Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК
Бунт. 23 января 1930 г.
Бунт. 23/1. 1930 год Русская история. Время ли Иоанна Грозного или Петра, последние ли годы до революции или то, что было после нее, -- всегда и везде: духота и своеволие.
И все люди, -- от Иоанна, через Петра, через Александру Федоровну и Александра Федоровича, к Ленину -- всегда духота и своеволие.
И мы все, отдельные русские люди, -- в нас тоже есть это страшное, этот ужас, который не отталкивает, а, пугая, влечет.
Это не безысходность, не любование своими болячками, а уверенность, что духоту и своеволие можно преодолеть, не изолировать их, не встав на какой-то чистенький камушек и оттуда пулеметами по прошлому и по настоящему.
Только изнутри, до молний в глазах и где душно до головокружения, -- оттуда можно ставить законы и пределы своеволию и духоте. Только изнутри. И нельзя смаковать русскую историю, нельзя любоваться и комбинировать. Не дано это, особенно нам, пережившим революцию.
В чем ее ценность? В том, что мы увидели все без покровов, очистились от словесных наследий и могли помимо всяких теорий задыхаться и своевольничать. Этого нельзя забыть и предать нельзя.
И не дано нам найти легкую веру, как платье по мерке. Раньше были аскетический подвиг, изнурение плоти, смирение и послушание.
Аскетика устарела, плоть усмирена, а послушание заменяем стремлением к личному Богообщению.
Все это настоящая ложь. Надо понять, что ничего не преодолено и ничего не достигнуто. Надо гнуть себя в бараний рог. Надо знать, что русское гнездо лепится из крови, грязи и пота. И носом, носом во всероссийскую кровавую лужу.
Чего я хочу? К святости стремиться не могу. К смирению, -- все оборачивается своеволием, чем смиреннее, тем напряженнее азарт своеволия. Послушание? Тоже при моем своеволии не так уже и трудно. Знай себе гнись, чтобы кости даже трещали.
Нужно другое. Нужна почти непосильная тяжесть, чтобы всегда ее грузом за спиной чувствовать.
Хорошо, что денег нет, хорошо, что работать надо, хорошо, что так тяжело разрываются нити. Если бы не было этих невозможных тяжестей, -- тогда только выть впору.
"Паруса на якоре"... Не на якоре, а балласт хороший надо на корму нагрузить. Не любоваться балластом, -- на паруса любоваться, за ними следить, но без балласта лодка будет по волнам, как дура, прыгать. Надо, чтобы корма воду черпала.
Ю.А. сказал, что и с отцом Сергием я на исповеди единоборством, наверное, занимаюсь. Это верно. Тяну за собой все свои грехи и пороки, не изменяю, не отрекаюсь, а так целиком протащить их хочу. Потому что люблю их тяжесть и без их тяжести дурею.
Пишу "Я", а можно написать "Мы". Можно еще написать "Россия". И вот поэтому отрекаться никак не приходится.
Все и до конца надо принять, -- духоту и своеволие.
ПРИМЕЧАНИЯ
Бунт. 23 января 1930 г.
Источник: рук. копия, рукой С.Б. Пиленко, 2 с. Подпись (той же рукой): М. Мария. В конце с. 2 приписка той же рукой: Примечание: За два года до монашества написано. Софья Пиленко (Арх. о. С.Т.).
...через Александру Федоровну... -- Речь идет о российской императрице Александре Федоровне, супруге последнего российского императора Николая II, урожденной Алисе-Виктории-Елене-Луизе-Беатрисе Гессен-Дармштадской (1872-1918). В предреволюционные годы императрица вызывала стойкую антипатию у либеральной общественности, необоснованно считавшей ее сторонницей сепаратного мира с Германией и не простившей ей того влияния, которое через нее имел на Николая II Г.Е. Распутин. В 1918 г. расстреляна большевиками вместе со всей царской семьей, в 2000 г. причислена Русской православной церковью к лику святых-страстотерпцев.
...и Александра Федоровича... -- Речь идет об А.Ф. Керенском, о нем см. примеч. на с. 706.
Нужна почти непосильная тяжесть, чтобы всегда ее грузом за спиной чувствовать. -- Ср. в письме Е.Ю. Кузьминой-Караваевой к A.A. Блоку от 27 ноября 1913 г.: "В каждый круг вступая, думала о Вас и чувствовала, что моя тяжесть Вам нужна, и это была самая большая радость. А тяжести я ищу" (ММ, К-К, 2012. С. 438).
Ю.А. сказал, что и с отцом Сергием я на исповеди единоборством, наверное, занимаюсь. -- Возможно, речь идет о кн. Ю.А. Ширинском-Шихматове (о нем см. примеч. на с. 754), полемика с ним продолжилась затем в основанном Ширинским-Шихматовым в 1932 г. Пореволюционном клубе, в то время могла вестись на собраниях редакции газеты "Дни", где оба принимали участие. Но вероятнее всего, что С.Б. Пиленко ошиблась при расшифровке рукописи и что в оригинале стояло "H.A.": Николай Александрович Бердяев был одним из ближайших друзей матери Марии.
Отец Сергий Булгаков был духовным отцом матери Марии, об их взаимоотношениях см.: Емельянова Т.В. "Руководитель, друг, отец...": мать Мария Скобцова и прот. Сергий Булгаков // Вестник РХД. 2001. No 182. С. 45-63.