КУЛЖИНСКИЙ, Кульжинский Иван Григорьевич [14(26).4.1803, г. Глухов Чернигов. губ. -- 26.3(7.4).1884, г. Нежин Чернигов, губ.], прозаик, поэт, педагог, публицист. Сын сел. дьякона. Учился в церковно-приход. школе, затем в Чернигов, сем., где выучил европ. языки. С 1823 учитель катехизиса, греч., слав, и рус. грамматик в Чернигов, духовном уч-ще. В 1825 определен учителем латыни в Нежин. г-зию высших наук; среди его учеников -- Е. П. Гребёнка и Н. В. Гоголь (в "Воспоминаниях учителя" -- "Москв.", 1854, No 21 -- К. дал весьма поверхностный портрет Гоголя-гимназиста). С 1829 старший учитель Харьков, г-зии, в 1831 читал лекции по рус. словесности в Харьков. ун-те; с 1832 дир. Луцкой г-зии (в 1835 переведена в м. Клевань Ровен, у. с наименованием Клеванская), а с 1839 -- Немировской. В 1841 вернулся в Нежин инспектором лицея; в 1843--47 дир. закавк. уч-щ в Тифлисе. В 1844 -- на должности управляющего уч. частью Закавк. края. В мае 1847 вышел в отставку и поселился в Нежине. На службе проявлял себя верноподданным чиновником.
Ранние произв. К. укладываются в рамки сентимент. "укр. школы", для к-рой характерна идеализация патриарх. укр. деревни и ее быта. В печати дебютировал в 1825 в "Укр. журнале" рассуждением "Некоторые замечания касательно истории и характера малороссийской поэзии" (No 1--3), являвшимся первой попыткой изучения укр. словесности, и ст. "О латинском языке" (No 23--24). Тогда же подготовил кн. "Малороссийская деревня" (М., 1827), в к-рой наряду с очерками бытового и этногр. характера ("Обжинки", "Вечерницы", "Малорос. свадьба") поместил неск. укр. нар. песен с комментариями (ранее опубл. в "Укр. журнале") и где связал происхождение и характер укр. яз. с особенностями нар. духа и нар. истории. М. А. Максимович (МТ, 1827, No 3; псевд. Н. Пец-Галуховский), выделяя этногр. и фольк. материалы, помещенные в книге, тем не менее обращал внимание на двусмысленность и поддельность мн. ее страниц: "...автор не столько хотел сообщать сведения о предмете своем, сколько показать свои при сем случае чувствования" (с. 234); уничтожающую оценку дал книге Гороль (письмо Г. И. Высоцкому от 19 марта 1827 -- ПСС, X, 88). С 1829 К. -- чл. ОЛРС.
Во 2-й пол. 20-х гг. К. -- автор "Дамского журнала", где публикуются его стихи (1826, No 4, 12, 14, 18; 1829, No 24), в т. ч. "Козацкая песня", и проза: "малорос. повесть" "Терешко" (1829, No 34--35) -- чувствит. история любви добродет. поселян; героич. очерк о мужестве женщин при осаде Нежина шведами "Казацкие шапки" (1829, No 32), аллегорич. повесть "Три сестры" (1829, No 36) -- своего рода эстетич. программа К. (утверждение лит-ры, не выходящей за рамки идиллич. и героико-ист. тем).
В 1833 К. опубл. ром. "Федюша Мотовильский" (М.; отрывок -- MB 1830, ч. 4, No 13; положит, отзывы в "Молве", 1833, No 20; СП, 1833, 14 февр.) -- посредственное, но бойко написанное подражание нравоописат. романам В. Т. Нарежного, в к-ром "нет ничего, кроме самых обветшалых, грубых насмешек над провинциальной жизнью... и с тем вместе над многим, что совсем не смешно" (МТ, 1833, No 4, с. 602). Ср., однако, позднейший отзыв В. К. Кюхельбекера: "...хорошенький роман... Я на нем отдохнул от модных ужасов и мерзостей" (Кюхельбекер, с. 401).
С сер. 30-х гг. произв. К., адепта уваровской доктрины, становятся все более тенденциозными. Апологию просвещения на началах православия, самодержавия и народности представляет книга "лит. очерков" "Эмерит" (М., 1836), построенная как беседы двух соседей, в т. ч. и о совр. лит-ре, забывшей свои обязанности "быть не выражением, но поучением общества". Взгляды К. оказались близки редакции ж. "Маяк" (восторж. рец. С. А. Бурачка на кн. "Эмерит" в ст. "Рус. народность" -- 1841, ч. 17--18, с. 7--25, б. п.; см. также его письмо к К. от 27 мая 1841 -- "Благовест", 1883, No 6, с. 13). Со страниц "Маяка" К. выступил с критикой совр. частного и обществ. быта, построенного по зап. образцам, и со своей программой его исправления на основе "практич. христ. благочестия" (ст. "Очная ставка рус. обычаям: православным и заморским, старым и новым" -- 1843, т. 11, кн. 21). В ст. "Утренние молитвы", "Заутреня светлого воскресения", "Вечерня" (1840, ч. 6, 11; 1843, т. 12, кн. 24) и др. К. объяснял религ.-мистич. значение правосл. обрядов и служб. На правосл. началах, по его мнению, должно покоиться иск-во, и прежде всего лит-ра ["Совр. вопросы. (Письмо к редакторам "Маяка")" -- 1841, ч. 14]. "Образцового" рус. человека и помещика К. представил в пов. "Уездный судья нашего уезда" (1842, т. 3, кн. 6; т. 4, кн. 7; т. 6, кн. 11), содержащей многочисл. назидания на разные темы: от землеустройства до отношений помещиков с крестьянами и проекта жен. уездного уч-ща. Беллетристика К. 40--50-х гг. -- драмы "Кочубей" (в кн.: "Рус. беседа. Собр. соч. рус. литераторов...", т. I, СПб., 1841) и "Юродивый" ("Маяк", 1842, т. 4, кн. 7), пов. "Последний день Помпеи" ("Москв.", 1851, No 24) и "Семен Середа, куренной атаман запорожского войска" (там же, 1852, No 13--14) -- являет собой образцы "выдуманной" лит-ры (Григорьев А., Оппозиция застоя. Черты из истории мракобесия. -- "Время", 1861, No 5, отд. II, с. 23). Герои К. исключительно благочестивы и благородны, изображение же событий, отнесенных к отдаленным ист. эпохам, лишено ист. достоверности; в описании быта запорожцев и характера атамана ("Семен Середа...") заметно подражание "Тарасу Бульбе" Гоголя. По образцу сентимент. путешествий написаны путевые заметки "Поездка из Малороссии в Грузию" ("Маяк", 1844, т. 15, кн. 30, июнь, с. 102--24).
Комедия "Столетие в лицах" в альм. "Рус. правда" (Киев, 1860; анонимно; авторство К. установлено по письму Н. В. Гербелю от 6 июня 1859 -- ГПБ, ф. 179, No 57) -- своеобразный лит. курьез: К. свел вместе героев комедий "Бригадир" и "Недоросль" Д. И. Фонвизина, "Горе от ума" А. С. Грибоедова, "Ревизор" Гоголя, представив свое "оригинальное толкование" их сути: комедия завершается гимном "Боже, царя храни" в исполнении Чацкого. В альманахе, сост. К. (см. автограф К. на экземпляре МК ГБЛ), помещены также характерные для К. рассуждения о просвещении, а также письма А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, Е. Р. Дашковой, В. А. Жуковского, Г. Р. Державина, И. И. Дмитриева и др. из собр. Н. К. Мавроди. Возможно, что в альманах вошла часть материалов, подготовленных К. для одноим. газеты, к-рую он собирался издавать в 1860 в Киеве (программа газеты -- ИРЛИ, ф. 737, No 9). В 50-е гг. назидат. тенденции публицистики К. усилились: его брошюра "О преобразованиях и улучшениях в духе свитого православия" (СПб., 1858) проповедовала необходимость воспитания страха божьего, в отсутствии к-рого К. видел гл. причину обществ, пороков; она открыла серию книжек "Совр. идеи православны ли?", пользовавшуюся покровительством церк. властей. Н. А. Добролюбов в "Современнике" высмеял поучения К. (см.: Добролюбов, IV, 284--90 и ук.). Считая, что светское образование служит лишь "помрачению здравого смысла народного", К. настаивал на религ. просвещении (см. его "Материалы для истории нашего просвещения" -- "Благовест", 1884, No 10, с. 6).
В 60-е гг. гл. темой выступлений К. становится "польск. вопрос". Стремление Польши к независимости, распространение католичества в юго-зап. губерниях России, украинофильское движение (в к-ром К. подозревал "польск. интриги") К. воспринимал как угрозу полит, единству России и идеологич. господству православия. Поддерживая антипольск. настроения, К. в роли дир. Луцкой (Клеванской) г-зии практически содействовал русификации Волын. края (см. его автобиогр. "Восп. о Волыни" -- "Вест. Зап. России", 1865, т. 1, кн. 1--2; т. 2, кн. 6).
В ст. "Последнее пятидесятилетие Польши, с 1764 по 1814 г." ("Вест. Юго-Зап. и Зап. России", 1863, т. 3, кн. 7, январь), "О соединении Польши с Россиею" (там же, 1863, т. 3, кн. 8, февр.) и "Опыт дипл. записки без лукавства и многословия" (там же, 1863, т. 1, кн. 3, сентябрь), в кн. "История Польши" (К., 1864) К. стремился исторически обосновать идею русс.-польск. единства под эгидой рус. монарха. Он принял участие в полемике по поводу преподавания в малорос. школах на укр. яз., развернувшейся в печати в кон. 50-х -- нач. 60-х гг. В ст. "Несколько слов о хохломании" ("Вест. Юго-Зап. и Зап. России", 1863, т. 1, кн. 2, август), "Письмо к издателю львовск. ж. "Мета"..." (там же, т. 2, кн. 5, ноябрь, и др.), брошюре "О зарождающейся, так называемой, малорос. литературе" (К., 1863) К., некогда восхищавшийся звучностью и красотой укр. яз., объявил его "испорченным русским", обрушился на ж. "Основа", выступил против молодой украиноязычной лит-ры и издания книг для нар. чтения на укр. яз. (в т. ч. и на "Букварь южнорусский", СПб., 1861, сост. Т. Г. Шевченко). Против либералов, "герценистов" (в "Вест. Юго-Зап. и Зап. России", 1862, т. 2, кн. 6, декабрь, с. 226--31, -- пасквиль на А. И. Герцена), полонофилов и самих поляков направлены басни К., опубл. в "Вестнике..." (отд. изд. -- "Соврем. басни", К., 1864), сб. "Новые совр. басни" (К., 1865; кн. 3, К., 1866).
