Лабрюйер Жан
Жан де Лабрюйер: биографичексая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   ЛАБРЮЙЕР Жан [Jean de la Bruyére, 1645--1696] -- французский писатель, отнесенный к числу "великих классиков". Происходил из мелкобуржуазной семьи, был адвокатом, чиновником, сделался с 1684 гувернером внука принца Кондэ. В 1693 избран в Академию. В Шантийи (дворце Кондэ) перед глазами Л. прошли все замечательные в каком-либо отношении представители феодальной аристократии и крупной буржуазии, послужив материалом для единственной книги Л. "Les Caractéres de Théophraste, traduits du grec, avec les Caractéres et les Mœurs de ce Siécle", 1688 (русск. пер. -- Характеры и нравы этого века). При жизни Лабрюйера вышло 9 изданий, постепенно дополнявшихся автором. Ни замысел, ни форма этой книги не были новшеством в век "афоризмов", "максим", "мыслей" и "характеристик". И тем не менее книга Л. -- вместе с книгой Ларошфуко ("Максимы", изд. 1-е, 1665) -- пережила свое время, потому что автор глубже и ярче других отразил свою эпоху в качестве представителя буржуазной интеллигенции. Л. выдвинул те проблемы, которые в XVIII в. стала разрешать просветительная философия. Так, в своих заметках о "вельможах", "героях" и "детях богов" (имеются в виду принцы) Л. уже намечает вопрос о социальном неравенстве, выражающемся в том исключительно привилегированном положении, в каком аристократия XVII в. находилась по сравнению с "обыкновенными людьми", например: "Дети богов, так сказать, извлекают себя из правил природы и являются как бы исключением. Они не ждут почти ничего от времени и лет. Заслуги у них предшествуют возрасту. Они рождаются образованными, они становятся совершенными людьми скорее, чем обыкновенные люди успеют выйти из детства". Труд Л. отмечен кроме того ярким талантом писателя, набрасывавшего сжато и выпукло формулы целых произведений под видом характеристики того или иного типа: все "характеры" Лабрюйера живут, действуют, движутся под его пером, и им недостает только "большой формы", чтобы превратиться в драму, роман. Несмотря на верность классической поэтике, Л. настолько реалистичен в обрисовке деталей и черт, что современники не верили в "отвлеченность" его характеристик и пытались угадывать в них живых людей. Несомненно, Л. отчасти списывал свои портреты с реальных лиц, и такие "типы", как "Эмиль", "Стратон", "Менипп", "Памфиль" и др., прикрывают Кондэ, Лозэна, Вильруа, Данжо и др., но многие образы Л. имеют и собирательное значение, как это давно уже установилось в лит-ре классицизма и по традиции передавалось дальше (в русской лит-ре типы сатир Кантемира -- сколки с "характеров" Л.).
   Круг интересов и наблюдений Лабрюйера замкнут "двором и городом": вельможи и богачи, аристократическое общество и светский разговор -- наиболее удачные темы его зарисовок. При этом следует заметить, что люди или различные явления общественной жизни зарисовываются Л., так сказать, со стороны их внешности; Л. не стремится, подобно Паскалю или Ларошфуко, проникнуть в тайники человеческой психики, его скорее "привлекает внешний вид наших страстей", "внешняя физиономия" человека. В этом специфичность изобразительной манеры Л., фиксирующей живописные детали явлений, которые затем связываются в картины, поражающие своей исключительной выразительностью. Стиль и яз. Л., признанные образцами классицизма, как бы предвосхищают своей краткостью фразовую конструкцию в литературе века Просвещения (в этом отношении интересны афоризмы Л., напр.: "Ханжа -- это тот, кто при короле-атеисте стал бы атеистом", или -- "Источник заблуждений в политике состоит в том, что думают только о себе и настоящем", и т. п.). Книга Лабрюйера оказала огромное влияние на все европейские лит-ры и переведена на все языки (на русский дважды -- в 1812 и в 1890).

Библиография:

   I. Характеры и нравы этого века, перев. П. Д. Первова, с предисл. Прево-Парадоля и Сент-Бёва, СПБ, 1890; Исторические искатели приключений (Страсбургская эпопея), СПБ, 1905; Избранные мысли, с предисловием Л. Н. Толстого, М., 1908; Œuvres, nouv. éd. par G. Servois, 3 vv., 1865--1878.
   II. Allaire E., La Bruyére dans la maison de Condé, 1886; Pellisson M., La Bruyére, 1896;
   Lee E., La Bruyére et Vauvenargues, 1903; Morillot P., La Bruyére, 1904; Lange M., La Bruyére, critique des conditions et des institutions sociales, 1909.
   
   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 11--13.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-0111.htm

II.

   ЛАБРЮЙЕР (La Bruyére), Жан де (16.VIII.1645, Париж, -- 10.V.1696, там же) -- франц. писатель, сатирик-моралист. Чл. Франц. академии с 1693. Выходец из бурж.-чиновничьей среды. Получил юридич. образование. Близость к высшему аристократич. кругу дала Л. богатый материал для наблюдений над нравами знати, к-рые легли в основу его кн. "Характеры или нравы нашего века" ("Les caractéres ou les mœurs de ce siécle", 1688; переизд. при жизни автора девять раз с большими доп.). Следуя классич. традиции, Л. избрал в качестве образца соч. древнегреч. моралиста Теофраста "Характеры", к-рое он поместил в нач. своей книги. Однако перевод этот служит лишь ширмой для гораздо большего по объему приложения -- самостоятельной сатирич. характеристики нравов совр. франц. общества. В отличие от чисто психологич. зарисовок Теофраста ("о скупости", "о лести", "о тщеславии" и т. п.), Л. строит свои характеристики, исходя из обществ. положения изображаемых типов ("о городе", "о дворе", "о вельможах", "о церкви" и др.). Он гневно обличает развращенную придворную знать, корыстных служителей церкви, разбогатевших бурж. выскочек. Сравнивая два полюса совр. общества -- аристократов, "творящих одно лишь зло", и народ, "приносящий пользу и добро", Л. заключает: "Если нужно выбирать, я не колеблюсь, я хочу быть народом". Противопоставляя феод.-иерархич. принципу привилегий личное достоинство человека, Л. рисует приниженное положение третьесословного интеллигента. Эти взгляды Л. до известной степени предвосхищали идеологию Просвещения. Выступая в защиту религии против "вольнодумцев", Л. вместе с тем резко осуждает ханжество и назойливое вмешательство церкви во все области жизни. Л. -- единственный из франц. писателей эпохи классицизма, давший правдивую картину нищеты крестьян, резко контрастирующей с роскошью высших слоев общества.

0x01 graphic

Портрет работы Н. Ларжильера.

   По своим лит. взглядам Л. -- последоват. классик, занявший в "споре древних и новых" сторону древних. В иск-ве обобщенной социально-психологич. характеристики он выступает, с одной стороны, учеником Мольера, с другой -- продолжателем Б. Паскаля и Ф. де Ларошфуко в жанре афористич. публицистики. В рус. лит-ре традиции Л. нашли отражение в творчестве А. Д. Кантемира и Д. И. Фонвизина. А. С. Пушкин цитирует его описание жизни франц. крестьян в "Путешествии из Москвы в Петербург".

Сочинения:

   Œuvres, 3 éd., P., 1922 ("Grands écrivains de la France");
   Œuvres complétes, P., 1962;
   в рус. пер. -- Характеры или нравы этого века, пер. П. Д. Первова, СПБ, 1889;
   Характеры, или нравы нынешнего века, [вступ. ст. Т. Г. Хатисовой], М. -- Л., 1964;
   Избр. мысли Лабрюйера с прибавлением избр. афоризмов и максим Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье, (предисл. Л. Н. Толстого), М., 1908.

Литература:

   История франц. лит-ры, т. 1, М. -- Л., 1946, с. 571--75;
   Хатисова Т. Г., "Характеры" Лабрюйера. (Творч. история), в сб.: Вопросы творч. истории лит. произв., [Л.], 1964, с. 51--76;
   Morillot P., La Bruyére, P., 1904;
   Lange M., La Bruyére critique des conditions et des institutions sociales, P., 1909;
   Michaut G. M. A., La Bruyére, P., 1936;
   Richard P., La Bruyére et ses caractéres, P., 1955.

Н. А. Сигал.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 3: Иаков -- Лакснесс. -- 1966. -- Стб. 955.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-9551.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru