Источник: Большая Советская энциклопедия. Том шестидесятый. М.: ГСЭИ "Сов. Энциклопедия", 1934. Стр. 765 -766.
OCR: В. Есаулов, декабрь, 2008.
ЦИЦЕРОН, Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero, 106--43 до хр. э.), римский оратор, политический деятель и писатель-философ, из зажиточной всаднической семьи. Ц. получил отличное образование в Риме и Греции и быстро выдвинулся как адвокат и политический деятель. Примкнув вначале к демократической партии, в своих судебных речах он нападает на приверженцев Суллы и даже на самого Суллу и с помощью своих демократических друзей добивается избрания на ряд государственных должностей. В 70-х годах Ц. одерживает крупную победу в суде, добившись осуждения пропретора Верреса, ограбившего Сицилию. Избранный благодаря этому успеху в преторы, Ц. быстро меняет политическую ориентировку; выступая впервые как политический оратор, он защищает закон Манилия о верховном командовании Помпея (см.) на Востоке. Отныне он уже приверженец консервативной партии и с ее помощью избирается консулом, выступает против демократического аграрного закона, а в конце своего консульства "разоблачает" так наз. заговор Катилииы (см.) -- приказывает арестовать нескольких видных его участников и затем, нарушая конституцию, допускает их казнь на основании одного только сенатского решения. За эти заслуги сенат преподнес Ц. титул "отца отечества", но за предание казни римских граждан без суда он уже в 58 должен был уйти в изгнание, где впрочем оставался всего один год. С этих пор Ц. отказывается от самостоятельной политики и действует как агент то Помпея, то Цезаря. В этом двояком качестве ему нередко приходится защищать на суде своих злейших врагов и выступать в сенате за крайне неприятные ему лично предложения. В 51 Ц. на время покинул Рим для управления провинцией Киликией (см.), где проявил себя хорошим и честным администратором. Вернувшись в Рим, Ц. против своего желания принимает участие в гражданской войне и после долгих колебаний становится на сторону Помпея с тем, чтобы после поражения его одним из первых перейти на сторону Цезаря. В годы правления последнего Ц. участия в политике не принимал, после убийства Цезаря выступил как непримиримый противник Марка Антония (см. Антоний Марк), громя его в своих речах (14 "филиппик") в надежде на защиту Октавиана. В этом он обманулся и в 43 был убит по требованию Антония.
Ц. был во всех отношениях характерной фигурой в эпоху разложения старого землевладельческо-республиканского общественно -политического строя (см. Рим); несмотря на свой республиканизм Цицерон как политический деятель был беспринципным политиканом, ради карьеры и удовлетворения своего тщеславия готовый на всякие компромиссы вплоть до прямой измены. Еще более беспринципен Цицерон был как адвокат, будучи готов за плату или ради карьеры защищать кого угодно и не стесняясь по одному и тому же делу выступать с совершенно противоположными утверждениями и пользоваться выдумками и прямой ложью. Но несомненно как оратор он был самым блестящим представителем римской школы, и его речи (как и его обширная переписка и философско-политические трактаты) читаются и поныне благодаря своему стилю, пре-красному, чистому языку, искусной структуре и большой последовательности. Именно поэтому его изучают в школе и до настоящего времени. Особенно увлекались Ц. в эпоху Возрождения (напр. Петрарка); в 17 и 18 вв. не было ни одной школы в Европе, где не изучали бы Ц.; им увлекались Вольтер, Монтескье, Мабли, Ж. Ж. Руссо и др.; во время Великой французской революции речам Ц. подражали Демулен, Сен-Жюст и Робеспьер. Ц.много писал на политические и философские темы, но как мыслитель он не оригинален и всецело находится под влиянием греков. Из его политических трудов важны: трактат "О государстве", в котором Ц. разбирает вопрос о "лучших" формах государства и идеализирует конституцию римской республики как гармоническое слияние демократии, аристократии и монархии, и трактат "О законах", где Ц. говорит о законах Рима как об образце для всякого законодательства. Большое значение имели в свое время его труды по философии: "О природе богов", "О пределах добра и зла", "Об обязанностях", "Тускуланские беседы". В них, правда, Цицерон еще менее оригинален; он только излагает греческих философов различных школ, касаясь гл. обр. вопросов этики, но они имели большое значение потому, что в них Ц. в популярной форме знакомил римлян с убеждениями греческих философов и приводил отрывки из них, не утратившие своего значения и поныне.
Литература:
D r u m a n n W., Geschichte Roms in seinern "Obergange von der republikanischen zur monarchischen Veriassung, Bande V und VI, Konigsberg, 1841--44;
Б у а с с ь е Г., Цицерон и его друзья, М., 1914;
А р д а ш е в П. Н., Переписка Цицерона как источник для истории Юлия Цезаря..., М., 1890;
S c h m i d t О. Е., Der Briefwechsel des M. Tullius Cicero, Lpz., 1893;
T у r r e 1 R. Y. and P u r s e r L. C, Correspondence of M. Tullius. Cicero..., 7 vis, N. Y.--L.--Dublin, 1899--1901;
З е л и н с к и й Ф., Цицерон в истории европейской культуры, в кн.: Цицерон М. Туллий, Полное собрание речей в русском переводе, Ред. Ф. Ф. Зелинского, т. I, СПБ, 1901;
Z i е 1 i n s k i Тh., Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 3 Aufl., Lpz., 1912.