В последние годы жизни свои произв. К. помещал в ж. "Благовест" (изд. с 1883 его сыном Г. И. Кулжинским в Харькове): стих. "Подражание 19-му Псалму", "Душа моя, что спиши?...", "Пасхальная песнь", "Тяжелый крест..." (1883, No 2, 6, 9, 18) и др., проникнутые напряженной религ. патетикой; статьи, в т. ч. "Наши прогрессисты. Опыт лит.-житейского исследования" (1883, No 17--21) -- обзор "прогрессивного" направления в рус. лит-ре, в к-ром дана грубая критика лит. и обществ, деятельности Н. А. Полевого, В. Г. Белинского, Гоголя и особенно Герцена и всего совр. демокр. движения.
Др. произв.: "Краткая грамматика рус. языка для благородных воспитанниц Харьков. ин-та" (X., 1832), "Речи, произнесенные в разные времена... И. Кулжинским" (М., 1837), "О значении России в семействе европ. народов" (М., 1840), "Русская книга для грамотных людей" (СПб., 1841), "Задача человеческой жизни" (СПб., 1846), "Сочинения" (ч. 1, СПб., 1850), "Рассказы из рус. истории. Сочинение для простонар. чтения" (СПб., 1853), "Курс всеобщей истории. Для среднего возраста учащихся" (ч. 1--3, СПб., 1859), "Прощальное слово старика-литератора" (СПб., 1873), "Болезни, вопли и молитвы" (М., 1871; 2-е изд., Таганрог, 1876), "Восп. старинного Чернигов, семинариста" ("Чернигов, епархиальные изв.", 1877, приб., No 7--8); Автобиография и очерки (в кн.: Г-зия высших наук и Лицей кн. Безбородко, 2-е изд., СПб., 1881), "Поездка в Москву и Петербург" ("Благовест", 1884, No 8--10), "Из истории церк.-приход, школ в России" (К., 1895).
Лит.: Пыпин А. Н., История рус. этнографии, т. 1, СПб., 1890, с. 360; С. О. Бурачок и нек-рые его письма к К. -- "Благовест", 1883, No 6--7, 9; Васильев В. А., Приключения одной книги. -- ИВ, 1887, No 12; Стрибульский С., Ист. записка о Немировской г-зии 1838--1888, Немиров, 1888, с. 49. 51, 70, прил. 1, с. 11--13; Сперанский М. [Н.], Один из учителей Н. В. Гоголя. (И. Г. Кулжинский), Нежин, 1906 (с полным списком соч. К.); Данилов В. В.,К характеристике К. и его лит. деятельности, К., 1909; Багалей Д. И., Опыт истории Харьков, ун-та (по неизд. мат-лам), т. 2, X., 1904, с. 202--03; Комаров А. И., Укр. язык, фольклор и лит-ра в рус. обществе нач. XIX в. -- "Уч. зап. ЛГУ. Сер. филологич. наук", 1939, в. 4, No 47; Иофанов Д., Н. В. Гоголь. Детские и юношеские годы. К., 1951 (ук.); Федченко П. М., Матеріали з історіи украіньскоі журналістики, в. 1 -- Перша половина XIX ст., Киів, 1959; Добровольский Л. М., Запрещенная книга в России. 1825--1904. Архивно-библ. разыскания. М., 1962, с. 46--47; ЛН, т. 22--24, с. 544; т. 58, с. 498; т. 63. кн. 3, с. 820. * Некролог; "Благовест", 1884, No 8 (Л. Игорьская). Сл ОЛРС; РБС; Брокгауз; Венгеров (Источ.; Список); Языков; Мезьер; Шевченківський словник, т. 1--2, Киів, 1976--77; Смирнов-Сокольский; Масанов (псевд. И. К. не зафиксирован).
Архивы: ИРЛИ, ф. 737, No 4776, No 23439 (мат-лы о запрещенной в 1853 кн. "Соч. И. Г. Кулжинского"); ф. 34, No 126 (письма К. к Бурачку); ЦГИА, ф. 772, оп. 1, д. 2903 и 3768; ф. 777, оп. 2, д. 67; ЦГИАМ, ф. 31 (письма К); ГПБ, ф. 179, No 57; ф. 874, оп. 1, No 11 и No 125; ЦГАОР, ф. 109, секретный архив, оп. 1, д. 1964 (выписка из письма К. В. И. Аскоченскому).
Н. В. Кузнецова.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994