Лазаревский Иван Иванович
Из художественной летописи

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Текст издания: журнал "Русская Мысль", кн. X, 1908.


   

Изъ художественной летописи.

   Нѣсколько лѣтъ тому назадъ первый дамскій художественный кружокъ предпринялъ въ высшей степени симпатичное и по существу важное изданіе народныхъ художественныхъ картинокъ. Несмотря на скудость средствъ кружка, большей частью идущихъ на художественно-благотворительныя дѣла, и на то, что трехтысячная субсидія, полученная, кажется, изъ министерства финансовъ, не давали возможности широко поставить предпріятіе, первый выпускъ народныхъ художественныхъ картинокъ, несмотря на многія шероховатости, вышелъ достаточно интереснымъ.
   Жаль только, что въ числѣ приглашенныхъ къ этому дѣлу художниковъ не всѣ были вполнѣ пригодны для труднаго дѣла составленія народныхъ картинокъ, но и среди нихъ были люди, любовно отнесшіеся къ порученной имъ задачѣ, и они со вниманіемъ выбирали и разрабатывали сюжеты, и лучшей печатнѣ Петербурга было поручено приготовить эти картинки. Критика почему-то обошла совершеннымъ молчаніемъ это начинаніе дамскаго художественнаго кружка, хотя въ данномъ случаѣ были бы особенно важны цѣнныя указанія компетентныхъ лицъ. Первый выпускъ народныхъ художественныхъ картинокъ имѣлъ успѣхъ и довольно быстро разошелся, причемъ картинки продавались по гривеннику штука, а также и цѣлыми тетрадями по десяти картинокъ. Несмотря на хорошій результатъ, получившійся отъ перваго опыта, дамскій художественный кружокъ никакъ не можетъ приступить къ изданію второго выпуска, въ виду того, что субсидіи получить трудно, а только со своими средствами кружокъ положительно не можетъ приступить къ дѣлу.
   Недавно промелькнуло извѣстіе о томъ, что группа нашихъ молодыхъ художниковъ, преимущественно изъ участниковъ "весенней" академической выставки и выставокъ "новаго общества художниковъ", рѣшила въ скоромъ времени приступить къ изданію народныхъ художественныхъ картинокъ и широко поставить это дѣло. Такое начинаніе надо искренне привѣтствовать. Художественныя народныя картинки имѣютъ громадное культурное значеніе для нашего простого народа. Съ тому же онъ въ продолженіе многихъ и многихъ лѣтъ со времени появленія грошовыхъ, въ массахъ печатавшихся литографій, хромолитографій и олеографій, уродовалъ свой художественный вкусъ. Въ настоящее время народныя картинки почти исключительно изготовляются въ Москвѣ въ знаменитыхъ издательствахъ Никольской улицы; въ этихъ картинкахъ нѣтъ и тѣни дѣйствительнаго искусства, весь эффектъ подобныхъ листковъ заключается въ яркихъ краскахъ, грубыхъ и всегда нелѣпыхъ сюжетахъ съ безграмотными и плоско неостроумными подписями {Намъ кажется, что авторъ просмотрѣлъ успѣхи, достигнутые и т. н. "лубочными" издательствами. Не слѣдуетъ забывать, что фирма И. Д. Сытина вначалѣ тоже была "лубочной". Прим, ред.}. И простой народъ начинаетъ уже гнушаться этими отталкивающими произведеніями Никольскихъ издательствъ, ищетъ болѣе художественныя картинки и, когда въ рѣдкихъ случаяхъ находитъ, то быстро раскупаетъ весь запасъ деревенскаго торгаша. И какъ легко будетъ вытѣснить съ современнаго рынка московскія народныя картинки, ярко показываетъ примѣръ изданія молодымъ художникомъ Разваловскимъ, энергично устраивающимъ ежегодныя передвижныя художественныя выставки по селамъ и мѣстечкамъ юга Россіи, артистически исполненныхъ открытыхъ писемъ, на которыхъ воспроизводилось наиболѣе интересное изъ выставленнаго; на эти открытки, которыя Разваловскій пустилъ по самой низкой расцѣнкѣ, со стороны простого народа былъ такой спросъ, что художникъ едва-едва смогъ его удовлетворить, да и то не вездѣ, такъ какъ запасы его были весьма ограничены. И въ тѣхъ селахъ, посадахъ и мѣстечкахъ, гдѣ побывалъ Разваловскій и гдѣ онъ устраивалъ продажу своихъ открытокъ, почти совершенно прекратилась продажа картинокъ московскаго производства. Мнѣ передавали, что Разваловскій на второй годъ издательства сильно увеличилъ число открытокъ и опять-таки расторговался безъ остатка, и снова многихъ требованій не пришлось удовлетворить; онъ могъ только пообѣщать привести достаточное число на будущій годъ. Тутъ не безынтересно кстати вспомнить, что наша академія художествъ не нашла возможнымъ удовлетворить ходатайство Разваловскаго о пустячной субсидіи въ полторы тысячи рублей. Непонятно, чѣмъ руководилась академія, отказывая въ субсидіи Разваловскому. А вѣдь художникъ представилъ академіи подробный отчетъ, изъ котораго было ясно видно, какіе серьезные художественно-культурные результаты дали его выставки и изданіе дешевыхъ репродукцій выставляемаго.
   Но возвращусь къ народнымъ картинкамъ. Если группа молодыхъ художниковъ энергично примется за дѣло, то результаты получатся скорые и блестящіе. И Россія сможетъ стать въ этомъ отношеніи на первое мѣсто. Въ Европѣ въ настоящее время народныхъ картинокъ нѣтъ въ томъ смыслѣ, въ которомъ онѣ понимаются у насъ. Извѣстный изслѣдователь русской гравюры и русской лубочной картинки Д. А. Ровинскій указываетъ, что въ Европѣ картинки для народа дѣлаютъ хорошіе мастера (въ Германіи они дѣлали ихъ и въ болѣе раннее время) и отличаются они отъ "барскихъ" картинокъ только упрощеннымъ способомъ ихъ выдѣлки, печатаніемъ на болѣе дешевой бумагѣ и крайней своей дешевизной, которая, несмотря на художественное достоинство этихъ картинокъ, дѣлаетъ ихъ вполнѣ общедоступными. Только въ католическихъ странахъ, преимущественно во Франціи и Италіи, еще можно найти на деревенскихъ рынкахъ и ярмаркахъ отвратительно плохія картинки духовнаго содержанія, которыми снабжается и до сего времени тамошнее простонародье. Что касается сюжетовъ народныхъ картинокъ на Западѣ, то тамъ держатся совершенно правильнаго взгляда, что народу можно показывать все безъ особаго выбора, лишь бы это было дѣйствительно художественно и понятно для него. По моему глубокому убѣжденію это единственно правильный взглядъ. Глубоко ошибочно какъ для народныхъ художественныхъ картинокъ, такъ и для народныхъ выставокъ картинъ дѣлать особый подборъ произведеній, какъ то замѣчается, къ сожалѣнію, у насъ, и давать предпочтеніе картинамъ историческаго содержанія передъ пейзажными и т. д. Воспитывать вкусъ народный надо всяческими произведеніями искусства, ибо истинная красота и художественность понятна каждому, и не все ли равно въ пейзажѣ, жанрѣ или историческомъ сюжетѣ вылились онѣ.
   Но вотъ о чемъ не вспомнитъ никто изъ лицъ, желающихъ заняться изданіемъ народныхъ художественныхъ картинокъ,-- это объ истинно народной старинной лубочной картинкѣ, въ которой, на-ряду съ условностями и наивностью рисунка или раскраски, много столь художественнаго, своеобразнаго и оригинальнаго. Кромѣ того, эти народныя картинки представляютъ собой значительный историческій интересъ. По нимъ мы узнаемъ, чему и какъ учился русскій человѣкъ стараго времени и что читалъ онъ, какое мѣсто въ его домѣ занимала женщина, чему онъ вѣрилъ и гдѣ молился и какъ веселился онъ, гулялъ или пировалъ. И той группѣ нашихъ молодыхъ художниковъ, которая предполагаетъ приступить къ изданію народныхъ картинокъ, слѣдовало бы обратить и на это серьезное вниманіе.
   Этимъ художникамъ, какъ видно, открывается широкое поприще и имъ не могутъ быть страшны матеріальныя затраты, несмотря на то, что они начинаютъ на свои небольшія средства (откуда у художниковъ и могутъ быть большія средства); затраченный ими капиталъ вернется быстро, ибо потребность въ художественныхъ картинкахъ въ нашемъ простомъ народѣ гораздо большая, чѣмъ то предполагаютъ городскіе знатоки народа.

Ив. Лазаревскій.

"Русская Мысль", кн.X, 1908

   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru