мы не считаемъ удобнымъ касаться этого вопроса въ данной рецензіи, а предпочитаемъ въ ближайшемъ будущемъ возвратиться къ нему особо, выяснивъ постановку его въ широкомъ потокѣ современной русской литературы. Вл. Кр.

"Современный Міръ", No 4, 1908

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru